Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Певец олонецкой избы." Жизнь и творчество Н. А. Клюева"

План- конспект урока литературы

Автор: Антонова Елена Павловна, учитель, МКОУ "ШИ №37 ОВЗ", город Анжеро- Судженск, Кемеровская область



В раздел основное полное образование




План-конспект урока литературы

Тема: «Певец олонецкой избы». Жизнь и творчество Н.А. Клюева»
Урок разработан на основании программы по литературе под редакцией В.В. Агеносова. 1 Раздел программы по литературе «Новокрестьянские поэты. Поэзия Николая Клюева» является одним из составляющих базового уровня, изучается в 11 классе в I полугодии. Количество часов, отведённых на изучение данного раздела – 2 часа, темы – 1 час.
Цель:
познакомить учащихся с творчеством Н.А. Клюева и рассмотреть центральные образы его стихотворений.
Задачи:
 обзорно рассмотреть биографию и основные мотивы творчества Н. Клюева;  исследовать один из центральных образов творчества Клюева – образ избяной Руси, дать его характеристику;  развивать умения работы с эпизодами произведения;  развивать ассоциативное мышление;  совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с изучаемым произведением;  формировать гражданскую позицию школьников;  воспитывать внимательных читателей, чутких к художественному слову.
Тип урока:
урок изучения нового учебного материала.
Вид урока:
урок-беседа с элементами анализа текста.
Методы:
слово учителя, анализ текста, устное сообщение, художественное чтение, работа с наглядностью.
Оборудование:
1 Агеносов В.В., Архангельский А.Н. Русская литература 19-20 веков. Программа для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы.- М.: Дрофа, 2006.
- 2 -  портрет Николая Клюева работы В.А. Журавлева;  фотографии с. Коштуги, Макачево, Желвачево, г. Вытегры – места проживания Н.Клюева;  предметы из русской избы: прялка, угольный самовар, рубель, лыковый короб, пояс оберег, рушники, иконы, подсвечники, деревянная посуда.
Материал для проектирования урока:

1.
Николай Клюев: образ мира и судьба. Сборник статей / Томск. гос. ун-т.- Томск: Сибирика, 2005.
2.
Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. В 2 ч. Под ред. Ф.Ф. Кузнецова.- М.: Просвещение, 1991.
3.
Русская литература XX века: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: В 2 т.- Т1: 1920- 1930-е годы / Л.П. Кременцов, Л.Ф. Алексеева и др; 2-е изд., перераб. и доп..- М.: Академия, 2003.
4.
Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). Книга 2. ИМЛИ РАН.- М.: Наследие, 2001.
5.
Русские поэты XX века: Учеб. пособие / Сост. Л.П. Кременцов, В.В. Лосев. М.: Флинта, 2002.
6.
Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX- начала XX века: Учеб.- 4-е изд., доп. и перераб.- М.: Академия, 2000.
- 3 -
План урока



Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся
1. Актуализация личного ассоциативного опыта учащихся. 1. Подготовка учащихся к восприятию информации. Создание условий для появления мотивационных установок у учащихся: - формулирование темы и цели урока; 1. Погружение в учебную ситуацию: - приобщение к теме и целям урока. 2. Создание условий для изучения творчества поэта 2. Подготовка учащихся к восприятию лирических текстов: - актуализация ранее изученного материала по новокрестьянской поэзии; - сообщения учащихся. 2. Погружение в учебную ситуацию: - погружение в атмосферу творчества Клюева; - работа с портретом поэта. 3. Первичное закрепление материала. 3. Актуализация знаний: - вхождение в атмосферу лирических произведений; - анализ стихотворений 3. Погружение в учебную ситуацию, работа над формированием смыслового поля: - чтение стихотворений, - ответы учащихся. 4. Анализ стихотворения «Рожество избы» 4. Создание условий для проявления смыслов, индивидуальных версий учащихся при анализе 4. Предъявление версии понимания стихотворения: - работа с текстом; 5. Подведение итогов урока. 5. Организация работы по обобщению изученного материала: - обобщение знаний, полученных на уроке. 5. Обобщение изученного материала, запись в тетради. 6. Домашнее задание. 6. Обсуждение тем эссе по творчеству поэта, предложенных в качестве домашнего задания, предъявление требований к написанию эссе. 6. Запись требований к выполнению домашней работы.
- 4 -
ХОД УРОКА

