"Преподавание предмета или развитие мышления?"
доклад
Автор: Казаченко Ирина Алексеевна, преподаватель, КГБ ПОУ "Красноярский индустриально-металлургический техникум", город Красноярск, Красноярский край
В раздел основное полное образование
Доклад на тему «Преподавание предмета или развитие мышления?»
Казаченко Ирина Алексеевна КГБ ПОУ «Красноярский индустриально-металлургический техникум», г. Красноярск Преподаватель Содержание I. Введение II. Неразрывная связь процессов мышления и обучения III. Понятие о мышлении IV. Виды мышления V. Основные операции и процедуры мышления VI. Развитие мыслительной деятельности ребёнка VII. Заключение
I. Введение
Умение учиться не приходит само собой, а требуется специальной подготовки, внимания и серьёзных усилий со стороны учащихся и учителей. Среди учащихся, испытывающих трудности при изучении курса математики (да и только ли математики!), причина трудности кроется именно в том, что они не обучены искусству учиться. В результате разум и труд, превратившие первобытного в человека современного, остаются в стороне, формальные же сведения в лучшем случае укладываются на полках памяти. Естественно возникает вопрос: что следует делать, чтобы подавляющее большинство учащихся успешно усваивали курс математики и овладевали основами математического мышления, так необходимого в своевременной жизни. На мой взгляд, основное - это вызвать интерес к предмету, непрерывно его поддерживать и научить учиться. Ребёнок должен каждый день получать подкрепление убеждения в том, что математика является не только и не столько предметом для сдачи экзамена и получения диплома, сколько орудием для последующей работы, для разрешения многочисленных задач первостепенной важности.
II. Неразрывная связь процессов мышления и обучения
В функциональном плане представляет интерес соотношение между мышлением и обучением. Обучение можно рассматривать как некоторую глобальную цель организма, достижение которой обещает ему новые знания, новые гарантии выживания и комфортного существования в постоянно меняющихся условиях. Мышление в этом плане представляет собой важнейшее, но тем не менее подсобное средство, обеспечивающее с тем или иным успехом цель обучения. Первичным является развитие потребностей и способностей к обучению, и именно это является предпосылкой для развития органов чувств, интеллекта, мышления. Таким образом, мышление удобно как инструмент, используемый живым организмом в процессе обучения. Но именно без этого инструмента невозможно математика. Ученик должен показать в своём ответе не только умение запоминать, а умение разобраться в структуре рассуждений, смысле условий теоремы, выявлении основной идеи доказательства, свою способность самостоятельно мыслить. Если хотя бы раз ученик достигнет ясности понимания сути дела, внутренней связи и рассуждений, то после этого ему будет трудно удовлетвориться суррогатом знаний, который даёт заучивание без понимания, зубрёжка без вдохновения. К состоянию полной ясности предмета изучения он станет стремиться сам, поскольку у него появится идеал
знания. И тогда к нему придёт удивительное открытие: работа мысли требует несомненно меньше усилий и затрат, чем зубрёжка. На это обращал пристальное внимание один из выдающихся математиков и педагогов А.Я. Хичин. В его статье «О формализме в преподавании математики» говорится, что «… один из самых распространенных и тяжёлых недостатков подготовки до сих пор остаётся формализм математических знаний и навыков. Этот недостаток… препятствует достижению всех тех целей, которые ставит перед собой преподавание математики в школе. Тот, кто вынес только внешние, формальные выражения математических методов, не усвоив их содержательной сущности, при встречи с реальной задачей будет, конечно, лишён возможности увидеть, какие из этих методов могут быть применены к её решению». Поэтому каждый педагог-математик стремится по мере сил и возможностей к развитию мышления учащихся, т.к. математика в силу своих специфических способностей содействует выработке у учащихся привычки к полноценному мышлению.
