"Дети и деньги. Экономическое воспитание. Вопросы социальной адаптации"
Разработка родительского собрания
Автор: Сотник Людмила Юрьевна, социальный педагог, КГКОУ "Лесосибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского", Красноярский край, г. Лесосибирск
В раздел основное полное образование
Дети и деньги. Экономическое воспитание.
Вопросы социальной адаптации.
Сотник Людмила Юрьевна, социальный педагог КГКОУ «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского» Цель: Рассмотреть наиболее проблематичные вопросы экономического воспитания детей, вопросы домашней экономики и проанализировать основные составляющие семейного бюджета.
Задачи:
Рассмотреть понятие экономического воспитания ребенка, Обозначить важность правильного ведения семейного бюджета, Рассмотреть роль каждого члена семьи при ведении домашней экономики, Рассмотреть способы ведения семейного бюджета.
Оборудование и материалы:
блокнот для флипчарта проектор.
Ход собрания
1.
Успешность, ее признаки. Что нужно, чтобы быть успешным?
10 признаков успешного человека, по мнению немецких специалистов: 1. Сотовый телефон. 2. Визитная карточка. 3. Искусство разговора. 4. Имена. 5. Экипировка. 6. Язык тела. 7. Умение слушать. 8. Ежедневник.
9. Ментол. 10. Всегда наизготове. В обыденном сознании происходит дифференциация понятий «успех» и «успешность». В понятии «успех» фиксируются, скорее, объективные достижения в конкретной деятельности и в жизни в целом, а понятие «успешность» отражает субъективное переживание и условия достижения успеха. При этом в качестве условий достижения успеха для большинства испытуемых выступают личностные, а не внешние ресурсы. Идеальный успешный человек в представлении других людей обладает такими признаками, как: целеустремленность, общительность, ум, материальная обеспеченность, ответственность. Для успешного человека характерны: материальная обеспеченность, семья, карьерный рост, достижение поставленных целей, престижная работа, высокий социальный статус, статус руководителя предприятия, свой бизнес. А как добиться успеха в жизни? Как стать успешным? Давайте сейчас вспомним пословицы о труде и о деньгах? Деньги любят счёт. За свой грош везде хорош. Без копейки рубля не бывает. Копейка рубль бережёт. Богатство разум рождает. Долг платежом красен. Долго спать-с долгом встать. Денег куры не клюют. И слова не скажи, только грош покажи. Денежка дорожку прокладывает. Захочешь добра- посыпь серебра. Тот мудрён, у кого карман ядрён. С деньгами мил, без денег постыл. Есть грош, так будет и рожь. Копейка обоз гонит. Денежка - не Бог, а бережёт. Денег наживёшь - без нужды проживёшь. Деньга и камень долбит.
Лишние деньги - лишняя забота. Через золото слёзы льются. И то бывает, что и деньгам не рад. Деньги, что каменья - тяжело на душу ложатся. Будешь богат, будешь и скуп. Что милей ста рублей? - Двести. Не хвались серебром, хвались добром. Без денег сон крепче. Меньше денег - меньше хлопот. Без нужды живёт, кто деньги бережёт
2. Экономическое воспитание. Тактика ознакомления детей с
финансовой стороной жизни.
