"Россия в эпоху Средневековья"
Программа спецкурса
Автор: Перунова Татьяна Юрьевна, учитель истории, МБОУ-СОШ села Ягодного Асиновского района Томской области, с. Ягодное Асиновский район Томская область
В раздел основное полное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа
села Ягодного Асиновского района Томской области
Рабочая учебная программа
Спецкурс «РОССИЯ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»
10 класс Общее количество часов – 34 часа Составила: Перунова Т.Ю., учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Спецкурс «Россия в эпоху Средневековья» предназначен для учащихся 10 класса, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся по темам, на изучение которых отводится недостаточное количество часов в учебном плане, о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества.
Актуальность
определяется важностью изучения ключевых вопросов истории и персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации по истории в форме ЕГЭ.
Цели курса
: ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу ключевых событий российской истории и деятельности отдельных личностей в эпоху Средневековья; развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи; совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ. З
адачи
: расширить и углубить знания учащихся о событиях и исторических личностях; через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства; определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям, давать оценку; воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества; воспитывать патриотические чувства. В процессе изучения курса происходит
формирование общеучебных умений
: анализ и сопоставление фактов; работа с учебной, научной-поплярной и художественной литературой; анализ документов;
оформление сообщений и рефератов и мультимедийных проектов. Тематика и характер курса предопределяют следующие
особенности
его изучения: проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения); создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций; большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся; в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал. Данная программа рассчитана на час в неделю, всего 34 часа. Программа ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, а также заложено использование таких видов контроля, как тестирование, написание и защита рефератов, написание эссе. Курс завершается защитой творческих работ по одной или нескольким темам.
Предполагаемые результаты
Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России, и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории.
Программа курса «Россия в эпоху Средневековья»
Введение. Знакомство со структурой курса и основными теориями
происхождения Древнерусского государства (1 час).
Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Требования к оформлению творческих работ: докладов, сообщений, рефератов, мультимедийного сопровождения урока. Основные теории происхождения Древнерусского государства.
Тема 1. Основание и развитие Древнерусского государства (1 час).
Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси.
Тема 2. Первые отечественные реформаторы и их преобразования: Ольга и
Владимир Святославович. (3 часа).
Что такое реформа. Первые русские реформаторы: княгиня Ольга и Владимир Святославович как личности и политики. Происхождение и жизнь княгини Ольги и ее внука Влаимира. Религиозные реформы Владимира: Пантеон языческих богов и Крещение Руси. Значение принятия христианства Русью, его плюсы и минусы.
Тема 3. Правление Ярослава Мудрого и начало усобиц (5 часов).
Междуусобица на Руси после смерти Владимира Святославича. Правление Ярослава Мудрого. Работа с документами. Тестирование. Усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава Мудрого и начало раздробленности на Руси. Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.
Культура Руси. Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник.
Тема 4. Московская Русь (13 часов).
Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений. Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном. Сергий Радонежский. Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. «Москва – Третий Рим». Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и «Домострой». Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт. Великие живописцы Руси. Иконопись и фрески. Андрей Рублев. «Троица». Феофан Грек. Дионисий.
Раздел 3. Россия в XVII веке (6 часов)
Борис Годунов: опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян. Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества. Алексей Михайлович «Тишайший». Возрождение страны после Смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.
XVII век – «бунташное время». Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины. Рост нетерпимости и инакомыслия. «Священство выше царства». «Друзья-враги»: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы. Начало разделения культуры «верхов» и «низов». Обмирщение культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.
Итоговое занятие (5 часов).
Подготовка и защита творческих работ.
