Литературная гостиная "Несказанное, синее, нежное…" (К юбилею С.А.Есенина)
сценарий
Автор: Горбунова Валентина Сергеевна, учитель русского языка и литературы, КОУ "Средняя школа №2 (очно-заочная), город Омск
Смотреть презентациюВ раздел основное полное образование
Сценарий литературной гостиной, посвящённой юбилею С.А.Есенину
Оформление кабинета
: осенние букеты (заготовить кленовые листья, портрет поэта, на тумбочке книга, свеча, лист бумаги и карандаш .)
Ведущий 1:
Сергею Александровичу Есенину, великому русскому поэту посвящается…
Звучит песня «Дальний плач тальянки
»
Ведущий 1:
Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом меда и роз.
Ведущий 2:
Хороша старинная русская земля - Рязанский край. Тот, кто видел хоть однажды Этот край, и эту гладь, Тот почти березке каждой Ножку рад поцеловать. Радостны и чисты ее березовые, липовые, кленовые леса, светел шатер небес. Серебряная Ока, питаемая добрым десятком малых рек и ручьев, вольно несет свои воды вдоль берегов с живописными откосами и золотыми песчаными мысами. Снова я вижу знакомый обрыв С красною глиной и сучьями ив, Грезит над озером рыжий овес, Пахнет ромашкой и медом от ос.
Ведущий 1:
В речные струи весело смотрятся села и деревни, города и посады, населенные народом бодрым, толковым, деятельным, жизнерадостным. Испокон веков любили рязанцы песню, то протяжную и грустную, от которой сладко защемит в сердце, то лихую, звонкую с затейливыми переборами - запоют ее, и ноги сами пускаются в пляс.
Ведущий 2:
Народ здешний красивый, рослый, в большинстве своем белокурый, с серыми или синими глазами, в которых, кажется, отразилась и ширь рязанских полей и голубизна рязанского неба.
Чтец 1:
«Гой ты, Русь, моя родная» Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края – Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас,
И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Поэтична рязанская земля. Особенно она хороша весной, когда Ока разливается морем, без конца и края, и каждый ручеек кипит народившейся жизнью, по осени, когда леса одеты в багрец и золото, а по полям и долам гуляет свежий ветер, несущий запах грибов, павшей листвы и увядающей травы.
Чтец 2:
Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. Я сегодня влюблен в этот вечер, Близок сердцу желтеющий дол. Отрок-ветер по самые плечи Заголил на березке подол. И в душе и в долине прохлада, Синий сумрак как стадо овец, За калиткою смолкшего сада Прозвенит и замрет бубенец. Я еще никогда бережливо Так не слушал разумную плоть, Хорошо бы, как ветками ива, Опрокинуться в розовость вод. Хорошо бы, на стог улыбаясь, Мордой месяца сено жевать... Где ты, где, моя тихая радость — Все любя, ничего не желать?
Ведущий 1:
В рязанском селе Константиново 3 октября 1895 г. увидел свет Сергей Есенин. На речном откосе, напротив дома Есениных, стоит церковь иконы Казанской Божьей матери. В ее стенах венчались родители поэта Александр Никитич и Татьяна Федоровна, в ней он был крещен именем Сергей.
(Сопровождается презентацией)
Я рос, - рассказывал Сергей Есенин, - в атмосфере народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные
стихи. Ещё большее значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них». Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали.
Ведущий 1:
Путь к славе у Есенина был стремителен. С 1904 по 1912 годы учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. Писал стихи. В 1912 году едет в Москву, работает в мясной лавке вместе с отцом, в книгоиздательстве в типографии. В марте 1913 года Сергей устроился в типографию Товарищества И. Сытина подчитчиком, то есть помощником корректора. Корректор Анна Изряднова понравилась Есенину. Они стали встречаться. "Он приехал из деревни, но на деревенского парня не был похож - на нем был коричневый костюм, высокий крахмальный воротник и зеленый галстук. С золотыми кудрями он был кукольно красив... Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет его понять, редакции не принимают в печать, отец журит... Все жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить..." Так писала о поэте Изряднова. В 1914 году его стихи напечатали в газете "Новь", в журналах "Заря", "Парус" и др., но это были не лучшие его стихи. Изряднова рожает Есенину первенца. Позже они расстаются… В марте 1915 г. Есенин приезжает в Петроград. Успех молодого поэта был стремительным и громким. Невысокого роста, светловолосый, удивительно подвижный, с голубыми, постоянно меняющими свой оттенок ясными глазами, этот уроженец глубинной России, привлек к себе всеобщее внимание. В 1916 г. вышел сборник «Радуница» - первая книга есенинских стихов. Весна на радость не похожа, И не от ветра желт песок. Твоя обветренная кожа Лучила гречневый пушок. У голубого водопоя На шишкоперой лебеде Мы поклялись, что будем двое И не расстанемся нигде. Кадила темь, и ветер тощий Свивался в огненной резьбе, Я проводил тебя до рощи, К твоей родительской избе. И долго-долго в дреме зыбкой Я оторвать не мог лица, Когда ты с ласковой улыбкой Махала шапкою с крыльца. Летом 1917 года Есенин зашел в редакцию газеты "Дело народа", где случайно познакомился с секретаршей Зинаидой Райх. Эта девушка работала в лево-эсеровской редакции. Вместе с вологодским поэтом Алексеем Ганиным они отправились на Север - на
Соловки и дальше в Мурманск. Под Вологдой Есенин и Зинаида Рейх обвенчались в церкви Кирика и Иулиты. Странная это была поездка и свадьба. Зинаида позже родила ему двоих детей - Татьяну и Константина. В октябре 1921 года Есенин и Зинаида официально развелись, она вышла замуж за Мейерхольда
Ведущий 2:
В память об этой любви остались стихи.
