"Память и приемы запоминания"
методическая разработка
Автор: Загипарова Клара Сулейменовна, педагог-психолог, СШ №29, город Астана, Казахстан
В раздел основное полное образование
«ПАМЯТЬ И ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ»
Задачи:
1. Знакомство с характеристиками памяти человека. 2. Обучение работе с текстами, приемам запоминания, отработка полученных навыков.
1. Приветствие.
Упражнение «Приветствие на сегодняшний день» Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.
2. Разминка
Упражнение на развитие двигательной памяти Разбейтесь на две команды, определите двух представителей команд. (Гонг). Сейчас представители команд танцуют в течение 15 секунд. Остальные члены команды — жюри — внимательно наблюдают за ними. Пожалуйста, музыка! Можете танцевать под пение членов жюри. Итак, представители команд танцуют, а жюри внимательно наблюдает за их движением. (Гонг). Стоп! А теперь, представители команд, повторите движения танцоров как можно точнее, а жюри оценит вашу двигательную память. Начали! (Гонг). Жюри, определите победителя. (Гонг). Поздравляем победителя — ваши движения были наиболее точными, команда ваша выиграла. Спасибо, игра закончена. (Гонг).
3.Мини-лекция:
Память.
Приемы
организации
запоминаемого
материала
Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации. Для записи информации в память необходимо придать мыслям нужную упорядоченную структуру. Любая организация запоминаемого материала облегчает работу памяти. Особенно эффективны мнемотехнические приемы (приемы запоминания), так как снабжение образующихся следов памяти «опознавательными знаками», или «адресами», намного упрощает доступ к ним. Искусство хорошего использования памяти состоит в умении удачно выбирать такие знаки. Наше сегодняшнее занятие – это иллюстрация того, что я Вам только что сообщила. Существуют определенные приемы работы с запоминаемым материалом, такие как:
Группировка — разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. п.). Выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы излагаемого в тексте, примеры, шифровые данные, сравнения и т. п.). План — совокупность опорных пунктов. Классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков. Структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое. Схематизация (построение графических схем) — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации. Серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т. д. Ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности. Психологи раскрыли секрет магической «семерки» (семь бед – один ответ; семеро одного не ждут; семь раз отмерь – один раз отрежь и т. д.). Оказывается, таков в среднем объем нашей оперативной памяти. При одновременном восприятии она способна удержать и затем воспроизвести в среднем лишь семь объектов. Причем семь букв запоминаются не легче, чем семь слов и даже семь фраз. Поэтому, если подлежащего заучиванию материала очень много, лучше разбить его на большие смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. И еще один вывод следует из этого правила: смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Ведь для запоминания и одного предложения, и одной мысли, в которой заключается смысл двухстраничного текста, требуется сравнительно одинаковый объем памяти. Вот что писал по этому поводу американский психолог Миллер, который открыл это явление: «Это похоже на то, как если бы вам пришлось носить все ваши деньги в кошельке, который может вместить только семь монет. Кошельку совершенно безразлично, будут ли эти монеты пенсами или серебряными долларами». Ведущий раздает памятки к лекции каждой группе учащихся.
Некоторые закономерности запоминания
1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение. 2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания. 3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу все. 4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение. 5. Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего. 6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Как запомнить большое количество материала
Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.
4
.
Тест-тренировка на зрительную память
. Розовый фламинго Мамина шляпа День космонавтики Дальние страны Утренняя роса Завядшие цветы Хороший день Соловьиная трель
5. Тест-тренировка на ассоциативную память.
Зачитываются слова
.
Испытуемые должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают второе. 1. курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер. 2. жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель.
6. Музыкальная игра «Угадай мелодию»
Цель:
1.Развитие творческих и музыкальных способностей учащихся при разгадывании мелодий. 2.Развивать у ребят мыслительную деятельность, смекалку, сообразительность, находчивость, познавательную активность и инициативность; 3.Развивать навыки самоконтроля. 4.Воспитание культуры работы в группе, интереса к музыкальному искусству. Суть конкурса проста: по прилагаемому музыкальному фрагменту, нужно угадать исполнителя, либо название музыкальной группы, в зависимости от конкретного задания. Правильным ответом будет считаться наиболее полный, в зависимости от конкретного задания. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Упражнения на развитие памяти За 40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов и их порядковые номера. Закройте текст, на листке бумаги напишите слова с их порядковыми номерами. 1. Украинец 11. Масло 2. Экономика 12. Бумага 3. Каша 13. Пирожное 4. Татуировка 14. Логика 5. Нейтрон 15. Стандарт 6. Любовь 16. Глагол 7. Ножницы 17. Прорыв 8. Совесть 18. Дезертир 9. Глина 19. Свеча 10. Словарь 20. Вишня Продуктивность запоминания можно вычислить по формуле: Количество правильно воспроизведенных слов . 100 = %
7. Подведение итогов
Упражнение «Восход солнца»
Цели
: Снятие напряжения и эмоционального возбуждения; установка на позитивное мышление.
Материалы
: медленная, спокойная музыка, видео-запись с восходом солнца.
Время: 3 мин.
Группа садится в круг по своим местам. Звучит расслабляющая музыка. Ведущий медленно и четко проговаривает следующий текст: «Наш тренинг подходит к своему завершению, но как говорят философы, любой конец есть
начало чего-то нового. В нашем случае, это будет осознание себя, своих возможностей, единение с общей Вселенной и ее могуществом, интеграция души и тела. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Глаза можете закрыть, а можете оставить открытыми. Попытайтесь своим внутренним зрением перенестись в предрассветные секунды, когда небо становится светлее и вот-вот должно взойти солнце. Понаблюдайте вокруг. Природа, будто бы замерла в ожидании солнца. Деревья, животные, насекомые – все наполнены необыкновенной тишиной, будто бы перенеслись, в своем ожидании, в волшебную страну, между сном и реальностью, между ночью и днем, тьмой и светом. Страну, которой нет ни на одной из карт мира. Страну, где возможно все. Ждите и вы. Ждите восхода, как первую любовь, с таким же глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом. Молчаливо. А теперь, позвольте солнцу взойти! Позвольте его лучам согреть вас своим теплом и светом. Сделайте глубокий вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете, представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и наполнит его созидательностью. Почувствуйте как волшебное солнечное тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Теперь можете открыть глаза те, у кого они были закрытыми, займите привычную вам позу. С этого момента, если когда-нибудь в жизни, вы будете чувствовать тревогу, страх, печаль, напряжение, позвольте вашему внутреннему солнцу взойти...» После слов ведущего, на экране видеопроигрывателя появляется запись с восходом солнца.
В раздел основное полное образование