Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Забытая война?"

конспект урока

Автор: Юлдашева Элеонора Хуснулловна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ "Кадетская школа полиции "Калкан", Г. Набережные Челны РТ



В раздел основное полное образование




Тема урока «Забытая война?»

Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего

М. Ломоносов

Цель образовательная:

-
обобщить знания учеников о 1-й мировой войне, - рассмотреть отражение военных событий в творчестве поэтов Серебряного века, -повторить тему «Обособление определений и обстоятельств» при анализе исторических документов
Цел
ь р
азвивающая:

способствовать
-развитию коммуникативной компетенции; - развитию креативного мышления; - творческих способностей обучающихся; - умению работать с различными источниками информации; - умению анализировать, систематизировать материал, делать выводы.
Воспитательные:


способствовать
-формированию твердой гражданской позиции; -чувства патриотизма; -воспитанию интереса к русской истории и литературе, русскому языку; - исторической памяти; -- умению работать в группе.
Оборудование:
1. Экран, мультимедийный проектор, ПК; 2. Фонограмма песни « Царь своих детей сзывает», презентация , посвященная поэтам Серебряного века , стихи,карта военных действий, портреты героев войны.

Ход мероприятия:
Л. читает отрывок из произведения И. Бунина: «В июне того года он гостил у нас в имении - всегда считался у нас своим человеком: покойный отец его был другом и соседом моего отца. Пятнадцатого июня убили в Сараеве Фердинанда. Утром шестнадцатого привезли с почты газеты. Отец вышел из кабинета с московской вечерней газетой в руках в столовую, где он, мама и я еще сидели за чайным столом, и сказал: - Ну, друзья мои, война! В Сараеве убит австрийский кронпринц. Это война!»
Л. О какой войне идет речь?
На Петров день к нам съехалось много народу, - были именины отца, - и за обедом он был объявлен моим женихом. Но девятнадцатого июля Германия объявила России войну... Назовите произведение и автора. Какие еще писатели обращались к теме 1 Мировой? Л.Благодаря им мы знаем об этой войне. Несмотря на то, что долгие годы об этой войне умалчивали. И.. Мировая империалистическая война 1914–1918 годов была самой кровопролитной и жестокой из всех войн, которые мир знал до 1914 года. Никогда еще противоборствующие стороны не выставляли таких огромных армий для взаимного уничтожения. В этом конфликте участвовало 38 государств. Общая численность армий доходила до 70 млн. человек. Все достижения боевой техники, современной химии были направлены на истребление людей. Убивали всюду на земле, на воздухе, на воде и под водой. Ядовитые газы, разрывные пули, автоматические пулеметы, снаряды тяжелых орудий, огнеметы – все было направлено на уничтожение человеческой жизни. Можно с уверенностью утверждать, что спровоцировали этот конфликт серьезные экономические противоречия сложившихся в начала века союзов мировых держав. Так началась первая мировая война.
«Царь детей своих сзывает» ( прослушать)

И. В истории России до последнего времени об этой войне говорилось очень мало, информация в учебниках была представлена дозировано и многие историки называют её «забытая война».
Почему об этой войне предпочитали не говорить?
(подвести к выводу о том, в официальной советской историографии это война рассматривалась как империалистическая, преследовавшая цели усиления России в различных регионах мира,а герои этой войны через год после её окончания стали участниками Гражданской войны, воюя на стороне противников Советской власти)
Почему современные историки проявляют интерес к событиям этой воны?
Документ 1. Из статьи историка А. П. Жилина «К вопросу о морально-политическом состоянии русской армии в 1917 г.» (Кн.: «Первая мировая война: дискуссионные проблемы истории». М., 1994) 1.Важным итогом идеологической подготовки к войне,
проделанной всеми наличествующими тогда средствами
, был высокий патриотический подъем в стране накануне августа 1914 года. 2.96 % подлежащих призыву явились на мобилизационные приёмные комиссии.3.Если до объявления общей мобилизации численность вооруженных сил России составляла 1 423 000 человек, то после её осуществления,
давшей армии прибавление в 3 115 000 человек
, и проведения дополнительных призывов к концу 1914 г. в строю оказалось свыше 6,5 млн человек. 4.Характеризуя народные настроения в 1914 г., бывший профессор императорской военной академии генерал Н. Н. Головин писал: «Первым стимулом,
толкавшим все слои населения России на бранный подвиг
, являлось сознание, что Германия сама напала на нас...5. Угроза Германии разбудила в народе социальный инстинкт самосохранения.6. Другим стимулом борьбы,
оказавшимся понятным нашему

