"Эстетическое воспитание на уроках изо"
статья,творческий отчет
Автор: Грищенко Светлана Александровна, учитель физкультуры, учитель изо, МОБУ "Дятловская СОШ", Тверская область, Вышневолоцкий район, д.Дятлово.
Смотреть презентациюВ раздел основное полное образование
МОУ «Дятловская сош»
Творческий
отчет
На
тему
«
Эстетическое
воспитание
на
уроках
ИЗО»
Учитель
:
Грищенко
С
.
А
.
Ноябрь
2010
г
.
Содержание : 1. Введение . 2. Эстетическое воспитание как средство формирования личности . 3. Задачи эстетического воспитания . 4. Живопись главный « инструмент» эстетического воспитания . 5. Эстетическое воспитание в мире новейших технологий .
Введение . «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли ..Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли - боже мой В красивой оболочке прячется иногда такая черная, что не Что не затрешь ее никакими белилами» Чехов А.П. Эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и культуры поведения. Под выражением "эстетическое воспитание"подразумеваются чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве. Эстетическое воспитание -неотъемлемая часть всестороннего развития человека в части нравственного, духовного и физического воспитания. С течением времени многие эстетические ценности теряют свою актуальность. притупляется и эстетическое восприятие .В результате начинаются поиски новых эстетических форм. Соответственно общество, а также человек, ищут новые идеалы прекрасного. Так в литературе и искусстве возникают различные стили и течения. Постепенно формируется стиль, определяющий эпоху. Новый стиль всегда возникал со сменой господствующих в обществе идей. Но есть и бессмертные произведения искусства, которые никогда не теряют своей художественной ценности, и эстетическое воздействие которых во все эпохи одинаково велико. Эти художественные произведения донесли до нас прогрессивные идеи своего времени, и для того, чтобы оценить их величие и значимость и испытать эстетическое наслаждение при знакомстве с ними, мы должны находиться на соответствующем интеллектуальном уровне. Эстетика пронизывает всю нашу жизнь и призвана облагораживать ее. Эстетическое восприятие окружающего зависит от духовного развития человека, от его мировоззрения, общеобразовательного уровня, условий его воспитания, характера. Хороший вкус всегда стремится к жизненной правде, в то время как плохой способствует возникновению фальши. Вкус человека проявляется во всем: в отношении к жизни, к работе, в поведении с окружающими, в привычках, в речи, в тоне, одежде, в отношении к искусству, в том, какие он предпочитает книги, фильмы, какую музыку, как он обставляет свою квартиру, какие приобретает предметы потребления, как проводит свое свободное время, и даже в том, с кем он дружит. По вкусу человека можно получить представление о его мировоззрении, степени развития и воспитанности. Воспитанный человек познает истинно прекрасное как в искусстве, так и в жизни не только эмоционально, при помощи чувств, но и осмысленно.
Эстетическое воспитание как средство формирования личности Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит? В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудово£ деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания. Эстетическое образование, приобщенж людей к сокровищнице мировой культуры и искусства все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. • Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; • художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно- практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; • эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем.
