Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества А. С. Пушкина".

конспект урока

Автор: Кушнарёва Анна Валентиновна, преподаватель русского языка и литературы, Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства, город Липецк, Липецкая область



В раздел основное полное образование






Тема урока:
Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества А. С. Пушкина.
Цели урока: образовательная:
раскрытие своеобразия пушкинской эпохи, в которой происходило становление поэта; знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути поэта;
развивающая:
развитие учебно-познавательной, общекультурной, ценностно-смысловой, личностной и коммуникативной компетенции;
воспитательная:
воспитание духовно-развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения.
Тип урока:
изучение нового учебного материала.
Вид урока:
урок-лекция с элементами беседы.
Методы и приемы:
лекционный, репродуктивно-творческий, эвристический.
Межпредметные связи:
история, русский язык.
Внутрипредметные связи:
«Россия в первой и второй половине 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы», «Гаврила Романович Державин. Обзор творчества».
Учебно-методическое

оснащение урока:
учебники, презентация.
Литература:
1. Аленькина С.Н. Русская литература первой половины 19 века. 10 класс: метод. Пособие. – СПб.: Паритет, 2014 2. Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 1/ Ю.В. Лебедев.- М.: Просвещение, 2014 3. Литература. 10 класс. Поурочные планы (по учебнику Ю.В. Лебедева «Русская литература. XIX век. 10 класс»). – Ч. 1 / Авт.-сост. Л.И. Косивцова. – Волгоград: Учитель, 2014 4. Цявловский М. А. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. – М., 2009
Ход урока:

I.

Организационный момент.
1

II. Изучение нового учебного материала.

1. Сообщение темы урока. (Слайд 1)

2. Запись эпиграфа к уроку. (Слайд 2)
Следы исчезнут поколений, Но жив поэт, бессмертен гений. Ф. Глинка
3. Сообщение цели урока.
Сегодня мы будем говорить об основных этапах жизненного и творческого пути величайшего русского поэта XIX века А.С.Пушкина, об эпохе, в которой жил и творил поэт, и о его поэтической гениальности.
4. Вступительное слово преподавателя о Пушкине. (Слайд 3)
«Писать о Пушкине – значит писать о целой русской литературе…» – сказал В. Г. Белинский. Действительно, Пушкин – наследник всего нашего литературного прошлого и, по словам А. М. Горького, «начало всех начал» новой русской литературы. Он имел на литературу многостороннее и плодотворное влияние. В его личности, в самой его жизни, в небывалой стремительности творческого развития выразилась замечательная одаренность и могучая творческая сила породившего его великого народа». Еще при жизни А. С. Пушкина Гоголь писал о нем: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский дух, русский характер…»
5. Актуализация знаний обучающихся (эвристическая беседа). (Слайд 4)
С Пушкиным мы знакомы с детства. Его творчество сопровождает нас всю жизнь, потому что нет такого жизненного важного вопроса, на который мы не нашли бы ответ в его стихах. Пушкин один для всех, но каждый может назвать его «мой Пушкин» и рассказать, что именно его привлекает в поэте. - Что вы знаете об эпохе, в которой жил и творил А.С. Пушкин? - Какие произведения поэта вы знаете? - Какие пушкинские герои особенно любимы вами? Почему? - В чем секрет очарованности Пушкиным? - Какие основные мотивы пронизывают творчество Пушкина? (любовь и дружба, биографические факты…). - Какие главные темы пушкинской лирики? (Творчество, тема поэта и поэзии, природы, историческая тема, философская лирика).
6.

Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина (обучающиеся

записывают основные положения лекции преподавателя). Слайд 5
Родословная поэта. В ней несколько ветвей, уходящих в глубины русской истории и отмеченных замечательными именами участников важнейших исторических событий в России. В романе «Арап Петра Великого», в стихотворении «Моя родословная», в набросках своей автобиографии и других произведениях поэт часто будет вспоминать о своих предках.
Слайд 6
Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837) родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 г. в городе Москве в старинной дворянской семье мятежного рода Пушкиных. Кроме него, в семье были старшая сестра Ольга и два брата.
Слайд 7
Мать Надежда Осиповна – урожденная Ганнибал, отец Сергей Львович – отставной майор, принадлежавший к обедневшему дворянскому роду. Для своих сыновей они хотели блестящей служебной карьеры. Вот таким нарисовал детство Пушкина писатель Юрий Тынянов в романе «Пушкин».
А) Детство Пушкина (1799-1811гг.) Слайд 8
2
Сообщение подготовленного обучающегося. Наиболее разительной чертой пушкинского детства следует признать то, как мало и редко он вспоминал эти годы в дальнейшем. В жизни дворянского ребёнка Дом – это целый мир, полный интимной прелести, преданий, сокровенных воспоминаний, нити от которых тянулись на всю дальнейшую жизнь. У него было два брата и сестра. Братец Лёвушка, малолетка, был любимец. Сестрица Олинька, остроносенькая миловидная и сварливая, жаловалась на братика Сашку тонким голоском. Братец Николинька был болезненный и белесый. Он относился к ним как к стаканам, которые не должно было ронять и за которые ему доставалось. У дома и родителей были разные лица: одно – на людях, при гостях, другое – когда никого не было. И речи были разные: французская и русская. Французская придавала всему цену и достоинство, как будто в доме были в это время гости. Это был тот свет, о котором иногда говорили за столом родители и откуда мать с отцом возвращались иногда по ночам. Когда родители были нежны друг к другу, они говорили между собой по-французски, и только когда ссорились, кричали по-русски. Когда в дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он неизменно вспоминал только Лицей – детство он вычеркнул из своей жизни. А когда внутреннее развитие подвело Пушкина к идее дома, поэзии своего угла, то это оказался совсем не тот дом, в котором он проводил дни детства. Домом с большой буквы стал дом в Михайловском, дом предков, с которым поэт связывал свои юношеские воспоминания и годы ссылки. И под окном этого дома сидела не мать поэта, а его крепостная «мама» Арина Родионовна.
Слайд 9
Арина входила в комнату и садилась у его постели в ногах. Не глядя на него, медленно покряхтывая, позёвывая и покачивая головой, рассказывала она о бесах. Бесов было великое множество. В лесу были лешие, в озере, что за господским домом в Михайловском, у деда Осипа Абрамовича, у мельницы, внизу – водяной, девки его видели. Он мастер был аукаться. Была одна девушка, рябая, у Осипа Абрамовича, ходила в лес по бруснику, он с ней аукался и защекотал. Вся душа смехом изошла. Вот вы, батюшка, Александр Сергеевич, не заснёте, и вас защекочет. Ну не леший, так домовой. Он оттуда и прилетел. Вот в трубе тоненько поёт. Спите, мол, Александр Сергеевич, спите, мол, скорее, не то всех по ночам извели – и бабушку, и няньку, и меня, домового вашего Михайловской округи. (Ю. Тынянов «Пушкин») Как знать, может быть именно на основе нянюшкиных сказок и родилось впоследствии стихотворение «Бесы». Нежную любовь к няне Арине Родионовне Пушкин пронёс через всю жизнь.
Б) Учеба Пушкина в привилегированном учебном заведении – Царскосельском

лицее (1811-1817 гг.). Слайд 10
Лекция преподавателя. Детство, однако, слишком важный этап в самосознании человека, чтобы его можно было вычеркнуть, ничем не заменив. Заменой мира детства, мира, к которому человек обращается всю жизнь как к источнику дорогих воспоминаний, для Пушкина стал лицей. Когда Пушкину исполнилось 12 лет, родители отдали его учиться в очень престижное учебное заведение – Лицей, который находился в Царском селе. Далеко не богатым и не знатным Пушкиным пришлось прибегнуть к протекции влиятельного петербургского знакомого Ал-дра Ивановича Тургенева, чтобы устроить Пушкина в это учебное заведение, в котором учились дети самых богатых и знатных дворян. В июне 1811 года дядя А.С. Пушкина, поэт Василий Львович привёз своего племянника В Петербург на приёмные экзамены. Выдержав испытания, Пушкин в числе 30 воспитанников был принят в лицей. 3
19 октября 1811 г. в торжественной обстановке состоялось открытие лицея. Присутствовал сам Александр 1, его семья, министры и высшее духовенство.
Слайд 11
Лицей был задуман как образцовое учебное заведение закрытого типа. Воспитанники проводили в нем безвыходно 6 лет. Образование приравнивалось к университетскому. Что не было характерно для учебных заведений России 18- начала 19 века, так это запрет в Лицее телесных наказаний, а также проживание не в общей казарме, а в отдельной комнатке, которую лицеисты прозвали кельей. Александра Пушкина поселили в комнату № 14 на 4 этаже. Посмотрите, какова обстановка в комнате
. (Слайд

