"ВОЗДЕЙСТВИЕ РЕКЛАМЫ НА ПОДРОСТКОВ"
экологический проект
Автор: Калашникова Галина Николаевна, учитель биологии, МБОУ "СОШ № 19" ИМРСК, город Изобильный, Ставропольского края
В раздел основное полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Изобильненского муниципального района Ставропольского края
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему:
«ВОЗДЕЙСТВИЕ РЕКЛАМЫ НА ПОДРОСТКОВ»
Выполнил: Ученица 8 класса
МАКАРОВА КРИСТИНА
Наставник:
Учитель биологии МБОУ « СОШ № 19» ИМРСК
Калашникова Галина
Николаевна
г. Изобильный 2015г.
Содержание Стр. Введение…………………………………………………………………… 4 1. Психология рекламы…………………………………………………… 5 1.1. Что такое психология рекламы?…………………………………. 5 2. Что предоставляет нам современное телевидение…………………... 5 2.1. Большую часть эфира составляет реклама……………………... 5 2.2. Как реклама влияет на сознание и подсознание человека……... 6 3. Воздействие рекламы на развитие детей …………………………….. 7 3.1. Психофизиологические особенности подростка и влияние рекламы……………………………………………………………………… 9 Практическая часть………………………………………………………… 11 4. Исследование воздействия рекламы на подростков…………………. 11 Заключение………………………………………………………………… 17 Литература………………………………………………………………… 18 Приложение…………………………………………………………………. 19
Актуальность
2
Данная тема заинтересовала меня не случайно. Сегодня невозможно представить себе жизнь без рекламы. Она окружает нас повсюду. Мы узнаём из неё о новых разработках и продуктах, которые появляются у разных фирм. В этом отношении реклама не представляет особой опасности, но когда её становится слишком много, это начинает вредить человеку. Реклама воздействует на нас как на уровне сознания, так и бессознательно, выходя за рамки коммерческих интересов и навязывая подросткам систему определенных стандартов, точку отсчета жизненных ценностей, мировоззренческих идей и представлений. Реклама превращается в способ психологического воздействия на потребителя, которому навязывается та или иная точка зрения о продукте с определённой целью: приобретение не всегда нужного товара. Реклама оказывает сильное воздействие на формирование и развитие отношений к окружающему миру и действительности, а также личностные отношения. Именно поэтому тема исследовательской работы «Воздействие рекламы на подростков» становится актуальной.
Объект исследования:
психология рекламы.
Предмет исследования:
воздействие рекламы на подростков.
Цель:
выяснить, влияет ли реклама на подростков и как они относятся к рекламе в целом.
Задачи:
- изучить теоретические основы психологии рекламы; - разработать анкету и провести опрос среди учащихся школы; - проанализировать полученные данные и сделать выводы; - определить какой телевизионный канал больше других зависит от рекламы.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ литературы по изучаемой проблеме). 2. Социологический (анкетирование учащихся). 3. Практический (анализ результатов анкетирования).
Гипотеза:
Предположим, что реклама негативно влияет на сознание
подростков и изменяет их отношение к окружающему миру
Введение
Мы живём в мире, где все что-то продают и покупают. Продаются товары, услуги, знания, идеи, время. Рынок предложений широк и насыщен, конкуренция в нём огромна и не оставляет надежды на хорошие продажи, не прибегая к рекламе. Реклама помогает донести сведения о предлагаемом товаре до широкого круга потребителей. Мы сталкиваемся с рекламой 3
повсюду – сидя дома перед телевизором, слушая радио, по пути на работу или учебу – везде, где бы мы не находились, мы видим или слышим рекламные объявления, рассказывающие о новых товарах или услугах. Как правило, реклама несет в себе информацию, обычно представленную в сжатой, художественно выраженной форме, эмоционально окрашенную и доводит до сознания и внимания потенциальных покупателей наиболее важные факты и сведения о товарах и услугах. При этом следует отметить, что реклама – всегда информация, а информация – не всегда реклама. Реклама, с одной стороны, доводит до потребителей сведения, необходимые для покупки и использования товаров. С другой, сочетая свою информационность с убедительностью и внушением, оказывает на человека эмоционально-психическое воздействие. Реклама оказывает сильное воздействие на формирование и развитие отношений к окружающему миру и действительности, а также личностные отношения. В силу повышенной внушаемости и сложного характера взаимоотношений со взрослыми, подростки являются наиболее подверженными влиянию рекламы. Одна из наиболее актуальных проблем в изучении рекламы – это степень ее воздействия на поведение и ценностные ориентации подростков, чей возраст предполагает постоянную «открытость» психики к внешнему влиянию и поиск самоутверждения в среде межличностных отношений. Особое значение при исследовании влияния рекламы на поведение подростков принадлежит следующей проблеме: данный возраст, связанный с личным и социальным самоутверждением человека, зачастую отдает предпочтение модели «быть как все». Реклама в этом случае выступает в роли одного из источников распространения «штампов» в отношениях. Ее влиятельность основывается на уверенности молодого человека в том, что «быть как все» означает престижность поведения и его понятность для окружающих. Поэтому подражание «рекламным отношениям» может и должно быть объектом исследовательского внимания.
1. Психология рекламы
1.1. Что такое психология рекламы?
Психология рекламы – это отрасль психологии, посвященная изучению влияния различных факторов на покупательную способность индивидуума, а так же создание методик и средств, влияющих на потребителя с целью создать у него стойкую мотивацию для приобретения товара. 4
К психологии рекламы относятся и обучающие семинары, и тренинги, направленные на формирование правильного поведения продавцов, усвоения ими основ общения с любым покупателем. Таким образом, можно сделать вывод, что психология рекламы - это раздел психологии, который изучает факторы, влияющие на выбор покупателем товара, и создаёт различные способы, позволяющие влиять на решение потребителя купить товар.
2. Что предоставляет нам современное телевидение
2.1. Большую часть эфира составляет реклама
Телевидение вошло в нашу жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником средств массовых информаций в 60-х годах ХХ века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и выдвинулось на первое место. Телевизор стал частью нашей жизни. Это целый мир из маленького экрана. Мир, который вызывает столько споров и дискуссий. Телевидение - главный информационный центр страны. Это как раз таки и привлекает большую часть аудитории. Ведь сейчас без информации никуда, всем нужно знать, что происходит в мире, по каким новинкам жить. Также телевидение для большинства людей является неплохим доходом, особенно в сфере рекламы. Так что же такое реклама? С одной стороны это тоже средство массовой информации, ведь именно из рекламы мы узнаём, что и где можно приобрести, но вопрос в том нужно ли нам это? Конечно же, нет, по крайней мере, не всё. От чего же мы тогда идём и покупаем товары, которые нам просто не нужны? Это всё так называемые рекламные трюки. Реклама бывает разная, одна нам нравится и достаточно одного ролика, чтобы мы бежали за рекламируемым товаром, другая реклама нас раздражает, надоедает, но все, же запоминается. Но не каждая реклама вредна. Существует такой вид рекламы, как социальная реклама. Она направлена на борьбу с пороками общества: против курения, наркомании, алкоголизма и СПИДа, а также напоминающая людям о милосердии, сострадании и доброте: усыновлении детей, заботе о старшем поколении. Из выше сказанного можно сделать вывод, что у рекламы как у медали существует две стороны: положительная и отрицательная. Считаю, что негативную сторону можно ослабить, уменьшив количество и продолжительность роликов, а улучшение качества социальной рекламы приведет к повышению нравственности у подрастающего поколения.