Задачи эстетического воспитания Важнейшими задачами эстетического воспитания школьников являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное - с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в труде и искусстве. Творческая деятельность детей напрямую зависит от внимания, а внимание избирательно: человек замечает одно и не замечает другое. Поэтому так важно, на какие ценности будет оно направлено. Нас часто поражает наблюдательность совсем маленьких детей. Потом у многих это уходит, а ведь наблюдательность это не только созерцание, это основа искусства, поэтому наблюдению нужно учить, его нужно развивать. Если это будет делаться постоянно, позже ребенок сам научится быть наблюдательным. Это крайне важно не только в творческой деятельности, но и в жизни. Накопленные впечатления развивают образное мышление, обогащают внутренний мир ребенка. Эмоционально-эстетическое восприятие изображаемых предметов предполагает направленность зрительного восприятия, прежде всего на те особенности предметов, которые выражают их эстетическую сущность. Школьники зачастую не видят красоту предметов, окружающих их в повседневной жизни, считают их обычными, не интересными. В этом случае обучающиеся теряют в значительной мере интерес к предмету. Поэтому так важно обращать внимание учащихся на красоту объектов, подчеркнуть их эстетические ценности. Ребята выполняют разножанровые работы: пейзажи, портреты, натюрморты, тематические композиции, иллюстрации. Прежде чем выполнить задание следует организовать предварительную работу - наблюдение натуры. Для этого можно предложить детям определенный план наблюдения. Например, при выполнении задания на тему пейзажи я обращаю внимание детей на зимние деревья, какого цвета ствол дерева, как лежит снег на веточках, что темнее зимой - небо или земля, какого цвета небо. Тем самым идет глубокое, целенаправленное восприятие, развитие зрительной памяти, наблюдательности, а также воспитание эстетического отношения к миру. На уроках учащиеся рассматривают репродукции художников, что также способствует развитию наблюдательности детей. Наблюдая способность к рисованию, можно отметить взаимосвязь между наблюдательностью и способностями, большим влечением к рисованию. Дети младшего школьного возраста с большим интересом открывают для себя, что цвет неба, земли, деревьев состоит из разных красок. И у разных мастеров они тоже выглядят по-разному. Ребята учатся анализировать работы известных художников. Как поразительно те передают огромное пространство яркого, солнечного неба. А вблизи это пространство состоит из мазков: сине- фиолетовых, зелено-голубых, розово-голубых. И, правда, чистого небесного цвета среди красок не найти. Развивая в детях наблюдательность, нужно стараться использовать все возможности, а художественные произведения, передающие настроение автора и несущие информацию о способах и средствах изображения окружающего мира, -сильный фактор повышения выразительности детского рисунка. Очень важно, чтобы взрослые, показывая детям репродукции, сумели довести до сознания детей, что художник хотел сказать своей картиной и как он это сделал, как бы ввести ребенка в мастерскую художника. Только при этом условии детям раскрывается замысел художника, и художественное произведение найдет у них эмоциональный отклик. Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе включает великие и вечные темы, которые играют важную роль в духовном воспитании учащихся, такие как темы «Материнства», «Мудрость старости», где учащиеся выполняют живописные портреты мамы, бабушки, дедушки. Также важна тема «Сопереживание» (тема урока в 4классе), которая помогает учащимся понять друг друга, почувствовать чужие радости и страдания. Ребята самостоятельно находят и придумывают сюжет по данной теме. Выполнение таких заданий развивает у учащихся
собственный чувственный опыт, на основе которого происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни, формирование у обучающихся таких важных духовных качеств как доброта, великодушие, сострадание. Обязательным и своевременным должен быть показ выставочных работ, выполненных школьниками по всем темам уроков. Очень важно, если ребята могут увидеть работы своих ровесников, почувствовать то, что волнует других людей. Грамотно рисовать может научиться каждый, также как читать и писать. Но занятия живописью дают значительно больше. Они воспитывают чувства формы, ритма, гармонии, цвета. А это уже воспитание и художника и зрителя. Именно уроки изобразительного искусства требуют предварительного анализа натуры, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности, что будет необходимо ученику в будущем. Именно на уроках изобразительного искусства происходит духовно-нравственное воспитание личности, умеющей ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способного сострадать ко всему живому.
