Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Программа по патриотическому воспитанию".

методическая разработка программы

Автор: Карпушкина Екатерина Ивановна, учитель истории, МБОУ СОШ №12, город Мытищи, Московской области



В раздел основное полное образование




Пояснительная записка
Бережное отношение к истории нашей страны, к воинской славе отцов и дедов - первый и совершенно необходимый шаг к строительству обновлений, крепкой и стабильной России. Мы должны сохранить живую связь поколений. Поэтому особенно важно, что юные патриоты с огромным уважением прислушиваются к голосу ветеранов. Мы вправе гордиться нашими корнями, нашей историей. Любить Россию. Дорожить традициями ветеранов, учиться у них мужеству, взаимопомощи, верности долгу. Память о павших в борьбе за свободу и независимость нашего Отечества… Великий смысл заключён в этой памяти, обращённой прежде всего не к прошлому, а к настоящему и будущему. Память - напоминание о тех, кого нет, кто шёл по жизни с гордо поднятой головой, сражаясь за правое дело, за наше сегодня и завтра; память - наказ завершить то, что не завершили павшие, продолжить дело, которому они посвятили свои жизни, память - любовь и восхищение нравственным обликом борцов, их совершенными гражданскими и человеческими качествами; память - ненависть к тем, из-за кого оборвалась жизнь дорогих нам людей, кто причинил нам такие беды и страдания, забыть которые мы не имеем права. Удивительно ёмкое слово «память», как же много оно в себя вбирает! И разве не справедливо, что отношение к памяти - это показатель нравственного здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельности. И если, к глубокому стыду и сожалению, мы иногда сталкиваемся, пусть с редкими случаями небрежения памятью героев, нельзя на такое закрывать глаза, надо бить во все колокола: тот, кто не дорожит нашей историей, не способен по достоинству оценить и наше настоящее. Нельзя осквернение памяти квалифицировать иначе, как надругательство над нашей моралью, нашими убеждениями, нашей совестью. Тем более, важной представляется та работа, о которой мы хотим рассказать. Важнейшим направлением возрождения патриотизма у молодого поколения является воспитание историей на подвигах героев нашего Отечества. Беседы, встречи с ветеранами войны и труда, изучение героического прошлого своего района, города, области. Создание музеев Трудовой и Боевой славы, строевая и специальная подготовка - всё это формирует у обучающихся высокие моральные и духовные качества, воспитывает их на боевых и трудовых традициях нашего народа. Проведены следующие мероприятия по реализации программы «Патриотическое воспитание»:  творческий конкурс «Овеянные славою флаг наш и герб»;  организованы торжественные вручения паспортов под девизом «Я - гражданин России»;  традиционно проходит акция «Есть такая профессия - Родину защищать»;
 проводятся встречи с ветеранами, уроки мужества, тематические вечера, конкурсы сочинений, рисунков, посвящённых военно-патриотической тематике;  возрождено и активно живёт тимуровское движение, организовано шефство учащихся школы над одинокими участниками и вдовами погибших военнослужащих, организованы операции «Твой подарок ветерану», «Милосердие»; Годы Великой Отечественной войны дали такое количество примеров подлинного героизма, патриотизма, беззаветного служения Родине, что они могут дать возможность нашей молодёжи - школьникам черпать и черпать из военного наследия нашей истории образцы истинного патриотизма. Победа была высшим взлётом духа, патриотизма, чувств народа. И об этом говорит в полный голос каждый учитель на каждом уроке, на каждом классном часе, при каждой встрече с детьми. Хотим мы того или нет, но всё, что мы сегодня имеем, чем живём, создано предшествующими поколениями, в том числе и военным поколением - нашими прадедами и дедами. На их плечах мы стоим. Растить патриотов в наше время непросто. Но мы с оптимизмом смотрим в завтрашний день. Потенциал педагогов, их энтузиазм вселяют уверенность в том, что нам удастся воспитать истинных патриотов из сегодняшних мальчишек и девчонок, готовых к самоотверженному исполнению гражданского, нравственного долга перед Отечеством. Память - это не только возвращенное прошлое, но и настоящее. Пусть об этом знают самые маленькие граждане родной страны. Пусть они также крепко любят Родину, как любили её солдаты России, пусть готовы будут её защищать, пусть знают прошлое, не забывают о нём, ведь нельзя без него полюбить и понять настоящее.
Программа «Я - гражданин России»
МБОУ «СОШ №12» города Мытищи на основе Государственной программы разработала программу «Я - гражданин России», направленную на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина России - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и в военное время.

