"Система духовно-нравственного воспитания школьников как фактор эффективной профилактики правонарушений, наркомании в детско-подростковой среде"
статья
Автор: Терещенко Ирина Александровна, Сенокос Наталья Алексеевна, заместитель директора по УВР, учитель географии; педагог-организатор, МБОУ СОШ №9, г. Ноябрьск, ЯНАО
В раздел основное полное образование
Система духовно-нравственного воспитания школьников как фактор эффективной
профилактики правонарушений, наркомании в детско-подростковой среде
Дать образование и не внушить
моральных и гражданских принципов –
значит, воспитать ещё одну угрозу обществу.
Теодор Рузвельт
Каждый взрослый, увидев лица панков, эму, готов задаёт себе вопрос: «Почему они
такие?», «Что им не хватает?», «Что мы сделали не так?
Ведь это может даже
старшеклассники, или недавние выпускники школы ( мы имеем ввиду не только
внешнее проявление, но и их поступки – отрицание всего, что их окружает, разрушения,
драки, курение травки …)
И мы признаём, что был такой исторический период, когда на первое место выдвигались
материальные ценности, и духовный мир сохранялся лишь в очень немногих семьях.
Поняв, что это угроза национальной безопасности , все экономически развитые страны
стали уделять большое внимание духовно-нравственному воспитанию. Именно духовно-
нравственное воспитание является ведущим направлением воспитания и профилактикой
всех правонарушений, и в том числе профилактикой употребления ПАВ.
Общеизвестно, что проблемы воспитания людей, отрицательно относящихся к
вредным привычкам (к алкоголизму, курению, наркотикам, к неправильному питанию),
находятся в прямой зависимости с проблемами безопасности государства. Особенно это
имеет отношение к беде современности — наркомании. Традиционно считается, что
проблема профилактики наркомании тесно связана с просвещением школьников в
области вопросов здорового образа жизни. Тем не менее, опыт показывает, что
наркомания — это болезнь не только физическая, но и духовная, поэтому знания,
переданные ребятам изолированно от нравственной подоплеки, существенной роли в
становлении здоровой личности не играют. Необходимо, чтобы духовно-нравственное
воспитание пронизывало все процессы в школе (обучение, различные направления
воспитания, внеурочную работу и т. д.), и лишь тогда профилактика наркомании в детско-
подростковой среде будет эффективной.
На примере нашей школы я и попытаюсь показать, каким образом это происходит.
Вся система воспитательной работы и воспитывающей деятельности школы
направлена
на
создание условий для духовно- нравственного развития личности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Программа развития школы направлена на то, чтобы — объединить общеобразовательный процесс с воспитанием , формировать высоконравственного , ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России; — дать обучающимся знания, которые позволят будущим гражданам России реализовать свои возможности в современном культурном пространстве; — формировать у обучающихся целостное мировоззрение, донести подрастающему поколению духовно-нравственные ценности русского народа: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать, любовь к
ближним, семья, просвещение, Родина, здоровье, т.е. формировать у школьников устойчивую систему духовных ценностей; Очевидно, что человек с подобной иерархией ценностей не будет подвержен порокам наркомании, пьянства, курения и т. д., потому что им не найдется места в ряду того, что для человека значимо и дорого. Профилактика наркомании, алкоголизма и курения находит свое отображение в программах школы: комплексно – целевой программе «Здоровье с детства»; программе «О мерах противодействия распространению наркомании в МОУ СОШ №9»; программе «Патриотическое воспитание обучающихся МОУ СОШ №9 на 2010-2015 годы»; программе «Я взрослею» для младших школьников; программе по формированию правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних «Я и Закон», программе совместной деятельности семьи и школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Знать и действовать, чтобы уберечь» Эта профилактическая работа реализуется через: — совершенствование социально-психологической работы по проблеме диагностики (использование традиционных и оригинальных методик); — дальнейшее развитие совместной работы с социальными и медицинскими учреждениями; — проведение мероприятий по проблемам здоровья и здорового образа жизни; — разработку новых подходов к физкультурно-оздоровительной работе; — укрепление спортивной базы школы; — организацию и проведение спортивных праздников, соревнований в школе; — участие в городских мероприятиях; — проведение Дней здоровья и специальных мероприятий (игр, викторин, соревнований, конкурсов и т. д.), направленных на желание вести здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что на классные часы и внеклассные мероприятия к обучающимся приходят специалисты в данной области – из наркологии, ЦГБ, СПИД центра, центра «Доверие», которые проводят групповые или индивидуальные тематические беседы и занятия. Кроме того, одним из центральных мест воспитания, прежде всего духовно - нравственной, творческой личности, является библиотека. Воспитать такого человека без книг невозможно. Совместно с библиотекарем школы проводятся такие конкурсы «Я рекомендую» ( реклама любимых книг), конкурсы рисунков ,стихов , викторины, ежегодные праздники «Книжкины именины», реализация проекта «Мы читаем о войне», викторина «Человек-Вселенная - Космос»
