"Этапы формирования самостоятельности при изучении компьютерной графики"
статья
Автор: Корниенко Наталья Александровна, учитель информатики, ГКС(К)ОУ школа-интернат №36, город Ставрополь, Ставропольский край
В раздел основное полное образование
Этапы формирования самостоятельности
при изучении компьютерной графики
Цель обучения: Знакомство детей с основными видами компьютерной графики, понимание преимуществ и недостатков разных видов графики, приобретение знаний и навыков по созданию и обработке информации в различных графических пакетах; знакомство с основными направлениями применения компьютерной графики. Методика обучения: Пошаговое выполнение от простого ко всё более сложному практических заданий по созданию и корректировке основных видов графической информации (растровая, векторная). Применение полученных знаний и навыков обработки различных изображений в повседневной жизни: задания по разработке праздничных открыток, календарей, постеров и коллажей. Результат обучения: Подготовленный макет календаря или открытки, созданный с использованием программ растровой и векторной графики. Отсканированное изображение, с проведенной цветокоррекцией и ретушью. Векторный логотип, с применением растровых и векторных эффектов. При изучении компьютерной графики у старшеклассников появляются дополнительные возможности для развития творчества в процессе выполнения проектов, основанных на межпредметных связях и за счет применения компьютерной графики во внеклассной деятельности. Компьютерная графика способствует творческому развитию старшеклассников, специалисты в области компьютерной графики востребованы на современном рынке труда, кроме того, старшеклассники смогут широко применять полученные знания в области компьютерной графики как в своей будущей профессиональной деятельности, так и уже непосредственно в школе. В процессе формирования самостоятельности предполагается прохождение учащихся через пять последовательных этапов: адаптационный; инструментально-операциональный; учебно-практический;
продуктивный, сотрудничества. Каждый этап процесса формирования самостоятельности старшеклассников сопровождается реализацией адекватных учебных ситуаций, в качестве средств создания которых, может выступать комплекс учебных заданий, задач, дидактических игр, проектов, дискуссий и пр. В ходе обучения на адаптационном, инструментально– операциональном и учебно–практическом этапах формирования самостоятельности, содержание обучения компьютерной графике определяется: во-первых – обязательным минимумом содержания, где в соответствии с примерной программой компьютерная графика представлена как отдельный раздел курса «Информатика и информационные технологии», а так же ее элементы распределены по другим содержательным линиям (согласно ГОС по информатике и информационным технологиям основного общего образования); во вторых – вынесением отдельных элементов содержания обучения компьютерной графике при организации практикума в обучение другим предметам на основе межпредметной интеграции (что также регламентируется существующим ГОСом); в третьих — возможностью включения элементов содержания обучения компьютерной графике в курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки или в факультатив. Содержание обучения предполагает освоение: основных элементов компьютерной графики (понятия, история развития, задачи, проблемы), которые способствуют проявлению у учащихся интереса к самостоятельному овладению знаниями и умениями в этой области; инструментария систем компьютерной графики, формирование навыков самостоятельного использования графических систем в учебной деятельности; способов самостоятельного выбора подходящего алгоритма решения предметных задач с использованием компьютерной графики или конструирование нового из комбинации известных, для достижения необходимого результата. Происходит развитие знаний и умений по использованию инструментов
графических систем (учебная деятельность по инструкции, работы по маршрутным и операционным картам), которые будут использоваться в дальнейшей учебной деятельности. В качестве приоритетных на данных этапах формирования самостоятельности старшеклассников можно выделить ситуации: − внешнего стимулирования самостоятельности, характеризующаяся ведущей ролью учителя, а учащегося как исполнителя инструкций; преобладанием совместной деятельности учителя и учащегося, когда автономность последнего проявляется только при повторении приемов деятельности; решением задач по образцу. Реализация этой ситуации предполагала решение задач на выявление значимости, возможностей компьютерной графики в деятельности современного человека; на самостоятельный выбор тематики, стиля, инструмента рисования изображений; на определение целесообразности, оптимальности выбираемого инструментария и др.; − локального проявления самостоятельности, характеризующаяся ведущей ролью учителя, а учащегося как самостоятельного пользователя; преобладанием совместной деятельности учителя и учащегося, зарождением формы совместной деятельности с другими учащимися, направленностью автономности учащегося на освоение методов и приемов деятельности; решением репродуктивных задач. Реализация этой ситуации предполагала решение задач на самостоятельное создание фрагмента и конструирование сложного объекта, подготовку сложного цвета; рисунков, диаграмм в офисных приложениях; выявление целесообразности использования различных операций и методов подготовки рисунков и др. − осознанной самостоятельности, характеризующаяся сведением роли учителя к постановке задач и представлению способов решения для выбора, а учащегося как полноценного субъекта учебной деятельности; преобладанием автономной деятельности учащегося, направленной на выбор метода и построение модели решения задач; решением частично-поисковых задач.