Чтец 3:
«Письмо к женщине» Вы помните, Вы все, конечно, помните, Как я стоял, Приблизившись к стене, Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое В лицо бросали мне. Вы говорили: Нам пора расстаться, Что вас измучила Моя шальная жизнь, Что вам пора за дело приниматься, А мой удел - Катиться дальше, вниз. Любимая! Меня вы не любили. Не знали вы, что в сонмище людском Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком. Не знали вы, Что я в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму - Куда несет нас рок событий. Лицом к лицу Лица не увидать. Большое видится на расстоянье. Когда кипит морская гладь, Корабль в плачевном состоянье. Земля - корабль! Но кто-то вдруг За новой жизнью, новой славой В прямую гущу бурь и вьюг Ее направил величаво. Ну кто ж из нас на палубе большой Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой, Кто крепким в качке оставался. Тогда и я Под дикий шум, Но зрело знающий работу, Спустился в корабельный трюм, Чтоб не смотреть людскую рвоту. Тот трюм был - Русским кабаком. И я склонился над стаканом, Чтоб, не страдая ни о ком, Себя сгубить В угаре пьяном. Любимая! Я мучил вас, У вас была тоска В глазах усталых: Что я пред вами напоказ Себя растрачивал в скандалах. Но вы не знали, Что в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, Что не пойму, Куда несет нас рок событий... . . . . . . . . . . . . . . . Теперь года прошли, Я в возрасте ином. И чувствую и мыслю по-иному. И говорю за праздничным вином: Хвала и слава рулевому! Сегодня я В ударе нежных чувств. Я вспомнил вашу грустную усталость. И вот теперь Я сообщить вам мчусь, Каков я был И что со мною сталось! Любимая! Сказать приятно мне: Я избежал паденья с кручи. Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик. Я стал не тем, Кем был тогда. Не мучил бы я вас, Как это было раньше. За знамя вольности И светлого труда Готов идти хоть до Ла-Манша. Простите мне... Я знаю: вы не та - Живете вы С серьезным, умным мужем; Что не нужна вам наша маета, И сам я вам Ни капельки не нужен. Живите так, Как вас ведет звезда, Под кущей обновленной сени. С приветствием, Вас помнящий всегда, Знакомый ваш Сергей Есенин.
Ведущий:
Есть в стихах Есенина огромная смелость эпитетов, сравнений, выражений. Он находит их сам. Никого не спрашивая, никому не подражая. «Все они так думают: вот рифма, вот – образ, и дело в шляпе… Черта лысого! А ты сумей улыбнуться в стихе…» Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне. Пожалуйста, голубчик, не лижись. Пойми со мной хоть самое простое. Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, Не знаешь ты, что жить на свете стоит. Хозяин твой и мил и знаменит, И у него гостей бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Тебя по шерсти бархатной потрогать. Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей. И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей Так много всяких и невсяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней, Сюда случайно вдруг не заходила? Она придет, даю тебе поруку. И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку За все, в чем был и не был виноват.
Ведущий.
Есенинские стихи о животных -особенные. «Для зверей я приятель хороший», – полушутя, полусерьезно обронил он в одном из стихотворений.
Чтец 5.
Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят. До вечера она их ласкала, Причесывала языком, И струился снежок подталый Под теплым ее животом. А вечером, когда куры Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок. По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать… И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь. А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков. В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях. И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег.