Формирование нравственно-эстетических качеств школьников
на уроках изобразительного искусства
Сегодня наша страна переживает период кризиса, и он затронул не только область экономики. Проблемы нравственно-эстетического воспитания выходят на первый план. Общество понимает необходимость гуманизации обучения, и в группе развивающих предметов оказывается и изобрази тельное искусство. Преподавание изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, художественно-творческих способностей, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности. Но искусство не всегда является действенным орудием в воспитании личности. Причины сложившегося положения в большом количестве существующих проблем нравственно- эстетического воспитания в школе. Эти недостатки в разобщенности предметов эстетического цикла, недостаточной разработке методик, слабой оснащенности учебного процесса. Недостаток образцов настоящего, высокого искусства, которое призвано воспитывать душу ведет к бездуховности молодежи. Сегодня в мир наших детей вошли слишком грубая песня, слишком яркие и агрессивные мультфильмы, слишком жестокие компьютерные игры упрощенное «мобильное» общение. Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел. Развитие духовно-нравственных качеств личности позволит видеть мир во всем великолепии, богатстве красок. Одним из основных принципов программы «Изобразительное искусство и художественный труд» является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовного развития.
Живопись главный « инструмент » эстетического воспитания . Живопись обращена к нашему чувству формы и цвета. Созерцая живописное полотно, скажем "Сикстинскую мадонну" Рафаэля, мы не только замечаем общий колорит, распределение цвета, гармонию тонов, их взаимную уравновешенность, но следим за композицией, расположением фигур, точностью и выразительностью рисунка. Все это вместе дает нам реальную возможность приблизиться к постижению смысла картины, творческому сопереживанию. Мы замечаем, что во всей фигуре мадонны есть какая-то тревога, что взгляд ее трудно уловим, что младенец серьезен. Мадонна как будто стоит на месте и идет вперед. И все-таки композиция картины гармонично уравновешенна, сохранено ощущение гармонии человека с миром и представление о человеке как центре природы. И мы понимаем, что перед нами одно из самых глубоких и прекрасных воплощений темы материнства. А тревога угадываемая нами воспринимается как предчувствие будущей трагической судьбы сына, которого мадонна несет в жертву людям... В движении ее рук, несущих младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, вместе с тем ощущение того, что сын ее принадлежит только ей..." Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого я понимаю в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства . Художник с помощью создаваемых им образов видит в жизни важное, существенное, значительное и умеет ярко, образно показать это невидимое, вместе с тем важное всем. Это постижение уже открытого художником -сложный и многоступенчатый процесс. Глубоко понять его сущность, умело отобрать произведения искусства для постижения их детьми, учесть в связи со спецификой искусства специфику форм и методов учебной работы в школе — все это необходимо для повышения идейно-эстетического воспитательного влияния литературы и искусства на детей
Эстетическое воспитание в мире новейших технологий . Эстетическая активность - это необходимое эмоциональное, одухотворяющее начало в отношении личности к окружающей действительности с целью ее эстетического познания и преобразования по законам красоты. Искусство совершенствует лишь того, кто проявляет активность и стремится к совершенству. Искусство помогает человеку найти приложение своим сущностным силам, привести их в состояние готовности, повелительно зовет его к действию. Высший показатель эстетической активности - способность к творчеству. Моя задача - воспитать у учащихся любовь к прекрасному, готовность психологически и практически участвовать в создании красоты, умение воспринимать окружающее средствами эстетики. Я считаю, что большое значение для формирования у школьников творческой активности имеет психологическая подготовленность ученика, его интересы. Толчком к внутренней эстетической активности учащихся могут быть только развитие его интересов, бережное отношение к личности ученика, его внутреннему духовному миру. Постоянно управлять таким процессом формирования личности школьника должен умный, грамотный учитель, повседневно ищущий новые методические приемы проведения уроков, различные формы организации деятельности учащихся.Именно в сочетании урочной и внеурочной деятельности учащихся - путь к развитию их эстетической активности. Поиски новых образовательных технологий стали сегодня своего рода педагогическим знамением нашего времени. И не безосновательно, так как современные дети, те, что приходят в школу сегодня, сильно отличаются от детей, которых мы обучали 10 лет назад. Использование компьютерных технологий позволяет заинтересовать школьника, эффективнее проводить уроки; совмещать различные технические средства обучения с наглядными пособиями; упорядочить методический материал и системно использовать его на уроках ИЗО. В процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Владею компьютерными технологиями и систематически использую их в педагогической деятельности. Я хочу поделиться с вами некоторым опытом организации работы с мультимедийными функциями, позволяющими оптимизировать работу педагога. Использование современных образовательных технологий в образовательной области " Искусство". (Презентация).