Программа даёт возможность воспитывать у школьников чувство патриотизма, любви к Родине, гордости за её прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества, что на данный момент является наиболее востребованным в современном обществе. Программа, рассчитанная на учащихся 1 - 11 классов, позволяет формировать у школьников исследовательские навыки, научное мышление, создавать компьютерные программы, организовывать объединения учащихся на принципах самоуправления. Вся работа по патриотическому воспитанию строится с учётом возрастного критерия по принципу поэтапной реализации действующей программы.
Цели программы:

1. Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д. 2. Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны. 3. Воспитывать у учащихся любовь к своему родному селу и краю как к малой Родине. 4. Воспитывать учащихся гражданами своей Родины, России. 5. Формировать у учащихся чувство гордости за свою Отчизну. 6. Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию. 7. Воспитывать у учащихся интернациональные чувства.
Основные направления реализации программы:
 учебная деятельность через предметы;  система тематических, творческих классных часов;  проведение военно-патриотических, спортивных праздников;  проведение конкурсов «Знатоки российской истории», «Знатоки российской науки и техники», «Знатоки российской культуры и традиций», «Знатоки российского слова».  создание проведение познавательных игр, викторин, способствующих реализации целей проекта;  выставки творческих работ;  организация работы школьного самоуправления;  система мероприятий школьной библиотеки.

Целевая программа на 2012 - 2017

гг.

Цели программы:
 воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений;  развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края;  становление многосторонне развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях;  освоение культурных, духовных традиций своего народа.
Идея программы:
«Сберечь себя для России и Россию для себя!»
Общешкольные коллективно-творческие дела

2012 – 2013 учебный год - «Россия - родина моя!»
Сентябрь - «Славься край Мытищинский». Октябрь - День пожилых людей - операция «Забота». Январь - Конкурс рисунков «Мой отчий дом». Фольклорный праздник. Март - «Проводы русской зимы». Май - Конкурс чтецов «Моё отечество - Россия».
2013 – 2014 учебный год «Я люблю свою землю»
Сентябрь - Урок знаний «Что я знаю о России». Октябрь - День учителя «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей». Ноябрь - День матери «Моя мама лучше всех». Декабрь - «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Февраль - Праздник «Край мой - гордость моя». Март - Фольклорный праздник «Проводы зимы». Апрель - Экологическая неделя. Экологическая акция: «Два мира есть у человека, Один, который нас творил. Другой, который мы от века, Творим, по мере наших сил». (Н. Заболоцкий) Май - Торжественная линейка «Спасибо тебе, солдат!».
2015 – 2016 учебный год. «На родных просторах»
Сентябрь - Праздник «Славим губернию». Ноябрь - Литературно-музыкальная композиция «Мытищи! Сердца моего частица» (посвящённая истории города Мытищи, знаменитым людям, жившим в нём). Март - Праздник русского танца. Май - Праздник «Свет родных берёз».

2016 - 2017 учебный год. «Русь моя - милая родина!»
Октябрь - Утренник «Хлеб - всему голова». Ноябрь - Интеллектуальная игра «Знай своё Отечество». Январь - Праздник русской песни «Песня русская народная». «Мощно разносится песня раздольная Вдоль по отчизне родной!..» Февраль - Фестиваль военно- патриотической песни. Апрель - Познавательная викторина «Великая Отечественная война».
Работа школьного музейного уголка
Сентябрь - май: 1. Создание поисковых групп по классам. 2. Организация встреч с бывшими учителями и выпускниками школы. 3. Проведение мероприятий по патриотическому воспитанию в кабинете истории. 4. Пополнение экспозиции. 5. Подготовка экскурсоводов. 7. Встреча с бывшими учащимися школы, ветеранами Великой Отечественной войны.
Военно-патриотическое воспитание

2012 -2013 учебный год.
 Подготовка к празднованию 65 годовщины Победы.  «Солдат войны не выбирает…»  организация встреч с ветеранами Отечественной войны.
2013 – 2014 учебный год
 Мероприятия навстречу 66 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.  «Я буду жить коротким словом - «память»».  Читательские конференции. Чтение и обсуждение книг о героях Великой Отечественной войны.  Конкурс сочинений «Бабушка, расскажи мне о своём отце!».  Что мы знаем о войне?  Организация вечеров: «Подвигу народа жить в веках», «Звучи, памяти набат!»
2015 -2016 учебный год.
 Организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны «Боевая слава».  Уроки мужества.  Военно-спортивный праздник.  Тематические вечера «Защита Отечества - священный долг каждого гражданина России». «В жизни всегда есть место подвигу».  Военно-исторические викторины.  Просмотр героико-патриотических фильмов, спектаклей.
2016 - 2017 учебный год.
 Литературно-музыкальное представление «И помнит мир спасённый», посвящается Великой Победы.  Литературная гостиная «Страницы дней перебирая даты»
 Читательская конференция «Великая Отечественная война в художественной литературе и краеведении».  Военно-спортивный праздник: «Ой вы, добры молодцы!».
Межпредметные недели

