Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Детская агрессивность. Причины и виды."

Конспект выступления на родительском собрании

Автор: Удалова Галина Николаевна, учитель ИЗО; Учитель МХК, МБОУ Большевишенская СОШ, Торжокский район, Тверская область



В раздел основное полное образование




Детская агрессивность : причины и виды
Выступление на родительском собрании Удалова Галина Николаевна-учитель Большевишенской сош Торжокского района Тверской области Каждый человек в своей жизни проявлял агрессию. Может быть она обусловлена генетически? Действительно , ученые обнаружили ген , вызывающий агрессию и состояние тревоги. Он активен только в нервных клетках серотонина. А , как известно, серотонин – это гормон , отвечающий за эмоциональное состояние человека. При увеличении серотонина повышается настроение , возникает чувство радости. При его снижении человек реагирует тревогой и страхом. Однако известно , что одни люди больше предрасположены к агрессивности , чем другие , поэтом нельзя говорить о том , что генетический фактор является определяющим . Все свои биологические задатки человек реализует в социальной среде , поэтому стоит проследить как индивид проходит процесс социализации. Первичная социализация начинается в семье или социальной группе ее заменяющей. Осуществляют этот процесс в семье – родители и родственники , в детском доме – воспитатели и няни. Они регулярно находятся в контакте с ребенком , удовлетворяют его потребности. Возможно, искать причины чрезмерной агрессивности нужно именно в семье. В каких же семьях чаще вырастают агрессивные дети? Прежде всего это неполные семьи , а также семьи , в которых основная воспитательная мера – физическое воздействие. Это происходит
потому ,что родители не могут , не умеют или не хотят воспитывать своего ребенка . Выделяют три основных типа неправильного воспитания детей, каждый из которых может провоцировать агрессивное поведение. Первым и , пожалуй , основным из них является гиперопека . В этом случае родители предпочитают авторитарный стиль воспитания .Часто гиперопекаемые дети встречаются в семьях военнослужащих , а также у родителей , которые контролируют каждый шаг ребенка , подавляют его инициативу, принимают за него решения. Последствием такого воспитания является то , что ребенок становится либо неуверенным , робким , застенчивым либо агрессивным. Агрессия в данном случае выступает в качестве стремления к автономии . На гиперопеку он реагирует негативизмом , упрямством. В подростковом же возрасте упрямство и непослушание могут перейти в устойчивые черты личности. Скорее всего , ребенок будет использовать ложь , как средство самозащиты ( приписывать себе поведение другого или просто покрывать свои поступки ). Любое же раскрытие лжи приведет к агрессивной вспышке. Такой подросток может проявлять агрессию по отношению к слабым и беззащитным , так как это дает ему ощущение власти , а для него это чувство приравнивается к свободе. Вторым типом неправильного воспитания является потакающее поведение родителей. Такие родители разрешают ребенку делать все , что он захочет , удовлетворяются все требования и капризы ребенка. Свойственный детской психике эгоцентризм усиливается. Ребенок уже в подростковом возрасте чувствует себя в центре мира , его требования к окружающим выше , чем к себе. Ребенок будет проявлять агрессию в тех ситуациях , когда его желания не исполняются. Это так называемая инструментальная агрессия . Она
выступает средством к достижению результата , но ребенок не хочет причинять вреда тем людям , которые обеспечивают его . Третьим типом неправильного воспитания является гиппопека , когда родители предоставляют ребенка самому себе , не осуществляют контроля над ним. Личность ребенка формируется в той среде , в которой он оказывается . А если полагаться на теорию социального научения , то агрессия будет восприниматься таким ребенком как норма . А в подростковых компаниях проявлять агрессию значит проявлять смелость , а значит заработать авторитет. Именно авторитет перед окружающими и является главной целью и вознаграждением таких подростков. Почему пик агрессивности приходится именно на подростковый возраст , почему ошибки воспитания проявляют себя не сразу ? Подростковый ум - это ум моратория ( психологической стадии между детством и взрослостью ) между моралью , уже усвоенной ребенком , и этикой , которую еще предстоит развить взрослому. Это один из аспектов кризиса подросткового возраста. Основным моментом данного кризиса является столкновение двух соперничающих влечений (период с 13 до 16 лет ) С одной стороны подросток хочет сохранить уверенность в себе, собственную «внутреннюю» стабильность , которая исходит из прошлого опыта человека . В то же время подросток хочет быть значимой фигурой для других людей , прежде всего сверстников. Стремясь быть понятыми другими , подросток примыкает к той социальной группе , в которой он чувствует себя комфортно . Это выражается в соблюдении всеми членами норм и правил группы . Подросток , защищая интересы своей группы , проявляет агрессию по отношению ко всем предполагаемым врагам . Но только ли особенностями подросткового кризиса обусловлена чрезмерная агрессивность подростков ?