2.2. Как реклама влияет на сознание и подсознание человека
Сегодня во всём мире реклама посредством внушения запрещена. И нельзя однозначно утверждать, что реклама, например, сигарет, может укрепить эту привычку у многих людей. Если человек считает, что курить отвратительно и решил никогда не курить, то реклама не сможет изменить его отношение. Но с другой стороны — если человек молод и только собирается 5
начать курить, и у него нет чётко сформировавшегося мнения об этой привычке, то реклама может оказать на него сильное влияние. Или если человек раньше был заядлым курильщиком, но подавил в себе эту привычку, реклама может убедить его снова возобновить курение. Реклама может воздействовать на тех, кто не имеет достаточно ярко выраженных склонностей. Например, если вы не любите спиртное, то реклама джина, виски, водки и других спиртных напитков не заставит вас бежать за бутылкой. Но если вы пьёте и любите джин, но не задумываетесь о том, какой сорт выбрать, то реклама заставит вас отдать предпочтение определенному сорту. Так как же реклама может воздействовать на наш мозг? Неужели во всём виновато наше подсознание? И что это вообще такое? Подсознание — это основная часть мозга. Мы не знаем и не можем знать о том, что наше подсознание увидело и запомнило. Сознание может спать, а подсознание — никогда. Сознание не имеет доступа в подсознание, но подсознание знает всё, что происходит в сознании. Сознание — это компьютер, в то время как подсознание — программист. Подсознание видит, слышит, ощущает запах, вкус и чувствует гораздо сильнее, чем сознание. Оно охватывает всё, что происходит слишком быстро или неуловимо для сознания. В случае с рекламой всё, что происходит слишком быстро или неуловимо для осознанного восприятия можно назвать сублимическим восприятием. Более 90% процентов сигналов, которые воздействуют на наши органы чувств, поступают к нам по сублимическим каналам. Любой кинофильм состоит из огромного числа отдельных кадров, которые прокручиваются со скоростью 24 кадра в секунду. Сознание человека реагирует на это мелькание как на непрерывный процесс. Если же часть кадров (скажем, 1 из 24) заменить на другое изображение (скажем, рекламу какого-нибудь продукта), то такая информация запечатлеется в памяти неосознанно. Человек будет знать о каком-то товаре, но источник знания останется для него «за кадром». Среднестатистический рекламный ролик длится примерно 3 минуты, значит, мелькание определенного продукта на экране отлаживается в нашем сознании крепче и, видя этот продукт на полках магазина, легко узнаем и покупаем гораздо чаще, чем аналогичный продукт, не мелькающий на экране. Если рассматривать социальную рекламу, то можно сказать, что зачастую такая реклама даже у людей с крепкими нервами вызывает слезы. Социальная реклама воздействует только на сознание и на наши чувства, она сделана не для дохода, а, наоборот, для избавления человеческих пороков, и взамен ничего не требует, следовательно, не может себя финансово окупить. Социальную рекламу также можно назвать антирекламой, так как в ее роликах часто показывают, к чему приводят курение, алкоголизм. После просмотра таких роликов, а они зачастую затрагивают потаенные уголки человеческой души, у человека вызывают отвращение те продукты, о которых сказано в социальной рекламе.
3. Воздействие рекламы на развитие детей
6
Реклама оказывает особое влияние на детей. Яркие образы на экране, музыкальное сопровождение запоминаются и привлекают к экрану. Учеными доказано, что часто повторяющиеся яркие картинки и фразы способны вызвать психические расстройства у детей и лиц с неустойчивой психикой. В основном психика формируется в школьном возрасте, именно в этом возрасте человек воспринимает всё гораздо серьезнее, поэтому что-либо внушить ему не составляет ни какого труда. Этим хорошо пользуются производители рекламы. Реклама влияет на детей, дети влияют на рынок. Психологи считают, что среди детей растут потребительские настроения. «Дети становятся жадными потребителями, - говорят они. - Когда их спрашивают, чем вы будете заниматься, когда вырастете, они отвечают, что будут делать деньги. Когда они обсуждают своих друзей, они говорят об их одежде, марках одежды, которые те носят, а вовсе не об их человеческих качествах». Почему же дети любят рекламу, и какое воздействие она на них оказывает? Для ребенка реклама — это, прежде всего самая простая модель знакомства с обществом. Реклама информативна и легко запоминается. Причем дети запоминают ее легче, чем взрослые, так как их голова не так забита различной информацией. Дети любят и хорошо запоминают рекламу, потому что, по сути, это синтез игры и сказки. Реклама говорит на одном языке с ребенком. На нервную систему ребенка может оказать негативное влияние любой элемент любой рекламы, например котенок, щенок или ежик, о котором ребенок мечтает. Каждый возрастной период имеет характерные особенности развития ребенка, становления его представления о мире, его понимания и принятия происходящего. В связи с этим, и рекламное воздействие на ребенка следует рассматривать в разных возрастах, т.к. процессы, которые будут происходить в различных возрастах, различны по своей сути. Раннее детство (возраст от 2 до 6 лет) характеризуется активным развитием всех познавательных процессов - методологии анализа, синтеза информации, понимания процессов, которые происходят вокруг, развитие ассоциативного мышления. Важное место в развитии личности ребенка в этот период занимают эстетические чувства: чувство прекрасного и безобразного, чувство гармонии, чувство ритма, чувство комического. Как только в поле зрения ребенка попадает реклама, он, из-за ее привлекательности, яркости, начинает анализировать, стараясь максимально перекладывать модели поведения, которые он видит в коротких роликах, на свое поведение. Рекламные ролики предлагают простые методы решения проблем: не получается сделать уроки - ешь чипсы; если ты некрасивая, надень джинсы известной фирмы - и все мужчины падут к твоим ногам. Не надо ничего делать, не надо думать - просто ешь и носи то, что тебе предлагают с экрана. 7
Все решения за ребенка уже приняты, а это ограничивает работу мышления и, в конце концов, отрицательно сказывается на интеллекте. Рекламная информация обладает невероятной силой внушения и воспринимается детьми как нечто неоспоримое. Если взрослые в состоянии провести границу между реальным миром и виртуальным миром рекламы, то дети не могут этого сделать. Маленький ребенок буквально понимает все, что видит и слышит. Герои рекламы для него - реальные персонажи - яркие и привлекательные. И их образ жизни, вкусы, пристрастия, манера говорить становятся эталоном - часто довольно сомнительным. Маленьких детей в первую очередь привлекает движение на экране и яркая картинка, а не смысл рекламного сообщения. Поток смысловой информации воспринимается ими бессознательно. Без дополнительного волевого усилия человек не может долго концентрироваться на определенном объекте. Накапливается усталость и внимание переключается самопроизвольно. В связи с этим необходимо отметить, что реклама отрицательно влияет на здоровье ребенка. На неокрепший организм действуют излучение от экрана, мелькание ярких цветовых пятен, частая смена изображений. Мелькающие картинки негативно влияют на зрительный аппарат ребенка ,на работу сердца и мозга, а частая смена изображения ослабляет внимание. И еще - реклама настойчиво приучает детей к потреблению вредных товаров. Реклама оказывает негативное влияние на развитие личности. Детям навязывают идеалы красоты, жизненные цели, способ существования, которые крайне далеки от реальности. Тем не менее, их заставляют к этому стремиться, сравнивать себя с «идеалом». Сознание ребенка постепенно превращается в хранилище стереотипов. Рассматривая более старший возрастной период (с 6 до 12 лет), необходимо отметить, что это период, когда идет общий рост ребенка – расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д. В этот период формируется логическое мышление, способность выстраивать логические цепочки, анализировать происходящие процессы. Развивается память, формируется интеллектуальный потенциал ребенка. Тем самым у ребенка будут сформированы ложные ценности: реклама дорогостоящих продуктов, предметов роскоши, недоступных большинству населения, приводит к негативным эмоциональным реакциям. Очень часто в современной отечественной рекламе фигурируют вещи, о которых по законам этики публично не говорят. Многократное повторение подобных сюжетов также может создавать угнетенное психическое состояние телезрителей.
