"Психологическое сопровождение учащихся девятых классов в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации"
Выступление на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы
Автор: Кузнецова Елена Анатольевны, учитель русского языка литературы, МБОУ гимназия №4, город Пятигорск Ставропольского края
В раздел основное полное образование
Выступление
на городском методическом
объединении
учителей русского языка и
литературы
на тему: «Психологическое
сопровождение
учащихся девятых классов
в ходе подготовки
к государственной итоговой
аттестации»
В течение нескольких лет педагогами-психологами осуществляется психологическая поддержка учащихся в ходе подготовки к экзаменам , реализуются программы занятий с выпускниками и девятиклассниками , разрабатываются рекомендации родителям и педагогам . С учащимися 9 , 11 классов проводятся групповые консультации на различные темы : «как готовиться к экзаменам» , «как научиться контролировать своё эмоциональное состояние» Какие же психологические методы и приёмы помогут учителю более эффективно подготовить учеников ?
При подготовке к изложению необходимо развивать
: 1 . Внимание ( умение вычленять главное в тексте) 2 . Память ( умение запоминать основные моменты текста ) 3 . Логику ( умение последовательно воспроизводить текст ) Для
развития внимания
можно использовать такие
приёмы
1. кто быстрее? (раздаются карточки с пропущенными буквами в словах, которые необходимо вставить , а затем взаимопроверить) 2. «наблюдательность» (описать свой путь,например,из дома в школу,сосед по парте дополняет рассказ) 3.«корректура» (небольшой текст с пропущенными словами и запятыми , необходимо восстановить , имея несколько вариантов ответа ) 4. «дополни и воспроизведи» (читается текст , разделённый на 3 части ; первая часть записывается как мини- изложение , вторая – под диктовку , третья - в виде сжатого изложения с заданием продолжить рассказ )
Приёмы развития памяти
1. «трудное-запомни !» (показываются карточки с трудным написанием слов в течение 25-30 секунд ;затем под диктовку учащиеся записывают слова ) . В этом случае зрительная память «подстраховывает» слуховоую. 2. «вспомни подробности ! » (воспроизвести детально какой-либо литературный сюжет , детали интерьера и т.д.)
Приёмы развития логического мышления
1. «сходство и различие» (предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия : упрямство и настойчивость , талант и гениальность , утро и вечер , учитываются как сходства, так и различия ) 2. «выражение мысли другими словами» (фразу надо переделать не искажая смысла, а исходные слова не повторять ) например : «вчера было чудесное летнее утро» 3. «сокращение рассказа» (выделить главное в тексте и записать 2-3 предложениями)
4. «ассоциации» (задание по группам : подобрать как можно больше ассоциаций к данным словам , с ограничением использования частей речи ; так , к слову «фонарь» одна группа подбирает только прилагательные , другая - только глаголы , третья –существительные) Во время экзамена многие учащиеся испытывают стресс , вот
одно из
упражнений для снятия стресса
, которое можно практиковать и во время уроков, для того, чтобы на экзамене ученики могли самостоятельно его выполнить : 1. Сядьте поудобнее,положите руки на колени , поставьте ноги на землю и найдите предмет,на котором можно сосредоточить внимание . 2. Начинайте считать от 10 до 1 , на каждом счёте делая вдох и медленный выдох . 3. Закройте глаза . Снова посчитайте от 10 до1 , задерживая дыхание на каждом счёте .Выдыхая, представляйте, как с каждым выдохом уменьшается и исчезает напряжение . 4. Не раскрывая глаз , считайте от 10 до 1 и представляйте , как выдыхаемый воздух окрашивается в тёплые тона , а с каждым выдохом он превращается в облака . 5. Плывите по ласковым облакам , пока глаза не откроются.
Тестовые задания
вызывают определённые трудности ; конечно,тренировочные тесты должны быть использованы на уроках ,но некоторые психологи предлагают нам использовать и такие упражнения , которые помогут сосредоточиться детям : Найдите лишнее : А) морфема-приставка , корень , существительное , суффикс . Б) члены предложения – глагол , дополнение , подлежащее , сказуемое . В) синтаксис – союз , бессоюзное предложение , тире между подлежащим и сказуемым , правописание страдательных причастий и отглагольных прилагательных . Верно ли утверждение ?
Все студенты высшей школы изучают логику , Смирнов изучает логику , следовательно , Смирнов является студентом высшей школы .
Роль преподавателя
Определяется тем , что при индивидуальном подходе важно определить личностные особенности ребёнка : не только уровень знаний, но и ведущую репрезентативную систему (аудиалы,визуалы,кинестетики) , ведущее полушарие (право- и левополушарные дети) , а также возможную принадлежность к группе риска . Например ,
Работа над сочинением
с учётом ведущего полушария детей может выглядеть как совместная работа лево- и правополушарных детей 9 их принадлежность к виду деятельности поможет определить психолог ) Правополушарные : 1. план сочинения . 2. нахождение взаимосвязи в тексте 3. нахождение конкретного отрывка в тексте . 4. пересказ . Левополушарные : 1. анализ текста . 2. задания на поиск ошибок в тексте . 3.сопоставление и анализ двух текстов . 4. точность употребления слов при составлении текста .
Дети группы риска
-это не дети с отклонением в поведении или развитии , это прилежные ученики , у которых есть некоторые проблемы во время контроля их знаний и умений . 1.тревожные дети 2. неуверенные дети
3.испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации 4. «отличники» 5. быстро устающие дети
Итоги :
Работа по подготовке к итоговому экзамену по русскому языку предполагает непрерывное взаимодействие учителя русского языка и школьного психолога , именно это , а также личностно-ориентированный подход могут привести к успеху выпускников на экзамене .