Календарно-тематическое планирование курса «Россия в эпоху Средневековья»
Тема 1. Теории происхождения Древнерусского государства. 2. Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. 3. Реформа управления и налогообложения при Олеге. 4. Крещение Руси как русский и европейский феномен. 5. Владимир Святославич. 6. Междуусобица на Руси после смерти Владимира Святославича. 7. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. 8. Усобица на Руси между сыновьями и внукамиЯрослава Мудрого. 9. Начало раздробленности на Руси. 10. Господин Великий Новгород. 11. Нашествие кочевников. 12. Русская культура 12-13 вв. 13. Зачёт по теме: «Земля русская». 14. Установление ордынского владычества на Руси. 15. Подвиг князя Михаила Ярославича Тверского. 16. Возвышение Москвы. Начало московской династии. 17. Иван Калита: противостояние Орде. 18. Сергий Радонежский. 19. Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. 20. Великое княжество Московское. 21. Возникновение государства Российского. 22. Иван III – первый Великий князь всея Руси. 23. Россия при Иване IV Грозном. 24. Иван Грозный и его соратники. 25. Культура и быт Московской Руси. 26. Великие живописцы Руси. 27. Зачёт по теме: «Московская Русь» 28. «Кризис верхов». Борис Годунов. 29. Смутное время в России.
30. Подготовка творческих работ. 31. Подготовка творческих работ. 32. Защита творческих работ. 33. Защита творческих работ. 34. Итоговый контроль знаний по теме: «Россия в эпоху Средневековья».
Литература
1. История России в лицах и датах. М., 1995. 2. Журнал "Преподавание истории в школе". - 1997. - № 1; 2000. - № 4. 3. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: работа с историческими документами / авт.- сост. Н. А. Григорьева, Н. И. Чеботарева. - Волгоград: Учитель, 2006. 4. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену // сост. Л. Н. Алексашкина и др. - М.: Интеллект- Центр, 2004. 5. Кобрин В. Б. Иван Грозный. - М., 1989. 6. Школьная энциклопедия «Руссика». История России, М.: ОЛМА-ПРЕСС образование.- 2003 г. 7. Энциклопедический справочник школьника. История России. М., 1997.
Муниципальное образовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа
села Ягодного Асиновского района Томской области
РОССИЯ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Программа спецкурса по истории (10 КЛАСС, 34 ЧАСА) Перунова Татьяна Юрьевна, учитель истории и обществознания Адрес: Томская область, Асиновский район, с. Ягодное, ул. Школьная, 1б тел. (838241)43522 2011
Рабочая учебная программа
Спецкурс «РОССИЯ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»
10 класс Общее количество часов – 34 часа Составила: Перунова Т.Ю., учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Спецкурс «Россия в эпоху Средневековья» предназначен для учащихся 10 класса, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся по темам, на изучение которых отводится недостаточное количество часов в учебном плане, о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества.
Актуальность
определяется важностью изучения ключевых вопросов истории и персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации по истории в форме ЕГЭ.
Цели курса
: ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу ключевых событий российской истории и деятельности отдельных личностей в эпоху Средневековья; развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи; совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ. З
адачи
: расширить и углубить знания учащихся о событиях и исторических личностях; через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства; определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям, давать оценку; воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества; воспитывать патриотические чувства. В процессе изучения курса происходит
формирование общеучебных умений
: анализ и сопоставление фактов; работа с учебной, научной-поплярной и художественной литературой; анализ документов;
оформление сообщений и рефератов и мультимедийных проектов. Тематика и характер курса предопределяют следующие
особенности
его изучения: проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения); создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций; большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся; в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал. Данная программа рассчитана на час в неделю, всего 34 часа. Программа ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, а также заложено использование таких видов контроля, как тестирование, написание и защита рефератов, написание эссе. Курс завершается защитой творческих работ по одной или нескольким темам.
Предполагаемые результаты
Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России, и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории.
Программа курса «Россия в эпоху Средневековья»
Введение. Знакомство со структурой курса и основными теориями
происхождения Древнерусского государства (1 час).
Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Требования к оформлению творческих работ: докладов, сообщений, рефератов, мультимедийного сопровождения урока. Основные теории происхождения Древнерусского государства.
Тема 1. Основание и развитие Древнерусского государства (1 час).
Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси.
Тема 2. Первые отечественные реформаторы и их преобразования: Ольга и
Владимир Святославович. (3 часа).