Как учить ребенка денежной экономии? Всем известно, что деньги в нашей повседневной жизни играют одну из важнейших ролей. Это и проблемы доходов - где взять столько денег, чтобы хватило для удовлетворения потребностей всех членов семьи, в особенности детей, и проблемы расходов: денег, сколько бы их ни было, все равно не хватает, куда они деваются? Если у нас, взрослых, планировать расходы еще с горем пополам иногда получается, то как научить этому детей? Как решить проблему детского воровства? Как научить детей управлять деньгами разумно? Экономическая адаптация - это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений. Для того, чтобы экономическая адаптация прошла успешно, необходимо, чтобы ребенок был правильно экономически воспитан, то есть умел правильно распоряжаться деньгами. Экономическое воспитание ребенка происходит через пример родителей, правильно подходящих к распределению семейных ресурсов, четко планирующих и учитывающих доходы и расходы. Вопросом, когда нужно приучать ребенка к деньгам, задается каждый родитель. С одной стороны, не хочется казаться любимому чаду алчным человеком. С другой стороны, хочется, чтобы ребенок знал цену деньгам и не вырос неблагодарным потребителем. Тактику ознакомления детей с финансовой стороной жизни все выбирают разную, но есть общие моменты, способствующие формированию у малышей правильного восприятия денег. Некоторые мамы и папы уже для 2-3-летнего малыша заводят копилку. Казалось бы, мера разумная: перебирая в руках монетки, ребенок учится обращаться с деньгами. Когда он осознает, что может самостоятельно купить
на собственные средства лакомство или игрушку, формируется чувство собственного достоинства. Однако, будьте готовы к грандиозным истерикам: из-за того, что каждый день малыш захочет поиграть c копилкой, из-за того, что в ней мало денег, из-за того, что мелочь звенит у вас в кармане, а в копилку вы ее не кладете… Кроме того, маленькие дети так и норовят отправить монетки в рот, поэтому заводить копилку в раннем возрасте нецелесообразно. А вот 5-6 лет – возраст первых «личных» денег. Ребенок может получать их на День рождения и Новый год от родственников или ему будут выдавать небольшую сумму с очередной зарплаты родители. Предложите малышу подумать, на что он хочет потратить деньги из копилки. Не ругайте кроху, если он сразу же оставит все накопления в игрушечном магазине. Это его капитал, и ребенок вправе распоряжаться им по своему усмотрению. Откуда берутся деньги? Очень важно, чтобы у малыша не сформировалось потребительское отношение к деньгам. Совершите с крохой экскурсию к себе на работу. Объясните ребенку, какие обязанности вы выполняете, за что именно получаете зарплату. Поговорите о том, как люди разных профессий зарабатывают деньги, что делают на работе строители, водители, продавцы. Пусть малыш принимает участие в семейном планировании предстоящих расходов. В 7 лет ребенок уже сам должен решать, что купить ему в школьном буфете. К этому моменту он сам должен уметь делать выбор, понимать, что такое сдача, как правильно попросить о необходимой ему вещи. Этот возраст еще и подходящий момент объяснить ребенку, что такое долг, и что его необходимо отдать обязательно и вовремя. От 12-14 лет – время, когда ребенок не только умеет оперировать деньгами, но и может начать сам их зарабатывать. Это может быть и официальное трудоустройство с 14 лет и мелкая помощь соседям и знакомым. Важно то, что подросток, помимо того, что начинает понимать, что такое настоящая «цена» денег, еще и вырабатывает в себе чувство ответственности. Давайте сейчас поделимся на 2 группы. Одна группа должна подумать и назвать плюсы наличия карманных денег, а другая назвать минусы наличия карманных денег.
Минусы наличия карманных денег
у детей
Плюсы наличия карманных денег
у детей
1. Пустая трата денег на бесполезное. 2. Деньги балуют. 3. Не знают цену деньгам. 4.Требование денег за выполненную работу. 1.Умение разумно распоряжаться денежными ресурсами 2.Знает цену деньгам 3.Учить разумно тратить деньги; 4.Самостоятельность в принятии
5. Шантаж, желание торговаться. решения о выборе покупки 5.Деньги придают уверенность в себе, независимость
Минусы наличия карманных денег у детей.
1. Противники карманных денег полагают, что, пока ребёнок мал, всё необходимое ему покупают родители. Сам он не может сделать правильный выбор, потому надо избавить его от этой ответственности. 2. Более того, имея деньги, ребёнок постепенно станет капризным, избалованным, не способным сдерживать свои желания. 3. Уметь общаться с деньгами детей нужно учить, но для этого не обязательно начинать с карманных денег. Можно просто давать ребёнку поручение что – то купить. 4. Не стоит увлекаться играми в товарно – денежные отношения внутри семьи. Если это станет системой, то у ребёнка вряд ли разовьётся способность бескорыстной помощи другим людям. Практика показывает, что ребёнок отказывается «просто так» помогать даже близким людям. 5. Также ребёнку может показаться, что выдаваемой суммы ему недостаточно, и он начнёт торговаться. Это может быть явный или скрытый шантаж с его стороны.
