Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Воспитание толерантности на уроках литературы"

Статья

Автор: Алексеева Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы, ЧОУ гимназия "ЛИК - Успех", город Ставрополь



В раздел основное полное образование




Воспитание толерантности на уроках литературы
Алексеева И.В., учитель русского языка и литературы ЧОУ гимназии «ЛИК – Успех» г.Ставрополя Сегодня перед школой стоит сложная задача подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Важно научить детей не только знать собственную культуру, но и понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов. В этом направлении смысл деятельности учителя заключается в формировании толерантных отношений. Необходимо содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Одной из ключевых компетентностей, которую должно сформировать образование является толерантность, то есть готовность и способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства и самовыражения личности. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Воспитание толерантности напрямую связано с воспитанием нравственности. Толерантная личность – это и есть высоконравственная личность. Нравственное воспитание – важнейшая задача всех общественных институтов, но в школе она приобретает особое значение, так как именно здесь закладываются основы облика человека. В воспитании нравственности 1
участвуют все предметы, но особенно большую роль играет литература. По- моему, при воспитании терпимости, милосердия и доброты помощи следует искать в художественной литературе, так как именно в ней заключен огромный потенциал для воспитания терпения и самоуважения, согласия и мирного отношения друг к другу. Именно на уроках литературы мы имеем возможность донести до учащихся самые важные общечеловеческие ценности. В каждом произведении, я считаю, можно найти хотя бы один образ, соответствующий идеалу гуманизма, человечности, терпимости и доброты. Изучая на уроках литературы произведения русских классиков, можно найти множество примеров для воспитания толерантного отношения к людям. В данной работе представлены возможные варианты анализа тех произведений литературы, которые помогают формированию у школьников толерантности. Считаю повесть А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» самым лучшим примером, когда возможно ненавязчиво, без прямых назиданий, а средством художественного слова влиять на подростков, помогать им взрослеть, формировать в них лучшие качества, в том числе толерантность. «Есть писатели, каждое произведение которых становится событием культурной жизни страны, предметом горячих споров, глубоких раздумий, вызовом вредному прошлому и призывом к лучшему будущему», - пишет Р.Гамзатов. Герой романа Ч.Айтматов «Плаха» обо всем этом размышляет именно во время храмового пения, а одна из основных христианских заповедей, как известно, - не убий». Все в романе взаимосвязано, ничто не случайно. Чингиз Айтматов говорит: «Сейчас, когда мир достиг такого уровня технического состояния и такого уровня противоречий, когда человечество в нравственном отношении не поспевает за теми достижениями, которое оно создает с помощью разума и рук своих, чрезвычайно важно, чтобы литература и искусство своими средствами оказали максимальное воздействие на человека, сказали ему, что нет таких убеждений, целей и задач, цена которым – жизнь 2
человечества. Надо навсегда затвердить эту всечеловеческую заповедь...». И на уроках по Айтматову мы учимся этим «всечеловеческим заповедям». Уроки литературы раскрывают перед учеником психологический мир персонажей и тем самым побуждают его к нравственной оценке и совершенствованию собственного внутреннего мира. Погружение в художественный мир – это и погружение в самого себя. Например, главный герой роман Гончарова «Обломов» - Илья Ильич Обломов, ленивый и малоподвижный, весь день не встает с кровати. За Илью Ильича все делает Захар – слуга, очень преданный своему хозяину. Он искренне сочувствует своему хозяину, но бессилен помочь подняться ему с кровати, сделать жизнерадостным, подвижным и живым. Захар очень терпелив, таким терпением обладают немногие герои. Творчество Платонова позволяет прикоснуться к жизни «обнаженным сердцем». Научить этому трудно, может быть, невозможно. И Платонов не учит, он просто верит – верит в творчество человеческого в человеке, в победу разума и добра. И слабый, больной Юшка, страдающий от людской жестокости, но убежденный в необходимости жить, и неизвестный цветок из одноименной сказки-были, как-то по - человечески упорно борющийся за свое существование, несут в себе великую силу любви к жизни. Эти герои по- настоящему человечны, они «одно дыхание, единое, теплое живое существо» (Платонов). Они сильны в своем стремлении просто жить и достойны самого глубокого уважения и искренней любви. Главная задача – помочь детям понять это, потому что «больно одному – больно всем, умирает один – мертвеют все» (А. Платонов). Здесь уместно вспомнить этический принцип русского философа Н.Ф. Федорова: «Жить надо не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Роман Достоевского «Преступление и наказание» заставляет многих задуматься о своих поступках, потому что автор поднимает проблему нравственности. Сонечка Мармеладова готова пожертвовать собой ради других. Она не осуждает людей за их поступки, понимает и переживает вместе с людьми их боль, учит Раскольникова милосердию и любви, прощению и 3