2012 – 2013 учебный год
 Неделя русского языка. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!».  Неделя истории. (Отчизны верные сыны. Историческая викторина).  Экологическая неделя. «Лосиный остров».
2013 – 2014 учебный год
 Неделя русского языка, литературы и истории. Театрализованная постановка «История города Мытищи».  «Великий гражданин России» (математика, физика, информатика).  Биология, география, химия. Устный журнал «Экологический бумеранг».  Иностранный язык, музыка, ИЗО. «Летопись природы родного края».
2015 – 2016 учебный год
 Неделя музыки. « История фольклора».  Неделя ИЗО. «Творчество народных умельцев».  Неделя истории «Хотят ли русские войны?».  Неделя химии, биологии, географии. «Охранять природу - это значит охранять Родину».
2016 -2017 учебный год
 Неделя музыки. «Песнь могучая, песнь раздольная».  Неделя ИЗО « Ромашковая Русь».  Неделя русского языка и литературы, химии. «Он с нами легендарный Пушкин, и Ломоносов, и Крылов…»  Неделя экологическая. «Одним дарит природа - мать Не свет, а света отраженье, В других желает увидать Своё живое завершенье».
Темы классных часов и мероприятий

для учащихся 1 - 11 классов

1 класс
1. «История моего имени и фамилии». 2. «Герб, флаг, гимн России». 3. «Вот она, какая моя Родина большая». 4. «Я - Россиянин».
2 класс
1. «История моей улицы». 2. «Мои семейные реликвии». 3. «Славные сыны нашего Отечества».
3 класс
1. «История моего города». 2. «Моя родословная».
3. «Обычаи и традиции русского народа». 4. «Правила поведения учащихся».
4 класс
1. «Мои предки в труде и в бою». 2. «Обычаи и традиции народов России». 3. «Дисциплина и ответственность». 4. «Красота русской природы».
5 класс
1. «Что значит любить Родину?» 2. «Духовное наследие России». 3. «Мой край любимый». 4. «Наши права и обязанности».
6 класс
1. «Защищать Родину - это почётный долг». 2. «Отец, Отчизна, Отечество». 3. «Литературное наследие России». 4. «Праздники русского народа».
7 класс
1. «Что значит быть ответственным?» 2. «Праздники народов России». 3. «Перекличка поколение». 4. «Вклад жителей Подмосковья в победу над фашизмом».
8 класс
1. «Отстаивая свои права, не забывай о правах других». 2. «Гражданин ли я России?» 3. «Что мы знаем о народах, населяющих Россию». 4. «Русские за границей».
9 класс
1. «Обязанность, долг, присяга». 2. «Я патриот своей Родины?» 3. «Дети на защите Отечества». 4. «Семейные праздники и традиции».
10 класс
1. «Можно ли меня назвать гражданином России?». 2. «Достижение русских учёных и изобретателей». 3. «Мои замечательные земляки». 4. «Памятные места моей малой Родины».
11 класс
1. «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?». 2. «За что я люблю Россию?». 3. «Народ и я - единая семья». 4. «Чем я могу помочь, тем, кто в моей помощи нуждается?».

Примерный план месячника по патриотическому воспитанию

«Я и отечество»
№ Содержание Класс Сроки 1 Классные часы (тематические), посвящённые истории России, Мытищинского района: «История города в истории России», «Мытищинцы - герои великой войны», «Поклонимся великим тем годам», «Жизнь замечательных людей». 1-7 8-9 1-11 10-11 февраль 2 Викторины «Военная биография Подмосковья», «История малой Родины». 9-11 5-8 3 Экскурсии по достопримечательным местам города. 8-11 в течение года 4 Конкурсы: рисунков, посвящённых знаменательным датам; чтецов; военно-патриотические песни. 1-11 5 Праздники: «А ну-ка, мальчики»; «А ну-ка, парни» (ко Дню защитника Отечества); День Победы. 1-7 8-11 1-11 февраль май
Ожидаемые результаты
Через систему работы по патриотическому воспитанию школа предполагает воспитывать в будущем гражданине России: - чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину; - высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать своё общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично и нравственно; - чувство личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни; - способность к творчеству, умение самостоятельно добывать новые знания; - физическое совершенство; умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни.

Литература
1. Дереклеева Н.И. Классный руководитель: Основные направления деятельности.- М., 2001 2. Концепция и программы совершенствования содержаний воспитания молодёжи Подмосковья. 3. Мастер - класс для зам. директора школы по воспитательной работе. - М., 2006. 4. Материалы научно-методического журнала «Классный руководитель». 2003. № 1, 2. 5. Подвиг народа. - М., 1984. 6. Справочник зам.директора школы по воспитательной работе.- М., 1999. 7. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12

города Мытищи Московской области



В раздел основное полное образование