Содержание : 1. Введение . 2. Эстетическое воспитание как средство формирования личности . 3. Задачи эстетического воспитания . 4. Живопись главный « инструмент» эстетического воспитания . 5. Эстетическое воспитание в мире новейших технологий .
Введение . «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли ..Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли - боже мой В красивой оболочке прячется иногда такая черная, что не Что не затрешь ее никакими белилами» Чехов А.П. Эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и культуры поведения. Под выражением "эстетическое воспитание"подразумеваются чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве. Эстетическое воспитание -неотъемлемая часть всестороннего развития человека в части нравственного, духовного и физического воспитания. С течением времени многие эстетические ценности теряют свою актуальность. притупляется и эстетическое восприятие .В результате начинаются поиски новых эстетических форм. Соответственно общество, а также человек, ищут новые идеалы прекрасного. Так в литературе и искусстве возникают различные стили и течения. Постепенно формируется стиль, определяющий эпоху. Новый стиль всегда возникал со сменой господствующих в обществе идей. Но есть и бессмертные произведения искусства, которые никогда не теряют своей художественной ценности, и эстетическое воздействие которых во все эпохи одинаково велико. Эти художественные произведения донесли до нас прогрессивные идеи своего времени, и для того, чтобы оценить их величие и значимость и испытать эстетическое наслаждение при знакомстве с ними, мы должны находиться на соответствующем интеллектуальном уровне. Эстетика пронизывает всю нашу жизнь и призвана облагораживать ее. Эстетическое восприятие окружающего зависит от духовного развития человека, от его мировоззрения, общеобразовательного уровня, условий его воспитания, характера. Хороший вкус всегда стремится к жизненной правде, в то время как плохой способствует возникновению фальши. Вкус человека проявляется во всем: в отношении к жизни, к работе, в поведении с окружающими, в привычках, в речи, в тоне, одежде, в отношении к искусству, в том, какие он предпочитает книги, фильмы, какую музыку, как он обставляет свою квартиру, какие приобретает предметы потребления, как проводит свое свободное время, и даже в том, с кем он дружит. По вкусу человека можно получить представление о его мировоззрении, степени развития и воспитанности. Воспитанный человек познает истинно прекрасное как в искусстве, так и в жизни не только эмоционально, при помощи чувств, но и осмысленно.
Эстетическое воспитание как средство формирования личности Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит? В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудово£ деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания. Эстетическое образование, приобщенж людей к сокровищнице мировой культуры и искусства все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. • Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; • художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно- практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; • эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем.