3.1. Психофизиологические особенности подростка и влияние рекламы
Важнейшей особенностью подросткового возраста является принадлежность подростка и к миру детей, и к миру взрослых. Чрезвычайно отчётливо все трудности и проблемы взросления представлены в построении 8
подростком своей жизненной перспективы, т.е. попытки соотнести желаемое и возможное. С 11 до 13 лет происходит процесс полового созревания. Гормональный взрыв подчиняет себе всё существо младшего подростка. В этом возрасте процесс самоконтроля находится на очень низком уровне. Если этот процесс проходит тяжело, то подросток может не только неадекватно реагировать на типовые ситуации, но и чреват серьёзными внутриличностными конфликтами и может осложняться тем, что подросток замыкается в себе, не впуская в свой встревоженный внутренний мир никого. Младшие подростки раздражительны, настроение их часто меняется на взгляд стороннего наблюдателя совершенно без причины, симпатии и антипатии основываются только на эмоциональном восприятии человека, с которым подросток общается в данный момент. Зачастую подростки негативно воспринимают желание взрослых помочь, но не, потому что не доверяют близким, а потому что их мир встал с ног на голову, ещё недавно близкие люди кажутся чужими, желание приободрить - насмешкой, вопросы - допросами, желанием что-то вызнать, а потом использовать против них. Всегда нужно помнить, что это не сознательный негативизм, а тяжелейший психологический кризис, который переживает каждый человек. Это тот период, когда подростку необходимо доказать всем и себе самому, что он в этом мире что-то значит. К четырнадцати годам практически завершается процесс полового созревания и центр внимания подростка, как правило, переносится в окружающий мир, в этот период подросток энергичен, общителен, уверен в себе, одновременно у него растёт интерес к другим людям и их внутреннему миру и проявляется склонность сравнивать себя с другими. В этом возрасте происходит переход от подросткового возраста к юношеству, или как иначе называют эти фазы развития, происходит переход от фазы негативного подросткового возраста к стадии позитивной. В этот период жизни человек глубоко задумывается над значением и смыслом жизни. Нередки нервные срывы из-за колоссального нервного перенапряжения, свойственного этому возрасту, связанного с потерей душевного равновесия из-за отсутствия чёткой перспективы и всякой ясности в жизни. В этот период чрезвычайно важным становится внешний вид и мнение окружающих о нём. Ярко выражены обиды, которые окружающие воспринимают как «обиды на пустом месте». Кроме того, возрасту 14-15 лет обычно соответствует ярко выраженный максимализм в принятии или непринятии каких-либо точек зрения, принятия решения, выражения самостоятельности и пр. В этом возрасте складываются особенные отношения со сверстниками. Авторитет родителей в этом возрасте практически нулевой, авторитет взрослых колеблется в зависимости от степени доверительности отношений. На первый план выходят отношения с друзьями. Любая информация превращается в секретную, интимную. Друг обладает высшей степенью доверия, подросток постоянно рискует в своём максималистском отношении к друзьям, но без риска данный период жизни не возможен. В этом возрасте стремление к полной, казалось бы, независимости и бесконтрольности соседствует с бурным развитием самоконтроля и самоограничения. В этот период человек начинает строить 9
планы будущего, выстраивать перспективы. Конечно же, всю содержательную сторону жизненной перспективы составляет система ценностных ориентаций. Именно ценностные ориентации определяют основные мотивы устремлений и поведения человека, выражая личностную значимость тех или иных областей жизни. В данный подростковый период сильно стремление отыскать свой идеал, применить его к себе, найти адекватный своему мироощущению стиль поведения. Ведущим мотивом поведения в этом возрасте выступает желание утвердиться в обществе, в котором вращается подросток, завоевать авторитет, уважение. Подростку необходим такой статус в социальной группе, который будет соответствовать его, как правило, завышенной самооценке. Необходимо отметить в связи с этим, что в этом возрасте практически невозможно встретить адекватную самооценку. Самооценка подростка либо завышена, что помогает ему справляться со многими типичными для этого возраста трудностями, либо заниженная, вызванная какими-либо негативными отклонениями в жизни подростка, Период взросления сопровождается восприимчивостью к социальной обстановке и отношениям между людьми. В этом возрасте растёт интерес к социальной роли личности. Телевидение служит важным источником информации, расширяющим знания о мире. Реклама - одно из наиболее сильных средств, закладывающих определенные, предпочтительные модели поведения. Под воздействием рекламы у детей и подростков могут формироваться и формируются новые потребности и ожидания. Если же продукт предназначен для детей, то реклама не только побуждает их быть инициаторами покупок родителями, но, и стимулирует самостоятельные покупки, и 60% детей младшего школьного возраста сами покупают мороженое, сладости, сухарики и чипсы. Таким образом, у детей формируются не только социальные модели, но и потребительское поведение. Реклама является «образцом» межличностных отношений (между противоположными полами, различными поколениями и т.п.), которые в подавляющем большинстве случаев копируются молодыми людьми из-за уверенности в том, что именно так обустраиваются определенные отношения. Результаты рекламного воздействия имеют неоднозначный характер, далеко не всегда отрицательный, реклама обогащает информацией из различных областей знаний, расширяет представления о привычных вещах. Дети и подростки воспринимают всё гораздо критичнее, к тому же психика у них не сформирована, и в её формировании принимает участие всё окружающее, в том числе и реклама как положительная, так и отрицательная. Приведённые сведения свидетельствуют о том, что реклама в основном негативно влияет на развитие ребёнка, хотя некоторые находят и положительные моменты в просмотре детьми рекламы. Чтобы убедиться в том, что реклама для подростков вредна, мы провели опрос среди учащихся школы, результаты которого представлены в следующей главе.
