"Домашнее задание по физкультуре"
статья
Автор: Грищенко Светлана Александровна, учитель физкультуры, МОБУ "Дятловская СОШ", Тверская область, Вышневолоцкий район, д.Дятлово.
В раздел основное полное образование
Выступление на
семинаре учителей физкультуры
На тему «Домашнее задание по
физкультуре»
Подготовила
учитель
физкультуры
МОБУ
«
Дятловская
сош
»
Грищенко
Светлана
Александровна
Как известно , урок не может восполнить тот необходимый минимум двигательной активности , который нужен нашим детям , чтобы поддерживать свой организм на достаточно высоком функциональном уровне . Многие ученые и педагоги ищут пути увеличения двигательной активности , способствующие увеличению функциональных возможностей организма школьников , развитию у них основных физических качеств . 1. Одной из действенных форм повышения уровня двигательной активности и продолжения учебно - воспитательной работы с учащимися должны стать домашние задания по физической культуре . В процессе выполнения домашних заданий учащиеся приобщаются к систематическим занятиям физическими упражнениями, физическая культура постепенно входит у школьников в привычку. Кроме того, стараясь хорошо выполнить домашние задания, они приучают себя активно и добросовестно работать, совершенствовать двигательные навыки и умения, развивать необходимые физические качества. Все
это постепенно приводит к формированию личности ученика в процессе обучения.
Чем
же
мотивирована
необходимость
проработки
проблемы домашних заданий по физической культуре?
Во
-
первых
, вопрос о домашних заданиях по физической культуре не нашел еще своего отражения в общепедагогической литературе и слабо изучается с точки зрения оздоровления и образования. Есть еще педагоги, которые не признают домашние задания по физической культуре, считая, что они увеличивают и без того очень большую учебную нагрузку школьников.
Во
-
вторых
, домашние задания по физической культуре, решая определенные задачи, имеют свои характерные особенности, которые отличают их от заданий на дом по другим общеобразовательным предметам.
В
-
третьих
, домашние задания не только способствуют популяризации физических упражнений среди школьников, но и являются фактором, уменьшающим умственную перегрузку детей и стимулирующим правильную организацию их свободного времени. Основная задача домашних заданий по физической культуре – создать условия для подготовки учащихся к выполнению требований государственной программы по физической культуре, развить двигательные качества и приобщить учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями. Кроме этого, используя
домашние задания, можно решать и такие задачи, как улучшение и коррекция осанки учащихся, обучение изготовлению несложного спортивного инвентаря, формирование навыков личной гигиены и т.п. Следовательно, содержание домашних занятий зависит от того, какие задачи ставит учитель физической культуры перед учащимися.
2.
Для
выполнения
этих
задач
в
школе
введены
следующие тесты-упражнения:
Прыжок в длину с места. Ученик выполняет 3 попытки, лучшая заносится в протокол. 1. Наклоны вперед из положения стоя. Ученик выполняет упражнения стоя на гимнастической скамейке. Ноги на ширине ступни, не сгибая колени выполняет три медленных предварительных наклона. Четвертый наклон выполняется как зачетный и его результат засчитывается по кончикам пальцев, достигших наибольшей цифровой отметки. 2. Челночный бег 3 x 10. По команде «Марш!» ученик дотрагивается до линии старта и начинает бег. Каждый раз при приближении к линии старта и финиша он должен их коснуться. 3. Приседание на одной ноге. Упражнение выполняется на правой и левой ноге поочередно.