Задачи эстетического воспитания Важнейшими задачами эстетического воспитания школьников являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное - с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в труде и искусстве. Творческая деятельность детей напрямую зависит от внимания, а внимание избирательно: человек замечает одно и не замечает другое. Поэтому так важно, на какие ценности будет оно направлено. Нас часто поражает наблюдательность совсем маленьких детей. Потом у многих это уходит, а ведь наблюдательность это не только созерцание, это основа искусства, поэтому наблюдению нужно учить, его нужно развивать. Если это будет делаться постоянно, позже ребенок сам научится быть наблюдательным. Это крайне важно не только в творческой деятельности, но и в жизни. Накопленные впечатления развивают образное мышление, обогащают внутренний мир ребенка. Эмоционально-эстетическое восприятие изображаемых предметов предполагает направленность зрительного восприятия, прежде всего на те особенности предметов, которые выражают их эстетическую сущность. Школьники зачастую не видят красоту предметов, окружающих их в повседневной жизни, считают их обычными, не интересными. В этом случае обучающиеся теряют в значительной мере интерес к предмету. Поэтому так важно обращать внимание учащихся на красоту объектов, подчеркнуть их эстетические ценности. Ребята выполняют разножанровые работы: пейзажи, портреты, натюрморты, тематические композиции, иллюстрации. Прежде чем выполнить задание следует организовать предварительную работу - наблюдение натуры. Для этого можно предложить детям определенный план наблюдения. Например, при выполнении задания на тему пейзажи я обращаю внимание детей на зимние деревья, какого цвета ствол дерева, как лежит снег на веточках, что темнее зимой - небо или земля, какого цвета небо. Тем самым идет глубокое, целенаправленное восприятие, развитие зрительной памяти, наблюдательности, а также воспитание эстетического отношения к миру. На уроках учащиеся рассматривают репродукции художников, что также способствует развитию наблюдательности детей. Наблюдая способность к рисованию, можно отметить взаимосвязь между наблюдательностью и способностями, большим влечением к рисованию. Дети младшего школьного возраста с большим интересом открывают для себя, что цвет неба, земли, деревьев состоит из разных красок. И у разных мастеров они тоже выглядят по-разному. Ребята учатся анализировать работы известных художников. Как поразительно те передают огромное пространство яркого, солнечного неба. А вблизи это пространство состоит из мазков: сине- фиолетовых, зелено-голубых, розово-голубых. И, правда, чистого небесного цвета среди красок не найти. Развивая в детях наблюдательность, нужно стараться использовать все возможности, а художественные произведения, передающие настроение автора и несущие информацию о способах и средствах изображения окружающего мира, -сильный фактор повышения выразительности детского рисунка. Очень важно, чтобы взрослые, показывая детям репродукции, сумели довести до сознания детей, что художник хотел сказать своей картиной и как он это сделал, как бы ввести ребенка в мастерскую художника. Только при этом условии детям раскрывается замысел художника, и художественное произведение найдет у них эмоциональный отклик. Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе включает великие и вечные темы, которые играют важную роль в духовном воспитании учащихся, такие как темы «Материнства», «Мудрость старости», где учащиеся выполняют живописные портреты мамы, бабушки, дедушки. Также важна тема «Сопереживание» (тема урока в 4классе), которая помогает учащимся понять друг друга, почувствовать чужие радости и страдания. Ребята самостоятельно находят и придумывают сюжет по данной теме. Выполнение таких заданий развивает у учащихся
собственный чувственный опыт, на основе которого происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни, формирование у обучающихся таких важных духовных качеств как доброта, великодушие, сострадание. Обязательным и своевременным должен быть показ выставочных работ, выполненных школьниками по всем темам уроков. Очень важно, если ребята могут увидеть работы своих ровесников, почувствовать то, что волнует других людей. Грамотно рисовать может научиться каждый, также как читать и писать. Но занятия живописью дают значительно больше. Они воспитывают чувства формы, ритма, гармонии, цвета. А это уже воспитание и художника и зрителя. Именно уроки изобразительного искусства требуют предварительного анализа натуры, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности, что будет необходимо ученику в будущем. Именно на уроках изобразительного искусства происходит духовно-нравственное воспитание личности, умеющей ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способного сострадать ко всему живому.
Формирование нравственно-эстетических качеств школьников
на уроках изобразительного искусства
Сегодня наша страна переживает период кризиса, и он затронул не только область экономики. Проблемы нравственно-эстетического воспитания выходят на первый план. Общество понимает необходимость гуманизации обучения, и в группе развивающих предметов оказывается и изобрази тельное искусство. Преподавание изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, художественно-творческих способностей, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности. Но искусство не всегда является действенным орудием в воспитании личности. Причины сложившегося положения в большом количестве существующих проблем нравственно- эстетического воспитания в школе. Эти недостатки в разобщенности предметов эстетического цикла, недостаточной разработке методик, слабой оснащенности учебного процесса. Недостаток образцов настоящего, высокого искусства, которое призвано воспитывать душу ведет к бездуховности молодежи. Сегодня в мир наших детей вошли слишком грубая песня, слишком яркие и агрессивные мультфильмы, слишком жестокие компьютерные игры упрощенное «мобильное» общение. Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел. Развитие духовно-нравственных качеств личности позволит видеть мир во всем великолепии, богатстве красок. Одним из основных принципов программы «Изобразительное искусство и художественный труд» является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовного развития.
