Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Система работы с одаренными учащимися на уроках французского языка"

статья

Автор: Бирюлина Елена Юрьевна, учитель французского и английского языков, МОУ "СОШ с.Терса Вольского района Саратовской области", г.Вольск Саратовской области



В раздел основное полное образование




СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

Бирюлина Елена Юрьевна,
учитель французского языка МОУ «СОШ с.Терса Вольского района Саратовской области» В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных государственных направлений, т.к. остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала нашей страны. Это, конечно, неслучайно и обусловлено рядом причин. Понятно, что лишь труд способных и талантливых людей на благо Родины может помочь России выбраться из череды кризисов и стать одной из самых развитых стран мира. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и компетентного. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, умением быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободно от стереотипов, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться. Работа с учащимися, которые интересуются иностранным языком и желают знать и уметь больше, чем предусмотрено программой, велась мной постоянно. Исходя из задач, поставленных перед школой, я пришла к необходимости систематизировать работу с одаренными детьми, выстроить ее на научной основе. Сначала определилась с понятиями, которые будут ориентирами в моей работе в этом направлении.
Одаренность
— это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок
— это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Для себя я определила, что одаренный ребенок означает учащегося, склонного к активной познавательной деятельности. Далее определила
смысл работы с одаренными учащимися:
- способствовать развитию каждой личности; - довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня;
- способствовать развитию общества в целом, поставив ему на службу ресурсы дарования. Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Одаренные дети - это дети, которые: - имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; - имеют доминирующую активную познавательную потребность; - испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий.
Выявление одаренных детей
начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Большую роль в этом играет школьный психолог, с которым я работаю в тесном контакте. Развитию творческой активности учащихся, проявлению их индивидуальности способствует использование технологий личностно ориентированного обучения: внутриклассной и уровневой дифференциации, проектного обучения, игровых, проблемных, интерактивных и др. технологий. Это позволяет привлечь к работе на уроке каждого ученика, а значит более ярко увидеть уровень способностей и одаренности каждого ребенка. Стараюсь построить урочную и внеурочную деятельность таким образом, чтобы каждый учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.
Направления работы с одаренными учащимися:
- диагностико-ориентированное направление; - психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей; - поддержка учащихся – участников и победителей олимпиад; - организация научно-исследовательской деятельности по направлениям. Этапы работы с одаренными учащимися:
1 этап – подготовительный

Цель:
Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися.
Задачи:
-изучение нормативной базы; -планирование работы;
-распределение обязанностей; -анализ материально-технических, педагогических условий. На этом этапе совместно с психологом школы проводим диагностику обучающихся, проявляющих интерес и способности в изучении французского языка. Диагностируются задатки и склонности личности, уровень самооценки и творческого мышления, выявляются предпочтительные виды деятельности и склонности к лидерству.
2 этап – аналитический

Цель:
Выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми. На данном этапе работа ведется по ступеням обучения. I ступень (1-4 классы) – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. В это время важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие таких познавательных способностей учащихся, предложить такое количество образовательных услуг, где бы каждый ученик смог реализовать свои потребности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в художественной деятельности. В связи с этим предлагаю учащимся посещать кружок «Занимательный французский» II ступень (5-7 классы) – это этап творчества. Деятельность учителя направлена на совершенствование навыков научной организации труда и формирование познавательного интереса. Именно в этот период начинается индивидуальная работа с учащимися по выполнению первых творческих и информационных проектов. III ступень (8-9 классы) – развивающий этап. Продолжаю развитие навыков научной работы, расширение познавательного интереса и формирование исследовательских навыков. Обучающиеся IV ступени (10-11 классы) выходят на самостоятельное применение исследовательских умений и навыков в учебной и внеучебной деятельности. Почти все учащиеся старших классов работают над индивидуальными проектами, выставляют их на конкурсы и выступают с их защитой на научно-практических конференциях различного уровня.
3этап – организационно-деятельностный.

Цель:
Организация целенапрвленной работы с одаренными детьми. Работа ведется в соответствии с школьной программой «Одаренные дети».
4 этап – этап формирования, углубления и развития способностей

учащихся.

Цель:
Апробация системы работы с одаренным учащимися. Самыми актуальными формами моей работы стали слудующие: -творческие мастерские; -групповые занятия с одаренными детьми; -кружковая работа;
-занятия исследовательской деятельностью; -участие в конкурсах; -интеллектуальный марафон; -научно-практические конференции; -участие в олимпиадах; -работа по индивидуальным планам. Ежегодно в нашей школе проводятся предметные олимпиады для учащихся 4-11 классов. Учащиеся принимают участие в научно- практических конференциях, в муниципальных творческих и исследовательских конкурсах, во всероссийских конкурса. Традиционным для нашей школы является проведение предметной недели иностранного языка. Вместе с обучающимися мы выпускаем электронные и стенные газеты, участвуем в конкурсах на чтение и литературный перевод стихотворений, викторинах по страноведению, организуем концерты для младших школьников и родителей. Это зачастую способствует «раскрытию» способностей и талантов детей. Исследовательская работа в научном обществе «Поиск и творчество»
даёт ученикам огромные возможности
для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций: - развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её); -формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований; - даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности; -воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности; -благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению. Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников, желающих заниматься исследовательской работой. Важно не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на экзаменах, участие в конкурсах). Регулярная кропотливая индивидуальная работа с детьми приносит свои результаты. В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей муниципальных и региональных предметных олимпиад, участников НОУ, конкурсов и соревнований и, как следствие, повышение образовательных достижений.

Список литературы
1.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе.-2000.-№2. 2.Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе.-М: Просвещение, 1991. 3.Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики.- М.:Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство «МОДЕК», 2004. 4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб., 2006.


В раздел основное полное образование