В течение нескольких лет педагогами-психологами осуществляется психологическая поддержка учащихся в ходе подготовки к экзаменам , реализуются программы занятий с выпускниками и девятиклассниками , разрабатываются рекомендации родителям и педагогам . С учащимися 9 , 11 классов проводятся групповые консультации на различные темы : «как готовиться к экзаменам» , «как научиться контролировать своё эмоциональное состояние» Какие же психологические методы и приёмы помогут учителю более эффективно подготовить учеников ?
При подготовке к изложению необходимо развивать
: 1 . Внимание ( умение вычленять главное в тексте) 2 . Память ( умение запоминать основные моменты текста ) 3 . Логику ( умение последовательно воспроизводить текст ) Для
развития внимания
можно использовать такие
приёмы
1. кто быстрее? (раздаются карточки с пропущенными буквами в словах, которые необходимо вставить , а затем взаимопроверить) 2. «наблюдательность» (описать свой путь,например,из дома в школу,сосед по парте дополняет рассказ) 3.«корректура» (небольшой текст с пропущенными словами и запятыми , необходимо восстановить , имея несколько вариантов ответа ) 4. «дополни и воспроизведи» (читается текст , разделённый на 3 части ; первая часть записывается как мини- изложение , вторая – под диктовку , третья - в виде сжатого изложения с заданием продолжить рассказ )
Приёмы развития памяти
1. «трудное-запомни !» (показываются карточки с трудным написанием слов в течение 25-30 секунд ;затем под диктовку учащиеся записывают слова ) . В этом случае зрительная память «подстраховывает» слуховоую. 2. «вспомни подробности ! » (воспроизвести детально какой-либо литературный сюжет , детали интерьера и т.д.)
Приёмы развития логического мышления
1. «сходство и различие» (предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия : упрямство и настойчивость , талант и гениальность , утро и вечер , учитываются как сходства, так и различия ) 2. «выражение мысли другими словами» (фразу надо переделать не искажая смысла, а исходные слова не повторять ) например : «вчера было чудесное летнее утро» 3. «сокращение рассказа» (выделить главное в тексте и записать 2-3 предложениями)
4. «ассоциации» (задание по группам : подобрать как можно больше ассоциаций к данным словам , с ограничением использования частей речи ; так , к слову «фонарь» одна группа подбирает только прилагательные , другая - только глаголы , третья –существительные) Во время экзамена многие учащиеся испытывают стресс , вот
одно из
упражнений для снятия стресса
, которое можно практиковать и во время уроков, для того, чтобы на экзамене ученики могли самостоятельно его выполнить : 1. Сядьте поудобнее,положите руки на колени , поставьте ноги на землю и найдите предмет,на котором можно сосредоточить внимание . 2. Начинайте считать от 10 до 1 , на каждом счёте делая вдох и медленный выдох . 3. Закройте глаза . Снова посчитайте от 10 до1 , задерживая дыхание на каждом счёте .Выдыхая, представляйте, как с каждым выдохом уменьшается и исчезает напряжение . 4. Не раскрывая глаз , считайте от 10 до 1 и представляйте , как выдыхаемый воздух окрашивается в тёплые тона , а с каждым выдохом он превращается в облака . 5. Плывите по ласковым облакам , пока глаза не откроются.
Тестовые задания
вызывают определённые трудности ; конечно,тренировочные тесты должны быть использованы на уроках ,но некоторые психологи предлагают нам использовать и такие упражнения , которые помогут сосредоточиться детям : Найдите лишнее : А) морфема-приставка , корень , существительное , суффикс . Б) члены предложения – глагол , дополнение , подлежащее , сказуемое . В) синтаксис – союз , бессоюзное предложение , тире между подлежащим и сказуемым , правописание страдательных причастий и отглагольных прилагательных . Верно ли утверждение ?
Все студенты высшей школы изучают логику , Смирнов изучает логику , следовательно , Смирнов является студентом высшей школы .
Роль преподавателя
Определяется тем , что при индивидуальном подходе важно определить личностные особенности ребёнка : не только уровень знаний, но и ведущую репрезентативную систему (аудиалы,визуалы,кинестетики) , ведущее полушарие (право- и левополушарные дети) , а также возможную принадлежность к группе риска . Например ,
Работа над сочинением
с учётом ведущего полушария детей может выглядеть как совместная работа лево- и правополушарных детей 9 их принадлежность к виду деятельности поможет определить психолог ) Правополушарные : 1. план сочинения . 2. нахождение взаимосвязи в тексте 3. нахождение конкретного отрывка в тексте . 4. пересказ . Левополушарные : 1. анализ текста . 2. задания на поиск ошибок в тексте . 3.сопоставление и анализ двух текстов . 4. точность употребления слов при составлении текста .
Дети группы риска
-это не дети с отклонением в поведении или развитии , это прилежные ученики , у которых есть некоторые проблемы во время контроля их знаний и умений . 1.тревожные дети 2. неуверенные дети
3.испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации 4. «отличники» 5. быстро устающие дети
Итоги :
Работа по подготовке к итоговому экзамену по русскому языку предполагает непрерывное взаимодействие учителя русского языка и школьного психолога , именно это , а также личностно-ориентированный подход могут привести к успеху выпускников на экзамене .
В раздел основное полное образование