Воспитанию духовно-нравственной личности способствуют так же акции, дела , праздники экологического направления, гражданско-патриотического направления, культурно –досугового, вожатского. Комплексно – целевая программа «Здоровье с детства» направлена на создание среды в школе, способствующей сохранению здоровья школьников в процессе обучения. При этом учитывается: 1. Создание оптимальных условий для развития личности учащегося, его обучения и воспитания с учетом уровня его учебных возможностей, интересов, склонностей. 2. Квалифицированное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, создание условий для положительного психологического климата. 3. Диагностика психосоматического развития детей с последующей выработкой рекомендаций. 4. Включение в систему воспитания работы, направленной на организацию здорового образа жизни, профилактику асоциального поведения детей и подростков, нацеленную на самоопределение и саморазвитие личности обучающихся. 5. Создание системы взаимодействия школы и семьи для реализации программы сохранения здоровья 6. Укрепление связей с учреждениями культуры и учреждениями дополнительного образования. 7. Улучшение материально-технической базы школы для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и оздоровительной работы. Это очень важно, поскольку традиционно содержание воспитания в школе рассматривают как знания, представленные в виде определённого конечного набора соответствующих дисциплин, и как следствие отождествления содержания воспитания с учебным материалом и отстранение от него школьника. В вопросах профилактики наркомании очень важно понимать, что пассивное восприятие информации может не только не привести к ожидаемому результату, а даже навредить. В школе решено, что для правильного определения содержания воспитания важно перевести внимание с результатов деятельности на саму деятельность и пойти дальше — к признанию содержания воспитания как способа развития личности, что особенно актуально для обучающихся в классах основной школы, то есть для подростков, среди которых проблема наркомании актуальнее, чем, допустим, среди младших школьников. Дети, включённые названными программами в воспитательный процесс, реализуют себя в этих областях, получив знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений в том объёме и форме, которая наиболее адекватна их возрасту. Ежегодно специалистами центра «Доверие» , центром информации и социологических исследований «Спектр» проводятся мониторинги, на которых изучается: распространённость наркотизма среди подростков города, ценностная
составляющая личности, молодёжная среда. По итогам представленной информации в городе становится больше молодёжи, мотивированной к здоровому образу жизни. Каждый год в спорт приходит порядка полутора тысяч человек. В 2014 году не менее 3-х раз в неделю им занимаются более 20 тысяч горожан. Данный факт указывает на снижение риска вовлечения в наркоманию молодёжи. Результаты методики незаконченных предложений показали у обучающихся рост таких ценностей , как семья, здоровье, любовь. 2012 2013 2014 Что в своей жизни ты считаешь самым ценным? Семья - .64.% Здоровье -61..% Любовь -..78 % Семья - .67.% Здоровье -.65.% Любовь -82.. % Семья - 72..% Здоровье -.69.% Любовь -.. 85% Таким образом, реализуя Образовательные программы школы, анализируя мониторинговые исследования уровня воспитанности, духовно-нравственного развития школьников, был сделан вывод, что эффективная профилактика наркомании в детско- подростковой среде невозможна без сопровождающего ее духовно-нравственного воспитания. Если мы идем вперед в области знания, а не нравственности, то мы идем не вперед, а назад. Аристотель
Вся система воспитательной работы и воспитывающей деятельности школы
направлена
на
создание условий для духовно- нравственного развития личности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Программа развития школы направлена на то, чтобы — объединить общеобразовательный процесс с воспитанием , формировать высоконравственного , ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России; — дать обучающимся знания, которые позволят будущим гражданам России реализовать свои возможности в современном культурном пространстве; — формировать у обучающихся целостное мировоззрение, донести подрастающему поколению духовно-нравственные ценности русского народа: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать, любовь к