Учащиеся 1 – 6 классов выполняют упражнения, держась одной рукой за стенку, другая – на поясе. Учащиеся 7 -11 классов выполняют упражнение без поддержки, руки – произвольно. 4. Поднимание туловища за 1 мин. Поднимание туловища выполняется из положения лежа на спине, колени согнуты, руки за головой. Партнер держит ноги. Пятки находятся на расстоянии не более 30 см. от таза, спина плотно прижата к полу. Учащийся поднимает туловище, сгибая его так, что локти касаются коленей, затем опускается на пол, касаясь пола лопатками. Фиксируется количество за за 1 мин. Упражнение выполняется на мате. 5. Челночный бег 4 x 9. По команде «Марш!» учащиеся касаются линии старта, начинают бег, через 9 метров касаются линии и бегут обратно. Время фиксируется с точностью до 0,10 сек. 6. Сгибание и разгибание рук в упоре. Исходное положение – руки на ширине плеч, на полу, туловище прямое, по команде ученик, сгибая руки, грудью достает до предмета, высота которого от 6см. до 14 см. зависит от контингента (класс, пол). 7. Наклоны вперед из положения «сидя». Ученик сидит на полу, ноги расставлены на ширину 30 см., колени держат два партнера, не позволяя сгибать ноги. Выполняются три медленных предварительных наклона. Четвертый наклон выполняется как зачетный и его
результат засчитывается по кончикам пальцев, достигших наибольшей цифровой отметки. 8. Поднимание туловища из положения «лежа на спине». Исходное положение – «лежа на спине», ноги прямые, руки за головой. Учащийся, поднимая туловище, ноги не поднимает, руки не раскрывает. 9. Челночный бег для 1 -6 классов – 4 x 10; для 7 – 8 классов – 6x10, для 9 -11 классов 10 x 10. Бег выполняется от линии старта, с касанием линии старта и линии, до которой надо бежать.
Контроль
По всем классам разработана система оценок за выполнение упражнений домашних заданий (см. Приложения 1-11
).
Показатели повышаются каждую четверть. В конце каждой четверти классы сдают домашние задания блоками. Первый блок: прыжок с места; наклоны из положения «стоя»; челночный бег 9 x 10 Второй блок: поднимание туловища за 1 минуту; приседание на правой и левой ноге; челночный бег 4 x 9;
Третий блок: сгибание и разгибание рук в упоре лежа; поднимание туловища наклоны из положения «сидя»; челночный бег 4 x 10; 6 x 10; 10 x 10. Все результаты и оценки заносятся в специальную тетрадь учителя. Все 10 оценок по домашним заданиям выставляются в учебный журнал. Если ученик на данном уроке не справился с упражнением или его не устраивает оценка, то он имеет возможность выполнить задание позднее, во время работы спортивной секции. При наличии третьего урока физической культуры эту работу можно проводить и прямо на уроке. В конце учебного года при выполнении контрольных упражнений по учебной программе и тестированию учащиеся показывают положительные результаты. 3.
Почему же не приживаются домашние задания по
физической культуре, почему они малоэффективны
и
не
приносят
должного
удовлетворения
ни
учителю физической культуры, ни учащимся?
Видимо, здесь сказывается отсутствие теоретических разработок по данной проблеме. При организации и проведении домашних занятий возникает много вопросов, решение которых вызывает трудности у учителей физической культуры. Попробуем решить их.
Надо ли давать домашние задания по физической
культуре всем учащимся в классе?
Многие учителя жалуются на то, что учащиеся не делают домашних заданий или выполняют их без особого интереса. Это происходит потому, что они не всегда понимают смысл заданий или считают их неинтересными. Получается это тогда, когда учитель всему классу дает одно и то же задание. Следовательно, домашние задания должны быть не очень трудными, и в то же время необходимо, чтобы при их выполнении учащиеся прикладывали определенные усилия. Но в классе бывают ученики, имеющие высокую двигательную подготовленность и выполняющие все требования учителя с первой попытки. Нужно ли им давать задание, как и всем? Наверное, не всегда. Во- первых, они, в силу своей подготовленности, все равно не будут его выполнять, так как хорошо справляются со всеми нормативами. Во-вторых, эти школьники, как правило, отрицательно влияют на других учащихся, отговаривают их от выполнения домашних заданий. Не следует давать домашних заданий и учащимся, которые занимаются в спортивных секциях добровольных обществ и ДЮСШ. Такой подход позволит больше внимания уделить тем, кто имеет слабую физическую подготовленность.