Практическая часть
10
4. Исследование воздействия рекламы на подростков
Цель исследования - изучить особенности восприятия рекламы школьниками и их отношение к рекламе в целом. В исследовании принимали участие
30
учащихся 9-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №19» Изобильненского муниципального района Ставропольского края.
В ходе анкетирования были заданы следующие вопросы:
1. Как вы относитесь к рекламе (положительно, отрицательно, некоторая реклама нравится). 2. Для чего нужна реклама? 3. Вы бы хотели, чтобы рекламы не было? 4. Доверяете ли вы рекламе? (да, нет, некоторой). 5. Реклама, какой продукции вам нравится? 6. Какая реклама не нравится? 7. Влияет ли реклама на ваше решение купить тот или иной продукт? (да, иногда, нет).
Анализ результатов анкетирования
Отношение к рекламе На первый вопрос респонденты ответили по-разному. Оказалось, что большинству подростков некоторая реклама нравится, 8 человек относятся к рекламе положительно и только 10% опрошенных отнеслись к рекламе отрицательно. Класс Возраст Количество человек Варианты ответов Положительно Отрицательно Некоторая реклама нравится чел. % чел. % чел. % 9 14-15 лет 30 8 27 3 10 19 63 11
Осведомлённость о целях рекламы По мнению большинства опрошенных подростков, реклама необходима для того, чтобы 1. распространять товары; 2. следить за новинками; 3. продвигать товары на рынок; 4. представить товары потребителю; 5. повысить спрос; 6. привлечь клиентов; 7. получить информацию о товарах; 8. чтобы продать товар; 9. чтобы сделать перерыв во время просмотра фильма; 10. чтобы обмануть покупателей. Необходимость рекламы На вопрос «Вы бы хотели, чтобы рекламы не было?», положительно ответили 57% опрошенных учащихся 9-х классов, и 43% учащихся ответили «нет». Класс Возраст Количество человек Варианты ответов «Да» «Нет» чел. % чел. % 9 14-15 лет 30 17 57 13 43 12
Доверие к рекламе На вопрос «Доверяете ли вы рекламе?» большинство респондентов ответили, что доверяют лишь некоторой рекламе, и почти одинаковое количество учащихся не доверяют рекламе и доверяют рекламе полностью. Класс Возраст Количество человек Варианты ответов «Да» «Нет» «Некоторой» чел. % чел. % чел. % 9 14-15 лет 30 4 13 6 20 20 67 Предпочтения рекламы В ходе анализа ответов на вопрос: «Реклама, какой продукции вам нравится?», выяснилось, что тематику рекламы можно расположить в следующем приоритетном порядке: Нравится реклама 1. фильмов 2. сотовой связи 3. парфюмерии 4. спортивная реклама 5. электроники и бытовой техники 6. детского питания и продукции для детей 13
7. йогуртов 8. телефонов 9. средств гигиены 10.жевательной резинки 11.одежды 12.автомобилей На вопрос о том, какая реклама не нравится, большинство участников анкетирования указали на рекламу алкогольной продукции, и, примерно, одинаковое количество учащихся отметили рекламу лекарственных средств и зубной пасты. Класс Возраст Количество человек Варианты ответов Зубная паста Лекарства Алкогольная продукция чел. % чел. % чел. % 9 14-15 лет 30 6 20 8 27 16 53 Влияние рекламы на приобретение товара Судя по ответам респондентов на седьмой вопрос, можно сделать вывод о том, что подростки недостаточно осознают, что реклама влияет на их выбор. Отрицательным был ответ на этот вопрос у 12 респондентов, 12 человек ответили, что реклама иногда влияет на их выбор, и лишь 6 учащихся говорили о положительном влиянии рекламы на приобретение товара. Класс Возраст Количество человек Варианты ответов «Да» «Нет» «Иногда» чел. % чел. % чел. % 9 14-15 лет 30 6 20 12 40 12 40 14
Реклама на телевизионных каналах Наименование телевизионного канала Количество рекламных пауз в час Количество роликов Длительность рекламы Наименование рекламируемой продукции лекарства продукты питания автомобили, техника, мебель банки, магазины косметические средства 1 канал 2 14 4 мин 6 2 0 4 2 Домашний 4 45 9 мин 10 6 3 3 2 Россия 3 37 10 мин 11 9 3 4 3 СТС 4 20 7 мин 8 10 3 2 5 Анализируя полученную таблицу , можно сделать выводы, что больше всего рекламы на домашнем канале и канале Россия. Чаще всего в рекламе можно услышать о лекарственных средствах и продуктах питания. 15
Заключение
Проведённое исследование показало, что реклама оказывает в основном негативное влияние на подростков. Но, не смотря на то, что в опросе участвовало поколение детей, которые выросли на рекламе, тем не менее, они могут отличить хорошее от плохого и полностью не доверяют тому, о чём говорится в рекламе. Среди опрошенных учащихся 9-х классов средней школы №19 города Изобильного, хоть и немного, но были респонденты, которым не нравится любая реклама. Это свидетельствует о том, что подростки критически подходят к тому, что им желают навязать извне. Маркетологи, разрабатывающие рекламу, могут найти массу психологических способов для того, чтобы обмануть покупателя и создать все условия для приобретения продукта. Однако думающего человека, который имеет собственное мнение на происходящее вокруг него и в его жизни, обмануть практически невозможно. Это доказывают и ответы на вопросы анкеты. Подростки видят бессмысленность рекламы многих продуктов, могут проанализировать и осознать, что им не нравится как в рекламе, так и в том продукте, который им предлагается. Жить совсем без рекламы невозможно. Это понимают все. Но нужно сделать всё необходимое, чтобы реклама была качественной, чтобы она не пускала пыль в глаза покупателю, а давала достоверную информацию. А что касается социальной рекламы, она, безусловно, оказывает влияние, но скорее положительное, чем отрицательное, трюков и уловок, воздействующих на подсознание, в такой рекламе быть не может, так как социальная реклама это не способ дохода, а способ борьбы с негативными явлениями в обществе.
Литература
1. Волкова О. Детское здоровье. Влияние рекламы на ребенка. Мой кроха и я, №7, 2007. 16
2. Лебедев А.Н. Две методологические традиции в психологии рекламы. - 3. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин - Минск: Харвест, 1998. Приложение
Анкета
1. Как вы относитесь к рекламе (положительно, отрицательно, некоторая реклама нравится). 2. Для чего нужна реклама? 3. Вы бы хотели, чтобы рекламы не было? 4. Доверяете ли вы рекламе? (да, нет, некоторой). 5. Реклама, какой продукции вам нравится? 6. Какая реклама не нравится? 7. Влияет ли реклама на ваше решение купить тот или иной продукт? (да, иногда, нет). 17
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему:
«ВОЗДЕЙСТВИЕ РЕКЛАМЫ НА ПОДРОСТКОВ»
Выполнил: Ученица 8 класса
МАКАРОВА КРИСТИНА
Наставник:
Учитель биологии МБОУ « СОШ № 19» ИМРСК
Калашникова Галина
Николаевна
г. Изобильный 2015г.
