Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формирование ценностных ориентаций как одна из задач изучения литературы в основной и старшей школе"

обобщение опыта работы

Автор: Галиева Екатерина Викторовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ №1", город Чернушка Пермского края



В раздел основное полное образование




Формирование ценностных ориентаций как одна из задач изучения

литературы в основной и старшей школе
Галиева Екатерина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г.Чернушка Пермского края ekaterinagalieva@yandex. ru Ни для кого не секрет, что стандарты, вошедшие в основную школу с сентября 2015 года, уже отражаются в КИМах ОГЭ по литературе, предлагаемым выпускникам 9-х классов. Это же явление можно было наблюдать и на муниципальном этапе всероссийской предметной олимпиады учащихся по литературе, которая состоялась 19 ноября 2015 года: учащимся 7-8 классов впервые были предложены компетентностно-ориентированные задания. А это означает одно: механизм введения стандартов требует отработки уже сейчас, не следует ждать, когда нынешние пятиклассники придут в шестой, седьмой, восьмой классы. Когда разговор о стандартах второго поколения только-только начинался, одним из первых понятий, введённых учёными, стали УУД. Актуален этот разговор и сегодня, поскольку их формирование напрямую связано с предметом, его потенциалом и самим образовательным процессом. Что касается личностных универсальных учебных действий, то я убеждена, что одной из дисциплин, которая в большей мере способствует их формированию, является литература. Не нужно приводить массу доводов, чтобы убедить вас, что литература, как никакой другой предмет, обладает потрясающим потенциалом, воспитывает самосознание, влияет на мировоззрение, формирует ценностные ориентации и личностные смыслы, включая гражданскую идентичность. Я хочу познакомить вас со своим опытом работы в этом направлении. Суд над литературным героем. Как бы страшно это ни звучало, именно судебное разбирательство по делу, например, Дубровского при изучении романа Пушкина в шестом классе (или суд над Пугачёвым при изучении повести «Капитанская дочка» в восьмом), позволяет столкнуть разные точки зрения, дать возможность каждой из сторон отстоять свою позицию, привести и объективные доводы, и личные соображения по поводу того, кем же является Дубровский: благородным человеком или разбойником. И неоднозначность точки зрения – тоже положительный момент для воспитания я-концепции ученика. На таких уроках герои книги становятся живыми, осязаемыми. А участник суда получает возможность проявить самостоятельность в принятии решения и ощутить чувство взрослости. Участие в школьном фестивале «Театральная весна» - событие особой важности. Оно решает целый ряд задач: от более серьёзного прочтения произведения до интерпретации образа персонажа и воплощения его на сцене. И важно понимать, что без сопереживания персонажу актёр не вызовет у
зрителя по-настоящему живых эмоций. Так, проживания текста, присваивания опыта героев, оценки их поступков и мыслей от моих обучающихся потребовал Валентин Распутин, когда мы ставили спектакль по произведению «Уроки французского», а год назад этих же действий потребовал Иван Сергеевич Тургенев, когда к постановке готовился спектакль по рассказу «Муму». И опыт, приобретённый ребятами в ходе этой работы, граничит с умением выражать эмоциональное отношение к ситуации. Итогом обоих спектаклей стал диплом за лучшую режиссуру на школьном фестивале. Литературно-музыкальные композиции – ещё одна ниша для формирования эмоционально-ценностного компонента личностных УУД. Завершающийся год ознаменован и юбилеем Победы в ВОв. И подготовка литературно-музыкальной композиции, в которую были включены материалы, подготовленные учащимися, показала, насколько серьёзно дети относятся к теме войны (в композиции звучали голоса детей, писавших дневники во время ВОв, во время Чеченской кампании). Это неоценимый опыт формирования эмпатии как важного, на мой взгляд, качества личности. Итог – сертификат за участие в муниципальном конкурсе и подарочный сертификат (дети решили купить на заработанные деньги автоматическую точилку для класса). Участие в конкурсах проекта СФО «Великий русский язык» в рамках Года литературы в РФ позволило осуществить то, о чём мы, учителя литературы, мечтаем: сделать книгу неотъемлемой частью жизни человека. На конкурс нами был разработан проект «Книга в моей жизни». Это серия фотографий, созданных на основе картин художников. Важное условие: на картине должны быть книги, читающие взрослые или дети. В процессе работы над проектом важно было всё: доведение работы до конца, стремление к завершенности учебных действий, преодоление препятствий, концентрация и сосредоточенное отношение к работе. Итог – 1 место. Реализация курса по выбору «Книжная полка», своего рода альтернативы урокам внеклассного чтения, - уникальная возможность формирования системы взглядов на мир, на людей через призму литературы. В основе реализации этого курса – технология РКМЧП и весь арсенал её приёмов, позволяющих говорить на морально-нравственные темы и при этом не быть скучным, не переходить на чтение морали, а поддерживать интерес к проблемным вопросам взаимоотношений мира и человека, отцов и детей. Программа курса ориентирована на читателя старшей школы, но ряд произведений – это прекрасные образцы современной детской литературы (Н.Ключарёва «Юркино Рождество», А.Лиханов «Никто» и т.д.). Возвращение сочинения по литературе как одного из этапов итоговой аттестации, реальные встречи с писателями (20 ноября в нашу школу приезжал пермский писатель Виталий Богомолов) и Web-общение с авторами книг для детей (в октябре 2015 года состоялась встреча с писателями из Белоруссии Евгенией Пастернак и Андреем Жвалевским), участие в муниципальном проекте «Библионочь», муниципальный день чтения, ежегодный школьный «Кинофестиваль» - вот перечень основных мероприятий, которые помогают сформировать ценностные ориентиры личности обучающегося.
Подытоживая каждое из событий школьной жизни, о котором я рассказывала, я называла результат. Но призовое место, грамота, кубок - это лишь формальный результат совместной деятельности. Гораздо важнее то, чем обогатился внутренний мир обучающегося в ходе работы, что он взял в свою личную копилку, как поведёт себя в дальнейшем, если жизнь преподнесёт нечто подобное. Если сравнивать УУД с точки зрения измеримости результата, то с личностными всё обстоит весьма неоднозначно. Что является результатом формирования этих универсальных действий? Что будет являться мерилом уровня их сформированности? Вероятно, только жизнь и время могут ответить на эти вопросы. Но я твёрдо убеждена: литература как сокровищница знаний о мире и как учебный предмет способны в значительной мере помочь педагогу в формировании и Я-концепция ученика, и его активной (субъектной) позиции в учебной деятельности, и надежной и адекватной самооценки.


В раздел основное полное образование