Однако домашние задания могут быть предложены всему классу. Здесь необходимо учитывать типы заданий, которые получают учащиеся, и поставленные перед ними задачи. Так, например, если учитель стремится развивать скоростно-силовые качества, то домашнее задания (комплекс специальных упражнений) следует давать только тем, у кого эти качества развиты слабо и кто не выполняет требования учебной программы. В этом случае задания должны быть строго индивидуальны в зависимости от уровня подготовленности учащихся и с учетом их возможностей. С другой стороны, если решается задача (скажем, в четвертом классе) формирования у школьников навыков личной гигиены, то домашние задания должны даваться всему классу и соответствующим образом должна быть организована их проверка. Способы дифференцирования и индивидуализации домашних заданий должны основываться на задачах, которые решает учитель физической культуры. Многие учителя связывают их с освоением программного материала. Это хорошо, но индивидуализация заданий предусматривает учет возможностей каждого учащегося. Один отстает в развитии выносливости, другой – в силе, третий – в быстроте и т.д. Поэтому целесообразно строить домашние задания таким
образом, чтобы они помогали учащимся развивать те качества, которые им необходимы. Так, в первой четверти совсем не обязательно всем давать комплексы, способствующие развитию быстроты или скоростно-силовых качеств. Может быть и так, что мальчик или девочка быстро бегают и хорошо прыгают, но силовые качества у них развиты недостаточно. В этом случае не следует ждать второй четверти, а с сентября задавать таким учащимся комплексы силовых упражнений, которые помогут им развить силовые качества. А если учитель будет ждать, когда начнется гимнастика, то он может упустить время, и учащиеся не подготовятся достаточно хорошо к выполнению силовых нормативов. Все домашние задания, которые учитель предлагает учащемуся, должны отвечать следующим требованиям: задания должны быть в меру трудными, чтобы учащиеся прилагали определенные усилия при их выполнении, но не превышать возможности детей данного возраста; подбирать упражнения и задания следует с учетом выполнения их в домашних условиях; комплексы упражнений должны быть строго индивидуальны и учитывать уровень подготовленности учащегося;
задания и комплексы упражнений должны быть хорошо освоены учащимися на уроках физической культуры для того, чтобы школьники могли правильно выполнять их дома; все задания должны систематически проверяться, оцениваться и пропагандироваться среди учащихся; в задания по развитию двигательных качеств в течение года необходимо включать упражнения, направленные на их комплексное развитие, с учетом недостаточно развитых качеств; периодически комплексы упражнений должны меняться, корректироваться с целью более качественного воздействия на развитие определенных двигательных качеств.
Методические рекомендации
Коротко остановимся на методике домашних заданий, которая заключается в следующем: 1. Побудить учащихся к тому, чтобы они внимательно выслушивали задания, и после этого показать им упражнение, предназначенное для отработки дома, с тем чтобы они могли зрительно запомнить его смысл и исполнение, и в процессе самостоятельного разучивания использовать его в качестве образца. 2. Потребовать, чтобы учащиеся все вместе (вслух или мысленно про себя) «проговорили» это задание, пользуясь
специальной терминологией, а в необходимых случаях проанализировали его и здесь же, на уроке, попытались выполнить предлагаемое упражнение самостоятельно. 3. Убедить учащихся в практической пользе для них предлагаемого задания с тем, чтобы заинтересовать их, сформировать у них более внимательное отношение к нему, вызвать желание выполнять задания как можно лучше и с большой пользой для себя. 4. Выделить главное, над чем ученику следует поработать дома и чего он должен добиться в процессе самостоятельного разучивания упражнения, а также указать, какая работа будет считаться хорошо выполненной и как надо выполнять задание, чтобы получить требуемый результат (выделение цели и создание определенных перспектив). 5. Основательно изучить материал на самом уроке, что не исключает возможности заданий для самостоятельного изучения его дома без предварительного ознакомления на уроке. Предварительное домашнее задание имеет своей целью подготовку детей к лучшему и более глубокому восприятию нового учебного материала на уроке, и мы отводили ему значительное место. 6. Дать инструкцию по организации самостоятельных занятий и выполнению домашних заданий, а также напомнить, чтобы, придя в класс, учащиеся записали его
