"Инновационный подход к проблеме воспитании патриотизма"
статья
Автор: Давлетова Зульфия Магдануровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ, с. Шафраново, Альшеевский район, Республика Башкортостан
Смотреть презентациюВ раздел основное полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с.Шафраново муниципального района
Альшеевский район Республики Башкортостан
Давлетова
Зульфия Магдануровна
учитель русского языка и литературы
ДОКЛАД
Инновационный подход к проблеме патриотического воспитания
Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на эти вопросы достаточно сложны.
Патриот, по словарю Даля, - " любитель Отечества, ревнитель о благе
его, отечественник, отчизнолюб".
А
в
философском
словаре
"патриотизм"
-
определяется
как
нравственный и политический принцип.
Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к исследованиям писали еще Ян Каменский, Ж.-Ж.Руссо, Генрих Песталоцци и другие зарубежные педагоги и ученые. В России эту идею развивали М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков, Н.М.Карамзин, К.Д.Ушинский, В.О.Ключевский и многие другие ученые, писатели, педагоги, философы, священнослужители. Около 130-ти лет назад
К.Д.Ушинский,
изучавший
идеи
и
опыт
отечественной
и зарубежной
педагогики
и школы, писал,
что «поля
родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой
власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам
любви к Отечеству».
Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особенно остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Например, на уроке русского языка в 5 классе - работа с пословицами - это раскрытие их смысла и переносного значения, заучивание пословиц. После работы над смысловым значением даем задание списать, вставить пропущенные буквы.
Ж..ть - Родине служ..ть.
Сам погибай, а товарищ.. выруч..й.
Герой умирает, а слава его ж..вет.
Ж..знь правде посвящ..й.
Затем дети пишут мини - сочинения с включением пословиц на тему «Моя Родина». На первый взгляд, это небольшая работа, но возможность привить любовь к Отчизне и народу. Если обратиться к программам по литературе, то какой бы мы класс ни взяли, каждое произведение любого исторического периода поднимает прежде всего нравственные проблемы . Ведь …
уроки литературы – это не часы развлечения и отдыха…
эти часы должны быть часами воодушевлениия, эмоционального
подъема… нравственного прозрения… А.Т. Твардовский
Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Произведения М.А. Шолохова, В. Распутина, В. Быкова, Б. Васильева, В. Кондратьева - о беззаветной стойкости нашего народа, его мужестве перед лицом смерти, о личной ответственности каждого за судьбу Отечества, о проблеме нравственного выбора. Они помогают понять прошлое, заставляют гордиться своей историей, народом. Особенно полезно, на мой взгляд, при изучении произведений военной тематики проводить нетрадиционные формы работы: уроки мужества («Их подвиг не будет забыт»), устный журнал («Поэты, не вернувшиеся с войны»), участие в районном вебинаре. Они обладают большим эмоциональным воздействием, создают атмосферу приподнятости. Часто провожу уроки-экскурсии с выходом на сочинение. При подготовке к уроку развития речи на казалось бы обычную тему «Описание местности» в 7 классе был использован краеведческий материал. Сочинению мы дали название «Достопримечательности нашего поселка». Работа проходила в несколько этапов. На первом этапе ученики получали индивидуальные задания – найти в своем поселке интересные места и описать их. Затем (второй этап) во время урока-экскурсии каждый ученик выступал в роли экскурсовода, излагая собранный материал. После этого (третий этап) ученики писали сочинение о достопримечательностях родного села. Такие уроки воспитывают патриотические чувства. Очень любят мои ученики классные часы под названием «В лес с томиком стихов любимого поэта»: осенью с томиком Пушкина и Цветаевой, зимой Есенина… Справедливы слова
: прежде чем стать гражданином страны, надо быть
гражданином
родной
школы,
деревни, города
. Очень важно, чтобы у каждого обучающегося постепенно формировалось понимание того, что он,