Еще одним фактором в развитии агрессивности у подростков является влияние современных СМИ. Маленькие дети проводят перед телевизором больше времени , чем в школе и больше , чем в активных играх. Чаще всего родители не знают , какие телепередачи смотрят их дети. Значит , родители никак не могут корректировать агрессивное поведение своего ребенка , потому что не понимают его причины . А причины просты : агрессивное поведение представляется приемлемым во многих фильмах и телешоу Виды агрессии и их классификация (по Э. Бассу ) Агрессию разделяют по определенным критериям 1 По направленности на объект : - гетероагрессия – агрессия , направленная на внешний объект (других людей , живых существ ) Крайним проявлением гетероагрессии являются убийства , нанесение тяжких телестных повреждений . - аутоагрессия - агрессия , направленная на самого себя .Крайние формы – это самоуничтожение вплоть до убийства , саморазрушающее поведение , психосоматические заболевания . 2 По причине появления : Реактивная агрессия представляет собой реакцию на внешний раздражитель ( ссора ,конфликт ) Спонтанная агрессия появляется без видимых причин , под влиянием каких-то внутренних импульсов . Также проявление спонтанной агрессии возможно при заболеваниях . 3 По целенаправленности агрессию разделяют на инструментальную и целевую . Целевая (мотивированная ) агрессия выступает как заранее спланированное действие , цель
которого – нанесение вреда или ущерба объекту . Например ,школьник обиделся на одноклассника и избил его . Инструментальная агрессия противоположна мотивационной , для нее агрессивный акт - это средство достижения другой цели , а не сама цель . 4 По открытости проявлений агрессия бывает прямая и косвенная Прямая направлена непосредственно на объект , вызывающий раздражение , тревогу или возбуждение. Косвенная агрессия обращается на объекты , не вызывающие возбуждения и раздражения , но более удобные для проявления агрессии ( в их адрес безопасно ) Например , подростки проявляют агрессию к наиболее слабым участникам своей группы . 5 По форме проявления агрессия разделяется на вербальную , экспрессивную и физическую Вербальная агрессия выражена в словесной форме : угрозы , оскорбления , содержание которых говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального вреда противнику . Экспрессивная агрессия проявляется невербальными средствами : жестами , мимикой , интонацией голоса . В таких случаях человек делает угрожающую гримасу , машет кулаком или пальцем , извергает ненормативную лексику . В подростковом возрасте экспрессивная агрессия может выражаться в запугивании окружающих . Физическая агрессия – это прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику . Э. Басс выделяет несколько видов физической агрессии . Это «физическая – активная – прямая» агрессия , которая выражается в нанесении другому человеку ударов , избиении или ранении при помощи оружия . « Физическая – активная – непрямая» - это применение силы через посредников . В качестве посредников могут быть не только люди , но и предметы (мины , капканы ) . « Физическая – пассивная –
прямая» - это стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели (бойкот или сидячая демонстрация) . « Физическая – пассивная – непрямая» - это отказ от выполнения необходимых задач (например , отказ от выполнения обязательств ) Таким образом , можно утверждать , что данная классификация имеет широкое значение . С ее помощью можно охарактеризовать любой агрессивный акт . Например , ученик после плохой оценки выходит из кабинета и переворачивает мусорное ведро – это косвенная спонтанная физическая гетероагрессия . Также следует учитывать возрастную динамику форм агрессивности . Так 10-11 летние подростки более склонны к физической агрессии , 14-15 летние - к вербальной . Но нельзя утверждать , что уровень агрессивности у подростков связан с возрастными особенностями. Все исследователи связывают агрессию с уровнем интеллекта . ( Чем ниже интеллект , тем выше уровень агрессии ) Чаще люди с более высоким интеллектом проявляют непрямую и вербальную агрессию . Используемая литература : И.А. Фурманов «Детская агрессивность : психодиагностика и коррекция» Л.М. Семенюк «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции»


В раздел основное полное образование