по памяти в свою специальную рабочую тетрадь (дневник и т.д.). Лучше всего, если инструкция заранее будет вывешена на доске заданий и поручений, – тогда учащиеся будут иметь возможность в любой момент обратиться к ней. Проверка домашних заданий - это существенный и действующий "канал", связывающий домашнюю работу и работу на уроке, помогающий объединить их в единый учебно-воспитательный процесс. В практике встречаются различные способы проверки домашних заданий: • фронтальная проверка, так можно проверять несложные упражнения утренней гимнастики, некоторые акробатические элементы и упражнения 1 группы домашних заданий; • выборочная проверка, когда проверяется выполнение домашних заданий отдельными учащимися, ее можно проводить по ходу урока, не останавливая учебного процесса, или специально обратить внимание всех ребят на ошибки и положительные стороны при выполнении упражнений домашних заданий отдельными учащимися;
• проверка в парах, при этом каждый ученик оценивает выполнение упражнения у своего товарища; • коллективная проверка - выполнение домашнего задания одним из учащихся или каждым учеником оценивает весь класс; • проверка домашних заданий ответственным за это школьником, например физоргом или старшим в отделении. Контрольные выполнения упражнений 1 группы домашних заданий следует проводить один раз в месяц. Результаты испытаний, отражающие сдвиги в двигательной подготовленности ребят, желательно заносить в сводную таблицу, что, несомненно, будет активизировать работу по домашним заданиям. В 1-6-х классах для контроля, за выполнением домашних заданий необходимо привлекать родителей. Для чего на родительском собрании следует познакомить их с требованиями, предъявляемыми к самостоятельной работе их детей, рассказать, чем они могут им помочь, какие санитарно- гигиенические условия и условия безопасности необходимо соблюдать при выполнении
домашних заданий. Следует проинформировать о том, что домашние задания лучше всего делать в перерывах между приготовлениями уроков по другим предметам.
Выводы
При проверке выявляются не только результаты самостоятельной работы ученика при выполнении домашних заданий, но и плоды его труда на уроках. Так и должно быть, поскольку только в тесной взаимосвязи этих двух видов деятельности школьника можно достичь успеха в обучении. При подведении результатов самое главное, чтобы был заметен положительный сдвиг в развитии двигательных качеств. Результаты проверок домашних заданий показывают, что в конце учебного года уровень двигательной подготовленности учащихся значительно увеличивается. Это способствует выполнению учебных контрольных нормативов, мониторинга, успешной сдаче выпускных экзаменов по предмету «Физическая культура» в 9 и 11 классах и участия в районных соревнованиях по различным видам спорта
Как известно , урок не может восполнить тот необходимый минимум двигательной активности , который нужен нашим детям , чтобы поддерживать свой организм на достаточно высоком функциональном уровне . Многие ученые и педагоги ищут пути увеличения двигательной активности , способствующие увеличению функциональных возможностей организма школьников , развитию у них основных физических качеств . 1. Одной из действенных форм повышения уровня двигательной активности и продолжения учебно - воспитательной работы с учащимися должны стать домашние задания по физической культуре . В процессе выполнения домашних заданий учащиеся приобщаются к систематическим занятиям физическими упражнениями, физическая культура постепенно входит у школьников в привычку. Кроме того, стараясь хорошо выполнить домашние задания, они приучают себя активно и добросовестно работать, совершенствовать двигательные навыки и умения, развивать необходимые физические качества. Все
это постепенно приводит к формированию личности ученика в процессе обучения.
Чем
же
мотивирована
необходимость
проработки
проблемы домашних заданий по физической культуре?
Во
-
первых
, вопрос о домашних заданиях по физической культуре не нашел еще своего отражения в общепедагогической литературе и слабо изучается с точки зрения оздоровления и образования. Есть еще педагоги, которые не признают домашние задания по физической культуре, считая, что они увеличивают и без того очень большую учебную нагрузку школьников.
Во
-
вторых
, домашние задания по физической культуре, решая определенные задачи, имеют свои характерные особенности, которые отличают их от заданий на дом по другим общеобразовательным предметам.
В
-
третьих
, домашние задания не только способствуют популяризации физических упражнений среди школьников, но и являются фактором, уменьшающим умственную перегрузку детей и стимулирующим правильную организацию их свободного времени. Основная задача домашних заданий по физической культуре – создать условия для подготовки учащихся к выполнению требований государственной программы по физической культуре, развить двигательные качества и приобщить учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями. Кроме этого, используя
домашние задания, можно решать и такие задачи, как улучшение и коррекция осанки учащихся, обучение изготовлению несложного спортивного инвентаря, формирование навыков личной гигиены и т.п. Следовательно, содержание домашних занятий зависит от того, какие задачи ставит учитель физической культуры перед учащимися.
