"Ребенок - творец прекрасного"
статья
Автор: Борзова Надежда Станиславовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ лицей архитектуры и дизайна №3, город Пенза, Пензенская область
В раздел основное полное образование
Ребенок – творец прекрасного!
Надежда Станиславовна Борзова, учитель русского языка и литературы МБОУ лицея архитектуры и дизайна №3 г.Пензы Притча, записанная В.А.Сухомлинским в книге «Путешествия к истокам мысли»: Отец дал Феде синий карандаш. Мальчик принес в школу отцов подарок и показал Юре, своему товарищу. Юра провел карандашом по бумаге и залюбо- вался синим цветом. — Давай поменяемся, — предложил он Феде, — я дам тебе железного льва, а ты мне — синий карандаш. — Неужели ты отдашь за синий карандаш железного льва? — удивился Федя. Он знал, что отец еще в прошлом году купил Юре железного льва. И хотя лев был железный, но так искусно сделан, как будто настоящий. В сере- дине игрушки пружинка. Если ее завести, то лев прыгает. Однажды Юра за- вел пружинку, поставил железного льва на зеленую траву. Лев прыгнул раз, другой, третий — воробьи, сидевшие на крыше, поудирали от страха. Юра отдал железного льва за синий карандаш. Федя стал хозяином железного льва. Он заводил его и любовался его прыжками. Кошка, увидев странное железное существо, которое прыгало на полу, жалобно мяукнула и спряталась за шкаф. — Вот у меня какой страшный зверь! — хвалился Федя. А Юра стал рисовать синим карандашом. В первый день он нарисовал степь и высокий курган на горизонте. Все было синее, как прозрачное весеннее небо. Федя залюбовался синей степью. Но железный лев казался ему несравнен- но лучше. Потом Юра нарисовал сад. Это был необычный, сказочный сад — синие яблони, синие виноградные гроздья, синие груши. Федя не мог оторвать глаз от сказочного сада. Ему почему-то теперь не хотелось смотреть, как прыгает железный лев. Потом Юра нарисовал далекие синие горы, а над ними высоко в небе — синий месяц. Федя тяжело вздохнул. Ему было обидно. «Зачем я поменялся? — думал он. — Железный лев только прыгает, а си- ний карандаш... О, синий карандаш... Чего только нельзя нарисовать синим ка- рандашом!» На четвертый день Юра принес новый рисунок. Это была синяя-синяя сказка. В удивительном синем море плавала синяя птица, над ней в синем небе плыла синяя тучка. Увидел этот рисунок Федя и заплакал. Дома он не мог смотреть на железного льва, способного лишь на то, чтобы прыгать. Федя спрятал железную игрушку в шкаф на самое дно.
Я прочитала эту притчу пятиклассникам. В лицее архитектуры и дизайна учащимся с первого класса хорошо знакомы краски и карандаши (уроки рисун- ка, композиции и живописи обусловлены профилем учебного заведения). Ребя- та рассуждали: почему плакал Федя? Что можно нарисовать синим каранда- шом? А что, если бы у него были карандаши и других цветов? Так мы вышли на слова «творить», «творчество», «художник». А что это за слова, откуда по- шли и что значат? Исследование литературы показало: ХУДОЖЕСТВО, ХУДОЖНИК - слова присходят от древнерусского ХУ- ДОГЪ, что значит "сведущий, опытный, искуссный", восходит к готскому handags "ловкий, умелый", от handus "рука". Художник буквально "с умелыми руками". На украинском языке звучит как ХУДОГА. На словенском - уметник, т.е. умеющий. Другое название на словенском языке - сликарь, видимо проис- ходит от слова лик. Сликарь пишет лики. В других языках мира слово звучит более гордо, как артист или показчик, или создающий искусство. ТВОРЧЕСТВО. Аристотель считал, что мир вечен; в смысле времени он не имеет ни начала, ни конца. Творчество в природе есть процесс постоянного образования и разрушения, цель которого - приближение материи к духу, побе- да формы над материей, осуществляющаяся, наконец, в человеке. ТВОРИТЬ что, давать бытие, створять, созидать, создавать, производить, рождать. Один Бог творит. Древо доброе плоды