Ведущий:
Максим Горький, прочитав это стихотворение, написал: «Есенин – словно орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире…» Летом 1821 г. в Москву по приглашению Советского правительства приехала знаменитая ирландская актриса - танцовщица Айседора Дункан. Она организовала школу- студию танца для детей московского пролетариата. Она говорила, что новому обществу
нужны новые, гармонично развитые люди, которые сумеют себя во всем показать. Айседора погрузилась в работу. Полтораста детей, ежедневно ходивших на занятия, полюбили танцы. Дункан сама ставила танцы, она любила музыку и делала ее зримой. Первая встреча Есенина и Дункан произошла в мастерской-студии известного московского художника Георгия Якулова. У Есенина и Дункан было много общего: артистичность, размах, смелость, щедрость души. Не только сильная любовь, но и родство и общность идей связывали их. Они понимали друг друга, хотя говорили на разных языках. Он не владел ни одним из иностранных языков, страстно любил только русский язык, знал многие говоры и наречия. В мае 1922 г. они поженились и отправились в Европу и Америку. Они побывали в Германии, Франции, Италии.
Ведущий 2:
Айседора была цельным, бескомпромиссным другом. Судьба ее была драматична. Еще в ее молодые годы, автомобиль, везший двух ее малолетних детей, пробил решетку одного из парижских мостов и утонул в Сене. После возвращения из-за границы Есенин разорвал брачные отношения с Дункан. 9 сентября 1927 г. Айседора погибла в автомобильной катастрофе. Могла ли она думать, что причиной ее смерти станет воздушный шарф бесконечной длины, запутавшийся в колесе ее машины. Так закончилась судьба создательницы античной эстетики.
2.
Звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу»
Ведущий 1:
Начало века... Сложное было время, бурное, противоречивое. Сложная была жизнь и у Сергея Есенина - и творческая, и личная. Большое место в жизни поэта занимала актриса Августа Миклашевская. В период с сентября по декабрь 1923 г. Есенин написал цикл стихотворений «Любовь хулигана», посвященный Миклашевской. Вошли в этот цикл шедевры любовной лирики: «Заметался пожар голубой», «Пускай ты выпита другим», «Мне грустно на тебя смотреть», «Дорогая, сядем рядом».
Чтец 4:
Заметался пожар голубой. Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь. В первый раз отрекаюсь скандалить. Был я весь — как запущенный сад. Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Мне бы только смотреть на тебя. Видеть глаз твоих злато - карий омут. И чтоб, прошлое не любя. Ты уйти не смогла к другому. Поступь нежная, легкий стан. Если б знала ты сердцем упорным. Как умеет любить хулиган.
Как умеет он быть покорным. Я б навеки забыл кабаки И стихи бы писать забросил, Только б тонко касаться руки И волос твоих цветом в осень. Я б навеки пошел за тобой Хоть в свои, хоть в чужие дали... В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить.
Исполнение песни «Клен ты мой, опавший, клен заледенелый»
Чтец 5:
Дорогая, сядем рядом, Поглядим в глаза друг другу. Я хочу под кротким взглядом Слушать чувственную вьюгу. Это золото осеннее. Эта прядь волос белесых – Все явилось, как спасенье Беспокойного повесы. Я давно мой край оставил, Где цветут луга и чащи. В городской и горькой славе Я хотел прожить пропащим. Я хотел, чтоб сердце глуше Вспоминало сад и лето, Где под музыку лягушек Я растил себя поэтом. Там теперь такая ж осень... Клен и липы в окна комнат, Ветки липами забросив, Ищут тех, которых помнят. Их давно уж нет на свете. Месяц на простом погосте На крестах лучами метит. Что и мы придем к ним в гости. Что и мы, отжив тревоги, Перейдем под эти кущи. Все волнистые дороги Только радость льют живущим.
Ведущий 2:
Стихи Есенина в первооснове своей музыка. При первом их чтении захлестывает душу восхищение его певучим словом. Само сердце С.Есенина, его открытая душа - уже были началом его песни. - Он читал мне свои стихи, - говорила Айседора, - я ничего не понимала, но я слышу, что это музыка. Вспомним...
Чтец 6:
Шаганэ, ты моя Шаганэ Потому, что я с севера что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне Шаганэ, ты моя Шаганэ. Потому, что я с севера что ли Что луна там огромней в сто раз Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому что я с севера что ли. Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи Если хочешь, на палец вяжи Я нисколько не чувствую боли Я готов рассказать тебе поле. Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся. Дорогая, шути, улыбайся, Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне. Это стихотворение входит в цикл «Персидские мотивы», самые счастливые стихи поэта. Они пленяют и чаруют. В них выразилась вся врожденная чистота поэта, его природная нежность, необыкновенная привязанность к земле, ко всему прекрасному на ней, к жизни. Многие из них посвящены Шаганэ Нерсесовне Тальян.