III. Понятие о мышлении
«Никто не жалуется на свой ум, но все жалуются на свою память». Это ставшее крылатым выражение по существу означает, что мышление - самый ценный психологический процесс для человека. С готовностью признавая недостатки своей памяти («Ой, я что-то всё забываю»), воли («Мне недостаёт упорства и умения владеть собой!) и внимание («Простите я очень рассеянный»), никто не скажет всерьёз что-нибудь наподобие: «В последнее время моё мышление сильно ухудшилось». Однако будем откровенны: мышление нас тоже иногда подводит. Здесь, например, мы не смогли понять простой вещи, там не сумели предусмотреть своих действий, когда- то недоучили сложившуюся обстановку и т.д. В результате - нелепые ошибки, досадные промахи. Особенно часто они возникают в обучении (трудно понять материал, решить задачу) и в работе (нелегко и сразу даётся принять правильное решение.) Мышление в нашей жизни выполняет множество различных функций. Главными, по-видимому, являются две: понимание и творчество. Понимание обеспечивает нам правильное постижение обстановки, накопленных человеческих знаний и т.п. Творчество способствует порождению нового - открытиям как малым(для себя), так и большим(для общества).Эти же функции мышления взаимосвязаны: с одной стороны, чтобы хорошо творить, надо хорошо понять материал, а с другой - чтобы хорошо понять материал, надо отнестись к нему творчески. Дать достаточно полное определение понятию «мышление» нелегко. Мышление - это исключительно сложный психический процесс, и многие его повороты и «зигзаги» остаются ещё не разгаданными для науки. Но бесспорно то, что мышление большое и сложное начинается со сравнительно малых и относительно простых его операций и свойств, которые собственно и выступают в виде шестерёнок, моторчиков и приводных ремней любого процесса мышления.
IV. Виды мышления.
Мышление Описание различных типов мышления следует из анализа типов и способов решения задач. 1) Наглядно-действенное мышление в максимальной степени проявляется при решении задач, основанных на переборе действий, как-то связанных с целями этих задач. Этот тип мышления часто используется в практической деятельности людей. Это отражается в терминах типа «пощупать проблему руками». 2) Другим вариантом практического мышления является наглядно-образное мышление, базирующееся на необходимости постоянной опоры на восприятие окружающего мира. Легко провести эксперимент, показывающий важность этого мышления для каждого человека. Для этого стоит только попытаться мысленно описать расстановку в тёмной незнакомой комнате при условии использовать фонарик с узким лучом света. 3) Образное мышление - вариант теоретического мышления. Образные структуры могут создаваться воображение или извлекаться из памяти, преобразовывается, сравниваться друг с другом по группам параметров или фрагментов. 4) Понятийное мышление представляет собой вариант теоретического мышления, основой которого является процессы обработки не образов, а абстрактных, отвлеченных понятий, проведение логических выводов, суждений, умозаключений. Специфика понятийного мышления - в сложности построения последовательной причинно-следственных связей между понятиями. Причём формирование этих связей происходит путём выделения каждый раз новых свойств понятий. Все виды мышления взаимно дополняю друг друга в процессе интеллектуальной деятельности, хотя можно говорить как предпочтении того или иного вида мышления у разных людей, так и о превалировании определённого вида мышления при решений различного типа задач. Наглядно-образное или “сенсорное” мышление. (Поиск объектов и фрагментов на сложной зрительной сцене, выделение сигнала шума, воображение, сравнение образов) Наглядно-действенное или “реальное мышление”. Работа в пошаговом режиме. (Решение головоломок, игра в пятнашки, кубик Рубика, развязывание морских узлов и т.п.) Понятийное, или логическое, мышление. (Процессы логического вывода, индукции, построение абстрактных суждений, гипотез, умозаключений, не поддающихся интуитивному анализу)
V. Основные операции и процедуры мышления.
К интеллектуальным процедурам, связанных с процессами формирования памяти относится: сравнение, аналогия, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация логический вывод, инструкция. Сравнение - процедура сопоставления групп параметров понятий или фрагментов по каким-то заданным критериям. Результатом сравнения может стать выявления тождества, степени различия, что даёт возможность делать выводы об аналогии, степени превосходства, проводить процесс классификации. Анализ - расчленение объекта на составные части, определение характеристика этих частей, их иерархии и взаимоотношений. Синтез - процедура, обратная анализу, связанная с объединением частей, установлением их соотношений, т.е. построение некоего целого, не сводимого к пространству перечислению исходных частей. Абстрагирование - это выведение каких-либо характеристик или параметров объекта. Обобщение - объединение рада объектов в одну группу, класс на основе результатов операций абстрагирования, анализа, сравнения. Конкретизация - процедура, связанная с фиксацией ряда, параметров обобщённого описания, что приводит к порождению дочерних описаний той или иной степени уникальности, например ,создание текста с точностью фотокопии.
