Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Организация проектной деятельности на уроках технологии.

Статья

Автор: Глотова Ирина Трофимовна, учитель технологии, МБОУ СОШ №49, город Иркутск



В раздел основное полное образование



Организация проектной деятельности на уроках технологии. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на уроке технологии является применение проектной технологии. Основная задача проектной технологии направлена на практическое применение предметных знаний, сочетающих различные виды познавательной деятельности. Проектная технология побуждает обучающихся к творчеству как индивидуальному, так и коллективному; способствует их предварительной профессиональной ориентации. Рассмотрим проектный метод обучения. Проектный метод имеет сходство с развивающим обучением и очень близок к проблемному обучению. Его особенностями являются: наличие проблемы, реально достижимая цель, проектный продукт, предварительное планирование работы, осуществление плана работы над проектом. По профилю знаний проекты делятся По продолжительности проекты бывают Минипроекты могут укладываться в одно занятие. Краткосрочные проекты выполняются обычно за четыре-шесть занятий. Могут проводиться в виде заключения, обобщения знаний по какому-либо разделу программы Среднесрочные проекты рассчитаны от недели до месяца. Долгосрочные проекты рассчитаны обычно на год. По количеству участников проекты могут быть Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одной области знаний. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Могут быть, например, экологическими, спортивными, историческими, музыкальными Межпредметные проекты могут одновременно требовать знаний из нескольких областей. Как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. мини-проекты краткосрочные среднесрочные долгосрочные. индивидуальным парными групповыми
Преимущества индивидуальных проектов: - у обучающегося формируется чувство ответственности; - обучающийся приобретает опыт на всех этапах выполнения проекта; Недостатки персональных проектов: - не вырабатывается опыт группового сотрудничества; - работа более трудоемкая . Преимущества групповых проектов: - в проектной группе формируются навыки сотрудничества; - в группе проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;- � в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, точки зрения Недостатки групповых проектов: - дает возможность отдельным учащимся не проявлять активность - труднее организовать и координировать работу; - труднее оценить вклад каждого члена группы. Н.Ю. Пахомова типология учебных проектов по доминирующей в них деятельности исследовательские проекты. Основная цель- выдвижение и проверка гипотезы с использование научных методов познания. Творческие проекты. Основное назначение – создание творческого продукта как результата самореализации участников проектной группы. Информационные направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с информацией, ее анализ и обобщение фактов. Практико-ориентированные проекты нацелены на решение конкретных проблем прикладного характера. А.Г. Раппопорт дифференцировал проекты по типу объекта проектирования: - морфологическое (проектирование вещей); - социальное (проектирование организаций, норм, сложных социально- морфологических объектов); - экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого "Я" в процессе построения своей судьбы). Этапы разработки учебного проекта: 1. Подготовительный (мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка цели проекта). 2. Проектировочный (общее планирование, построение конкретного плана деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции). 3. Практический (исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных, получение нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретации результатов, возможно графическое представление результатов, оформление документации). 4. Аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы). 5. Контрольно-корректировочный (анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел). 6. Заключительный (представление содержания работы, обоснование выводов, защита
проекта). Время, отводимое на разные виды деятельности 1.Определение потребности и краткая формулировка задачи – 5% 2. Идеи – 10% 3. Проработки – 10% 4. Изготовление – 70% 5. Испытание и оценка – 5% Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности: 1 . Рефлексивные умения: - умение осмыслить задачу, для которой недостаточно знаний; - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2. Поисковые (исследовательские умения): - умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действий, привлекая знания из различных областей; - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле или умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); - умение находить несколько вариантов решения проблемы; - умение выдвигать гипотезы и устанавливать причинно-следственные связи. 3. Навыки оценочной самостоятельности. 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: - умения коллективного планирования; - умение взаимодействовать с любым партнером; навыки делового партнерства; - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач и умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5. Менеджерские умения и навыки: - умение проектировать процесс (изделие), планировать деятельность, время, ресурсы; - умения принимать решения и прогнозировать их последствия; - навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов). 6. Коммуникативные умения: - умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т. д. - умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс; - навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. 7. Презентационные умения и навыки: - навыки монологической речи, артистические умения; - умение отстаивать свою точку зрения и уверенно держать себя во время выступления и умение отвечать на вопросы, а также умение использовать различные средства наглядности при выступлении.


В раздел основное полное образование