простолюдину
, явилось то, что эта борьба началась из необходимости защищать право на существование единокровного и единоверного сербского народа. <...> 7.Это было сочувствие к обиженному младшему брату...8. Это чувство защитника обиженных славянских народов нашло своё выражение в слове «братушка», которым наши солдаты окрестили во время освободительных войн болгар и сербов и которое так и перешло в народ.9. Теперь вместо турок немцы грозили уничтожением сербов - и те же немцы напали на нас.10 Связь обоих этих актов была совершенно ясна здравому смыслу нашего народа.
Укажите номера предложений с обособленным определением
Вопросы и задания: 1. Чем был вызван патриотический подъём в стране в начале войны? В чём он проявился?

( В ответе используйте обособленные определения)

И
Стоят конкретные люди и их отношение к войне, к России.
Документ 2

Воспоминания председателя Государственной думы М.В.Родзянко
1
.«Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны
, я был поражён переменою настроения жителей столицы. 2. Кто эти люди, - спрашивал я себя с недоумением, которые толпами ходят по улицам с национальными флагами,
распевая народный гимн и

делая патриотические демонстрации перед домом сербского посольства
…3.Я ходил по улице, вмешивался в толпу, разговаривал с нею и…узнавал, что это рабочие, те самые рабочие, которые несколько лет назад ломали телеграфные столбы, переворачивали трамваи и строили баррикады. 4.На мой вопрос , чем объясняется перемена настроения, я получил ответ: «Вчера было семейное дело…но сегодня дело касается всей России.5. Мы придём к Царю как к нашему знамени, и мы пойдём за ним во имя победы над немцами». 6. Аграрные и всякие волнения в деревне сразу стихли в эти тревожные дни, и как велик был подъём национального чувства, красноречиво свидетельствуют цифры: к мобилизации явилось 96% всех призывных, явилось без отказу и воевали впоследствии на славу. 7.В самой Государственной думе в заседании 26 июля все партийные перегородки пали, все без исключения члены признали необходимость войны до победного конца во имя чести и достоинства дорогого Отечества, дружно объединились между собой в этом сознании и решили всемерно поддерживать правительство. 8.Без различия национальностей все поняли, что война эта народная, что она должна быть таковой до конца и что поражение германского милитаризма является безусловно необходимым.» (
Укажите № предложений с обособленным обстоятельством)

Вопросы и задания к документу:

1.Как к будущей войне относились рабочие Петрограда? ( используйте в ответе об. обстоятельства)

2.Как подъём национальных чувств отразился на ситуации в деревне?

3.Какие изменения в работе Государственной думы можно увидеть на основе документа?

4.Какие оценочные характеристики обозначились в обществе по определению характера и целей войны (с позиции России).
Документ 3. Современные историки о последствиях Первой мировой войны для дальнейшего развития России
1.Первая мировая война 1914-1918 гг. по своим территориально-демографическим и социально-историческим последствиям явилась для народов России первой в серии последующих демографических катастроф. 2.Около 20 млн человек были мобилизованы на войну и оборонные работы, в том числе 17,6 млн - в вооружённые силы. 3.В ходе боёв была практически выбита половина кадрового офицерского корпуса (25 тыс. из 49 тыс.). 4.Пришедшие им на смену 10,6 млн человек наспех мобилизованных, наскоро обученных, плохо вооружённых и не желающих воевать солдат и офицеров качественно изменили состав действующей армии в 1916-1917 гг.,
превратив её из опоры российской монархической государственности в «пороховую бочку»