Эпиграф
(записан на доске) “Таинственный деревенский Клюев”
А.Ахматова

I. Организационный момент
Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством Николая Алексеевича Клюева. В блистательной плеяде имен русских поэтов начала века имя Николая Клюева стоит особняком, как бы в стороне от прочих. Его путь кажется нам неровным, неясным, более «скрытым», чем у других его современников, а его судьба – драматичней, безрадостней «Народный поэт», чье имя гремело некогда по всей России, оказался с конца 20-х годов на полвека вытеснено из родной культуры и литературы. Неотчетливость, размытость наших представлений о Клюеве объясняется тем, что жизненный путь его еще не изучен. Ореол тайны сопутствует имени поэта, его личность овевают легенды, догадки, домыслы. Биография Клюева намеренно затемнена самим поэтом, творившим легенды о своей жизни. Не понятый до конца жизни он кажется таким и поныне. Но прежде чем перейти к знакомству с творчеством поэта мы с вами вспомним о новокрестьянской поэзии и ее представителях.
II. Подготовка к восприятию творчества Н.А. Клюева.

1. Беседа с учащимися на тему «Новокрестьянская поэзия»
Слово учителя: Самобытным явлением в литературе 1910-х годов стала так называемая новокрестьянская поэзия, в русле которой начинали выдающиеся русские лирики. Вопрос учителя: Что такое «новокрестьянская поэзия»? В чем ее главная особенность? Ответ учащихся: Поэтическое течение 1910-х гг., представленное группой поэтов, вышедших из народной (как правило, крестьянской) среды. Основные мотивы их творчества – жизнь деревни, русского крестьянина;
- 5 - природа. В своем творчестве новокрестьянские поэты опирались на литературную традицию. Как поэтическая школа крестьянская поэзия сформировалась в XIX веке. Обращались новокрестьянские поэты к фольклорной традции, что проявилось в особенностях восприятия природного мира, в использовании традиционных песенных образов и мотивов. Вопрос учителя: Кого из известных вам поэтов можно отнести к плеяде новокрестьянских? Ответ учащихся: С. А. Есенин, А. В. Ширяевец, С. А. Клычков, П. В. Орешин, П. И. Карпов. Вопрос учителя: Почему их назвали новокрестьянскими поэтами и что их объединяло? Ответ учащихся: Их объединяли — при всех различиях творческого почерка и меры таланта — истовая любовь к деревенской России (вопреки России «железной»), желание высветить исконные ценности ее верований и морали труда, обихода. Слово учителя: Кровная связь с миром природы и устного творчества, приверженность мифу, сказке определили смысл и «звук» новокрестьянской лирики и эпики; вместе с тем их создателям оказались внятны и стилевые устремления «русского модерна». Синтез древнего образного слова и новой поэтики обусловил художественное своеобразие их лучших произведений, а общение с Блоком, Брюсовым, другими символистами помогло творческому росту. Судьбы новокрестьянских поэтов после Октября (в пору их наибольших достижений) сложились трагически: идеализацию ими деревенской старины сочли «кулацкой». В 30-е годы они были вытеснены из литературы, стали жертвами репрессий. Такая же нелегкая судьба ждала и одного из самых ярких представителей этой плеяды – Клюева.


- 6 -
2.

Работа

с

портретом

Н.А.Клюева.

Актуализация

личностных

впечатлений учащихся
[Учитель показывает детям портрет Н.А. Клюева (автор – В.А. Журавлев)]. Слово учителя: Внимательно всмотритесь в лицо поэта. Что можно сказать о человеке, судя по внешности? Ответы учащихся: Проникновенный взгляд, борода, усы, необычная прическа, одежда говорят о том, что это очень необычный человек. Одет как коренной житель деревни. Внешность напоминает былинную. Слово учителя: Вот что пишет о Клюеве С.Городецкий: «Клюев – тихий и родимый самый, сын земли с углубленным в даль души своей сознанием, с шепотливым голосом и медленными движениями. Лик его с морщинистым, хотя и юным лбом, со светлыми очами далеко сдвинутыми под вздернутые резкими углами брови, с запекшимися деревенскими устами, с лохматой бороденкой, а волос весь дико-русый, - знакомый лик в глубине своей живущего человека, только ее хранящего и только ее законам верного. Низкорослый и скуластый мужичонка этот всем обликом своим говорит о божественной певучей силе, обитающей в нем и творящей». Вопрос учителя: Ребята, согласны ли вы с такой оценкой внешности поэта? [Учащиеся выражают свое мнение].
3.

Сообщения

учащихся

о

судьбе

и

основных

вехах

творчества

Н.