Содержание Стр. Введение…………………………………………………………………… 4 1. Психология рекламы…………………………………………………… 5 1.1. Что такое психология рекламы?…………………………………. 5 2. Что предоставляет нам современное телевидение…………………... 5 2.1. Большую часть эфира составляет реклама……………………... 5 2.2. Как реклама влияет на сознание и подсознание человека……... 6 3. Воздействие рекламы на развитие детей …………………………….. 7 3.1. Психофизиологические особенности подростка и влияние рекламы……………………………………………………………………… 9 Практическая часть………………………………………………………… 11 4. Исследование воздействия рекламы на подростков…………………. 11 Заключение………………………………………………………………… 17 Литература………………………………………………………………… 18 Приложение…………………………………………………………………. 19
Актуальность
2
Данная тема заинтересовала меня не случайно. Сегодня невозможно представить себе жизнь без рекламы. Она окружает нас повсюду. Мы узнаём из неё о новых разработках и продуктах, которые появляются у разных фирм. В этом отношении реклама не представляет особой опасности, но когда её становится слишком много, это начинает вредить человеку. Реклама воздействует на нас как на уровне сознания, так и бессознательно, выходя за рамки коммерческих интересов и навязывая подросткам систему определенных стандартов, точку отсчета жизненных ценностей, мировоззренческих идей и представлений. Реклама превращается в способ психологического воздействия на потребителя, которому навязывается та или иная точка зрения о продукте с определённой целью: приобретение не всегда нужного товара. Реклама оказывает сильное воздействие на формирование и развитие отношений к окружающему миру и действительности, а также личностные отношения. Именно поэтому тема исследовательской работы «Воздействие рекламы на подростков» становится актуальной.
Объект исследования:
психология рекламы.
Предмет исследования:
воздействие рекламы на подростков.
Цель:
выяснить, влияет ли реклама на подростков и как они относятся к рекламе в целом.
Задачи:
- изучить теоретические основы психологии рекламы; - разработать анкету и провести опрос среди учащихся школы; - проанализировать полученные данные и сделать выводы; - определить какой телевизионный канал больше других зависит от рекламы.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ литературы по изучаемой проблеме). 2. Социологический (анкетирование учащихся). 3. Практический (анализ результатов анкетирования).
Гипотеза:
Предположим, что реклама негативно влияет на сознание
подростков и изменяет их отношение к окружающему миру
Введение
Мы живём в мире, где все что-то продают и покупают. Продаются товары, услуги, знания, идеи, время. Рынок предложений широк и насыщен, конкуренция в нём огромна и не оставляет надежды на хорошие продажи, не прибегая к рекламе. Реклама помогает донести сведения о предлагаемом товаре до широкого круга потребителей. Мы сталкиваемся с рекламой 3
повсюду – сидя дома перед телевизором, слушая радио, по пути на работу или учебу – везде, где бы мы не находились, мы видим или слышим рекламные объявления, рассказывающие о новых товарах или услугах. Как правило, реклама несет в себе информацию, обычно представленную в сжатой, художественно выраженной форме, эмоционально окрашенную и доводит до сознания и внимания потенциальных покупателей наиболее важные факты и сведения о товарах и услугах. При этом следует отметить, что реклама – всегда информация, а информация – не всегда реклама. Реклама, с одной стороны, доводит до потребителей сведения, необходимые для покупки и использования товаров. С другой, сочетая свою информационность с убедительностью и внушением, оказывает на человека эмоционально-психическое воздействие. Реклама оказывает сильное воздействие на формирование и развитие отношений к окружающему миру и действительности, а также личностные отношения. В силу повышенной внушаемости и сложного характера взаимоотношений со взрослыми, подростки являются наиболее подверженными влиянию рекламы. Одна из наиболее актуальных проблем в изучении рекламы – это степень ее воздействия на поведение и ценностные ориентации подростков, чей возраст предполагает постоянную «открытость» психики к внешнему влиянию и поиск самоутверждения в среде межличностных отношений. Особое значение при исследовании влияния рекламы на поведение подростков принадлежит следующей проблеме: данный возраст, связанный с личным и социальным самоутверждением человека, зачастую отдает предпочтение модели «быть как все». Реклама в этом случае выступает в роли одного из источников распространения «штампов» в отношениях. Ее влиятельность основывается на уверенности молодого человека в том, что «быть как все» означает престижность поведения и его понятность для окружающих. Поэтому подражание «рекламным отношениям» может и должно быть объектом исследовательского внимания.
1. Психология рекламы
1.1. Что такое психология рекламы?
Психология рекламы – это отрасль психологии, посвященная изучению влияния различных факторов на покупательную способность индивидуума, а так же создание методик и средств, влияющих на потребителя с целью создать у него стойкую мотивацию для приобретения товара. 4
К психологии рекламы относятся и обучающие семинары, и тренинги, направленные на формирование правильного поведения продавцов, усвоения ими основ общения с любым покупателем. Таким образом, можно сделать вывод, что психология рекламы - это раздел психологии, который изучает факторы, влияющие на выбор покупателем товара, и создаёт различные способы, позволяющие влиять на решение потребителя купить товар.
2. Что предоставляет нам современное телевидение
2.1. Большую часть эфира составляет реклама
Телевидение вошло в нашу жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником средств массовых информаций в 60-х годах ХХ века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и выдвинулось на первое место. Телевизор стал частью нашей жизни. Это целый мир из маленького экрана. Мир, который вызывает столько споров и дискуссий. Телевидение - главный информационный центр страны. Это как раз таки и привлекает большую часть аудитории. Ведь сейчас без информации никуда, всем нужно знать, что происходит в мире, по каким новинкам жить. Также телевидение для большинства людей является неплохим доходом, особенно в сфере рекламы. Так что же такое реклама? С одной стороны это тоже средство массовой информации, ведь именно из рекламы мы узнаём, что и где можно приобрести, но вопрос в том нужно ли нам это? Конечно же, нет, по крайней мере, не всё. От чего же мы тогда идём и покупаем товары, которые нам просто не нужны? Это всё так называемые рекламные трюки. Реклама бывает разная, одна нам нравится и достаточно одного ролика, чтобы мы бежали за рекламируемым товаром, другая реклама нас раздражает, надоедает, но все, же запоминается. Но не каждая реклама вредна. Существует такой вид рекламы, как социальная реклама. Она направлена на борьбу с пороками общества: против курения, наркомании, алкоголизма и СПИДа, а также напоминающая людям о милосердии, сострадании и доброте: усыновлении детей, заботе о старшем поколении. Из выше сказанного можно сделать вывод, что у рекламы как у медали существует две стороны: положительная и отрицательная. Считаю, что негативную сторону можно ослабить, уменьшив количество и продолжительность роликов, а улучшение качества социальной рекламы приведет к повышению нравственности у подрастающего поколения.
