Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"О психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса на средней и старшей ступени обучения в условиях реализации ФГОС"

доклад

Автор: Белова Елена Ивановна, педагог-психолог, МБОУ-лиицей №22, г.Орел, Орловская область



В раздел основное полное образование




О психолого-педагогическом сопровождении образовательного

процесса на средней и старшей ступени обучения в условиях реализации

ФГОС
Е.И.Белова, педагог-психолог МБОУ-лицея №22 г.Орла Введение федерального государственного образовательного стандарта фактически изменило
педагогическое образование
на
психолого-

педагогическое
, что обозначило необходимость обучения, ориентированного на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
А разве раньше школа и педагоги этого не делали? А что тогда

изменилось сейчас? Как изменяется роль педагога-психолога образования

в решении задач реализации ФГОС?
ФГОС меняет требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к их структуре и содержанию, а также к условиям их реализации. Наряду с высоким уровнем знаний не менее важной задачей обучения является проблема социализации школьников. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Заложенный в основу стандарта компетентностный подход выдвигает на первое место
не информированность
ученика,
а способность

организовывать свою рабо
ту. Смысл такого подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.
Психологический механизм формирования компетентности
существенно отличается от механизма
формирования понятийного

«академического» знания.
Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.
В связи с этим перед педагогами-психологами образования возникают

новые задачи:
 Разработать систему оценки качества образования, соответствующую новому стандарту.  В совместном сотрудничестве с учителем оценивать уровень формирования компетенций.  Вместе с учителем отслеживать формирование надпредметных компетенций учащихся, их личностное развитие и в итоге - уровень их социализации.
 Совместно с педагогом и другими взрослыми обеспечивать контроль за развитием учащихся, давать оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей. Новые образовательные Стандарты существенно изменили «расстановку сил» всех участников образовательного процесса. Психолог из второстепенного участника должен превратиться в ключевую фигуру. Педагоги, которые работали в ЗУНовской парадигме, занимаясь в основном тренировкой детей, сейчас должны перейти к парадигме развивающей, которая предполагает, в первую очередь, всестороннее развитие ребенка. В рамках этой новой парадигмы педагог-психолог становится фигурой, равновеликой фигуре учителя.
Занимая одну из ключевых позиций в образовательном учреждении,

педагог-психолог получает новые обязанности:
 Отвечает за
измерение результатов обучения
, то есть, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся;  Отвечает
за учет особенностей развития каждого ребенка
в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям. В том числе в условиях организации инклюзивных процессов в образовании; 
Владеет соответствующими компетенциями построения

индивидуальных образовательных траекторий
, (знать, как построить эту работу и распределить ответственность между различными участниками образовательного процесса). Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного пространства в условиях реализации ФГОС предполагают и расширение перечня используемых психолого-педагогических технологий, а именно:  моделирование и проектирование (образовательного пространства, образовательных маршрутов, индивидуальных траекторий развития);  экспертиза (
оценка соответствия образовательной среды
– образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов – поставленным развивающим и воспитательным задачам, возрастным и
индивидуальным особенностям обучающихся, уровню

психологической компетентности
);  мониторинг (
исследование развивающего характера и безопасности

образовательной среды
; психологический анализ урока; преодоление психолого-педагогических проблем участников образовательного процесса, в том числе диагностика сформированности УУД);  консилиум (
как совместная педагогическая рефлексия решения задач

индивидуальной стратегии сопровождения ребенка,
определение
конкретных путей их решения в условиях специализированного обучения и т.д.);  Тьюторство (
проектирование зоны ближайшего развития, работа с

личным интересом – потребностью – учащегося,
формирование творческих компетентностей ит.д.);  адресность (
определение характера проблемы; поиск специалиста,

способного решить проблему;
содействие в установлении контакта со специалистом; подготовка сопроводительной документации; отслеживание результатов взаимодействия);  информационные технологии (
сетевое взаимодействие, веб-сайт ОУ,

интерактивные системы информирования
, мультимедийные презентации в просветительской и консультативной деятельности, компьютерная психодиагностика). Кроме того, в обучении средней и старшей ступеней обучения также используются: проектные; исследовательские, дискуссионные технологии, а также педагогика сотрудничества, учебных проблемных ситуаций, проблемного диалога, обучение смысловому чтению, ИКТ-технологии.
Критерии эффективности системы психологического сопровождения.
Критериями эффективности деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС являются: 1. Динамика уровня развития и воспитанности обучающихся. 2. Улучшение адаптационных возможностей; положительная динамика и устойчивые результаты коррекционно-развивающей работы. 3. Рост психологической компетентности педагогов, рост профессионального уровня коллектива, повышение эффективности форм работы с детьми и родителями. 4. Улучшение психологического климата в педагогическом и классных коллективах. 5. Рост профессионального мастерства учителей, изменение характера их затруднений, уменьшение количества затруднений в элементарных психологических вопросах. 6. Сотрудничество, сотворчество всех участников образовательного процесса, демократизм действий с опорой на данные диагностики (мониторинговых исследований) свобода выбора методов и средств обучения. В новой парадигме психолого-педагогическое сопровождение рассматривается
как комплексная технология, особая культура поддержки и

помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания,

социализации;
при этом педагог-психолог обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и
планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса. Введение новых образовательных стандартов требует модернизации системы управления школой: важное место в образовательном процессе должно занимать психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разъяснительная и информационная работа. Психическое здоровье учащихся В ситуации, когда в ходе образовательного процесса увеличиваются нагрузки на ребенка (не важно, эмоциональные или учебные) субъектами образовательного процесса явно не планируется желание «перегрузить» ребенка, а достичь большей обученности и воспитанности в соответствии с имеющимся федеральным стандартом. Отсутствие четких и понятных для педагогов критериев максимальной, но в то же время оптимальной нагрузки вызывает необходимость со стороны других «вспомогательных» субъектов образования контролировать состояние ребенка уравнивания эти воздействия с имеющимися у ребенка возможностями. Создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды предполагает - психологическое сопровождение детей «группы риска», в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, профессиональная ориентация обучающихся; - психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, - сопровождение педагогов в аттестационный период, проведение профилактических мероприятий с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений; - размещение стендовой информации по вопросам психологии и оказания психологической помощи различными организациями - проведение организационно-методической работы, анализа результативности и эффективности психологического сопровождения. Кроме этого в сопровождении образовательного процесса могут присутствовать мероприятия, которые ориентированы на выполнение специального запроса конкретного общеобразовательного учреждения (психологическое сопровождение экспериментальной деятельности и т.д.) Индивидуализация образовательных маршрутов рассматривается в широком смысле, т.е. от развития одаренности детей до сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Для сохранения психического и физического здоровья, развития их одарённости, педагогу-психологу совместно с педагогическим коллективом необходимо решать задачи по разработке индивидуальных образовательных
маршрутов; формированию адекватной самооценки; охране и укреплению физического и психологического здоровья; профилактике неврозов; предупреждению изоляции одаренных детей в группе сверстников; развитию психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.


В раздел основное полное образование