Клюева
Слово учителя: А теперь мы заслушаем доклад о судьбе и основных вехах творчества поэта. Основные моменты биографии тезисно фиксируйте в своих конспектах. (Учитель в процессе повествования показывает фотографии мест, так или иначе связанных с Клюевым).
Сообщение учащегося о судьбе Н.А. Клюева
Николай Алексеевич Клюев родился 10 октября 1884 года в деревне Коштуга Вытегорского уезда Олонецкой губернии (ныне Вологодская
- 7 - область) в старообрядческой семье. Клюев учится в церковно-приходской школе (1893-95), затем в Вытегорском городском училище (1896-97); в 1898 поступает в Петрозаводскую фельдшерскую школу, из которой, проучившись год, уходит. В одной из раскольнических общин Самарского края он становится «царем Давидом», т.е. слагателем «песен» на потребу радений тамошнего хлыстовского «корабля». Таково начало поэтического пути Клюев в полумифическом варианте его автобиографии. Исторически же достоверным началом являются стихи, опубликованные в малоизвестном петербургском альманахе «Новые поэты» (1904) и затем в двух московских сб.- «Волны» и «Прибой» (1905), изданных «народным» кружком П.А.Травина, членом которого Клюев состоял. Клюев принимает революцию 1917 поначалу восторженно, ошибочно предполагая в ней силу, способную содействовать историческому воплощению той Руси, которая была намечена в поэзии Клюев как «берестяной рай», как «мужицкое царство». В 1918 он даже вступает в ряды РКП (б.) Наряду с А.Белым, А.Ремизовым, Е.Замятиным, М.Пришвиным, С.Есениным и др. он входит в литературную группу «Скифы», участники которой придерживались идеи крестьянского социализма, понимаемого в духе христианской утопии (Р.В.Иванов-Разумник и др.). В 1919 выходит двухтомник Клюева «Песнослов», включающий в себя и новые произведения, и в переработанном и дополненном виде стихи предшествующих книг. Доминирующая мысль «Песнослова» родственна христианской идее о том, что «мир лежит во зле» и что только через его духовное «преображение» может быть достигнуто всечеловеческое освобождение от существующих страданий и несовершенства, мир и благоденствие. 2 февраля 1934 Клюев (в это время он проживает в Москве) подвергается аресту за антисоветскую агитацию. На допросах он не скрывает своего решительного неприятия «политики компартии и советской власти,
- 8 - направленной к социалистическому переустройству страны», которое он рассматривает «как насилие государства над народом, истекающим кровью и огненной болью». И только в 1989 из ставших доступными материалов томского НКВД выясняется истинная картина его гибели: 5 июля 1937 его, уже завершающего срок ссылки, вторично арестовывают как активного, «близко стоящего к руководству» участника «монархо-кадетской» повстанческой организации Союз спасения России (никогда не существовавшей); приговоренный к высшей мере «социальной защиты», он был расстрелян в один из трех дней - 23-25 октября 1937. [по кн. Русские поэты XX века: Учеб. пособие / Сост. Л.П. Кременцов, В.В. Лосев. М.: Флинта, 2002. ] Слово учителя: Сейчас прослушайте, пожалуйста, сообщение о творчестве поэта. Название сборников стихотворений с датами выхода в печать фиксируйте в тетради.
Сообщение учащегося о творчестве Николая Клюева
В начале 1900-х годов Н.А. Клюев начинает писать стихи, отмечая “тридцать лет словостроенья” в начале 30-х годов. С 1904 года его стихи появляются в петербургской печати (альманах
“Новые

поэты”

-
1904; сборники
“Волны” и “Прибой” -
1905; журналы
“Трудовой путь”
- 1907- 1908,
“Бодрое слово”
- 1909 и другие). С 1907 года начинается его дружеская переписка с Блоком, которая продолжается до 1915 года. Они неоднократно встречаются, спорят. В 1912 году к Клюеву приходит известность, он публикует несколько поэтических сборников
(“Сосен

перезвон”
- Москва, 1912; два издания;
“Братские

песни”
- Москва, 1912;
“Лесные были”
- Москва, 1913;
“Мирские думы”
- Петроград, 1918), пишет лучшие свои стихи (циклы
“Избяные