ближним, семья, просвещение, Родина, здоровье, т.е. формировать у школьников устойчивую систему духовных ценностей; Очевидно, что человек с подобной иерархией ценностей не будет подвержен порокам наркомании, пьянства, курения и т. д., потому что им не найдется места в ряду того, что для человека значимо и дорого. Профилактика наркомании, алкоголизма и курения находит свое отображение в программах школы: комплексно – целевой программе «Здоровье с детства»; программе «О мерах противодействия распространению наркомании в МОУ СОШ №9»; программе «Патриотическое воспитание обучающихся МОУ СОШ №9 на 2010-2015 годы»; программе «Я взрослею» для младших школьников; программе по формированию правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних «Я и Закон», программе совместной деятельности семьи и школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Знать и действовать, чтобы уберечь» Эта профилактическая работа реализуется через: — совершенствование социально-психологической работы по проблеме диагностики (использование традиционных и оригинальных методик); — дальнейшее развитие совместной работы с социальными и медицинскими учреждениями; — проведение мероприятий по проблемам здоровья и здорового образа жизни; — разработку новых подходов к физкультурно-оздоровительной работе; — укрепление спортивной базы школы; — организацию и проведение спортивных праздников, соревнований в школе; — участие в городских мероприятиях; — проведение Дней здоровья и специальных мероприятий (игр, викторин, соревнований, конкурсов и т. д.), направленных на желание вести здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что на классные часы и внеклассные мероприятия к обучающимся приходят специалисты в данной области – из наркологии, ЦГБ, СПИД центра, центра «Доверие», которые проводят групповые или индивидуальные тематические беседы и занятия. Кроме того, одним из центральных мест воспитания, прежде всего духовно - нравственной, творческой личности, является библиотека. Воспитать такого человека без книг невозможно. Совместно с библиотекарем школы проводятся такие конкурсы «Я рекомендую» ( реклама любимых книг), конкурсы рисунков ,стихов , викторины, ежегодные праздники «Книжкины именины», реализация проекта «Мы читаем о войне», викторина «Человек-Вселенная - Космос»
Воспитанию духовно-нравственной личности способствуют так же акции, дела , праздники экологического направления, гражданско-патриотического направления, культурно –досугового, вожатского. Комплексно – целевая программа «Здоровье с детства» направлена на создание среды в школе, способствующей сохранению здоровья школьников в процессе обучения. При этом учитывается: 1. Создание оптимальных условий для развития личности учащегося, его обучения и воспитания с учетом уровня его учебных возможностей, интересов, склонностей. 2. Квалифицированное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, создание условий для положительного психологического климата. 3. Диагностика психосоматического развития детей с последующей выработкой рекомендаций. 4. Включение в систему воспитания работы, направленной на организацию здорового образа жизни, профилактику асоциального поведения детей и подростков, нацеленную на самоопределение и саморазвитие личности обучающихся. 5. Создание системы взаимодействия школы и семьи для реализации программы сохранения здоровья 6. Укрепление связей с учреждениями культуры и учреждениями дополнительного образования. 7. Улучшение материально-технической базы школы для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и оздоровительной работы. Это очень важно, поскольку традиционно содержание воспитания в школе рассматривают как знания, представленные в виде определённого конечного набора соответствующих дисциплин, и как следствие отождествления содержания воспитания с учебным материалом и отстранение от него школьника. В вопросах профилактики наркомании очень важно понимать, что пассивное восприятие информации может не только не привести к ожидаемому результату, а даже навредить. В школе решено, что для правильного определения содержания воспитания важно перевести внимание с результатов деятельности на саму деятельность и пойти дальше — к признанию содержания воспитания как способа развития личности, что особенно актуально для обучающихся в классах основной школы, то есть для подростков, среди которых проблема наркомании актуальнее, чем, допустим, среди младших школьников. Дети, включённые названными программами в воспитательный процесс, реализуют себя в этих областях, получив знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений в том объёме и форме, которая наиболее адекватна их возрасту. Ежегодно специалистами центра «Доверие» , центром информации и социологических исследований «Спектр» проводятся мониторинги, на которых изучается: распространённость наркотизма среди подростков города, ценностная
составляющая личности, молодёжная среда. По итогам представленной информации в городе становится больше молодёжи, мотивированной к здоровому образу жизни. Каждый год в спорт приходит порядка полутора тысяч человек. В 2014 году не менее 3-х раз в неделю им занимаются более 20 тысяч горожан. Данный факт указывает на снижение риска вовлечения в наркоманию молодёжи. Результаты методики незаконченных предложений показали у обучающихся рост таких ценностей , как семья, здоровье, любовь. 2012 2013 2014 Что в своей жизни ты считаешь самым ценным? Семья - .64.% Здоровье -61..% Любовь -..78 % Семья - .67.% Здоровье -.65.% Любовь -82.. % Семья - 72..% Здоровье -.69.% Любовь -.. 85% Таким образом, реализуя Образовательные программы школы, анализируя мониторинговые исследования уровня воспитанности, духовно-нравственного развития школьников, был сделан вывод, что эффективная профилактика наркомании в детско- подростковой среде невозможна без сопровождающего ее духовно-нравственного воспитания. Если мы идем вперед в области знания, а не нравственности, то мы идем не вперед, а назад. Аристотель
В раздел основное полное образование