Плюсы наличия карманных денег у детей
1. Дети, которых приучают пользоваться деньгами, поощряют поиски самостоятельного заработка, посвящают в финансовое положение семьи, в зрелом возрасте более разумно распоряжаются своим доходом. 2. Приучается знать цену деньгам. Родители могут воспитать в детях бережливость, экономию, либо обратные качества (расточительность, высокомерие). 3. Давая деньги, нужно учить пользоваться ими разумно. 4. Наличие карманных денег создаёт возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Ограниченность суммы вынуждает его определить приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств. Это приучает к терпению, к планированию расходов. 5. Карманные деньги придают детям уверенность в себе. Школьник, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя «почти взрослым». А сейчас давай те так же в группах ответим на вопросы, которые написаны на карточках.
- Нужно ли давать ребёнку деньги за то, чтобы он сделал уборку в доме? (Нет. Сделать уборку, помыть посуду – часть наших повседневных обязанностей. Заплатите ребёнку раз и вы вряд ли дождётесь добровольной помощи по дому – он начнёт требовать оплаты вне зависимости от вида домашней работы) - Нужно ли давать ребёнку деньги за отметки в школе? (Нет. Учёба - это, конечно, труд. Но это ещё и время определить – в каком направлении развиваться, совершенствоваться. Ребенок, поставленный в зависимость от денег, не может, не успевает ничего совершенствовать. Он ходит в школу не ради знания, а ради оценки, «на заработки») - Нужно ли требовать отчёта о потраченной сумме? (Нет. Часто родители волнуются, что дети потратят деньги на что-то плохое. Недоверие сильно ранит. Лучше вовсе не давать ребёнку карманных денег, чем отравить его жизнь постоянными подозрениями о том, что он купил что- то запретное). - Нужно ли играть в игры с деньгами, чтобы научить ими пользоваться? (Настоящие деньги-это серьёзно. И отношение к ним должно быть серьёзное. Играть в деньги – нельзя) Анализируя ситуации, мы с вами пришли к выводу, каких ошибок следует избегать, давая ребёнку деньги на карманные расходы. Хочется добавить одно, и в этой ситуации важен личный пример. Это самое интересное и трудное. Дети наблюдают, что мы говорим о деньгах, как распоряжаемся денежными средствами. И они берут с нас пример. Нам всегда следует помнить: деньги – только средство. Кроме денег в жизни есть много прекрасного, что невозможно купить.
3.
Дети, деньги и воровство.
Представьте ситуацию, когда мальчик Ваня взял без спроса конфету из шкафчика другого ребенка…, Даша положила чужую игрушку в карман своей куртки, Воспитатели недоумевают, родители - в шоке! Случаи детского воровства, к сожалению, не редкость. Часто причина детского воровства - незнание «правил игры». Ребенок может ничего не знать о назначении денег, о том, что они имеют определенную ценность, что их количество ограниченно, что они
кому-то принадлежат. Для ребенка нормально, естественно пользоваться вещами, которые находятся в его доме. «Мое», «чужое», «наше», «твое», - эти понятия в его сознании достаточно размыты. Ребенок самостоятельно достает из холодильника еду, берет и одевает свои вещи и т.д.: он знает, что дом часть его жизни, а он член семьи, но в тоже время существуют и определенные ограничения, связанные с тем, что ребенок еще не может адекватно пользоваться некоторыми вещами. Ценность вещей постигается ребенком только с возрастом. Если родители никогда не рассказывали детям, на что тратятся деньги в их семье, сколько их в доме, как они зарабатываются, то ребенок абсолютно без задней мысли может, найдя в шкафу кошелек, взять и употребить его содержимое по своему усмотрению. Родители не должны впадать в панику из-за этого. Задача родителей - не отругать и пристыдить, а помочь ему разобраться в тех вещах, о которых он, в силу своего возраста, имеет слабое представление. 4.
Тест для родителей «Ребёнок и деньги»
Проверьте себя! Как в вашей семье обстоит дело с обсуждаемой проблемой? Для ответа на этот вопрос поможет наш маленький тест.
