Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Что такое счастье?"

методическая разработка

Автор: Хотиева Людмила Ивановна, воспитатель, ГБОУ Шебекинская гимназия-интернат, город Шебекино, Белгородская область



В раздел основное полное образование




Что такое счастье?

(разговор по существу)

Цель:
1.сформировать у воспитанников желание, умение самостоятельно овладевать знаниями, полезной информацией. 2.воспитывать культуру общения.
Задачи:
1.научить сотрудничать в группах; 2.научить слушать других; 3.развивать умение формулировать и аргументировать свою мысль, свой взгляд, свою позицию; 4.учить решать проблемы, обоснованно принимать решения; 5.воспитывать уважительное отношение к мнению других; 6.зажечь в детских душах искру милосердия, альтруизма, сострадания.
Форма работы
: интерактивное общение.
Подготовила и провела:

Хотиева Людмила Ивановна
2015 год
Дорогие друзья! Здравствуйте! Сегодня у нас необычное занятие. В процессе работы мы будем сотрудничать в группах и будем использовать методику критического мышления.
Форма работы:
разговор по существу, Тема которого: «счастье». Это очень сложный философский вопрос: «Что такое счастье?» Многие философы, ученые, писатели пытались найти на него ответ. Почему именно этот аспект мною выбран? Потому, что люди нового тысячелетия должны стать по- настоящему счастливыми. А вы – наш потенциал, наше будущее. Но для того чтобы стать счастливыми, нужно уяснить, что же такое счастье? Как, когда и почему оно возникает? Всем известно: счастливый человек – счастливая семья; счастливая семья – счастливо все общество!
Цель:
мы попытаемся найти надежную тропинку к счастью.
Наша задача:
в ходе работы: быть активными; Уметь работать в группе; Беречь время; Уметь выслушать мнение другого; Формировать и аргументировать свою мысль, свой взгляд, свою позицию; Мыслить правильно, логично; Решать проблемы, обоснованно принимать решения.
I

. Эвокация:
Как вы думаете, когда человек может быть по – настоящему счастлив? Как это чувство проявляется? А вы когда – нибудь испытывали счастье? Какое оно? Какой у него вкус? Цвет? Объем? А если к нему дотронуться?
В чем? Когда? Какое на вкус? Что это? Какого цвета? По объему? Где оно в вас? Ваши ощущения в момент счастья?
Линия 1 – 10
как вы думаете
?
брать, получать давать, дарить, (знаки внимания, подарки, заботу о вас) жертвовать, оказывать помощь, внимание. 50/50 Перед вами линия 1 – 10. Подумайте! Сделайте свой выбор и оставьте на линии свою фишку (ваши фишки находятся у каждого из вас по краю стола). Спасибо!
II.Осмысление.
У вас на столах есть табличка с незнакомым названием «Гронование» и у меня на доске есть ее объемное исполнение в виде разноцветной грозди из шаров, где счастье представлено в разных плоскостях:  Во времени и по объему;  В деятельности;
СЧАСТЬЕ

В чем больше счастья

 В чувствах;  И в жизни вообще. Давайте их хорошенько рассмотрим и выберем ту заветную тропинку, которая вам поможет кратчайшим путем прийти к счастью. Выбираете для себя составные вашего счастья. Поможет вам найти ответ на наши вопросы что такое счастье и как стать счастливым «Лавка мудрецов». В работе можно использовать интерактивную систему «Помощь». Карандашом на полях делают следующие пометки: V – это мне известно; + - новая для меня информация; - - противоречит моим взглядам; ? – заинтересовало, возник вопрос. Вопросы можно записать на листок отдельно.
Ассоциативный куст
Какое оно на ощупь? Что это? Где в вас находится? Какого цвета? Когда? Какое оно на вкус? В чем? На что это похоже в жизни? Какое по объему? Ваши ощущения
III.Рефлексия.

СЧАСТЬЕ

Поможет вывести нам определение «Счастье» - сенкан. Это верлибровый стих, состоящий из пяти строк, используйте в работе составленный заранее «ассоциативный куст». 1. Счастье 2. Какое прилагательное 3. Которое + глагол (что делает?) 4. Фраза. Смысл кратко 5. Перефразирование (то же, но иными словами)
Сенкан
1.Счастье. 2.Теплое, глубокое, трудное, полное, частичное, яркое, далекое, мгновенное, фантастическое, искрящееся, разноцветное, радостное, горькое, высокое. 3.Которое дарит крылья для полета, ощущение светлой радости. 4.Состояние души, зависящее от духовных качеств человека. 5.Удовлетворение от достижения своих смыслов жизни. Эдем, рай на земле. Определение Многогранное яркое, всепоглощающее состояние души, которое дарит крылья для полета и ощущение светлой радости от результатов достижения своих смыслов жизни. Иными словами – Эдем, рай на земле. Теперь введем определение счастья и запишем это в середину. Эдуард Ассадов, используя проблему счастья писал: (стих)
Что же такое счастье?

Один говорит – это страсти:

Карты, вино, увлеченья.

Все острые ощущенья.

Другой верит, что счастье


В окладе большом и власти,

В глазах секретарш плененных

И трепете подчиненных

Третьи считают, что счастье –

Это большое участье:

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.

По мненью четвертых, это

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше – не расставаться.

Еще есть такое мнение,

Что счастье – это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета!

А счастье, по – моему просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека.
У вас на столах гроздь калины. Оторвите себе по одной ягодке. Можно сказать что она такая же яркая, красивая как счастье? Попробуйте ее на вкус. Как – горько? Вот так и путь к счастью горек и тернист. Все достигается через труд и боль: и рождение, и любовь, и победа. А какое семечко у калины? - Оно похоже на сердце. Пусть в вашем сердце поселится счастье и маленькое сердечко – зернышко прорастет в вас могучими ростками радости и блаженства.
Вернемся к линии 1 -10. Если кто – нибудь изменил свое мнение – пусть переставит свою фишку по линии. Спасибо. У славян 17, 18 декабря начинались большие религиозные праздники Варвары, Саввы, Николая. Эти праздники еще назывались одним словом Николаевы или Николины. Вдумайтесь: Санта – света, Клаус –Никола. Именно святой Николай приходил к славянским детям в это время один раз в году и самых трудолюбивых и послушных одаривал подарками. Думаю вы именно такие. Можно и мне, следуя древней традиции, подарить вам наш портфолио по результатам анкетирования. Вот такими я вас увидела. Ваше Д/з. Провести «День сердца». На отдельных листках написать свое имя и фамилию, свернуть листки, перемешать и вытянуть по жребию 1 из свернутых листков. Прочесть его в тайне от всех. И тайком в течение суток, чтобы не догадался ваш избранник, оказывать ему всяческие знаки внимания. И получить от этого радость, удовольствие.

Литература
1.Практикум по развитию критического мышления. Евдокимов В.И., Олейник Т.А., Горькова С.А., Микитюк М.В. 2.Алдер Г. Техника развития интеллекта. – СПб: Питер, 2001.- 192 с. 3.Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. – СПб: Питер, 2001.- 288 с. 4.Вагин И.О. Умейте мыслить гениально. – СПб: Питер, 2002. – 192 с. 5.Загашев С. Умение задавать вопросы//Перемена, №1, 2001.


В раздел основное полное образование