2.
Для
выполнения
этих
задач
в
школе
введены
следующие тесты-упражнения:
Прыжок в длину с места. Ученик выполняет 3 попытки, лучшая заносится в протокол. 1. Наклоны вперед из положения стоя. Ученик выполняет упражнения стоя на гимнастической скамейке. Ноги на ширине ступни, не сгибая колени выполняет три медленных предварительных наклона. Четвертый наклон выполняется как зачетный и его результат засчитывается по кончикам пальцев, достигших наибольшей цифровой отметки. 2. Челночный бег 3 x 10. По команде «Марш!» ученик дотрагивается до линии старта и начинает бег. Каждый раз при приближении к линии старта и финиша он должен их коснуться. 3. Приседание на одной ноге. Упражнение выполняется на правой и левой ноге поочередно.
Учащиеся 1 – 6 классов выполняют упражнения, держась одной рукой за стенку, другая – на поясе. Учащиеся 7 -11 классов выполняют упражнение без поддержки, руки – произвольно. 4. Поднимание туловища за 1 мин. Поднимание туловища выполняется из положения лежа на спине, колени согнуты, руки за головой. Партнер держит ноги. Пятки находятся на расстоянии не более 30 см. от таза, спина плотно прижата к полу. Учащийся поднимает туловище, сгибая его так, что локти касаются коленей, затем опускается на пол, касаясь пола лопатками. Фиксируется количество за за 1 мин. Упражнение выполняется на мате. 5. Челночный бег 4 x 9. По команде «Марш!» учащиеся касаются линии старта, начинают бег, через 9 метров касаются линии и бегут обратно. Время фиксируется с точностью до 0,10 сек. 6. Сгибание и разгибание рук в упоре. Исходное положение – руки на ширине плеч, на полу, туловище прямое, по команде ученик, сгибая руки, грудью достает до предмета, высота которого от 6см. до 14 см. зависит от контингента (класс, пол). 7. Наклоны вперед из положения «сидя». Ученик сидит на полу, ноги расставлены на ширину 30 см., колени держат два партнера, не позволяя сгибать ноги. Выполняются три медленных предварительных наклона. Четвертый наклон выполняется как зачетный и его
результат засчитывается по кончикам пальцев, достигших наибольшей цифровой отметки. 8. Поднимание туловища из положения «лежа на спине». Исходное положение – «лежа на спине», ноги прямые, руки за головой. Учащийся, поднимая туловище, ноги не поднимает, руки не раскрывает. 9. Челночный бег для 1 -6 классов – 4 x 10; для 7 – 8 классов – 6x10, для 9 -11 классов 10 x 10. Бег выполняется от линии старта, с касанием линии старта и линии, до которой надо бежать.
Контроль
По всем классам разработана система оценок за выполнение упражнений домашних заданий (см. Приложения 1-11
).
Показатели повышаются каждую четверть. В конце каждой четверти классы сдают домашние задания блоками. Первый блок: прыжок с места; наклоны из положения «стоя»; челночный бег 9 x 10 Второй блок: поднимание туловища за 1 минуту; приседание на правой и левой ноге; челночный бег 4 x 9;
Третий блок: сгибание и разгибание рук в упоре лежа; поднимание туловища наклоны из положения «сидя»; челночный бег 4 x 10; 6 x 10; 10 x 10. Все результаты и оценки заносятся в специальную тетрадь учителя. Все 10 оценок по домашним заданиям выставляются в учебный журнал. Если ученик на данном уроке не справился с упражнением или его не устраивает оценка, то он имеет возможность выполнить задание позднее, во время работы спортивной секции. При наличии третьего урока физической культуры эту работу можно проводить и прямо на уроке. В конце учебного года при выполнении контрольных упражнений по учебной программе и тестированию учащиеся показывают положительные результаты. 3.