1. Если ребёнок просит меня купить что – то недорогое, я покупаю.
Всегда – 3. Иногда – 2. Только если он этого заслуживает – 1.
2. Я хочу, что бы мой ребенок ничем не отличался от сверстников. Если
ее одноклассница ходит в новом дорогом платье, я в лепешку расшибусь,
но куплю такое же.
Обязательно – 3. Подумаю, могу ли себе позволить такую покупку – 2. Обойдётся – 1.
3. Дочь однажды заявляет маме: «Себе ты купила босоножки за две
тысячи, а мне всего за 500 рублей!»
Конечно, мама не права – 3. Если мама хочет, она может покупать себе любимые вещи главное, что бы семья тоже не страдала – 2. Какая негодяйка, да как она смеет так говорить?–1.
4. Сын возмущается, что родители купили новый холодильник, а он по–
прежнему обходится без компьютера.
Родители – жадюги. Мальчику нужно играться столько, сколько он захочет – 3. Если семье нужен большой холодильник, то парень должен это понять—2. Пускай идет разгружать вагоны и покупает себе хоть «Мерседес» – 1.
5. Карманные деньги детям необходимы.
Всегда – 3. Если они не могут зарабатывать сами – 2. Обойдутся! Все, что им нужно, купят родители. С голоду не помрут! – 1.
6. Я трачу на ребенка столько, сколько могу
Всегда – 3. Не балую, в день рождения и на Новый год подарки получает, а в другое время – пусть заслужит – 2. Сыт, обут, одет. Остальное – мелочи – 1.
Итак, вы набрали:
От 12 до 18 очков.
Осторожней! Вы вконец забаловали свое дитя! Не стоит так часто покупать ему то, что он хочет, а уж тем более позволять ему обсуждать ваши личные покупки. Он не смеет в это влезать, и обсуждать с ним правомерность покупок совершенно ни к чему.
От 6 до 12 очков.
Золотая середина. вроде все по делу, ваш ребенок не избалован, но и не заброшен вниманием и заботой. Продолжай в том же духе!
От 1до 6 очков.
Ну, вы перебарщиваете! Строгость строгостью, но держать ребенка в «черном теле» не нужно. Он может возненавидеть вас, заработать кучу комплексов, да просто вырасти очень жадным и злым человеком. Помните, что доброта и ласка, проявленные в том числе и в подарках, - прекрасный воспитательный прием. Нужно только следить за тем, чтобы этот приём применялся вовремя.
5. Понятие семейного бюджета, задачи, цели. Алгоритм
составления, способы ведения семейного бюджета.
Семейный бюджет
– финансовый план, который представляет собой список статей доходов и расходов с установленными ограничениями. Как вы относитесь к вопросу экономического обоснования семейного бюджета? Ведете ли вы семейную бухгалтерию?
Основная задача при составлении бюджета
– правильно распределить ожидаемые доходы за будущий период по расходным статьям. Надо сказать, что в нас заложено определенное пренебрежение к учету финансов. Подсознательно мы продолжаем считать, что деньги считают
только скупердяи, в памяти немедленно всплывает строчка «там царь Кощей над златом чахнет». А времена, между тем, меняются: деньги теперь – это не только время, но и определенные возможности. Поэтому придется огорчить спонтанных натур, привыкших то тратить, то затягивать пояса. Для того, чтобы найти подходящий способ планировать свой бюджет, придется записывать все свои расходы. В этом нет ничего мелочного или позорного. Это основа любой бухгалтерии. В том числе и семейной. Давайте вспомним, что желают невесте в день свадьбы: Предоставь мужу почётную обязанность - зарабатывать деньги, а самую тяжёлую и трудоемкую - ведение семейного бюджета, - возьми на себя. То есть, очень важен для семейного счастья правильный бюджет. Этот вопрос - кто в семье должен вести семейный бюджет? - думаю, многие люди задавали себе не раз. Кто должен вести семейный бюджет, муж – как главный добытчик, жена – как хранительница домашнего очага, совместно – так как семейный бюджет касается всех? Он должен быть раздельный или совместный? Примерно такие вопросы задают себе люди при планировании семейного бюджета. И сразу к делу, главное, что мы все должны понять – нет общих или конкретных ответов на приведенные выше вопросы. В ведении домашних финансов много различных нюансов