Живопись главный « инструмент » эстетического воспитания . Живопись обращена к нашему чувству формы и цвета. Созерцая живописное полотно, скажем "Сикстинскую мадонну" Рафаэля, мы не только замечаем общий колорит, распределение цвета, гармонию тонов, их взаимную уравновешенность, но следим за композицией, расположением фигур, точностью и выразительностью рисунка. Все это вместе дает нам реальную возможность приблизиться к постижению смысла картины, творческому сопереживанию. Мы замечаем, что во всей фигуре мадонны есть какая-то тревога, что взгляд ее трудно уловим, что младенец серьезен. Мадонна как будто стоит на месте и идет вперед. И все-таки композиция картины гармонично уравновешенна, сохранено ощущение гармонии человека с миром и представление о человеке как центре природы. И мы понимаем, что перед нами одно из самых глубоких и прекрасных воплощений темы материнства. А тревога угадываемая нами воспринимается как предчувствие будущей трагической судьбы сына, которого мадонна несет в жертву людям... В движении ее рук, несущих младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, вместе с тем ощущение того, что сын ее принадлежит только ей..." Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого я понимаю в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства . Художник с помощью создаваемых им образов видит в жизни важное, существенное, значительное и умеет ярко, образно показать это невидимое, вместе с тем важное всем. Это постижение уже открытого художником -сложный и многоступенчатый процесс. Глубоко понять его сущность, умело отобрать произведения искусства для постижения их детьми, учесть в связи со спецификой искусства специфику форм и методов учебной работы в школе — все это необходимо для повышения идейно-эстетического воспитательного влияния литературы и искусства на детей
Эстетическое воспитание в мире новейших технологий . Эстетическая активность - это необходимое эмоциональное, одухотворяющее начало в отношении личности к окружающей действительности с целью ее эстетического познания и преобразования по законам красоты. Искусство совершенствует лишь того, кто проявляет активность и стремится к совершенству. Искусство помогает человеку найти приложение своим сущностным силам, привести их в состояние готовности, повелительно зовет его к действию. Высший показатель эстетической активности - способность к творчеству. Моя задача - воспитать у учащихся любовь к прекрасному, готовность психологически и практически участвовать в создании красоты, умение воспринимать окружающее средствами эстетики. Я считаю, что большое значение для формирования у школьников творческой активности имеет психологическая подготовленность ученика, его интересы. Толчком к внутренней эстетической активности учащихся могут быть только развитие его интересов, бережное отношение к личности ученика, его внутреннему духовному миру. Постоянно управлять таким процессом формирования личности школьника должен умный, грамотный учитель, повседневно ищущий новые методические приемы проведения уроков, различные формы организации деятельности учащихся.Именно в сочетании урочной и внеурочной деятельности учащихся - путь к развитию их эстетической активности. Поиски новых образовательных технологий стали сегодня своего рода педагогическим знамением нашего времени. И не безосновательно, так как современные дети, те, что приходят в школу сегодня, сильно отличаются от детей, которых мы обучали 10 лет назад. Использование компьютерных технологий позволяет заинтересовать школьника, эффективнее проводить уроки; совмещать различные технические средства обучения с наглядными пособиями; упорядочить методический материал и системно использовать его на уроках ИЗО. В процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Владею компьютерными технологиями и систематически использую их в педагогической деятельности. Я хочу поделиться с вами некоторым опытом организации работы с мультимедийными функциями, позволяющими оптимизировать работу педагога. Использование современных образовательных технологий в образовательной области " Искусство". (Презентация).
В раздел основное полное образование