революции
. 5.Не случайно именно солдатское восстание запасных частей петроградского гарнизона обеспечило победу Февральской революции в 1917 г., а большевики в ходе вооружённого восстания 25-26 октября (по ст. ст.) 1917 г. победили благодаря поддержке революционных солдат, матросов и военно-обученных красногвардейцев и рабочей милиции из солдат-рабочих. 6.Около 20 млн мужчин (свыше 10,8 населения России) прошли через кровавые бои, грязные окопы и солдатские казармы Первой мировой войны; 67 млн человек (36,1 %) оказались на оккупированной территории, 5-7 млн (3-4 %) мирных жителей были насильственно выселены из прифронтовой полосы или эвакуированы на восток. 7.В целом около половины жителей Российской империи в той или иной степени стали жертвами войны. 8.Война привела к значительной дегуманизации межличностных, национально-религиозных, сословно-классовых, идейно-политических отношений в российском обществе, к доминированию «окопно-фронтовой» массовой психологии с её культом военной силы как универсального средства решения любых вопросов.9. Всё это объективно ускорило процессы перерастания межгосударственной войны в внутреннюю, гражданскую. 10.Первая мировая война сорвала процессы мирной эволюции отсталой, аграрно-индустриальной России в высокоразвитое индустриальное общество и постепенной трансформации умеренно авторитарного консервативно-монархического царского режима в либерально- демократический строй с гражданско-правовыми институтами. 11.Война вместо ожидаемой быстрой победы принесла народам России огромные материальные и человеческие жертвы,
ввергнув страну в пучину революции и отбросив её в своём развитии на десятки лет

назад
.
Укажите номера предложений с обособленным обстоятельством)
Вопросы и задания: 1. Прочтите фрагмент научной статьи. 2. Перечислите последствия войны для России. 3. Какие из этих последствий вы считаете определяющими?

Л
. Патриотический подъем в стране был велик, в стороне не осталась и русская поэзия. Как известно, «поэт в России больше, чем поэт…» Назовите известных вам поэтов Серебряного века- участников 1 Мировой войны и их стихи, посвященные этому событию 1 группа Петроградское небо мутилось дождем, На войну уходил эшелон. Без конца - взвод за взводом и штык за штыком Наполнял за вагоном вагон. В этом поезде тысячью жизней цвели Боль разлуки, тревоги любви, Сила, юность, надежда... В закатной дали Были дымные тучи в крови. И, садясь, запевали Варяга одни, А другие - не в лад - Ермака, И кричали ура, и шутили они, И тихонько крестилась рука.
А.Блок
Первая мировая война коснулась и его творчества, вошла в его судьбу. Уже в августе он провожает на фронт в качестве сестры милосердия свою жену. 26 июля 1916 г. он сам призван к штабной службе на белорусский фронт и зачислен табельщиком инженерно-строительной бригады, находящейся в Пинских болотах, в прифронтовой полосе. «Бестолочь дружины» продолжалась для него около семи месяцев. 2 группа
Уже в декабре 1914 г. улан Гумилёв был награжден Георгиевским крестом 4-й степени, а в январе 1915 г. произведен в младшие унтер- офицеры. Николай Гумилёв ведет подробнейший дневник военных дней. Корреспонденция Гумилёва с фронта печаталась весь 1915 год в петербургской газете «Биржевые ведомости» под названием «Записки кавалериста». 17 октября 1914 г. Гумилёв принял «боевое крещение». Та страна, что могла быть раем, Стала логовищем огня, Мы четвертый день наступаем, Мы не ели четыре дня. И залитые кровью недели Ослепительны и легки, Надо мною рвутся шрапнели, Птиц быстрей взлетают клинки. 3 группа В 1916 году Есенин был призван на службу, которую проходил в Царском Селе. Он служил санитаром в Царскосельском военно-санитарном поезде. На краю деревни старая избушка, Там перед иконой молится старушка. Молится старушка, сына поминает, Сын в краю далёком родину спасает. Молится старушка, утирает слезы, А в глазах усталых расцветают грёзы. Видит она поле, это поле боя, Сына видит в поле — павшего героя. Молитва матери, <1914>

4 группа

В. Маяковский
тоже стремился попасть на фронт, но из-за политической неблагонадежности его не взяли. И все же Первая мировая война и на его творчество оказала сильное влияние. Стихотворение "Вам!" посвящено тем, кто во время Первой мировой войны много рассуждал о судьбах Отечества, но при этом не отказывал себе ни в каких удовольствиях: Вам, проживающим за оргией оргию, имеющим ванную и теплый клозет! Как вам не стыдно о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет? Знаете ли вы, бездарные, многие, думающие нажраться лучше как,- может быть, сейчас бомбой ноги выдрало у Петрова поручика?.. Л. Русские поэты и писатели принимали непосредственное участие в боях, награждены боевыми наградами. Мы медленно восстанавливаем свою историческую память. Первая мировая война все еще остается в России без героев, без их имен, без памятников воинам, павшим в мировой войне. Стойкость армии и ее победы достигались деятельностью многих офицеров, чаще даже не тех, кто стоял во главе армий и фронтов, а наоборот, командиров корпусов, дивизий и полков. И чем дальше от нас события, тем с большей высоты мы на них смотрим, порою забывая истинных авторов побед.
Сообщения учащихся

