"Формирование универсальных учебных действий как эффективное средство обучения математике"
методическая разработка
Автор: Новокшенова Юлия Яковлевна, учитель математики и информатики, ОУ "Таврическая школа", р.п.Таврическое, Омская область
В раздел основное полное образование
Новокшенова Юлия Яковлевна
учитель математики и информатики первой квалификационной категории
АКТУАЛЬНОСТЬ
Современная школа – «научить учиться», «научить жить», «научить работать и зарабатывать» Проблема: самостоятельное успешное усвоение учащимися новых знаний, умений и компетенций
ОСВОЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ЦЕЛЬ
Повышение эффективности образовательного процесса на уроках математики
ЗАДАЧИ
1. Изучить психолого-педагогические и теоретико- методологические основы формирования универсальных учебных действий. 2. Определить методические особенности обучения с целью формирования универсальных учебных действий на уроках математики. 3. Развить познавательные способности обучающихся к самовыражению и самореализации. 4. Создать и апробировать комплекс средств, способствующих формированию универсальных учебных действий учащихся.
ПРОДУКТИВНОСТЬ ОПЫТА
1. Учащиеся успешно овладевают системой УУД, предусмотренными предметом “математика”. 2. У учащихся появляется устойчивый интерес и положительное отношение к изучаемому предмету. Сущность: возможность реализации основных видов УУД у учащихся, я готовлю ученика – социального исследователя, организатора и участника коммуникаций, субъекта принятия решений.
УУД —
это обобщенные действия, порождающие
мотивацию к обучению и позволяющие учащимся
ориентироваться в различных предметных
областях познания
.
коммуникативные
познавательные
Планирование Постановка вопросов Разрешение конфликтов Контроль, коррекция действий Общеучебные универсальные действия Логические универсальные действия Постановка и решение проблемы
личностные
регулятивные
Самоопределение Нравственно-эстетическое оценивание Смыслообразование Целеполагание Прогнозирование Контроль Саморегуляция Планирование Коррекция Оценка
Основные этапы
формирования УУД
•
1 этап
— первичный опыт и мотивация •
2 этап
— приобретение знаний •
3 этап
— тренинг в применение знаний, самоконтроль и коррекция •
4 этап
— контроль
Виды заданий при
формировании УУД
Виды универсальных
действий
Виды заданий
Личностные • участие в проектах; • подведение итогов урока; • творческие задания, имеющие практическое применение; • самооценка событий. Познавательные • «Найти отличия» «Поиск лишнего» • «Лабиринты» «Цепочки» • Составления схем-опор • Работа с разными видами таблиц • Составления и распознавание диаграмм • Работа со словарями Регулятивные • «Преднамеренные ошибки» • Поиск информации в предложенных источниках • Взаимоконтроль • Диспут • «Ищу ошибку» • Контрольный опрос на определенную проблему Коммуникативные • Составь задание партнеру • Групповая работа по составлению кроссвордов • «Подготовь рассказ на тему…»
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Найди ошибку:
Заполни пропуски в формулах:
2 2 2 2 2 2 2 2 ) 2 ( 4 2 ) 3 ( 6 9 ) 3 2 )( 3 2 ( 9 4 ) )( ( в в в а а а в а в а в а у х у х у х ...) )( (... ...) )(... ( ... ... 2 ) ... ( ... 2 ... ...) ( 2 2 3 2 2 а в в а ав в а а ав а в а ав а
Коммуникативные УУД
1. Математическая эстафета. Класс делится на команды (по рядам или вариантам). Игроки каждой команды выполняют однотипные примеры на обыкновенные дроби (у каждой команды своя карточка). Выполненное задание каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая. 2. Составить задачу на обыкновенные дроби и решить ее. Записать ответ. Предложить соседу составить задачу, решение которой будет иметь такой же ответ. Сравнить условия и решения придуманных задач. 3. Разбить класс на группы и предложить составить кроссворд по теме «Геометрические фигуры». После чего группы обмениваются кроссвордами, выполняют их, а затем делают вывод о том, какая группа создала наиболее интересный и грамотный кроссворд.
Личностные УУД
1)Задача, в стихах, высеченная на надгробии древнегреческого
математика Диофанта:
– В Палатинской антологии содержится эпиграмма– задача, которая была высечена на надгробии великого древнегреческого математика Диофанта: Здесь погребен Диофант, в камень могильный При счете искусном расскажет нам, Сколь долог был его век. Велением бога он мальчиком был шестую часть своей жизни, В двенадцатой части прошла его юность. Седьмую часть жизни прибавим – пред нами очаг Гименея, Пять лет протекло и прислал Гименей ему сына Но горе ребенку! Едва половину он прожил Тех лет, что отец, скончался несчастный. Четыре года страдал Диофант от утраты той тяжкой И умер, прожив для науки. Скажи мне, Скольких лет достигнув, смерть восприял Диофант? О Диофанте известно очень мало, решив эту задачу, ученики могут определить время жизни великого математика.
2) Можно ли в аквариум с измерениями 50см, 30см, 40см налить
55 л воды?
Результаты формирования УУД
познавательных УУД
• выделять тип задач и способы их решения; • осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач; • различать обоснованные и необоснованные суждения; • обосновывать этапы решения учебной задачи; • производить анализ и преобразование информации; • проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия); • устанавливать причинно-следственные связи; • владеть общим приемом решения задач; • создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач; • осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.
Результаты формирования УУД
коммуникативных
• желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»); • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими; • умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации.
регулятивных
• выбирать средства для своего поведения; • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; • планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки; • начинать и заканчивать свои действия в нужный момент.
Результаты формирования УУД
личностных
• уровень развития морального сознания; • присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения; • полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации.
Мониторинговые исследования
Цели мониторинга УУД:
• Получить представление об уровне сформированности универсальных учебных действий. • Определить проблемные зоны и возможные пути их устранения. • Определить успешность педагога по формированию УУД учащихся.
Диагностика познавательных УУД
Цель
: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.
Диагностика коммуникативных УУД
Цель
: Выявление уровня коммуникативных действий, направленных на организацию и осуществление сотрудничества.
Диагностика личностных и
регулятивных УУД
Цель
: выявление мотивации к обучению, сформированности внутренней позиции ученика, уровня ориентировки на заданную систему требований.
ВЫВОД
: Результат сформированности УУД у учащихся выражается в положительной динамике качественной успеваемости по предмету.
ВЫВОД
Важнейшая задача современной школы, заключающаяся в
формировании универсальных учебных действий,
успешно реализуется в процессе обучения математике.
Необходимость формирования УУД очевидна.
В раздел основное полное образование