Почему же не приживаются домашние задания по
физической культуре, почему они малоэффективны
и
не
приносят
должного
удовлетворения
ни
учителю физической культуры, ни учащимся?
Видимо, здесь сказывается отсутствие теоретических разработок по данной проблеме. При организации и проведении домашних занятий возникает много вопросов, решение которых вызывает трудности у учителей физической культуры. Попробуем решить их.
Надо ли давать домашние задания по физической
культуре всем учащимся в классе?
Многие учителя жалуются на то, что учащиеся не делают домашних заданий или выполняют их без особого интереса. Это происходит потому, что они не всегда понимают смысл заданий или считают их неинтересными. Получается это тогда, когда учитель всему классу дает одно и то же задание. Следовательно, домашние задания должны быть не очень трудными, и в то же время необходимо, чтобы при их выполнении учащиеся прикладывали определенные усилия. Но в классе бывают ученики, имеющие высокую двигательную подготовленность и выполняющие все требования учителя с первой попытки. Нужно ли им давать задание, как и всем? Наверное, не всегда. Во- первых, они, в силу своей подготовленности, все равно не будут его выполнять, так как хорошо справляются со всеми нормативами. Во-вторых, эти школьники, как правило, отрицательно влияют на других учащихся, отговаривают их от выполнения домашних заданий. Не следует давать домашних заданий и учащимся, которые занимаются в спортивных секциях добровольных обществ и ДЮСШ. Такой подход позволит больше внимания уделить тем, кто имеет слабую физическую подготовленность.
Однако домашние задания могут быть предложены всему классу. Здесь необходимо учитывать типы заданий, которые получают учащиеся, и поставленные перед ними задачи. Так, например, если учитель стремится развивать скоростно-силовые качества, то домашнее задания (комплекс специальных упражнений) следует давать только тем, у кого эти качества развиты слабо и кто не выполняет требования учебной программы. В этом случае задания должны быть строго индивидуальны в зависимости от уровня подготовленности учащихся и с учетом их возможностей. С другой стороны, если решается задача (скажем, в четвертом классе) формирования у школьников навыков личной гигиены, то домашние задания должны даваться всему классу и соответствующим образом должна быть организована их проверка. Способы дифференцирования и индивидуализации домашних заданий должны основываться на задачах, которые решает учитель физической культуры. Многие учителя связывают их с освоением программного материала. Это хорошо, но индивидуализация заданий предусматривает учет возможностей каждого учащегося. Один отстает в развитии выносливости, другой – в силе, третий – в быстроте и т.д. Поэтому целесообразно строить домашние задания таким
образом, чтобы они помогали учащимся развивать те качества, которые им необходимы. Так, в первой четверти совсем не обязательно всем давать комплексы, способствующие развитию быстроты или скоростно-силовых качеств. Может быть и так, что мальчик или девочка быстро бегают и хорошо прыгают, но силовые качества у них развиты недостаточно. В этом случае не следует ждать второй четверти, а с сентября задавать таким учащимся комплексы силовых упражнений, которые помогут им развить силовые качества. А если учитель будет ждать, когда начнется гимнастика, то он может упустить время, и учащиеся не подготовятся достаточно хорошо к выполнению силовых нормативов. Все домашние задания, которые учитель предлагает учащемуся, должны отвечать следующим требованиям: задания должны быть в меру трудными, чтобы учащиеся прилагали определенные усилия при их выполнении, но не превышать возможности детей данного возраста; подбирать упражнения и задания следует с учетом выполнения их в домашних условиях; комплексы упражнений должны быть строго индивидуальны и учитывать уровень подготовленности учащегося;
задания и комплексы упражнений должны быть хорошо освоены учащимися на уроках физической культуры для того, чтобы школьники могли правильно выполнять их дома; все задания должны систематически проверяться, оцениваться и пропагандироваться среди учащихся; в задания по развитию двигательных качеств в течение года необходимо включать упражнения, направленные на их комплексное развитие, с учетом недостаточно развитых качеств; периодически комплексы упражнений должны меняться, корректироваться с целью более качественного воздействия на развитие определенных двигательных качеств.