сочувствию. По мнению Достоевского, человек должен быть такой, как Сонечка Мармеладова, нести с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Изучая «Кавказского пленника» Л.Н. Толстого, главу «Бэла» из «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова, биографию А.С. Грибоедова, мы говорим и об особенностях пейзажа, и обычаях, и народных традициях. А это хорошая возможность воспитать у детей уважение к чужой культуре, а через культуру – уважение к другому народу. Необходимо обращать внимание на историческую основу текста. Это даёт возможность охарактеризовать и оценить творчество писателя и его мастерство и в то же время помогает детям ощутить взаимообусловленность явлений, взаимосвязь людей разных вероисповеданий и национальностей. Атмосфера уроков литературы должна пробуждать у учащихся чувство сострадания, человечности, интереса к чужой судьбе, что ведет к становлению гражданской позиции и воспитанию духовности. Цель урока литературы в том, чтобы подтолкнуть ребенка к пониманию, видению проблемы, направить его работу мысли так, чтобы, прочитав одну, ему хотелось бы взять в руки другую книгу. Считаю обязательным включение в школьную программу произведений современной литературы, в которой отражены проблемы современного общества. Необходимо внушить ребятам мысль о том, что литература является зеркальным отражением жизни, а жизнь не может быть неинтересной. Так за «Петром 1» стоит петровская эпоха, а за «Вишневым садом» - смена общественно-экономических формаций: от крепостного права через помещичье землевладение и распад дворянских гнезд – к зарождающемуся капитализму и стремлению к светлому будущему. Говоря о «Детях подземелья» в 5 классе, можно рассказать о беспризорниках сегодняшнего дня, вынужденных ночевать в подвалах и подземных переходах. 4
Прочитаем только финал рассказа А.П.Чехова «Студент»: « И радость вдруг заволновалась в его (героя) душе... Прошлое, - думал он, - связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого... он думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня, и, по- видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле...». Вот так: всё – звенья одной цепи, «красота и правда составляют главное в человеческой жизни...». А разве не так всё в нашей педагогической работе? «Звенья одной цепи» - урок за уроком, встреча за встречей, диалог за диалогом. И если есть во всем этом «красота и правда» - значит в них наше спасение. Литература – это философия жизни, которая учит жить, поэтому на уроках литературы необходимо использовать работы и заповеди академика Д. С. Лихачева: «Не помысли народ свой врагом других народов», «Уважай мысли и чувства братьев своих», которые воспитывают толерантное отношение к окружающему миру. В воспитании терпимости, милосердия, доброты нет надёжнее союзника, чем художественная литература, с каждой страницы которой льётся целительный свет гуманизма. Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остаётся слово – слово учителя, слово писателя. Общаясь со школьниками определённого возраста, учитель всегда остро чувствует, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать. Уберечь ребят от излишнего появления «поперечных мыслей», помочь понять, что «самого главного глазами не увидишь» и что «зорко одно лишь сердце» - главная задача учителя. Уверена, мир, в который войдет ребенок после школы, взрослый мир, потребует от него не только суммы знаний, не только так важной сегодня предприимчивости, но в ещё большей степени миру потребуется человек с обостренным чувством долга по отношению к ближнему, с чувством терпимости к тем, кто иной национальности, иного вероисповедания, иных 5
взглядов на жизнь. И в условиях, когда мир не просто пёстрый, не просто разноликий, разноязыкий, мир недобрый, часто агрессивный, - в этих условиях терпимость, приятие другого, имеющего право быть непохожим на тебя, - едва ли не основные способы выживания. Как не озлобиться, не ожесточиться, не уверовать в то, что «жестокий век – жестокие сердца?» Безусловно, единого рецепта всеобщего благоденствия нет. В одночасье жизнь не изменится. И вот тут приходим к простому – начни с себя! Важные компоненты жизненной позиции личности: гражданственность, нравственность, толерантность - воспитывать нужно не только на уроках и внеклассных мероприятиях, но и личным примером. Вся жизнь и деятельность учителя в современных условиях – это пример высокого гражданского служения, проявления истинной любви к своему Отечеству. Те зерна толерантности и духовности, отношения к другому человеку, к стране, к своей роли в завтрашнем дне, которые мы сегодня зароним в души наших детей, завтра прорастут и дадут плоды… Каждый из нас призван «сеять разумное, доброе, вечное» и отвечать за полученный урожай. С незапамятных времен в мире царствует закон: «Что посеешь – то пожнешь». Чтобы главные духовные ценности – Дом, Семья, Родители – стали твоими, проросли в тебе и дали всходы, нужно время, нужны условия, в которых сегодня – мальчики и девочки, а завтра – сами мамы и папы, будут впитывать с каждым словом, с каждым поступком всё самое чистое, светлое, гуманное. И поскольку идея духовности, толерантности является важным условием развития нашей страны, национальным приоритетом российского общества, то каждая встреча учителя с детьми должна способствовать формированию ценностных качеств личности.
Список литературы:
1.Васильева Ф.И., Васильева Е.А. Толерантность как способ социальной адаптации личности. 2.Декларация принципов толерантности. Учительская газета. № 37, 2000. 6
3.Терентьева Н.П. Учить любить человека. Рассказ «Юшка». Журнал «Литература в школе» №2, 1997. 4.Булгакова М.Н. Воспитание толерантности / М. Н. Булгакова // Справочник заместителя директора школы. - ЗАО «МЦФЭР», 2008. - №8. 5.Гревцева И.В. Классный час «Что такое толерантность?» / И. В. Гревцева // М.:Центр «Педагогический поиск», 2006. - №4. 6. Никулина О.Б. Формирование основ толерантного сознания: продолжение / О. Б. Никулина // Справочник классного руководителя. - ЗАО «МЦФЭР», 2008. - №10. 7


В раздел основное полное образование