"Декоративно-прикладное искусство. Оригами. Кусудамы."
Конспект занятия
Автор: Петрова Олеся Валерьевна, воспитатель, Абаканское Спец.ПУ, АБакан
В раздел основное полное образование
План
проведения кружкового занятия
Дата:
26.11.2015 г.
Место проведения:
экологический кабинет.
Время проведения
: 10:40.
Блок:
Творчество.
Тема
:
Декоративно-прикладное искусство. Оригами. Кусудамы.
Цель:
Расширение представлений воспитанников об искусстве и культурных традициях Японии.
Задачи:
Обучающая:
-ознакомление воспитанников с японским искусством кусудамы. -закрепление имеющихся знаний о культурных традициях японского народа.
Развивающая:
-развитие навыков складывать классическую модель оригами по схемам, -содействие формированию у подростков всесторонне развитой личности;
Воспитательная:
-воспитание культуры поведения, создание благоприятной обстановки для формирования межличностных взаимоотношений. -воспитание уважительного отношения к культуре и искусству японского народа.
Познавательные:
- развитие познавательного интереса к японскому декоративно-прикладному творчеству.
Эстетические:
- воспитание аккуратности в творческой работе. - формирование умения видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий своими руками;
Коррекционные:
- развитие мелкой моторики воспитанников. - развитие воображения, внимательности, логического мышления, памяти.
Оборудование:
ПК, музыкальное сопровождение, выставка подделок в японском стиле, (картины, икебаны, оригами «Журавль – сэмбадзуру», роспись по камню, сувениры из соленого теста, полотна с японскими иероглифами, шары «Темари»), набор для творчества ( разноцветная бумага, ножницы, клей, нитки, схемы для изготовления оригами. ).
Подготовительная работа:
1.Выставка подделок в японском стиле. 2.Подготовка художественного оформления кабинета: изготовление полотен с японскими иероглифами, икебаны, оригами «Журавль – сэмбадзуру». 3.Набор для практической деятельности: разноцветная бумага, ножницы, клей, нитки, схемы для изготовления оригами).
Ход занятия
Этапы
Методы
1.Организационный.
- музыкальное сопровождение. - приветствие. - создание доверительной обстановки, психологического настроя. вводная беседа 2 минуты
2.Мотивационный.
- сообщение темы занятия. - беседа « А я еще знаю…» - обзор представленной выставки творческих работ словесный диалог наглядный 5 минут
3.Информационный.
-история искусства кусудами. словесно-наглядный 8 минут
4.Практический.
- изготовление шаров «Кусудами» практическая деятельность 18 минут
5.Рефлексивный.
- анализ творческих работ шаров «Кусудами» - заключительное слово словесно-наглядный 5 минут
6.Итог:
Что нового узнали? Что вам понравилось? беседа 2 минуты
1.Организационный блок:
Приветствие: Здравствуйте уважаемые коллеги и ребята. Звучит японская мелодия.
2.Мотивационный блок:
Кон – ничева – по японски это значит- добрый день. Это первое, что знают в Японии туристы. В Японии принято приветствовать гостей низким поклоном (вот так). И я предлагаю вам, ребята поприветствовать наших гостей японским приветствием. Культура «ванн» - неотъемлемая часть японской культуры всегда нужно снимать обувь не только в храмах, но и в ресторанах, офисах. Вот такая удивительная Япония. Ребята, а что вы еще знаете о Японии? (ответы воспитанников) На нашем кружке вы видите выставку творческих работ в японском стиле: -картины с изображением японских девушек, где ребята добавили сухие цветы, -японские икебаны (их изготавливают к различным праздникам), -оригами «Журавль – сэмбадзуру». Ребята, а кто из вас знает историю этого журавля? По одному из поверий, желание человека сбывается, если сложить из бумаги тысячу журавликов, которые называются -
сэмбадзуру
. Когда сам больной сделает тысячу журавликов, то он продемонстрирует свое упорство, свое стремление к жизни. Весь мир помнит историю хиросимской девочки Садако Сасаки, в четырехлетнем возрасте пережившей атомную бомбардировку и в 14 лет умершей от лучевой болезни. Садако начала складывать бумажных журавликов с надеждой, что они помогут ей выздороветь, но успела сделать лишь 643 журавлика. Последнего она сложила, уже потеряв зрение. Оставшихся до тысячи 357 журавликов сложили дети из класса, в котором училась Садако. Она стала прообразом скульптуры, установленной в Парке Мира в Хиросиме в память детям - жертвам атомной бомбы. Отлитая из бронзы фигура девочки держит журавлика, своего последнего. Она умерла, но и осталась жить в памяти. Стало традицией, по которой приезжающие на экскурсии в Хиросиму школьники обязательно посещают Парк Мира и приходят к памятнику, оставляя у него связки заранее подготовленных бумажных журавликов. - изготовление макета японских кукол, - роспись по камню в японском стиле, -сувениры из соленого теста (это японская кошка «Коте»), -полотна с японскими иероглифами (любовь, долголетие), -шары «Темари »
Темари – это японское искусство вышивки шаров.
