Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы

статья

Автор: Закирова Фандалиса Индусовна, учитель русского языка и литературы, МОБУ СОШ №2, с.Старобалтачево, Республика Башкортостан



В раздел основное полное образование






Закирова Фандалиса Индусовна

,

учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №2

с.Старобалтачево Балтачевского района Республики Башкортостан

Использование информационно-коммуникативных технологий

на уроках русского языка и литературы
Диапазон применения информационно-коммуникативных технологий в практике современной школы чрезвычайно широк. Информационные технологии это: -реализация межпредметных связей; -проведение предметных тестирований и диагностик; -выполнение реферативных, творческих работ; -поиск и обработка информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет; -проведение презентаций; -использование мультимедиатехнологий при изучении учебного материала и т.д. Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в на уроках интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию обучаемых. Как показывает практика , это способствует повышению качества знаний обучающихся, расширяет возможности для творчества как учителя, так и учеников. Использование ИКТ позволяет сократить время на усвоение материала, научит ребенка делать выводы, дает возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, делает процесс обучения интересным. Но учитель должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она ни была выполнена и показана, а та информация, которую получают учащиеся от презентации. Очень полезно использовать презентации при объяснении и закреплении нового материала.
В наших условиях наиболее выигрышным способом является использование компьютера в демонстрационном варианте: решается проблема здоровьесбережения (большой экран снимает проблему ограничения работы ученика перед экраном монитора); использование проектора позволяет также эффективно управлять учебным процессом. Компьютер является инструментом учителя для подготовки к уроку. С его помощью создаю дидактический материал, готовлю наглядные средства (схемы, таблицы, фотографии), использую информационные ресурсы Интернет. При изучении на уроке нового материала учителю помогает демонстрационная программа, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет обучающимся теоретический материал. На уроке закрепления целесообразно использование программ- контролеров, позволяющих осуществить контроль за усвоением изученного материала. Для подготовки тематических презентаций использую программу Power Point, с помощью которой создаю слайды для демонстрации таблиц, схем, иллюстраций, фотографий, видео-и- звуковых записей. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Презентации позволяют в компактной форме продемонстрировать обширную информацию. Мною были составлены презентации к урокам русского языка по темам «Имя числительное», «Разряды местоимений», «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными», «Производные и непроизводные предлоги», «Сочинительные и подчинительные союзы», «Слитное и раздельное написание
НЕ
с причастиями» и другие. Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический
синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным , надолго запоминающимся. Компьютерные технологии позволяют обобщить разнообразный материал по теме. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и посмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи и музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Мультимедиатехнологии позволяют построить презентацию так, что необходимая информация появится в нужный момент, когда это нужно учителю. Таким образом, данная технология значительно экономит время на уроке, поддерживает дисциплину, активизирует обучающихся, формирует интерес к предмету, т.е. повышает эффективность образовательного процесса. Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается лишь только многофункциональным техническим средством обучения. Например, на уроках русского языка и литературы невозможно обходиться без живого общения. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.


В раздел основное полное образование