12)
И такими были все комнаты лицеистов. В Лицее было строгое расписание дня. На учение в день отводилось 7 часов. Остальное время посвящалось прогулкам, играм, гимнастике. Лицейская библиотека выписывала всю периодическую печать (это что?). Лицеисты были в курсе общественных и литературных событий. Посмотрите, как много шкафов с книгами и журналами
(Слайд 13).
Оценки лицеистам ставили не в баллах. Профессора давали подробные письменные отзывы. Отдыхали лицеисты в зале, где можно было музицировать, рисовать, читать
(Слайд 14).
А вот некоторые сохранившиеся рисунки
(Слайд 15).
В ухоженных Царскосельских садах было не только красиво. В них было много исторических памятников. На одной из колонн юный Пушкин прочитал высеченное имя своего предка — Ивана Абрамовича Ганнибала. Каждый из лицеистов чувствовал себя сыном своей Родины.
Слайд 16
В 1812 году (что это за событие?) гвардейцы уходили на защиту государя и Отечества мимо Лицея, и лицеисты выбегали из классов, провожали воинов молитвой, обнимали знакомых, плакали. Позднее Пушкин напишет: Вы помните: текла за ратью рать. Со старшими мы братьями прощались И в сень наук с досадой возвращались, Завидуя тому, кто умирать Шел мимо нас... (“19 октября 1836 года”) Мальчики, жившие много лет уединенно, сдружились меж собой. Особый лицейский дух витал вокруг, лицейская дружба тоже стала особенной. Все годы Пушкин прожил рядом с Иваном Пущиным, Жанно, которому посвятил стихотворение “Мой первый друг, мой друг бесценный...”. Пройдет много лет, и именно Пущин не побоится навестить в ссылке своего друга. Вот они, закадычные друзья Пушкина: Антон Дельвиг (Тося), Вильгельм Кюхельбекер (Кюхля), Иван Пущин (Жанно)
(Слайд 17).
В свободное от учебы время лицеисты занимались литературными играми, например, коллективным сочинением сказок: один начинал, второй подхватывал, третий придумывал финал. Каждый учебный год заканчивался экзаменами. Они проходили вот в этом зале
(Слайд

18).
В конце третьего года обучения Пушкин получил задание к экзамену по словесности сочинить и прочитать оду. На экзамене присутствовал метр русской литературы, непревзойденный мастер одического жанра Гавриил Романович Державин. Пушкин очень волновался в присутствии знаменитого поэта, не помня себя, он дочитал стихотворение и убежал. “Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли”,- вспоминал Пушкин
(Слайд 19).
Лицеисты, как и обычные мальчики, любили шумные игры, шутки над товарищами и учителями. Посмотрите карикатуру одного из лицеистов
(Слайд 20).
4
Именно в лицейское время в стихотворениях Пушкина появляются первые женские образы, светлый образ любви. В 1815 году юный поэт влюбился в сестру одного лицеиста — Екатерину Бакунину. В своем дневнике он пишет: “Я счастлив был! ...я был счастлив 5 минут”. Вот ее карандашный портрет
(Слайд 21).
В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Лицея. Вот выписки из свидетельства об окончании Лицея Пушкиным
(Слайд 22).

В) Пушкин в Петербурге (1817-1820 гг.). Слайд 23
Лекция преподавателя. После выпуска из Лицея поэт определился на службу в Коллегию иностранных дел. Нарастало движение декабристов. Пушкин сблизился с передовыми людьми своего времени, вошёл в круг вольнолюбивой молодёжи, читал свои политические стихи. В 1820 году Пушкин закончил начатую ещё в Лицее поэму “Руслан и Людмила”. В эти годы поэтом созданы многие политические, вольнолюбивые стихотворения : ода «Вольность», стихи «Деревня», «К Чаадаеву», «Сказки», эпиграммы на Александра I, Голицына, Аракчеева и др. Молодой поэт, не зная осторожности и страха, сочиняющий и распространяющий свои свободолюбивые стихи, не мог остаться безнаказанным.
Александр I:
«Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодежь наизусть их читает… Пушкина надобно сослать в Сибирь». Александр I хотел сослать Пушкина в Сибирь или на Соловки. Друзья Пушкина – Карамзин, Жуковский добиваются смягчения приговора. 6 мая 1820 г. Пушкин выехал из Петербурга на юг с назначением на службу в канцелярию генерал-лейтенанта И.Н. Инзова. Это фактически была ссылка.
Г) Южная ссылка (1820-1824 гг.). Слайд 24
Лекция преподавателя. Путешествие Пушкина по Кавказу и Крыму в обществе семейства генерала Н. Раевского, героя Отечественной войны 1812 года. Создание романтических поэм: «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Оскорбительное отношение к Пушкину графа М. С. Воронцова. Острая эпиграмма Пушкина на графа.
Д) В селе Михайловском (1824-1826 гг.) Слайд 25
Сообщение подготовленного обучающегося. Горестная жизнь поэта под надзором отца.
Пушкин