2.2. Как реклама влияет на сознание и подсознание человека
Сегодня во всём мире реклама посредством внушения запрещена. И нельзя однозначно утверждать, что реклама, например, сигарет, может укрепить эту привычку у многих людей. Если человек считает, что курить отвратительно и решил никогда не курить, то реклама не сможет изменить его отношение. Но с другой стороны — если человек молод и только собирается 5
начать курить, и у него нет чётко сформировавшегося мнения об этой привычке, то реклама может оказать на него сильное влияние. Или если человек раньше был заядлым курильщиком, но подавил в себе эту привычку, реклама может убедить его снова возобновить курение. Реклама может воздействовать на тех, кто не имеет достаточно ярко выраженных склонностей. Например, если вы не любите спиртное, то реклама джина, виски, водки и других спиртных напитков не заставит вас бежать за бутылкой. Но если вы пьёте и любите джин, но не задумываетесь о том, какой сорт выбрать, то реклама заставит вас отдать предпочтение определенному сорту. Так как же реклама может воздействовать на наш мозг? Неужели во всём виновато наше подсознание? И что это вообще такое? Подсознание — это основная часть мозга. Мы не знаем и не можем знать о том, что наше подсознание увидело и запомнило. Сознание может спать, а подсознание — никогда. Сознание не имеет доступа в подсознание, но подсознание знает всё, что происходит в сознании. Сознание — это компьютер, в то время как подсознание — программист. Подсознание видит, слышит, ощущает запах, вкус и чувствует гораздо сильнее, чем сознание. Оно охватывает всё, что происходит слишком быстро или неуловимо для сознания. В случае с рекламой всё, что происходит слишком быстро или неуловимо для осознанного восприятия можно назвать сублимическим восприятием. Более 90% процентов сигналов, которые воздействуют на наши органы чувств, поступают к нам по сублимическим каналам. Любой кинофильм состоит из огромного числа отдельных кадров, которые прокручиваются со скоростью 24 кадра в секунду. Сознание человека реагирует на это мелькание как на непрерывный процесс. Если же часть кадров (скажем, 1 из 24) заменить на другое изображение (скажем, рекламу какого-нибудь продукта), то такая информация запечатлеется в памяти неосознанно. Человек будет знать о каком-то товаре, но источник знания останется для него «за кадром». Среднестатистический рекламный ролик длится примерно 3 минуты, значит, мелькание определенного продукта на экране отлаживается в нашем сознании крепче и, видя этот продукт на полках магазина, легко узнаем и покупаем гораздо чаще, чем аналогичный продукт, не мелькающий на экране. Если рассматривать социальную рекламу, то можно сказать, что зачастую такая реклама даже у людей с крепкими нервами вызывает слезы. Социальная реклама воздействует только на сознание и на наши чувства, она сделана не для дохода, а, наоборот, для избавления человеческих пороков, и взамен ничего не требует, следовательно, не может себя финансово окупить. Социальную рекламу также можно назвать антирекламой, так как в ее роликах часто показывают, к чему приводят курение, алкоголизм. После просмотра таких роликов, а они зачастую затрагивают потаенные уголки человеческой души, у человека вызывают отвращение те продукты, о которых сказано в социальной рекламе.
3. Воздействие рекламы на развитие детей
6
Реклама оказывает особое влияние на детей. Яркие образы на экране, музыкальное сопровождение запоминаются и привлекают к экрану. Учеными доказано, что часто повторяющиеся яркие картинки и фразы способны вызвать психические расстройства у детей и лиц с неустойчивой психикой. В основном психика формируется в школьном возрасте, именно в этом возрасте человек воспринимает всё гораздо серьезнее, поэтому что-либо внушить ему не составляет ни какого труда. Этим хорошо пользуются производители рекламы. Реклама влияет на детей, дети влияют на рынок. Психологи считают, что среди детей растут потребительские настроения. «Дети становятся жадными потребителями, - говорят они. - Когда их спрашивают, чем вы будете заниматься, когда вырастете, они отвечают, что будут делать деньги. Когда они обсуждают своих друзей, они говорят об их одежде, марках одежды, которые те носят, а вовсе не об их человеческих качествах». Почему же дети любят рекламу, и какое воздействие она на них оказывает? Для ребенка реклама — это, прежде всего самая простая модель знакомства с обществом. Реклама информативна и легко запоминается. Причем дети запоминают ее легче, чем взрослые, так как их голова не так забита различной информацией. Дети любят и хорошо запоминают рекламу, потому что, по сути, это синтез игры и сказки. Реклама говорит на одном языке с ребенком. На нервную систему ребенка может оказать негативное влияние любой элемент любой рекламы, например котенок, щенок или ежик, о котором ребенок мечтает. Каждый возрастной период имеет характерные особенности развития ребенка, становления его представления о мире, его понимания и принятия происходящего. В связи с этим, и рекламное воздействие на ребенка следует рассматривать в разных возрастах, т.к. процессы, которые будут происходить в различных возрастах, различны по своей сути. Раннее детство (возраст от 2 до 6 лет) характеризуется активным развитием всех познавательных процессов - методологии анализа, синтеза информации, понимания процессов, которые происходят вокруг, развитие ассоциативного мышления. Важное место в развитии личности ребенка в этот период занимают эстетические чувства: чувство прекрасного и безобразного, чувство гармонии, чувство ритма, чувство комического. Как только в поле зрения ребенка попадает реклама, он, из-за ее привлекательности, яркости, начинает анализировать, стараясь максимально перекладывать модели поведения, которые он видит в коротких роликах, на свое поведение. Рекламные ролики предлагают простые методы решения проблем: не получается сделать уроки - ешь чипсы; если ты некрасивая, надень джинсы известной фирмы - и все мужчины падут к твоим ногам. Не надо ничего делать, не надо думать - просто ешь и носи то, что тебе предлагают с экрана. 7
Все решения за ребенка уже приняты, а это ограничивает работу мышления и, в конце концов, отрицательно сказывается на интеллекте. Рекламная информация обладает невероятной силой внушения и воспринимается детьми как нечто неоспоримое. Если взрослые в состоянии провести границу между реальным миром и виртуальным миром рекламы, то дети не могут этого сделать. Маленький ребенок буквально понимает все, что видит и слышит. Герои рекламы для него - реальные персонажи - яркие и привлекательные. И их образ жизни, вкусы, пристрастия, манера говорить становятся эталоном - часто довольно сомнительным. Маленьких детей в первую очередь привлекает движение на экране и яркая картинка, а не смысл рекламного сообщения. Поток смысловой информации воспринимается ими бессознательно. Без дополнительного волевого усилия человек не может долго концентрироваться на определенном объекте. Накапливается усталость и внимание переключается самопроизвольно. В связи с этим необходимо отметить, что реклама отрицательно влияет на здоровье ребенка. На неокрепший организм действуют излучение от экрана, мелькание ярких цветовых пятен, частая смена изображений. Мелькающие картинки негативно влияют на зрительный аппарат ребенка ,на работу сердца и мозга, а частая смена изображения ослабляет внимание. И еще - реклама настойчиво приучает детей к потреблению вредных товаров. Реклама оказывает негативное влияние на развитие личности. Детям навязывают идеалы красоты, жизненные цели, способ существования, которые крайне далеки от реальности. Тем не менее, их заставляют к этому стремиться, сравнивать себя с «идеалом». Сознание ребенка постепенно превращается в хранилище стереотипов. Рассматривая более старший возрастной период (с 6 до 12 лет), необходимо отметить, что это период, когда идет общий рост ребенка – расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д. В этот период формируется логическое мышление, способность выстраивать логические цепочки, анализировать происходящие процессы. Развивается память, формируется интеллектуальный потенциал ребенка. Тем самым у ребенка будут сформированы ложные ценности: реклама дорогостоящих продуктов, предметов роскоши, недоступных большинству населения, приводит к негативным эмоциональным реакциям. Очень часто в современной отечественной рекламе фигурируют вещи, о которых по законам этики публично не говорят. Многократное повторение подобных сюжетов также может создавать угнетенное психическое состояние телезрителей.