песни”,

“Земля и железо”
- в сборнике
“Скифы”
и другие). Итоговым становится опубликованный уже после революции двухтомник
“Песнослов”
(Петроград, 1919). Предисловие к первой книге Клюева, посвященной Александру Блоку, пишет Брюсов. Клюева замечают и высоко оценивают не
- 9 - только Брюсов и Блок, но и Гумилев, Ахматова, Белый, Городецкий, Мандельштам, известные критики. Он активно сотрудничает в демократических журналах B.C. Миролюбова, в журнале “Новое вино”, а также в полурелигиозном, полусветском еженедельнике “Новая земля”. В середине 1920-х Клюев делается некоторая попытка подстроить свою музу к «новым песням» («Богатырка», 1925; «Ленинград», 1925 или 1926), однако параллельно с ними создаются и «новые песни», в которых звучит мотив «отлета» России из чуждой современности: «По речному таит страница / Лебединый отлетный крик. / Отлетает Русь, отлетает...» («Не буду писать от сердца...», 1925) и проклятия «железу»: «Забодало железное быдло / Коляду, душегрейку, салазки» («Наша русская правда загибла...», 1928). С особой эпической силой мысль о гибели России развивается Клюевым в поэмах «Деревня» (1927), «Соловки» (1926-28), «Погорельщина» (1928), «Песнь о Великой Матери» (между 1929 и 1934), являющихся трагическим эпосом конца России и лебединой песней ее последнего рапсода. К ним примыкают поэмы «Плач о Сергее Есенине» (1926) и «Заозерье» (1927). В «Погорельщине», назвавшись «песнописцем Николаем», поэт берет на себя миссию свидетельствовать далеким потомкам о неповторимой красоте сожженной «человечьим сбродом» «нерукотворной России». Только
«Плач

о

Сергее

Есенине»,

«Деревня»

и

«Заозерье»
публикуются при жизни поэта, все же остальные поэмы появятся в печати на его родине лишь более чем через полсотни лет. В 1928 выходит последний сборник стихов Клюева
«Изба и поле»
, всецело составленный из ранее напечатанного. Однако следующие 5 лет - период наиболее интенсивного и даже как бы «отчаянного» творчества. Кроме трагического эпоса «отлетающей» России, создается значительный пласт лирики, объединенный именем Анатолия Яр-Кравченко - героя его последнего лирического романа («Вспоминаю тебя и не помню...», 1929; «Моему другу Анатолию Яру», «Из предсмертных песен», «Повесть скорби» 1933), а также большой цикл стихов «О чем шумят седые кедры»,
- 10 - отмеченный драматизмом личной жизни (одиночество) и конфликтным противостоянием современности. [по кн. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX- начала XX века: Учеб.- 4-е изд., доп. и перераб.- М.: Академия, 2000.]
III.

Художественное

чтение

стихотворений

Н.А.

Клюева,

беседа

по

содержанию стихотворений.
Слово учителя: Творчество Н.А. Клюева тематически очень разнообразно, но наиболее часто в своих стихотворениях он обращается к теме природы, основные образы: деревня, избяная Русь, «железный» город. Чуть реже встречается и тема любви. Сейчас несколько ребят прочтут нам стихотворения поэта. Учащийся читает стихотворение «Широко необъятное поле»: Широко необъятное поле, А за ним чуть синеющий лес! Я опять на просторе, на воле И любуюсь красою небес. В этом царстве зелёном природы Не увидишь рыданий и слёз; Только в редкие дни непогоды Ветер стонет меж сучьев берёз. Не найдёшь здесь душой пресыщённой Пьяных оргий, продажной любви, Не увидишь толпы развращённой С затаённым проклятьем в груди. Здесь иной мир - покоя, отрады. Нет суетных волнений души; Жизнь тиха здесь, как пламя лампады, Не колеблемой ветром в тиши. Вопрос учителя: Какова основная тема и идея этого стихотворения? Ответы учащихся: Это стихотворение – о природе, а именно о природе родного края, которую любит и которой восхищается поэт. Основная идея в том, что мир природы – идеальный, в нем не может быть никаких бед и
- 11 - неурядиц. Человек только наедине с природой может почувствовать гармонию. Слово учителя: А сейчас давайте обратим внимание на другое стихотворение поэта. Учащийся читает стихотворение «О, ели, родимые ели…»: О ели, родимые ели, Раздумий и ран колыбели, Пир брачный и памятник мой. На вашей коре отпечатки, От губ моих жизней зачатки, Стихов недомысленный рой. Вы грели меня и питали И клятвой великой связали - Любить Тишину-Богомать. Я верен лесному обету, Баюкаю сердце: не сетуй, Что жизнь как болотная гать, Что умерли юность и мама, И ветер расхлябанной рамой, Как гроб забивают, стучит, Что скуден заплаканный ужин, И стих мой под бурей простужен, Как осенью листья ракит, - В нём сизо-багряные жилки Запёкшейся крови - подпилки И критик её не сотрут. Пусть давят томов Гималаи, - Ракиты рыдают о рае, Где вечен листвы изумруд. Там юных вселенных зачатки - Лобзаний моих отпечатки - Предстанут как сонмы богов. И ели, пресвитеры-ели, В волхвующей хвойной купели Омоют громовых сынов. Вопрос учителя: Ребята, о чем это стихотворение?
- 12 - Ответы учащихся: В этом стихотворении Клюев противопоставляет идеальный мир природы и ненавистный ему мир города. Это можно назвать плачем поэта по родному ему краю. Слово учителя: А сейчас внимательно послушайте вот это стихотворение Учащийся читает стихотворение «Мне сказали, что ты умерла…»: Мне сказали, что ты умерла Заодно с золотым листопадом И теперь, лучезарно светла, Правишь горным, неведомым градом. Я нездешним забыться готов, Ты всегда баснословной казалась И багрянцем осенних листов Не однажды со мной любовалась. Говорят, что не стало тебя, Но любви иссякаемы ль струи: Разве зори - не ласка твоя, И лучи - не твои поцелуи? Вопрос учителя: Какова основная тема данного стихотворения? Ответы учащихся: Основная тема стихотворения – смерть любимой лирического героя. Но нельзя сказать, что данное стихотворение только о любви. Для лирического героя его умершая возлюбленная навсегда останется жить в отголосках природы, в ее проявлениях.
IV. Рассмотрение основных мотивов и темы дома в творчестве Н.А.

