Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Организация исследовательской деятельности и самообразование учащихся в процессе изучения истории".

статья

Автор: Стукало Инна Вячеславовна, учитель истории и обществознания, МОУ "Школа №2" г. Алушты, город Алушта



В раздел основное полное образование




ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И

САМООБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ

ИСТОРИИ
«Век живи - век учись», - гласит народная мудрость. И в этих простых словах таится глубокий смысл. Родившись, человек постигает окружающий мир, учась: учится ходить, говорить; в играх моделирует реальную жизнь. Мы - взрослые - всячески стараемся помочь ребёнку в этом: иногда умело, иногда неуклюже - «подставляя костыли» вместо навыков самостоятельной ходьбы, выпуская из виду то, что мы не сможем это делать всегда, а без нас питомец снова окажется беспомощным... В Докладе ЮНЕСКО, посвященном развитию современной системы образования, говорится: «Школа должна научить учиться, научиться жить, научиться жить вместе, работать и зарабатывать…». В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. В соответствии с ФГОС выпускник основной школы – это умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; активно и заинтересованно познающий мир выпускник. В перечне предметных результатов изучения истории одно из центральных мест занимает развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в разных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней. Таким образом, акцент делается не на накопление фактов и сведений, а на выработку у учащихся умения учиться. Учат ребёнка в дошкольном учебном заведении, учат в школе, потом в ВУЗе, где, как известно, требования к обучаемому выше, а собственно обучение - ненавязчивое, без понуканий и принуждения. И вот здесь «сумеют выжить» те дети, которые могут себя организовать, умеющие учиться, т.е. обучаться, что применительно к учебной деятельности сводится к навыку самообразования. Легко научить того, кто умеет учиться. В исторической науке для самообразования, самостоятельного овладения историей важнейшей из компетенций было и всегда остаётся умение работать с историческими источниками: умение их читать, толковать, понимать. Но источники создаются людьми с их субъективным миропониманием и поэтому зачастую могут сообщать диаметрально противоположные сведения. Задача историка - в море взглядов и мнений отыскать крупицу истинного факта. А для этого необходимо не только умение работать с источниками, но ещё и умение критически их оценивать, переосмысливать. Обилие информации, обрушивающееся на человека в современном мире, предполагает умение критически мыслить, что в наше время особенно актуально.
Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, находить разнообразные аргументы, принимать независимые и продуманные решения. Критически мыслящие люди ищут ответы на такие вопросы: - В чём заключается проблема? - К каким выводам пришел автор? - Что привело к тому или иному выводу? - Автор полагается на факты или взгляды? (Факты можно проверить, а взгляды проверить невозможно. Они могут базироваться на голословных утверждениях). - Автор изъясняет свои мысли нейтрально или эмоционально? ( Критически мыслящий человек следит за манерой изложения, чтобы увидеть подоплёку). Критически мыслящему человеку нужны следующие исследовательские навыки: - наблюдать - видеть и замечать свойства объекта; - описывать - отмечать, как объект выглядит; - сравнивать - устанавливать сходство и отличия между объектами; - определять - доказывать существование объекта, распознавать его; - ассоциировать - устанавливать связь между объектами, объединять объекты по принципу их взаимодействия; - обобщать - делать выводы на основании имеющейся информации или фактов; - прогнозировать - предвидеть, что произойдёт в будущем; - применять - использовать знания на практике. В процессе обучения необходимо исходить из того, что сама история является процессом развития и самореализации человечества в целом и каждого конкретного человека в частности. При этом объектом и ориентиром такой самореализации, в конечном итоге, являются общечеловеческие, гуманитарные ценности, прежде всего, морально-этические, религиозные, эстетические. Именно обучение истории призвано не только познакомить учащихся с общечеловеческим опытом поиска и нахождения этих ценностей, но и дать им возможность самим находить частицы этого опыта, вырабатывая свои оценки, личностное отношение и эмоционально-ценностные ориентации к событиям окружающей общественно-гражданской жизни. Представления и сформированные на их основе теоретико-философские знания об общечеловеческих ценностях дают возможность развивать умения и индивидуальные качества старшеклассника, способствуют его мыслительной самореализации в ходе усвоения исторических знаний. В условиях реализации ФГОС, предусматривающего переориентацию обучения на личностное развитие учащихся, на достижение ими общественно обусловленного уровня компетентности, более заметными становятся тенденции к конкретизации образовательных целей как основы учебного процесса. Важным условием достижения учениками желаемых результатов обучения является чёткое осознание учителем уровней учебных достижений учащихся, предусмотренных компетентностно-ориентированным обучением. Личностно ориентированный подход к преподаванию общественных