Давным-давно бережливые китайские бабушки и мамы нашли применение старым изношенным кимоно. Они стали делать из них… мячики для детей. В 8 веке китайские мячики завезли в Японию, где и началась история темари. Японское слово «темари» в дословном переводе означает «мяч принцессы. Поначалу тряпичным мячам нашли вполне заурядное применение: ими играли, используя как некое подобие футбольного мяча. Игра называлась кемари, что означало «ножной мяч». Дети богатых родителей играли дорогими мячами из оленьей кожи. Прекрасные представительницы японской аристократии стали играть с мячом руками, переименовав его в темари. Но разве пристало приличным дамам играть обыкновенным, пусть даже и кожаным мячом? Так мячи стали украшаться вышивкой из шелковых ниток. Как и любой новый вид рукоделия, изготовление расшитых шаров начал стремительно развиваться и усовершенствоваться. Узоры усложнялись и вышивались не только шелковыми, но и золотыми нитями. Когда богатые девушки выходили замуж, они брали с собой темари в качестве амулета и напоминания об отчем доме. Темари стало национальным искусством. На сегодняшний день в Японии существует множество школ, обучающих этому древнему рукоделию. В Японии есть специальный музей «Темари», а Японская Ассоциация темари выпускает квалифицированных специалистов. .
3.Информационный блок.
Скажите ребята, когда человек много работает, что с ним происходит? (ответы детей) А как снять усталость, улучшить настроение?(ответы детей) А сегодня мы с вами узнаем один способ, как можно улучшить свое состояние, снять свою усталость. А в этом нам помогут эти волшебные шары и называются они кусудамы. Кусудамы – одни из самых древних декоративных японских изделий в технике оригами. «Кусури» на японском языке означает «лекарство», «тама» - «шар». Следовательно «Кусудама»– это « лекарственный шар». Традиционно их подвешивали над постелью больного, поместив внутрь лечебные травы. Их не нюхали, не заваривали, но, странное дело, со временем больному становилось легче. Самое удивительное, что волшебные кусудамы нередко помогают преодолеть легкий недуг и без всяких трав. Получив в подарок подобную работу, как правило, сделанную
несколькими людьми
, захворавший человек поневоле будет воспринимать как символ пожелания скорейшего выздоровления – своеобразный знак всеобщего внимания и заботы. Такая психологическая поддержка действительно помогает выздоровлению! Огромные бумажные шары издавна использовались японцами во время синтоистских религиозных мистерий «кагура» как символ солнца. В то время их поверхность составлялась из головок бумажных гвоздик. Сегодня ни один японский праздник не обходится без кусудам. Кроме этого, кусудамы могут послужить не только самодельным лекарством, но и великолепным украшением.
4.Практический блок.
Раздается схема изготовления данной модели. Продолжает звучать музыка. Придерживаясь традиций Японии, давайте мы совершим свой ритуал. Поприветствуем свои руки. Разведите руки в стороны и поздоровайтесь с ними: Здравствуй, левая рука! Здравствуй, правая рука! Поработаем вместе?! Сведите руки так, как это делают японцы, закройте глаза и сосредоточьтесь. Модель кусудамы состоит из пяти модулей. Сейчас мы вместе с вами научимся складывать этот модуль. Для этого нам понадобится квадрат.
Идет показ последовательности складывания.
Собираем пять модулей и складываем их вместе в один шар. (воспитанники выполняют задание.)
5.Рефлексивный блок.
- анализ творческих работ шаров «Кусудами» Ребята, посмотрите, какие получились красивые ажурные шары. - заключительное слово. Ребята, давайте подумаем и решим, куда можно поместить ваши шары? А давайте мы подарим их гостям, пожелаем им здоровья. И пусть как только они почувствуют усталость, недомогание, вспомнят про наши кусудамы, и они помогут им.
6.Итог.
Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось на кружке?
В раздел основное полное образование