Галерея героев
(на доске портрет и краткая справка,сообщения учщихся по группам)

Крючков Козьма Фирсович
(1890-1919) — простой донской казак, служивший в 3-м Донском полку, смог за несколько дней превратиться в национального героя. Его имя гремело по всей России, о нем выходили статья и книги, ему посвящались стихи и песни. Он стал для современников живым Ильей Муромцем, живым примером казачьей удали и храбрости, наполнив сердца современников гордостью за тех чудо-богатырей, которых рождала Земля Русская. К. Крючков стал первым георгиевским кавалером за то, что в одном бою, по распространенной версии, собственноручно убил 11 немцев.
Прокофьев-Северский Александр Николаевич
(1894-1974) — русский авиатор, один из первых морских летчиков. Несмотря на то, что в результате несчастного случая в 1915 году лишился ноги, остался в армии (причем к полетам был допущен по личному указу Николая II), став один из самых известных летчиков-асов, одержав 13 побед и получив орден Св. Георгия 4-й ст. Одновременно прославился как конструктор гидросамолетов. После войны эмигрировал в США, основал конструкторскую фирму, которая, в частности, разработала истребитель-бомбардировщик Рипаблик P-47 «Тандерболт» и истребитель 2РА. Прославился как военный аналитик. А
лексеев Михаил Васильевич
– один из наиболее талантливых русских генералов Первой мировой войны. Начинал как начальник штаба Юго-западного фронта. Именно под его руководством была проведена успешная Галицийская битва, во время которой оказались разбиты и деморализованы основные силы Австро-Венгрии. Осенью 1914 г. во многом благодаря ему русские войска сорвали совместное германо- австрийское наступление на Варшаву, нанеся поражение противнику. Весною 1915 года возглавил Северо-Западный фронт, который во время Великого Отступления сумел относительно успешно (если учитывать превосходство противника и критическое положение с вооружением в русской армии) избежать готовящегося окружения, что сорвало планы противника решительным ударом вывести Россию из войны. Когда в августе 1915 года пост Верховного главнокомандующего занял император Николай II, М.В. Алексеев стал его начальником штаба, сосредоточив в своих руках фактически все оперативное руководство. Отличался педантичность, остротой ума и глубокой религиозностью. Все современники говорят о его выдающейся работоспособности. Вопреки расхожим мнениям, он не был так мягок, как порою об этом пишут.
Балуев Петр Семенович
(1851-1923) — встретил войну начальником 17-й дивизии (19-й корпус 5-я армия). В августе во время Галицийской битвы принял основной удар противника в героическом Томашевском сражении. Причем у Тарноватки сумел нанести поражение австрийской дивизии, впоследствии ведя тяжелые бои, чуть ли не в окружении, на три фронта. Эта победа имела большое тактическое значение для срыва австрийских планов. В середине октября 1914 г. возглавил 6-й армейский корпус. В сентябре 1915 г. во главе 5-го корпуса у оз. Нарочь разбил 75-ю резервную германскую дивизию. Относительно успешно действовал весной 1916 г. в Нарочской операции. Отличился и во время Брусиловского прорыва, взяв в боях у р. Липа более 4 000 рядовых и офицеров.