добры творит. Творить умом, созидать научно или художественно. Производить, делать, исполнять, чинить. Творить милостыню. Сотворим доброе дело. Творенье, Всякое творенье ведает Творца. Сочинения, и вообще все, созданное умом человека. И всякое творение рук человеческих бренно. Творец, Бог, Создатель, Мироздатель. Творец неба и земли. Отец мой творец, мать - кормилица. Подражателей много, а творцов нет. Творитель бед, добра, чудес. (Даль В. Толковый словарь живого великорусско- го языка). Согласно взглядам выразителей идей гуманной педагогики, дети ново- го сознания – результат эволюции сознания и духа земного человечества. Од- ной из главных особенностей этих детей есть проявление многогранного твор- чества, затрагивающего самые глубины нашей души, побуждая каждого челове- ка задуматься о цели и смысле жизни. Академик Н.П.Бехтерева писала: «Твор- чество – есть жемчужина мозга». (Н.П.Бехтерева "Магия мозга и лабиринты жизни") Оказывается, что процесс творчества значительно влияет на здоровье человека и продолжительность жизни, т.к. в момент творческого напряжения, когда максимально активизируется деятельность нейронов коры головного моз- га, в кровь выбрасывается огромное количество биологически-активных ве- ществ, активизируются все окислительно-восстановительные, ферментативные реакции в клетках, повышается напряженность иммунитета. Творчество нелег- ко достижимый процесс, и требует определенно направленных усилий и преодоление трудностей. Все творчески одаренные, гениальные дети чаще бы- вают более трудными в воспитании. Они в большей степени, чем кто-либо, нуждаются в любви, которая требует от родителей и воспитателей чуткости,
глубокого знания, понимания закономерностей и особенностей развития психи- ки ребенка. Философ В.Соловьев писал: «Если в прежние далекие времена худож- ники, творцы были служителями богов, то теперь само искусство стало боже- ством и кумиром» (Л.В.Шапошникова "Тернистый путь Красоты") Очень важ- но, чтобы маленький творец, получающий вдохновение, научился радоваться не собой, а тем, что к нему пришло. Л.В. Шапошникова продолжает: «Энерге- тика подлинной святости защищает душу святого, которая уже сгармонизиро- вана должным образом с Миром Высшим, и с миром плотным, и ее уже не «волнуют страсти роковые». Внутренний же мир творческой личности худож- ника лишен такой защиты. Он должен выдержать перегрузки плотного мира «донести до обитателя не только энергетику своей души, но и сотворенной им на основе инобытия мир Красоты, мир образов» (Л.В.Шапошникова "Терни- стый путь Красоты") В.А. Сухомлинский писал: «Чем большее место в жизни человека зани- мает интеллект и творчество, чем многограннее интеллектуальная потребность человека, тем важнее для его всестороннего развития высокая культура чувств». По окончании нашего разговора о творчестве каждому ребенку я дала напутственные слова Е.И.Рерих, записанные ею в статье «Три ключа»: Люби звездное небо, всматриваясь в его глубины. В тиши ночной об- ращай свой взор к сверкающим звездам, к неведомым мирам, где так же все живет, где могучей красотой и великим светом преисполнено все окружаю- щее. Но ведь с других миров наша Земля тоже кажется звездочкой. Значит, и на ней выражено много красоты и величия. Пусть твоя душа будет широкой колыбелью, могущей вместить эту красоту и величие. Пусть твоя душа будет зеркалом, могущим отразить щедрость и многогранность творческого гения природы. Шире открой свое восприятие красоты через искусство. Люби музыку, картины. Всматривайся глубже в игру красок. Вслушивайся внимательней в звуки. Проявляй больше интереса ко всему, в чем проявлен гений творцов кра- соты. Мы, учителя, пришли к детям, чтобы каждому дать карандаши. Каждый ребенок для нас творец прекрасного. Сделаем так, чтобы всеми силами своей души развивать в них это творчество!
В раздел основное полное образование