Ведущий 1:
Поэт написал эти стихи на Кавказе. Вернувшись в Москву, в сентябре 1925г. он знакомится с внучкой Толстого-Софьей. Софья Андреевна Толстая-Есенина любила поэта всем сердцем. Они женятся. Чтец Видно, так заведено навеки – К тридцати годам перебесясь, Всё сильней, прожженные калеки, С жизнью мы удерживаем связь. Милая, мне скоро стукнет тридцать, И земля милей мне с каждым днем. Оттого и сердцу стало сниться, Что горю я розовым огнем. Коль гореть, так уж гореть сгорая, И недаром в липовую цветь Вынул я кольцо у попугая – Знак того, что вместе нам сгореть.
То кольцо надела мне цыганка. Сняв с руки, я дал его тебе, И теперь, когда грустит шарманка, Не могу не думать, не робеть. В голове болотный бродит омут, И на сердце изморозь и мгла: Может быть, кому-нибудь другому Ты его со смехом отдала? Может быть, целуясь до рассвета, Он тебя расспрашивает сам, Как смешного, глупого поэта Привела ты к чувственным стихам. Ну, и что ж! Пройдет и эта рана. Только горько видеть жизни край. В первый раз такого хулигана Обманул проклятый попугай. Никто не умел так пронзительно нежно, красиво любить, как Есенин. Он любил Родину, дедовскую Русь; трепетно, нежно любил мать.
Чтец
Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто xодишь на дорогу В старомодном ветxом шушуне. И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож. Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть. я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад. Не буди того, что отмечалось, Не волнуй того, что не сбылось,- Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не xоди так часто на дорогу В старомодном ветxом шушуне . Одно из последних его трагических. произведений - поэма «Черный человек». Он чувствовал приближение смерти. Решил ехать в Ленинград. Это была его последняя поездка. Есенин погиб 28 декабря 1925г. в гостинице «Англетер». Последнее стихотворение, написанное кровью, было посвящено другу: До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей,- В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. Есенина не стала, но осталась его поэзия
Чтец:
Мне осталась одна забава: Пальцы в рот и веселый свист. Прокатилась дурная слава, Что похабник я и скандалист. Ах! какая смешная потеря! Много в жизни смешных потерь. Стыдно мне, что я в Бога верил. Горько мне, что не верю теперь. Золотые, далекие дали! Все сжигает житейская мреть. И похабничал я и скандалил Для того, чтобы ярче гореть. Дар поэта — ласкать и карябать, Роковая на нем печать. Розу белую с черною жабой Я хотел на земле повенчать. Пусть не сладились, пусть не сбылись Эти помыслы розовых дней. Но коль черти в душе гнездились — Значит, ангелы жили в ней. Вот за это веселие мути, Отправляясь с ней в край иной, Я хочу при последней минуте Попросить тех, кто будет со мной,— Чтоб за все за грехи мои тяжкие, За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать.
Ведущий
: Для того, чтобы считать жизнь человека удавшейся или неудавшейся, нужно посмотреть, была ли в ней любовь. Любовь – это не только чувство, это божий дар, это состояние души, дарованное не каждому. Сергей Есенин обладал этим талантом – любить и быть любимым. Любовь наполняла его поэзию неповторимым светом, тайным обаянием, делала самого поэта вечно молодым. Недаром он на все голоса благодарит и благословляет земную жизнь, которую он прожил с такой жадностью и от которой брал всё, что только можно взять. Женщины оказали на жизнь и творчество поэта Есенина большое значение. Вся любовная лирика поэта была посвящена переживаниям и чувствам поэта к женщинам. НО… "Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, — все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это — искусство..." Есенин.
Ведущий:
неодолимо движение времени. Одно поколение сменяет другое, Русь продвинулась от сохи к атому. Беспрерывно вспыхивают и нарождаются в мире поэзии новые звёздочки и звёзды. Одни, прогорев немного, затухают навсегда, свет от других доходит к нам на протяжении десятилетий, и лишь немногие, очень немногие согревают народную, «живую душу» в веках, разгораясь со временем всё ярче и ярче. Имя одной из таких звёзд в бессмертном поэтическом созвездии России – Сергей Есенин. На примере Есенина мы учимся любить Родину по-есенински. Его душа говорила русским языком, русским певучим стихом. Нежно воспевая русский край, поэт был полон дум о величии, скромности, простоте, обаятельности русского человека, готового на подвиг и жертвы, способного понять, оценить, полюбить все доброе.
Музыкальная
заставка «Отговорила роща золотая»
КОУ «Средняя школа №2 очно-заочная)»
Литературная гостиная «Несказанное, синее, нежное…»
(К юбилею С.А.Есенина) Учитель Русского языка и литературы Горбунова В.С.
г. Омск
В раздел основное полное образование