и вариантов. Важно то, что ведение семейного бюджета должно быть удобно, понятно, и устраивало всех членов вашей семьи, и детей в том числе. Не важно кто ведет семейный бюджет, главное, чтобы при этом все были довольны. Часто можно услышать различные мнения по этому вопросу: Мол, женщинам нельзя деньги вообще доверять! Или, мужики все пропивают – им деньги нельзя доверять! И т. п. Как вы считаете? Просто люди, все, и женщины и мужчины разные, у каждого свой склад характера, у каждого что-то получается хорошо, а что-то плохо и наоборот, кто-то может нести ответственность, кто-то её не очень любит. Поэтому, решение должно приниматься совместно, о том кто и как будет вести семейный бюджет. Например, муж расположен к несению всей полноты ответственности, жена любит больше заниматься детьми, и не хочет связываться с деньгами. Ну и, пожалуйста, пускай тогда супруг ведет домашнюю бухгалтерию. Или по другому, жена занимает важный пост на работе и легко справляется с повышенной ответственностью, а муж работает слесарем и не любит брать на душу лишнее. Ну и, пожалуйста, тогда жена пусть берет управление домашними финансами в свои руки. Еще раз хочу
сказать, главное, что бы это устраивало всех членов семьи. Если к этому не стремиться, то обязательно возникнут конфликты различного рода.
Следовательно:
Сама структура домашних финансов так же должна быть одобрена всеми сторонами. Должны быть определены все статьи расходов. Важный момент в статьях расходов следующий: у каждого члена семьи должны быть личная часть расходов. Та часть, которой он может распоряжаться лично, не советуясь с остальными членами семьи. Человеку всегда видней чего он хочет, без чего ему ну никак не обойтись, у него должна быть возможность позволить себе маленькие слабости. Если, такой статьи расходов не будет в вашем бюджете, то тогда у вас в семье «заведутся» различного рода «заначки», или поиск денег где только вздумается (для детей, как вариант, - воровство). Людям всегда необходимы личные расходы, просто деньги на это будут тратиться из других статей. А «заначки», я лично не понимаю, для меня понятней, когда все прозрачно без утаек.
Бюджет должен быть открытым.
Вся семья должна принимать участие в обсуждении всех статей расходов и доходов. Итак,
цели составления бюджета:
1. Контроль над финансовым положением семьи 2. Достижение поставленных финансовых целей (квартира, машина, образование детей, пенсия, отдых) 3. Уменьшение незапланированных и ненужных расходов 4. Осознанное планирование будущих покупок 5. Формирование внутренней финансовой дисциплины
«Обмен опытом»
Как же вести семейный бюджет разумно? Экономно, не попадая в минус, планируя расходы? Кто может поделиться своим успешным опытом? ………(записи в блокноте) Замечательно! Теперь давайте всё «разложим по полочкам».
Обобщение собранного материала
Начинать надо с записи всех расходов и доходов. После этого появится материал для анализа, вы будете точно знать, на что тратятся деньги. Записи надо делать регулярно, не реже 1 раза в два дня, а лучше — ежедневно, иначе
многие расходы, особенно мелкие, забываются. Очень полезно сохранять все чеки. Следующий шаг — планирование. Распределить по времени (обычно, на месяц) расходы так, чтобы они не превышали возможностей семейного бюджета. Не возникали минусовые остатки, и не приходилось брать в долг. А если этого избежать не удается, заранее поискать источник займа: соседи, друзья, родственники, банк. Другой, более предпочтительный способ – перенести часть расходов на более позднее время, после получения зарплаты, или других планируемых доходов. Третий шаг — это регулярная сверка того, что получается по записям, с реальной суммой, которая есть в кошельке на данный момент. Идеально это делать каждый раз при записи расходов. Лучше всего с этого начинать. Записать реальный остаток, потом записать все расходы и сверить реальный остаток и остаток по записям. Это помогает вспомнить все сделанные расходы, особенно, мелкие.
В раздел основное полное образование