Клюева.

1. Знакомство с русской избой
Слово учителя: Сегодня на уроке мы более подробно остановимся на одном из центральных образов в творчестве Клюева – образе избяной Руси. Но прежде чем перейти непосредственно к этой теме, я расскажу вам о том, что собой представляла воспеваемая поэтом русская изба в те времена.
- 13 - [Учитель демонстрирует музейные экспонаты: прялка, угольный самовар, рубец, лыковый короб, пояс оберег, рушники, иконы, подсвечники, деревянная посуда]. Вопрос учителя: Как вы думаете, как использовались данные предметы в быту? Ответ учащихся: прялка – прясть шерсть, угольный самовар – кипятить воду, рубец – разновидность топора, лыковый короб – для переноски вещей, пояс-оберег – хранитель дома, вешался как правило над дверью, рушники – вместо полотенец. Слово учителя: Изба в древности была храмом, главной достопримечательностью которой для гостей и посетителей являлись иконы. Выдающийся русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев считает, что в языческие времена избой у славян называлась центральная часть жилища, «кругом (которой) стоят лавки, а в середине или в стороне — каменный помост, на котором раскладывался огонь. Над этим помостом или очагом висит котел, в котором приготовляется для всего семейства общая пища. Большая печь в углу и палати составляют необходимую принадлежность всякой избы». Таким образом, это была только теплая часть жилища, в которой находился очаг (а потому необходимо отличать ее от светлиц — комнат- пристроек, построенных для супружеских пар, которые не отапливались, но вплотную примыкали к избе). Разведенный в домашнем очаге огонь почитался божеством, охраняющим обилие дома, спокойствие, здоровье и счастье всех членов семьи. Следовательно, и очаг, в котором горел огонь, тоже был священен. Вся изба получила особенное освящение от очага, который был самым священным местом. В зависимости от степени «освящения» различные атрибуты избы вызывали поклонение в большей или меньшей степени. И поэтому изба была первым языческим храмом.
- 14 - Но изба — это не только храм в полном смысле слова. У нее есть и еще одно значение, космогоническое. Ведь все большое и великое начинается с малого, обычного, простого. Особое место при постройке дома уделялось и уделяется обозначению границ между домом и остальным пространством. Противопоставление жилища внешнему миру (то есть граница между внутренним, домашним, миром и миром внешним) отражено в обрядах, связанных со стенами, порогами, запорами, дверями. Существует, например, заговор, в котором противопоставлены внутреннее пространство между углами и середина дома: «Наша изба о четыре угла, во всяком углю по ангелю стоит, со крестом стоит, крестом градит, хлеб и соль, скот и живот, и всю нашу семью». В славянской ритуальной и мифологической традиции очень распространен принцип вкладывания одного в другое (например, русская матрешка). И пространство поэтому представляется как ряд вложенных друг в друга составляющих. При такой модели центральный объект выполняет роль мирового центра: мировое дерево, мировая гора, храм, город и т. д. Следовательно, такая организация лежит в основе любого упорядоченного пространства. Печь (в значении очаг) — центр дома, дом — центр двора, двор — центр селения и т. д. Таким образом, клюевская изба («изба моя») воспринимается как бессмертный, животворящий, святой центр Вселенной.
2. Анализ стихотворения «Рожество избы»