Методические рекомендации
Коротко остановимся на методике домашних заданий, которая заключается в следующем: 1. Побудить учащихся к тому, чтобы они внимательно выслушивали задания, и после этого показать им упражнение, предназначенное для отработки дома, с тем чтобы они могли зрительно запомнить его смысл и исполнение, и в процессе самостоятельного разучивания использовать его в качестве образца. 2. Потребовать, чтобы учащиеся все вместе (вслух или мысленно про себя) «проговорили» это задание, пользуясь
специальной терминологией, а в необходимых случаях проанализировали его и здесь же, на уроке, попытались выполнить предлагаемое упражнение самостоятельно. 3. Убедить учащихся в практической пользе для них предлагаемого задания с тем, чтобы заинтересовать их, сформировать у них более внимательное отношение к нему, вызвать желание выполнять задания как можно лучше и с большой пользой для себя. 4. Выделить главное, над чем ученику следует поработать дома и чего он должен добиться в процессе самостоятельного разучивания упражнения, а также указать, какая работа будет считаться хорошо выполненной и как надо выполнять задание, чтобы получить требуемый результат (выделение цели и создание определенных перспектив). 5. Основательно изучить материал на самом уроке, что не исключает возможности заданий для самостоятельного изучения его дома без предварительного ознакомления на уроке. Предварительное домашнее задание имеет своей целью подготовку детей к лучшему и более глубокому восприятию нового учебного материала на уроке, и мы отводили ему значительное место. 6. Дать инструкцию по организации самостоятельных занятий и выполнению домашних заданий, а также напомнить, чтобы, придя в класс, учащиеся записали его
по памяти в свою специальную рабочую тетрадь (дневник и т.д.). Лучше всего, если инструкция заранее будет вывешена на доске заданий и поручений, – тогда учащиеся будут иметь возможность в любой момент обратиться к ней. Проверка домашних заданий - это существенный и действующий "канал", связывающий домашнюю работу и работу на уроке, помогающий объединить их в единый учебно-воспитательный процесс. В практике встречаются различные способы проверки домашних заданий: • фронтальная проверка, так можно проверять несложные упражнения утренней гимнастики, некоторые акробатические элементы и упражнения 1 группы домашних заданий; • выборочная проверка, когда проверяется выполнение домашних заданий отдельными учащимися, ее можно проводить по ходу урока, не останавливая учебного процесса, или специально обратить внимание всех ребят на ошибки и положительные стороны при выполнении упражнений домашних заданий отдельными учащимися;
• проверка в парах, при этом каждый ученик оценивает выполнение упражнения у своего товарища; • коллективная проверка - выполнение домашнего задания одним из учащихся или каждым учеником оценивает весь класс; • проверка домашних заданий ответственным за это школьником, например физоргом или старшим в отделении. Контрольные выполнения упражнений 1 группы домашних заданий следует проводить один раз в месяц. Результаты испытаний, отражающие сдвиги в двигательной подготовленности ребят, желательно заносить в сводную таблицу, что, несомненно, будет активизировать работу по домашним заданиям. В 1-6-х классах для контроля, за выполнением домашних заданий необходимо привлекать родителей. Для чего на родительском собрании следует познакомить их с требованиями, предъявляемыми к самостоятельной работе их детей, рассказать, чем они могут им помочь, какие санитарно- гигиенические условия и условия безопасности необходимо соблюдать при выполнении
домашних заданий. Следует проинформировать о том, что домашние задания лучше всего делать в перерывах между приготовлениями уроков по другим предметам.
Выводы
При проверке выявляются не только результаты самостоятельной работы ученика при выполнении домашних заданий, но и плоды его труда на уроках. Так и должно быть, поскольку только в тесной взаимосвязи этих двух видов деятельности школьника можно достичь успеха в обучении. При подведении результатов самое главное, чтобы был заметен положительный сдвиг в развитии двигательных качеств. Результаты проверок домашних заданий показывают, что в конце учебного года уровень двигательной подготовленности учащихся значительно увеличивается. Это способствует выполнению учебных контрольных нормативов, мониторинга, успешной сдаче выпускных экзаменов по предмету «Физическая культура» в 9 и 11 классах и участия в районных соревнованиях по различным видам спорта
В раздел основное полное образование