3.1. Психофизиологические особенности подростка и влияние рекламы
Важнейшей особенностью подросткового возраста является принадлежность подростка и к миру детей, и к миру взрослых. Чрезвычайно отчётливо все трудности и проблемы взросления представлены в построении 8
подростком своей жизненной перспективы, т.е. попытки соотнести желаемое и возможное. С 11 до 13 лет происходит процесс полового созревания. Гормональный взрыв подчиняет себе всё существо младшего подростка. В этом возрасте процесс самоконтроля находится на очень низком уровне. Если этот процесс проходит тяжело, то подросток может не только неадекватно реагировать на типовые ситуации, но и чреват серьёзными внутриличностными конфликтами и может осложняться тем, что подросток замыкается в себе, не впуская в свой встревоженный внутренний мир никого. Младшие подростки раздражительны, настроение их часто меняется на взгляд стороннего наблюдателя совершенно без причины, симпатии и антипатии основываются только на эмоциональном восприятии человека, с которым подросток общается в данный момент. Зачастую подростки негативно воспринимают желание взрослых помочь, но не, потому что не доверяют близким, а потому что их мир встал с ног на голову, ещё недавно близкие люди кажутся чужими, желание приободрить - насмешкой, вопросы - допросами, желанием что-то вызнать, а потом использовать против них. Всегда нужно помнить, что это не сознательный негативизм, а тяжелейший психологический кризис, который переживает каждый человек. Это тот период, когда подростку необходимо доказать всем и себе самому, что он в этом мире что-то значит. К четырнадцати годам практически завершается процесс полового созревания и центр внимания подростка, как правило, переносится в окружающий мир, в этот период подросток энергичен, общителен, уверен в себе, одновременно у него растёт интерес к другим людям и их внутреннему миру и проявляется склонность сравнивать себя с другими. В этом возрасте происходит переход от подросткового возраста к юношеству, или как иначе называют эти фазы развития, происходит переход от фазы негативного подросткового возраста к стадии позитивной. В этот период жизни человек глубоко задумывается над значением и смыслом жизни. Нередки нервные срывы из-за колоссального нервного перенапряжения, свойственного этому возрасту, связанного с потерей душевного равновесия из-за отсутствия чёткой перспективы и всякой ясности в жизни. В этот период чрезвычайно важным становится внешний вид и мнение окружающих о нём. Ярко выражены обиды, которые окружающие воспринимают как «обиды на пустом месте». Кроме того, возрасту 14-15 лет обычно соответствует ярко выраженный максимализм в принятии или непринятии каких-либо точек зрения, принятия решения, выражения самостоятельности и пр. В этом возрасте складываются особенные отношения со сверстниками. Авторитет родителей в этом возрасте практически нулевой, авторитет взрослых колеблется в зависимости от степени доверительности отношений. На первый план выходят отношения с друзьями. Любая информация превращается в секретную, интимную. Друг обладает высшей степенью доверия, подросток постоянно рискует в своём максималистском отношении к друзьям, но без риска данный период жизни не возможен. В этом возрасте стремление к полной, казалось бы, независимости и бесконтрольности соседствует с бурным развитием самоконтроля и самоограничения. В этот период человек начинает строить 9
планы будущего, выстраивать перспективы. Конечно же, всю содержательную сторону жизненной перспективы составляет система ценностных ориентаций. Именно ценностные ориентации определяют основные мотивы устремлений и поведения человека, выражая личностную значимость тех или иных областей жизни. В данный подростковый период сильно стремление отыскать свой идеал, применить его к себе, найти адекватный своему мироощущению стиль поведения. Ведущим мотивом поведения в этом возрасте выступает желание утвердиться в обществе, в котором вращается подросток, завоевать авторитет, уважение. Подростку необходим такой статус в социальной группе, который будет соответствовать его, как правило, завышенной самооценке. Необходимо отметить в связи с этим, что в этом возрасте практически невозможно встретить адекватную самооценку. Самооценка подростка либо завышена, что помогает ему справляться со многими типичными для этого возраста трудностями, либо заниженная, вызванная какими-либо негативными отклонениями в жизни подростка, Период взросления сопровождается восприимчивостью к социальной обстановке и отношениям между людьми. В этом возрасте растёт интерес к социальной роли личности. Телевидение служит важным источником информации, расширяющим знания о мире. Реклама - одно из наиболее сильных средств, закладывающих определенные, предпочтительные модели поведения. Под воздействием рекламы у детей и подростков могут формироваться и формируются новые потребности и ожидания. Если же продукт предназначен для детей, то реклама не только побуждает их быть инициаторами покупок родителями, но, и стимулирует самостоятельные покупки, и 60% детей младшего школьного возраста сами покупают мороженое, сладости, сухарики и чипсы. Таким образом, у детей формируются не только социальные модели, но и потребительское поведение. Реклама является «образцом» межличностных отношений (между противоположными полами, различными поколениями и т.п.), которые в подавляющем большинстве случаев копируются молодыми людьми из-за уверенности в том, что именно так обустраиваются определенные отношения. Результаты рекламного воздействия имеют неоднозначный характер, далеко не всегда отрицательный, реклама обогащает информацией из различных областей знаний, расширяет представления о привычных вещах. Дети и подростки воспринимают всё гораздо критичнее, к тому же психика у них не сформирована, и в её формировании принимает участие всё окружающее, в том числе и реклама как положительная, так и отрицательная. Приведённые сведения свидетельствуют о том, что реклама в основном негативно влияет на развитие ребёнка, хотя некоторые находят и положительные моменты в просмотре детьми рекламы. Чтобы убедиться в том, что реклама для подростков вредна, мы провели опрос среди учащихся школы, результаты которого представлены в следующей главе.
