"Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС"
доклад
Автор: Атулина Гульмира Ирбулатовна, учитель географии, МБОУ СОШ с. Кривояр, село Кривояр, Саратовская область
В раздел основное полное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Кривояр Ровенского
муниципального района Саратовской области»
Доклад на тему:
«Внеурочная деятельность как важное
условие реализации ФГОС»
Подготовила зам.директора по ВР:
Г.И. Атулина
2015г.
Внеурочная деятельность как важное
условие реализации ФГОС
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций. Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности; создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей; создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширять рамки общения в социуме. Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. На современном этапе внеурочная работа – прекрасное расширение инфраструктуры школы. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и
практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов. Практическая реализация внеурочной деятельности основывается на следующих принципах: Включение учащихся в активную деятельность. Доступность и наглядность. Связь теории с практикой. Учёт возрастных особенностей. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: 1. Спортивно-оздоровительное. 2. Художественно-эстетическое 3. Общеинтеллектуальное направление. Спортивно-оздоровительное направление реализуем в программах «Сильные, смелые, ловкие», «Футбол». Повышенная двигательная активность – биологическая потребность школьника, от степени которой зависит его здоровье и общее развитие Основное внимание этого направления уделяется укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, получению теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни. Художественно-эстетическое направление представлено программами «Умелые руки», «Веселые нотки», «Родник», «Ритм» Целью которых является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению педагоги осуществляют свою работу в форме игровых занятий, конкурсов, выставок. Общеинтеллектуальное направление реализуется программами «Проектная деятельность», «Счастливый английский», «Занимательный русский язык», «Я-исследователь», "Традиции народов России" Ведущей идеей программ является поиск способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработка новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Формы организации работы кружков
разнообразны. Это беседы, игры, наблюдения. Работа проводится в форме игр, тестов, занимательных заданий, сообщений, просмотра видеофильмов. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням. 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь. Приобретение школьниками социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь. Получение школьником опыта переживаемого и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания и др.) 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. Заключение Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ребёнок, делая выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
В раздел основное полное образование