Слово учителя: Наиболее ярко тема дома, избы проявилась в стихотворении 1923 г. «Рожество избы». Учащийся читает стихотворение «Рожество избы»: От кудрявых стружек пахнет смолью, Духовит, как улей, белый сруб. Крепкогрудый плотник тешет колья, На слова медлителен и скуп. Тепел паз, захватисты кокоры, Крутолоб тесовый шоломок.
- 15 - Будут рябью писаны подзоры И лудянкой выпестрен конек. По стене, как зернь, пройдут зарубки: Сукрест, лапки, крапица, рядки, Чтоб избе- молодке в красной шубке Явь и сон мерещились- легки. Слово учителя: Мир избы (начиная с ее “рожества”) с печью, божницей, окном, дедом, матерью и котом, с “избяным светилом” - ковригой и другими атрибутами занимает особое место в “избяных песнях”, в “травяных псалмах”, в поэзии Клюева. Она и в его жизни становится главной. Даже в свою петербургскую квартиру он перенес олонецкую избу… и т.д. Вопрос учителя: Чем для поэта, на ваш взгляд, является изба? Ответы учащихся: В центре земного мира Н. Клюева стоит «Мать-Изба», которая для поэта «святилище земли». Он - певец северного русского жилища, где преобладают деревянные, рубленные «в лапу» строения, поэтому в тематический ряд «типы строений» у него попадают как наиболее частотные слова «сруб», «терем», «изба», «жилище». Вопрос учителя: С чем отождествляет Клюев избу? Ответы учащихся: Концепт «Изба» ассоциируется у поэта с женским началом, внутренности Избы уподобляются материнскому чреву. Это было отражением древнейших языческих представлений о земле как Богине Матери. Изба представляется как женщина-роженица, женщина-Мать. Вопрос учителя: В чем это выражается? Ответы учащихся: В соответствие с мифопоэтическими представлениями Н. Клюев наделяет избу способностью не только производить действия, свойственные человеку, но и испытывать те чувства, которые переживает лирический герой, в чем проявляются переработанные поэтом следы фетишизма. Вопрос учителя: Что образует так называемый клюевский «избяной космос»? Ответы учащихся: Деревенская изба, ее убранство, утварь, хозяйственный инвентарь, домашние животные, предметы религиозного культа - все это
- 16 - образует единый художественный мир - клюевский «избяной космос». Мир избы (начиная с ее «рожества») с печью, божницей, окном, дедом, матерью и котом, с «избяным светилом» - ковригой и другими атрибутами занимает особое место в «избяных песнях», в «травяных псалмах», в поэзии Клюева. Слово учителя: Изба в жизни Клюева была главной. О Клюеве нельзя сказать, что он «звезды считает, а про свою избу не знает». В крестьянской избе поэт чувствовал себя хозяином.
Резюме учителя:
Итак, на основании всего изложенного сегодня на уроке материала мы можем сказать о том, что в блистательной плеяде имен русских поэтов начала века имя Николая Алексеевича Клюева стоит особняком, как бы в стороне от прочих. Его творчество – это своеобразная дань русской деревне, избяной Руси. Изба, в творчестве Клюева, стала не только символом красоты, но и символом душевного здоровья, цельности человека. « Рожество избы» (не просто «рождение»!) для Клюева акт больше чем физически материальный: почти религиозный, потому-то он сравнивает его с рождением божества, ставя на «святое» место творенье рук человеческих, освященное тысячелетней традицией. Клюевская изба («изба моя») воспринимается как бессмертный, животворящий, святой центр Вселенной.
V. Подведение итогов урока
(анализ работы учащихся, выставление оценок)
Домашнее задание:
Написать эссе на тему (на выбор): 1) «Мое первое соприкосновение с именем Клюева»; 2) «Клюев и новокрестьянские поэты»; 3) «Клюев – поэт «олонецкой» избы».


В раздел основное полное образование