VI. Развитие мыслительной деятельности ребенка.
Считается, что особенности мышления определяются от рождения: одному досталось лучшее, другому – худшее, и ничего тут не поделаешь. Однако целый ряд психологических экспериментов, в которых удавалось заметно улучшить мышление даже у детей, считавшихся безнадежными в этом отношении, опровергает такое положение. Не будет преувеличением сказать: наше мышление в наших руках. Его можно развивать, улучшать, совершенствовать. Решив однажды, что та или иная вещь применяется для каких-то определенных действий, мы как бы закрываем для себя возможность использовать ее по-другому, и лишь человек, не закрепощенный стереотипами, видит множество применений для каждой вещи. Европеец привык к жестко установленным функциям предметов, тарелка для него – лишь тарелка, а меч – не более чем меч, поэтому в Европе человек мог быть известен как мастер боя, если он профессионально фехтовал на мечах (однако, лишившись меча, такой боец оставался беззащитным – его мастерство было привязано к его оружию). На Востоке же, особенно в Китае, отношение к вещам всегда было другим и истинным мастером считается не тот, кто пусть даже совершенстве владеет мечом или копьем, но тот, кто в случае необходимости может использовать любую вещь сообразно с ее свойствами для достижения своих текущих целей. Его мастерство заключено в нем самом и не зависит от каких-то конкретных предметов. Более того, такой человек обычно не только мастер боя, он мастер жизни. Любая вещь в его руках послушно раскрывает свои свойства, нужные ему в данный момент: он работает – и вещь становиться инструментом, он сражается – и вещь превращается в оружие, он отдыхает – и вещь становится предметом обстановки. Это особенно хорошо заметно у играющих детей – ребенок ведь не скован глупыми правилами взрослых. Посмотрите на ребенка, играющего с палкой: вот он скачет верхом, а палка – это его верный конь, вот она превращается в меч – кладенец, в мачту корабля, в подзорную трубу… Одно из главных отличий человека от прочих живых существ в том, что он может в различных ситуациях обеспечить себе преимущество за счёт сознательного использования тех или иных предметов. Предметы, с которыми мы тренируемся, могут стать для нас инструментом самосовершенствования, самовыражения, поиска гармонии. Такая работа с предметами позволяет выйти за рамки традиционного мышления. Упадут
ограничивающие и закрепощающие нас стены стереотипов, и перед нами откроются новые возможности. Для развития способностей у ребенка лучше узнать предмет, познакомиться с его свойствами (зачастую довольно неожиданными) можно использовать следующие игры, часть из которых основана на известных в психологии методиках обучения мышления и воображения. «Cоставление предложений» Берутся наугад три слова, мало связанных по смыслу. Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова. Игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем новые связи и отношения между привычными предметами, творчески создавать новые целостные комбинации из отдельных, разрозненных элементов. «Поиск общего» Берутся наугад два малосвязанных слова, например, «кастрюля» и «лодка». Следует выписать в столбик как можно больше общих признаков. Ответы могут быть стандартными, но особенно ценятся необычные, неожиданные ответы, позволяющие увидеть эти предметы в совершенно новом свете. Игра учит в разрозненных друг с другом предметах и событиях находить множество общих моментов, выделять такие связи, которые обычно не лежат на поверхности. «Поиск аналогов» Называется какой-либо предмет или явление, например, «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует так же систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов. Игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам. «Поиск соединительных звеньев» Задаются два предмета, например «лопата» «автомобиль». Надо назвать предметы, являющиеся как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Они должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. Например, лопата – экскаватор – автомобиль. Побеждает тот, кто найдет наибольшее число разнообразных и четко аргументированных вариантов решения. Игра формирует возможность легко и быстро устанавливать связи («наводить мосты») между явлениями, а также находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими другими предметами. «Способы применения предмета» Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо перечислить как можно больше способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз лежащие на столе письмо и т.д. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.
Игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в различны ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном неожиданные возможности. Кстати, психологический механизм, лежащий в основе многих открытий, заключается как раз в способности увидеть в обычном предмете совсем необычный способ его использования. «Формулирование определений» Называется знакомый всем предмет или явление, например, «дырка». Надо дать ему наиболее точное, «научное» определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и касалось бы несущественных. Побеждает тот, чье определение однозначно характеризует данный предмет. Игра учит четкости и стройности мышления, умению фиксировать существенные признаки, развивать способность одним «мысленным взором» охватить самые разные проявления одного и того же предмета. Особенно полезна эта игра для тех учащихся, которые испытывают трудности при формировании, понимании или запоминании определений. «Выражение мысли другими словами» Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой мысли другими словами. При этом, ни одно из слов исходного предложения не должно употребляться. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания, что бы сохранилась его суть. Побеждает тот, у кого больше трех вариантов. Игра направлена на развитие способности легко оперировать словами, точно выражая свои мысли и передавая чужие. «Построение сообщения по алгоритму» Участники игры договариваются, что, рассказывая о каких-либо событиях, предлагаемых одним из игроков или выбираемых каждым игроком самостоятельно, четко будут придерживаться определенного общего для всех алгоритма. Например, удобно пользоваться следующим: факт – причина – повод – сопутствующее событие – аналогии и сравнения – последствия. Можно разработать свои собственные алгоритмы. Игра дисциплинирует мышление, приручает при анализе, запоминании и сообщении о чём-либо обязательно выделять в нём названные, позволяя тем самым значительно шире и глубже посмотреть на явление. “Выделение существенных признаков понятия” Называется хорошо знакомое вам понятие. Надо выписать его существенные признаки. Побеждает тот, кто назовёт все важные признаки при условий, что среди них не окажется ни одного несущественного. Ответы проверяются и обсуждаются всеми играющими. Игра развивает способность “смотреть в корень”, схватывать только суть явления, отвлекаясь от частных признаков. Эта способность важна для постижения нового: ведь понимание – это “продирание” мысли сквозь несущественные признаки к существенным. Все приведенные выше игры можно и нужно использовать на уроках, заменяя предметы и явления, описанные в этих играх, понятиями, изучаемыми на уроках. Итак, игра – это вовсе не напрасно потраченное время, вовсе не пустая забава, а исключительно сложный и психологически насыщенный вид деятельности, способный обеспечить заметное усовершенствование мышления, повышение его скорости и глубины.
Хотите научиться мыслить легко, мыслить играючи – учитесь мыслить играя.
VII. Заключение.
Если ученик изо дня в день не понимает материала, в нем зреет неудовольствие, а то и озлобление. Психологи предупреждают: детский ум порой не усваивает математический материал ни в версии учебника, ни в изложении учителя. Когда человек делает то, что он может хорошо исполнить, он радуется. Мы же теперь не оставляем времени ребенку на эту радость, тащим его только вперед, туда, где трудно. По степени сложности математика отнесена к самому трудному предмету. Иной школьный учебник напоминает научную монографию. Ссылаясь на то, что наука ушла далеко вперед, детям предлагают шагать за ней семимильными шагами. О том, что получается из нашей торопливости, хорошо сказал Януш Корчак: «Мы поверили в чудодейственную силу знаний, назвали книгу единственным другом, науку – единственной возлюбленной целью в жизни. Неосмотрительно … мы поверили безоговорочно в силу знаний и шли к ним, окрыленные. Не захотели стоять у их подножья, рвались вверх, все выше и выше. Сегодня мы остановлись на полдороге, усталые, больные и грустные… А ведь это – самые стойкие из нас”. И задача учителя – внушить, если не любовь, то хотя бы уважение к своему предмету, развивать способности ребенка и дух творческого горения, радость познания и поиска, формировать активное мышление.
Литература
1. В.М. Кроль «Психофизиология человека». Спб.,Питер, 2003. 2. Б.В. Гнеденко «Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике». Москва, «Просвещение», 1982. 3. А.А. Деревицкий «Курс агентуры для коммерсанта. Мировой опыт коммивояжа и агентской работы». – Москва, «КСП+», 2000.
В раздел основное полное образование