являясь частичкой многих поколений, несет моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины. Ежегодно ученики принимают участие в школьных и районных конкурсах тематических сочинений, стихотворений, творческих работ, посвященных календарным датам, юбилеям писателей. Поощряется творческая деятельность учеников, которые пишут стихи и сочинения, посвященные родному краю. Академик Д.С. Лихачев писал: «Мы не можем восстановить в памяти и сохранить все то, что напоминает нам о славном прошлом нашего родного края. Зарисовать, описать, сфотографировать – все это под силу любому, кто хочет сохранить в памяти историю своего края. Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем». Латинская пословица гласит:
«Учат слова – увлекают примеры
». Когда учитель имеет возможность показать ученикам, что героическое – не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать себя служению народа, что такие люди живут среди нас - это особенно ценно. Исследовательская работа «Учитель вечен на земле» в рамках районного конкурса «Щербаковские чтения»- это живое общение с человеком- легендой, ветераном Великой Отечественной войны, учителем нашей школы Зелинским Романом Федосеевичем. Результат -дружба ребят с одиноким человеком, посильная помощь и участие в его судьбе. Знакомство с В.Я. Уточкиным оставило неизгладимый след в сердцах ребят, а Шангареева Регина написала сочинение о герое, заняла призовое место в районном конкурсе «Говорят правнуки…». Традиционным стало проведение вахты Памяти в честь Великой Победы, и поздравление ветеранов на дому, и конкурс рисунков, сочинений, фотографий «Нам мир завещано беречь» Никого не оставила равнодушным линейка «Время выбрало нас», посвященная воинам-интернационалистам, закончившаяся возложением цветов к Стене Памяти. С удовольствием принимают мои ученики в акции «Посылка солдату», проводимой в нашей школе не первый год. Наша школа ухаживает за могилами солдат на Братском кладбище. Еще одно конкретное дело, где не нужно лишних слов. Не одно поколение шафрановцев выросло с чувством благодарности и уважения к этим могилам. Доказательством служит праздник 9 Мая, когда из разных уголков съезжаются в этот день почтить память погибших жители нашего села. В
прошлом году наш класс принял участие в акции «Бессмертный полк», пройдя в колонне с фотографиями ветеранов. Большое впечатление на моих ребят произвела районная акция «Знамя Победы». десятиклассникам доверили выступать – инсценировать песню . На одной сцене стояли учителя и ученики. И это, я считаю, один из наилучших примеров патриотического воспитания. Работу в этом направлении нужно постоянно развивать, усовершенствовать, обновлять. В уроках русского языка и литературы, внеурочной деятельности я вижу источник патриотического воспитания школьников . Планирую и в дальнейшем находить новые интересные формы в своей работе. описание вашего материала — своими словами, о чем материал, для кого предназначен — минимум 7 строк (материалы без описания к публикации не принимаются)
ДОКЛАД
Инновационный подход к проблеме патриотического воспитания
Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на эти вопросы достаточно сложны.
Патриот, по словарю Даля, - " любитель Отечества, ревнитель о благе
его, отечественник, отчизнолюб".
А
в
философском
словаре
"патриотизм"
-
определяется
как
нравственный и политический принцип.
Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к исследованиям писали еще Ян Каменский, Ж.-Ж.Руссо, Генрих Песталоцци и другие зарубежные педагоги и ученые. В России эту идею развивали М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков, Н.М.Карамзин, К.Д.Ушинский, В.О.Ключевский и многие другие ученые, писатели, педагоги, философы, священнослужители. Около 130-ти лет назад
К.Д.Ушинский,
изучавший
идеи
и
опыт
отечественной
и зарубежной
педагогики
и школы, писал,
что «поля
родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой
власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам
любви к Отечеству».
Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особенно остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Например, на уроке русского языка в 5 классе - работа с пословицами - это раскрытие их смысла и переносного значения, заучивание пословиц. После работы над смысловым значением даем задание списать, вставить пропущенные буквы.
Ж..ть - Родине служ..ть.
Сам погибай, а товарищ.. выруч..й.
Герой умирает, а слава его ж..вет.
Ж..знь правде посвящ..й.