Что такое реформа. Первые русские реформаторы: княгиня Ольга и Владимир Святославович как личности и политики. Происхождение и жизнь княгини Ольги и ее внука Влаимира. Религиозные реформы Владимира: Пантеон языческих богов и Крещение Руси. Значение принятия христианства Русью, его плюсы и минусы.
Тема 3. Правление Ярослава Мудрого и начало усобиц (5 часов).
Междуусобица на Руси после смерти Владимира Святославича. Правление Ярослава Мудрого. Работа с документами. Тестирование. Усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава Мудрого и начало раздробленности на Руси. Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.
Культура Руси. Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник.
Тема 4. Московская Русь (13 часов).
Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений. Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном. Сергий Радонежский. Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. «Москва – Третий Рим». Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и «Домострой». Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт. Великие живописцы Руси. Иконопись и фрески. Андрей Рублев. «Троица». Феофан Грек. Дионисий.
Раздел 3. Россия в XVII веке (6 часов)
Борис Годунов: опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян. Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества. Алексей Михайлович «Тишайший». Возрождение страны после Смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.
XVII век – «бунташное время». Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины. Рост нетерпимости и инакомыслия. «Священство выше царства». «Друзья-враги»: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы. Начало разделения культуры «верхов» и «низов». Обмирщение культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.
Итоговое занятие (5 часов).
Подготовка и защита творческих работ.
Календарно-тематическое планирование курса «Россия в эпоху Средневековья»
Тема 1. Теории происхождения Древнерусского государства. 2. Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. 3. Реформа управления и налогообложения при Олеге. 4. Крещение Руси как русский и европейский феномен. 5. Владимир Святославич. 6. Междуусобица на Руси после смерти Владимира Святославича. 7. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. 8. Усобица на Руси между сыновьями и внукамиЯрослава Мудрого. 9. Начало раздробленности на Руси. 10. Господин Великий Новгород. 11. Нашествие кочевников. 12. Русская культура 12-13 вв. 13. Зачёт по теме: «Земля русская». 14. Установление ордынского владычества на Руси. 15. Подвиг князя Михаила Ярославича Тверского. 16. Возвышение Москвы. Начало московской династии. 17. Иван Калита: противостояние Орде. 18. Сергий Радонежский. 19. Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. 20. Великое княжество Московское. 21. Возникновение государства Российского. 22. Иван III – первый Великий князь всея Руси. 23. Россия при Иване IV Грозном. 24. Иван Грозный и его соратники. 25. Культура и быт Московской Руси. 26. Великие живописцы Руси. 27. Зачёт по теме: «Московская Русь» 28. «Кризис верхов». Борис Годунов. 29. Смутное время в России.
30. Подготовка творческих работ. 31. Подготовка творческих работ. 32. Защита творческих работ. 33. Защита творческих работ. 34. Итоговый контроль знаний по теме: «Россия в эпоху Средневековья».
Литература
1. История России в лицах и датах. М., 1995. 2. Журнал "Преподавание истории в школе". - 1997. - № 1; 2000. - № 4. 3. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: работа с историческими документами / авт.- сост. Н. А. Григорьева, Н. И. Чеботарева. - Волгоград: Учитель, 2006. 4. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену // сост. Л. Н. Алексашкина и др. - М.: Интеллект- Центр, 2004. 5. Кобрин В. Б. Иван Грозный. - М., 1989. 6. Школьная энциклопедия «Руссика». История России, М.: ОЛМА-ПРЕСС образование.- 2003 г. 7. Энциклопедический справочник школьника. История России. М., 1997.
Муниципальное образовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа
села Ягодного Асиновского района Томской области
РОССИЯ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Программа спецкурса по истории (10 КЛАСС, 34 ЧАСА) Перунова Татьяна Юрьевна, учитель истории и обществознания Адрес: Томская область, Асиновский район, с. Ягодное, ул. Школьная, 1б тел. (838241)43522 2011
В раздел основное полное образование