дисциплин побуждает к поиску разнообразных способов обогащения общественного опыта учащихся, формирования у них социальной и национальной идентичности, «включении» эмоций при изучении материала; формированию личности не только всесторонне развитой, но ещё и любящей свой край, Родину. Наиболее ярко степень личностного развития учащихся проявляется во время выполнения ими творческих работ, проектной деятельности. При этом учителю целесообразно использовать модель организации и руководства исследовательской деятельностью в процессе изучения истории. В ходе подготовки к написанию рефератов, проектов, исследовательских изысканий, проведения поисковой работы, изучения истории родного края учащиеся часто имеют дело с разнообразными источниками информации, работают самостоятельно. Для того чтобы их труд был успешным, можно ознакомить их с памяткой, правилами обработки источников информации. Эксперты Совета Европы считают, что изучение истории - это активный процесс, который стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность школьников, побуждает их к анализу собственных выводов и умозаключений, развивает способность высказывать мысли. Однако выпускник школы зачастую за годы обучения не получает необходимого опыта самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная ответственность человека за содержание и результаты своей деятельности. Оказывается порой, что знания устаревают раньше, чем ученик успевает их усвоить; но не всё так плохо, как кажется на первый взгляд. Есть всё-таки повод для оптимизма. В современной философии образования историю ценят из-за методики исторического познания, обусловливающей поворот от «истории как предмета знаний» к «истории как предмету мышления». Это означает, что цель уроков истории - развивать историческое мышление. В свете вышесказанного исторический источник как средство изучения истории наилучшим образом вписывается в современную образовательную парадигму: во-первых, документ отражает реальную, а не выдуманную ситуацию; во-вторых, он даёт представление об относительности исторических знаний. Третье преимущество обусловлено безбрежным разнообразием источников: каждый документ способен продемонстрировать, с одной стороны, сходство между нами и людьми древних эпох, а с другой - отличия между близкими поколениями. Наконец, источник способен убедительно продемонстрировать, насколько и как можно исказить информацию, причём как сознательно, так и нечаянно. Работа с источниками информации имеет свою специфику и свои особенности. Информация не должна быть конечной целью обучения, а его началом и инструментом, с помощью которого ученики будут получать знания и развивать свои компетенции. Обучение не сводится к запоминанию информации, а заключается в развитии
способностей учащихся самостоятельно передвигаться в информационном пространстве. Учитель не должен опережать ученическую инициативу, а дать возможность высказаться ученику. Использовать принцип сравнения различных точек зрения, чтобы достичь понимания того, что знания не ограничиваются суммой информации, а являют собой процесс соотношения различных знаний и анализа соответствующей информации. Суть обучения заключена в присоединении новых знаний к уже известным, для чего их нужно воспроизвести и использовать для обработки полученной информации. Такой подход даёт возможность приблизить процесс обучения к естественному состоянию. При этом задача учителя заключается не в том, чтобы засвидетельствовать блестящий уровень собственного владения предметом, а в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для осмысления предложенной информации и самостоятельного её получения, критического осмысления и применения на практике при написании творческих работ путём партнёрского сотрудничества ученика и учителя. Роль ведущего, организатора действий, принадлежит учителю, который владеет методом, алгоритмом решения поставленной задачи или проблемы, и показывает ученику, как это делается, подталкивая ученика к новым идеям и маленьким открытиям в его душе. В современных условиях, когда объёмы информации (знаний) растут небывалыми темпами, ни один, даже образованнейший, преподаватель не способен сориентировать того, кого он учит, в тех знаниях, которые ещё только рождаются, но уже завтра могут быть нужными в обществе. Поэтому в образовательном процессе всё большее значение приобретает задача учить (ученика) учиться, т.е. учить его самостоятельно приобретать и использовать знания. Вместо зубрения необходимо творчество, вместо свойственного современной системе образования метафизического овладения знаниями (своего рода потребления знаний) следует прививать ученикам навыки самостоятельного дидактического мышления. В процессе обучения формируется, развивается личность ребёнка, раскрываются его креативные способности. Главное - научить учащихся верить самим себе, своим действиям, умению продуктивно использовать свою энергию. В таких условиях учитель и ученик превращаются в творческий тандем, в котором они действуют вместе.


В раздел основное полное образование