Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Инновационный подход к проблеме воспитании патриотизма"

статья

Автор: Давлетова Зульфия Магдануровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ, с. Шафраново, Альшеевский район, Республика Башкортостан

Смотреть презентацию



В раздел основное полное образование



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Шафраново муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан Давлетова Зульфия Магдануровна учитель русского языка и литературы
ДОКЛАД

Инновационный подход к проблеме патриотического воспитания

Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на эти вопросы достаточно сложны.
Патриот, по словарю Даля, - " любитель Отечества, ревнитель о благе

его, отечественник, отчизнолюб".

А

в

философском

словаре

"патриотизм"

-

определяется

как

нравственный и политический принцип.
Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к исследованиям писали еще Ян Каменский, Ж.-Ж.Руссо, Генрих Песталоцци и другие зарубежные педагоги и ученые. В России эту идею развивали М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков, Н.М.Карамзин, К.Д.Ушинский, В.О.Ключевский и многие другие ученые, писатели, педагоги, философы, священнослужители. Около 130-ти лет назад
К.Д.Ушинский,

изучавший

идеи

и

опыт

отечественной

и зарубежной

педагогики

и школы, писал,

что «поля

родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой

власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам

любви к Отечеству».
Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особенно остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Например, на уроке русского языка в 5 классе - работа с пословицами - это раскрытие их смысла и переносного значения, заучивание пословиц. После работы над смысловым значением даем задание списать, вставить пропущенные буквы.
Ж..ть - Родине служ..ть.

Сам погибай, а товарищ.. выруч..й.

Герой умирает, а слава его ж..вет.

Ж..знь правде посвящ..й.

Затем дети пишут мини - сочинения с включением пословиц на тему «Моя Родина». На первый взгляд, это небольшая работа, но возможность привить любовь к Отчизне и народу. Если обратиться к программам по литературе, то какой бы мы класс ни взяли, каждое произведение любого исторического периода поднимает прежде всего нравственные проблемы . Ведь …
уроки литературы – это не часы развлечения и отдыха…

эти часы должны быть часами воодушевлениия, эмоционального

подъема… нравственного прозрения… А.Т. Твардовский
Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Произведения М.А. Шолохова, В. Распутина, В. Быкова, Б. Васильева, В. Кондратьева - о беззаветной стойкости нашего народа, его мужестве перед лицом смерти, о личной ответственности каждого за судьбу Отечества, о проблеме нравственного выбора. Они помогают понять прошлое, заставляют гордиться своей историей, народом. Особенно полезно, на мой взгляд, при изучении произведений военной тематики проводить нетрадиционные формы работы: уроки мужества («Их подвиг не будет забыт»), устный журнал («Поэты, не вернувшиеся с войны»), участие в районном вебинаре. Они обладают большим эмоциональным воздействием, создают атмосферу приподнятости. Часто провожу уроки-экскурсии с выходом на сочинение. При подготовке к уроку развития речи на казалось бы обычную тему «Описание местности» в 7 классе был использован краеведческий материал. Сочинению мы дали название «Достопримечательности нашего поселка». Работа проходила в несколько этапов. На первом этапе ученики получали индивидуальные задания – найти в своем поселке интересные места и описать их. Затем (второй этап) во время урока-экскурсии каждый ученик выступал в роли экскурсовода, излагая собранный материал. После этого (третий этап) ученики писали сочинение о достопримечательностях родного села. Такие уроки воспитывают патриотические чувства. Очень любят мои ученики классные часы под названием «В лес с томиком стихов любимого поэта»: осенью с томиком Пушкина и Цветаевой, зимой Есенина… Справедливы слова
: прежде чем стать гражданином страны, надо быть

гражданином

родной

школы,

деревни, города
. Очень важно, чтобы у каждого обучающегося постепенно формировалось понимание того, что он,
являясь частичкой многих поколений, несет моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины. Ежегодно ученики принимают участие в школьных и районных конкурсах тематических сочинений, стихотворений, творческих работ, посвященных календарным датам, юбилеям писателей. Поощряется творческая деятельность учеников, которые пишут стихи и сочинения, посвященные родному краю. Академик Д.С. Лихачев писал: «Мы не можем восстановить в памяти и сохранить все то, что напоминает нам о славном прошлом нашего родного края. Зарисовать, описать, сфотографировать – все это под силу любому, кто хочет сохранить в памяти историю своего края. Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем». Латинская пословица гласит:
«Учат слова – увлекают примеры
». Когда учитель имеет возможность показать ученикам, что героическое – не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать себя служению народа, что такие люди живут среди нас - это особенно ценно. Исследовательская работа «Учитель вечен на земле» в рамках районного конкурса «Щербаковские чтения»- это живое общение с человеком- легендой, ветераном Великой Отечественной войны, учителем нашей школы Зелинским Романом Федосеевичем. Результат -дружба ребят с одиноким человеком, посильная помощь и участие в его судьбе. Знакомство с В.Я. Уточкиным оставило неизгладимый след в сердцах ребят, а Шангареева Регина написала сочинение о герое, заняла призовое место в районном конкурсе «Говорят правнуки…». Традиционным стало проведение вахты Памяти в честь Великой Победы, и поздравление ветеранов на дому, и конкурс рисунков, сочинений, фотографий «Нам мир завещано беречь» Никого не оставила равнодушным линейка «Время выбрало нас», посвященная воинам-интернационалистам, закончившаяся возложением цветов к Стене Памяти. С удовольствием принимают мои ученики в акции «Посылка солдату», проводимой в нашей школе не первый год. Наша школа ухаживает за могилами солдат на Братском кладбище. Еще одно конкретное дело, где не нужно лишних слов. Не одно поколение шафрановцев выросло с чувством благодарности и уважения к этим могилам. Доказательством служит праздник 9 Мая, когда из разных уголков съезжаются в этот день почтить память погибших жители нашего села. В
прошлом году наш класс принял участие в акции «Бессмертный полк», пройдя в колонне с фотографиями ветеранов. Большое впечатление на моих ребят произвела районная акция «Знамя Победы». десятиклассникам доверили выступать – инсценировать песню . На одной сцене стояли учителя и ученики. И это, я считаю, один из наилучших примеров патриотического воспитания. Работу в этом направлении нужно постоянно развивать, усовершенствовать, обновлять. В уроках русского языка и литературы, внеурочной деятельности я вижу источник патриотического воспитания школьников . Планирую и в дальнейшем находить новые интересные формы в своей работе.  описание вашего материала — своими словами, о чем материал, для кого предназначен — минимум 7 строк (материалы без описания к публикации не принимаются)


В раздел основное полное образование