Гурко Василий Иосифович
(1864-1937) — сын известного фельдмаршала, еще до Первой мировой войны успел себя проявить в качестве военного, дипломата и историка. Войну встретил во главе 1-й кавалерийской дивизии, с которой участвовал в наступлении в Восточной Пруссии. Еще 14 августа он организовал рейд на Маркграбово, что ввело противника в заблуждение относительно расположения основных сил русской армии. В дальнейшем он сумел добытьверные сведения о направлениях отступления немцев после Гумбинненского сражения, однако они не были правильно использованы вышестоящим командованием. 30-31 августа организовал
дерзкий рейд
через германские позиции на Алленштайн с целью оказать содействие попавшей в окружение 2-й русской армии. В сентябре успешно действовал в боях в Августовских лесах, у д. Рачки не допустив разгрома 3-го Сибирского корпуса. В октябре 1914 г. возглавил конный корпус, а затем получил в командование 6-й армейский корпус (Западная Польша). Именно на его фронте в январе 1915 г. под Болимовым германцы произвели первую химическую атаку на восточном фронте. В мае-июне 1915 года в боях на Днестре расстроил два вражеских корпуса, захватив 13 000 солдат и офицеров и 6 орудий, за что удостоился ордена Св. Георгия 3-й ст. В дальнейшем возглавлял 5-ю и Особую армии, а зимой 1916-17 гг. был вр. и.д. начальника штаба Ставки, разработав свой план операции на 1917 год. Одним из первых начал организацию штурмовых отрядов в русской армии, разрабатывал рекомендации для войск на основе опыта прошедших боев. После Февральской революции один из немногих в личном письме императору выразил свою поддержку
Деникин Антон Иванов
– несмотря на то, что известен как один из лидеров Белого движения, генерал успел прославиться в годы Первой мировой войны, которую начал в качестве генерал-квартирмейстера 8-й армии (при А.А. Брусилове), но затем решил перейти из штаба в строй и в сентябре возглавил 4-ю стрелковую бригаду (в 1915 развернулась в дивизию), прозванную за стойкость « железной». Успешно действовал в Галицийской битве (1914), в во время Великого отступления (1915) и ходе Брусиловского прорыва, получив ордена Св. Георгия 4-й и 3-й степеней, а также две Георгиевских оружия — максимум для начальника дивизии. Вошел в историю Первой мировой как прекраснейший тактик.
Каледин Алексей Максимович
– начал войну как начальник 12-й кавалерийской дивизии, которая проявила себя в период Галицийской битвы (1914 г.). Отличался высокой личной отвагой и доблестью, по признанию Деникина, не посылал солдат в бой, а сам водил их. Э. Валь писал: « Солдаты инстинктивно чувствовали силу личности ген. Каледина, слепо доверяли ему и любили его, несмотря на суровый вид и строгость. В офицерской среде он пользовался еще и в мирное время исключительным уважением ». Только за неполный год смог получить ордена Св. Георгия 4-й и 3-й степеней (последний – за прорыв у Бендер в феврале 1915 года). Летом 1915 года принял командование сначала 41-м, а затем 12-м корпусами, а в начале 1916 года – 8-й армией. Именно на ее долю выпали наибольшие успехи в период Брусиловского прорыва, однако в последствии наступление, к сожалению, захлебнулось в крови. И.Из Первой мировой войны Россия была выведена революцией 1917 года, мировая война превратилась в Гражданскую. Россия могла стать победителем в этой войне, но события внутри страны привели к подписанию обидного для нашего государства мирного договора в Брест- Литовске. 3 марта 1918 года Россия вышла из войны.
Мы недовоевали совсем немного. Позже Уинстон Черчилль написал: «Уже держа победу в руках, Россия вдруг упала наземь, заживо пожираемая червями. Из-за сепаратного Брест-Литовского мира, который большевики подписали с Германией, Россию не пригласили на Версальскую конференцию, ее войск не было и на параде победы. Но Париж и Лондон пошли еще дальше, просто вычеркнув Россию из списка участников войны, старательно забывая, что именно безоговорочное выполнение союзнических обязательств подорвало силы страны. Отдавая дань погибшим, Англия и Франция не упоминали пять миллионов русских солдат и офицеров, положивших своей жизни во имя общей победы. Л,Можно бесконечно говорить об участниках той Великой войны, но наш сегодняшний разговор я решила закончить именно этим стихотворением Брюсова. УМЕРШИМ МИР! Умeршим мир! Пусть спят в покое В немой и черной тишине. Над нами солнце золотое, Пред нами волны - все в огне. Умершим мир! Их память свято В глубинах сердца сохраним. Но дали манят, как когда-то, В свой лиловато-нежный дым. Умершим мир! Они сгорели, Им поцелуй спалил уста. Так пусть и нас к такой же цели Ведет безумная мечта! Умершим мир! Но да не встанет Пред нами горестная тень! Что было, да не отуманит Теперь воспламененный день! Умершим мир! Но мы, мы дышим, Пока по жилам бьется кровь, Мы все призывы жизни слышим
И твой священный зов, Любовь! Умершим мир! И нас не минет Последний, беспощадный час, Но здесь, пока наш взгляд не стынет, Глаза пусть ищут милых глаз! 1914 «Умершим мир! Их память свято в глубинах сердца сохраним,»-. И нам бы хотелось, чтобы в ваших сердцах всегда было место состраданию, милосердию, чтобы вы всегда помнили историю нашей Родины и людей, делавших историю. Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего
. Это забытая война?


В раздел основное полное образование