Жуковскому
: «Спаси меня хоть крепостию, хоть Соловецким монастырем».
Пушкин – брату
: «Книг, ради бога, книг».
Пушкин – своим друзьям
: «Чувствую, что… могу творить». В Михайловском поэт написал «К морю», «К ***» («Я помню чудное мгновенье»), «Пророк», «Борис Годунов», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Жених», «Зимний вечер». Главный итог творческих поисков – начало работы над романом «Евгений Онегин».
Е) Пушкин в Москве (1826-1827 гг.). Слайд 26
Лекция преподавателя. Попытки Николая I использовать поэта в интересах своей политики. Разговор царя с Пушкиным. Во время беседы Николай I задал Пушкину вопрос, где бы он был, окажись в тот момент в Петербурге? Пушкин ответил: «Я был бы с моими друзьями, государь, но Господь меня спас». - Как вы думаете, почему он так сказал? Разве Пушкин был трусом? (Он был верен друзьям, но давно разочаровался в идеях декабристов).
Ж) Годы скитаний (1827-1830 гг.). Слайд 27
5
Лекция преподавателя. Пушкин живёт попеременно то в Москве, то в Петербурге. Доносы на Пушкина и его ближайших друзей продолжаются. Тревожное состояние поэта…
Пушкин в письме А. Х.

Бенкендорфу
: «Ни один из русских писателей не притеснен более моего». В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой.
Слайд 28
Не получив определенного ответа от Гончаровой, он без разрешения властей сразу самовольно уехал на Кавказ. Это путешествие по Военно-Грузинской дороге, яркие впечатления и многочисленные встречи с друзьями, участие в военных действиях русской армии, взявшей Арзрум, Пушкин описал в автобиографическом произведении "Путешествие в Арзрум" (1829). Пушкин пишет «Чернь», «Поэту», «Поэт», «В Сибирь», «Арион», «Анчар», «Кавказ», создает блестящие образцы интимной лирики: «Не пой, красавица, при мне», «Я вас любил…», «Что в имени тебе моем?», «В последний раз твой образ милый» и др. Пушкин продолжает писать роман «Евгений Онегин».
З) Болдинская осень (1830 г.). Слайды 29 -30
Сообщение подготовленного обучающегося. Осень – любимое время года и самое плодотворное. Из письма Пушкина другу: «Скажу тебе, что я в Болдине писал, как давно уже не писал…» Сказки, стихи, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», роман «Евгений Онегин» – итог болдинской осени.
И) В Петербурге (1830-1837 гг.). Слайд 31
Лекция преподавателя. 18 февраля 1831 г. Пушкин обвенчался с Н. Н. Гончаровой (в Москве) и переехал с женой в Петербург. У А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей
. Слайд 32

Пушкин:
«Петербург мне не подходит ни в каком отношении: ни мои вкусы, ни мои средства не могут к нему приспособиться». Время жизни в Петербурге – трагический рубеж в жизни поэта. Его угнетало светское окружение. Жизнь, окутанная интригами, сплетнями, становилась невыносимой. Пушкин продолжал писать (стихотворения «Осень», «Клеветникам России», повесть «Пиковая дама», романы «Дубровский», «Капитанская дочка», сказки и др.).
К) Дуэль и смерть Пушкина Слайд 33
В начале 1834 г. в Петербурге появился француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней ухаживать. Недоброжелатели обвиняли Н. Гончарову в неверности. Чтобы отстоять свою честь и честь жены Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. 27 января 1837 г. на берегу Черной речки (вблизи от Петербурга) состоялась дуэль Пушкина с Дантесом.
(просмотр видеоролика).

Слайд 34
29 января (10 февраля) 1837 г. в 2 часа 45 минут пополудни Пушкина не стало
.

Солнце русской поэзии закатилось", - написал В. Жуковский.

Слайд 35
Смерть поэта стала началом его бессмертной славы на земле.
III. Заключительный этап.

1. Подведение итогов урока.

Слайд 36
Люблю я Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски. Добро цветёт в них, злоба чахнет. 6
В них русский дух, в них Русью пахнет! За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа! Ведь мы стихи его читаем Как он писал – без перевода. Алифиренко
2. Выставление оценок за урок (с комментариями преподавателя).

3. Сообщение домашнего задания. Слайд 37
 Стр. 115-125; составить хронологическую таблицу по биографии поэта;  подготовить выразительное прочтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта». 7


В раздел основное полное образование