Данная ситуация реализуется решением задач на перенос знаний и умений по работе с графическими системами, полученных на уроках информатики в другие предметные области – подготовка иллюстраций к рефератам, стенгазетам, сборникам работ учащихся; разработка средствами компьютерной графики схем, чертежей, плакатов, раздаточного материала для проведения занятий и пр. В качестве примера такой задачи можно привести создание при помощи программы Adobe Photoshop коллажей для доклада на уроке географии по теме «Создание культурно-географического образа Европы». В старшей школе процесс формирования самостоятельности старшеклассников проводится в ходе продуктивного этапа и этапа сотрудничества. Здесь можно выделить обучение компьютерной графике интегрированной с другими темами в профильном курсе «Информатика и информационные технологии» в соответствии с обязательным минимумом содержания на базовом и профильном уровне и примерным программам обучения информатике и информационным технологиям согласно ГОС среднего (полного) общего образования. Одновременно с этим предполагается реализация элективного курса с учетом двух основных направлений изучения компьютерной графики – художественного и научно-исследовательского, которые учащиеся выбирают самостоятельно с учетом своих склонностей, потребностей, интересов, перспектив выбора будущей профессии и др. 1. Художественный маршрут. Учащиеся продолжают изучение компьютерных графических систем в ходе создания конкретных материалов, используемых в учебном процессе или других видах деятельности. Учащиеся данной группы занимаются художественным оформлением программ, логотипов, пиктограмм, кнопок, окон, т.е. разрабатывают свой собственный стиль.
2. Научно-исследовательский маршрут. Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности с использованием средств компьютерных графических систем и участвуют в реализации творческих проектов. Данная группа работает над созданием иллюстраций к учебным проектам, продуктам, интерактивным мультимедиа комплексам с научно-техническим содержанием, самостоятельно определяют рациональность использования тех или иных графических редакторов, определенных методов работы. Содержание обучения предполагает освоение методов и средств продуктивной деятельности с использованием компьютерной графики; основ разработки собственных проектов или исследования графических моделей; освоение методов и средств совместно-распределенной деятельности в телекоммуникационных сетях и презентацию ее результатов информационному сообществу; развитие представлений о ценностях информационного общества и влиянии информатизации на личность. В процессе обучения на данных этапах ученики переносят знания по работе с графическими системами, полученные на уроках информатики, в другие предметные области. При помощи средств компьютерной графики ученики создают материалы, используемые в других предметных областях, преобразуют учебный материал, подготавливают доклады и т.п. Ученики переходят от руководства учителя к самостоятельной деятельности в компьютерной среде, к установлению отношений в межличностном взаимодействии, что создает предпосылки для развития совместности старшеклассников, обмениваются опытом автономной деятельности как внутри школы, так и за ее пределами, происходит формирование умения понимать собеседника и в свою очередь быть понятым, формируются способности выявлять преимущества и недостатка используемых компьютерных графических систем. Происходит представление результатов собственной продуктивной деятельности с использованием компьютерной графики в телекоммуникационных сетях, участие в конкурсах и олимпиадах,
дискуссиях и телеконференциях, общение в чатах компьютерной сети по тематикам компьютерной графики. В качестве приоритетных на данных этапах формирования самостоятельности старшеклассников можно выделить ситуации: − творческой самореализации, характеризующаяся: сведением роли учителя к позиции советчика, помощника, тьютора, а учащегося как субъекта продуктивной деятельности; становлением автономной деятельности учащегося как приоритетной на всех этапах решения задачи, активным формированием совместной деятельности с другими учащимися; созданием творческих продуктов, участием в проектах, которые предполагали решение задач на самостоятельную постановку целей учебной деятельности, ее планирование, реализацию, анализ и оценку полученного результата. Например реализация данных задач может быть связана с подготовкой тематической выставки художественных работ компьютерной графики; разработкой компьютерных дизайнерских проектов; визуализацией изучаемых процессов, явлений и исследованием их свойств с помощью компьютерных моделей и др. − социальной самореализации, характеризующаяся выступлением учителя в роли коллеги, равноправного партнера учащегося, а учащегося как субъекта деятельности в информационном обществе; преобладанием совместной деятельности с другими учащимися, специалистами, партнерами и др.; созданием социально-востребованных продуктов, проектов и их презентацией информационному сообществу. Данная ситуация может быть реализована решением задач на определение ролевого участия в совместных проектах с использованием компьютерной графики, оценивание авторского вклада, рефлексию взаимодействия с участниками проекта; формирование критичности по отношению к компьютерным графическим продуктам в соответствии с этическими и эстетическими нормами; обсуждение возможности негативного влияния компьютерной графики на человека;
участие в чатах и форумах по проблематике тенденций развития компьютерной графики и др. Учащийся, работающий с компьютерной графической системой – не ведомый, не объект педагогических воздействий, он самостоятельно определяет цели и способы их достижения, может решать такие задачи, которые в традиционном обучении были бы ему непосильны, и, следовательно, у него появляется свобода выбора приложения своих интеллектуальных сил. Свобода выбора – это принципиально иной уровень мотивации. Учащийся сам конструирует индивидуальный опыт на основе дивергентного (нестандартного) и дискурсивного (логически детерминированного) мышления. Вмешательство преподавателя минимизировано, потому учащийся сам несет ответственность за результаты своей деятельности. В качестве подтверждения эффективности модели формирования самостоятельности старшеклассников средствами компьютерной графики можно отметить следующее: учащиеся сформировали ряд своих личностных качеств, таких как творчество, самостоятельность, критическая оценка получаемой информации; у старшеклассников получили опыт автономной и совместной деятельности, представления результатов своей работы; освоили специфические возможности различных графических систем и анализ целесообразности их использования.
В раздел основное полное образование