Практическая часть
10
4. Исследование воздействия рекламы на подростков
Цель исследования - изучить особенности восприятия рекламы школьниками и их отношение к рекламе в целом. В исследовании принимали участие
30
учащихся 9-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №19» Изобильненского муниципального района Ставропольского края.
В ходе анкетирования были заданы следующие вопросы:
1. Как вы относитесь к рекламе (положительно, отрицательно, некоторая реклама нравится). 2. Для чего нужна реклама? 3. Вы бы хотели, чтобы рекламы не было? 4. Доверяете ли вы рекламе? (да, нет, некоторой). 5. Реклама, какой продукции вам нравится? 6. Какая реклама не нравится? 7. Влияет ли реклама на ваше решение купить тот или иной продукт? (да, иногда, нет).
Анализ результатов анкетирования
Отношение к рекламе На первый вопрос респонденты ответили по-разному. Оказалось, что большинству подростков некоторая реклама нравится, 8 человек относятся к рекламе положительно и только 10% опрошенных отнеслись к рекламе отрицательно. Класс Возраст Количество человек Варианты ответов Положительно Отрицательно Некоторая реклама нравится чел. % чел. % чел. % 9 14-15 лет 30 8 27 3 10 19 63 11
Осведомлённость о целях рекламы По мнению большинства опрошенных подростков, реклама необходима для того, чтобы 1. распространять товары; 2. следить за новинками; 3. продвигать товары на рынок; 4. представить товары потребителю; 5. повысить спрос; 6. привлечь клиентов; 7. получить информацию о товарах; 8. чтобы продать товар; 9. чтобы сделать перерыв во время просмотра фильма; 10. чтобы обмануть покупателей. Необходимость рекламы На вопрос «Вы бы хотели, чтобы рекламы не было?», положительно ответили 57% опрошенных учащихся 9-х классов, и 43% учащихся ответили «нет». Класс Возраст Количество человек Варианты ответов «Да» «Нет» чел. % чел. % 9 14-15 лет 30 17 57 13 43 12
Доверие к рекламе На вопрос «Доверяете ли вы рекламе?» большинство респондентов ответили, что доверяют лишь некоторой рекламе, и почти одинаковое количество учащихся не доверяют рекламе и доверяют рекламе полностью. Класс Возраст Количество человек Варианты ответов «Да» «Нет» «Некоторой» чел. % чел. % чел. % 9 14-15 лет 30 4 13 6 20 20 67 Предпочтения рекламы В ходе анализа ответов на вопрос: «Реклама, какой продукции вам нравится?», выяснилось, что тематику рекламы можно расположить в следующем приоритетном порядке: Нравится реклама 1. фильмов 2. сотовой связи 3. парфюмерии 4. спортивная реклама 5. электроники и бытовой техники 6. детского питания и продукции для детей 13
7. йогуртов 8. телефонов 9. средств гигиены 10.жевательной резинки 11.одежды 12.автомобилей На вопрос о том, какая реклама не нравится, большинство участников анкетирования указали на рекламу алкогольной продукции, и, примерно, одинаковое количество учащихся отметили рекламу лекарственных средств и зубной пасты. Класс Возраст Количество человек Варианты ответов Зубная паста Лекарства Алкогольная продукция чел. % чел. % чел. % 9 14-15 лет 30 6 20 8 27 16 53 Влияние рекламы на приобретение товара Судя по ответам респондентов на седьмой вопрос, можно сделать вывод о том, что подростки недостаточно осознают, что реклама влияет на их выбор. Отрицательным был ответ на этот вопрос у 12 респондентов, 12 человек ответили, что реклама иногда влияет на их выбор, и лишь 6 учащихся говорили о положительном влиянии рекламы на приобретение товара. Класс Возраст Количество человек Варианты ответов «Да» «Нет» «Иногда» чел. % чел. % чел. % 9 14-15 лет 30 6 20 12 40 12 40 14
Реклама на телевизионных каналах Наименование телевизионного канала Количество рекламных пауз в час Количество роликов Длительность рекламы Наименование рекламируемой продукции лекарства продукты питания автомобили, техника, мебель банки, магазины косметические средства 1 канал 2 14 4 мин 6 2 0 4 2 Домашний 4 45 9 мин 10 6 3 3 2 Россия 3 37 10 мин 11 9 3 4 3 СТС 4 20 7 мин 8 10 3 2 5 Анализируя полученную таблицу , можно сделать выводы, что больше всего рекламы на домашнем канале и канале Россия. Чаще всего в рекламе можно услышать о лекарственных средствах и продуктах питания. 15
Заключение
Проведённое исследование показало, что реклама оказывает в основном негативное влияние на подростков. Но, не смотря на то, что в опросе участвовало поколение детей, которые выросли на рекламе, тем не менее, они могут отличить хорошее от плохого и полностью не доверяют тому, о чём говорится в рекламе. Среди опрошенных учащихся 9-х классов средней школы №19 города Изобильного, хоть и немного, но были респонденты, которым не нравится любая реклама. Это свидетельствует о том, что подростки критически подходят к тому, что им желают навязать извне. Маркетологи, разрабатывающие рекламу, могут найти массу психологических способов для того, чтобы обмануть покупателя и создать все условия для приобретения продукта. Однако думающего человека, который имеет собственное мнение на происходящее вокруг него и в его жизни, обмануть практически невозможно. Это доказывают и ответы на вопросы анкеты. Подростки видят бессмысленность рекламы многих продуктов, могут проанализировать и осознать, что им не нравится как в рекламе, так и в том продукте, который им предлагается. Жить совсем без рекламы невозможно. Это понимают все. Но нужно сделать всё необходимое, чтобы реклама была качественной, чтобы она не пускала пыль в глаза покупателю, а давала достоверную информацию. А что касается социальной рекламы, она, безусловно, оказывает влияние, но скорее положительное, чем отрицательное, трюков и уловок, воздействующих на подсознание, в такой рекламе быть не может, так как социальная реклама это не способ дохода, а способ борьбы с негативными явлениями в обществе.
Литература
1. Волкова О. Детское здоровье. Влияние рекламы на ребенка. Мой кроха и я, №7, 2007. 16
2. Лебедев А.Н. Две методологические традиции в психологии рекламы. - 3. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин - Минск: Харвест, 1998. Приложение
Анкета
1. Как вы относитесь к рекламе (положительно, отрицательно, некоторая реклама нравится). 2. Для чего нужна реклама? 3. Вы бы хотели, чтобы рекламы не было? 4. Доверяете ли вы рекламе? (да, нет, некоторой). 5. Реклама, какой продукции вам нравится? 6. Какая реклама не нравится? 7. Влияет ли реклама на ваше решение купить тот или иной продукт? (да, иногда, нет). 17
В раздел основное полное образование