Затем дети пишут мини - сочинения с включением пословиц на тему «Моя Родина». На первый взгляд, это небольшая работа, но возможность привить любовь к Отчизне и народу. Если обратиться к программам по литературе, то какой бы мы класс ни взяли, каждое произведение любого исторического периода поднимает прежде всего нравственные проблемы . Ведь …
уроки литературы – это не часы развлечения и отдыха…
эти часы должны быть часами воодушевлениия, эмоционального
подъема… нравственного прозрения… А.Т. Твардовский
Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Произведения М.А. Шолохова, В. Распутина, В. Быкова, Б. Васильева, В. Кондратьева - о беззаветной стойкости нашего народа, его мужестве перед лицом смерти, о личной ответственности каждого за судьбу Отечества, о проблеме нравственного выбора. Они помогают понять прошлое, заставляют гордиться своей историей, народом. Особенно полезно, на мой взгляд, при изучении произведений военной тематики проводить нетрадиционные формы работы: уроки мужества («Их подвиг не будет забыт»), устный журнал («Поэты, не вернувшиеся с войны»), участие в районном вебинаре. Они обладают большим эмоциональным воздействием, создают атмосферу приподнятости. Часто провожу уроки-экскурсии с выходом на сочинение. При подготовке к уроку развития речи на казалось бы обычную тему «Описание местности» в 7 классе был использован краеведческий материал. Сочинению мы дали название «Достопримечательности нашего поселка». Работа проходила в несколько этапов. На первом этапе ученики получали индивидуальные задания – найти в своем поселке интересные места и описать их. Затем (второй этап) во время урока-экскурсии каждый ученик выступал в роли экскурсовода, излагая собранный материал. После этого (третий этап) ученики писали сочинение о достопримечательностях родного села. Такие уроки воспитывают патриотические чувства. Очень любят мои ученики классные часы под названием «В лес с томиком стихов любимого поэта»: осенью с томиком Пушкина и Цветаевой, зимой Есенина… Справедливы слова
: прежде чем стать гражданином страны, надо быть
гражданином
родной
школы,
деревни, города
. Очень важно, чтобы у каждого обучающегося постепенно формировалось понимание того, что он,
являясь частичкой многих поколений, несет моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины. Ежегодно ученики принимают участие в школьных и районных конкурсах тематических сочинений, стихотворений, творческих работ, посвященных календарным датам, юбилеям писателей. Поощряется творческая деятельность учеников, которые пишут стихи и сочинения, посвященные родному краю. Академик Д.С. Лихачев писал: «Мы не можем восстановить в памяти и сохранить все то, что напоминает нам о славном прошлом нашего родного края. Зарисовать, описать, сфотографировать – все это под силу любому, кто хочет сохранить в памяти историю своего края. Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем». Латинская пословица гласит:
«Учат слова – увлекают примеры
». Когда учитель имеет возможность показать ученикам, что героическое – не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать себя служению народа, что такие люди живут среди нас - это особенно ценно. Исследовательская работа «Учитель вечен на земле» в рамках районного конкурса «Щербаковские чтения»- это живое общение с человеком- легендой, ветераном Великой Отечественной войны, учителем нашей школы Зелинским Романом Федосеевичем. Результат -дружба ребят с одиноким человеком, посильная помощь и участие в его судьбе. Знакомство с В.Я. Уточкиным оставило неизгладимый след в сердцах ребят, а Шангареева Регина написала сочинение о герое, заняла призовое место в районном конкурсе «Говорят правнуки…». Традиционным стало проведение вахты Памяти в честь Великой Победы, и поздравление ветеранов на дому, и конкурс рисунков, сочинений, фотографий «Нам мир завещано беречь» Никого не оставила равнодушным линейка «Время выбрало нас», посвященная воинам-интернационалистам, закончившаяся возложением цветов к Стене Памяти. С удовольствием принимают мои ученики в акции «Посылка солдату», проводимой в нашей школе не первый год. Наша школа ухаживает за могилами солдат на Братском кладбище. Еще одно конкретное дело, где не нужно лишних слов. Не одно поколение шафрановцев выросло с чувством благодарности и уважения к этим могилам. Доказательством служит праздник 9 Мая, когда из разных уголков съезжаются в этот день почтить память погибших жители нашего села. В
прошлом году наш класс принял участие в акции «Бессмертный полк», пройдя в колонне с фотографиями ветеранов. Большое впечатление на моих ребят произвела районная акция «Знамя Победы». десятиклассникам доверили выступать – инсценировать песню . На одной сцене стояли учителя и ученики. И это, я считаю, один из наилучших примеров патриотического воспитания. Работу в этом направлении нужно постоянно развивать, усовершенствовать, обновлять. В уроках русского языка и литературы, внеурочной деятельности я вижу источник патриотического воспитания школьников . Планирую и в дальнейшем находить новые интересные формы в своей работе. описание вашего материала — своими словами, о чем материал, для кого предназначен — минимум 7 строк (материалы без описания к публикации не принимаются)
В раздел основное полное образование