Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Использование современных подходов в контрольно - диагностической деятельности учителя русского языка и литературы в условиях ведения ФГОС"

отчёт по самообразованию

Автор: Слинько Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы, МКОУ "СОШ ст. Исправной", ст. Исправная, КЧР, Зеленчукский р-н



В раздел основное полное образование






"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно,

доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках.

Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не


только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество,

построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим"

Б.М. Неменский


Мое педагогическое кредо наиболее точно выражается словами А.Дистервега: «Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя». Несомненно, в центре образовательного процесса стоит ученик, однако в современных условиях учитель перестает быть просто источником знаний, это скорее проводник в мире информации, которая окружает формирующуюся личность. И здесь на первый план выступает личность самого учителя, так как он способен передавать ученикам ценностные ориентации, которые присущи ему самому. Моя тема по самообразованию «Использование современных подходов в контрольно – диагностической деятельности учителя русского языка и литературы в условиях ведения ФГОС» напрямую согласуется с целями деятельности нашего образовательного учреждения «Повышение качества знаний и формирование познавательных интересов учащихся с учётом внедрения инновационных технологий»
Цель
моей педагогической работы: средствами русского языка и литературы способствовать формированию личности ребенка, ориентированного на устойчивое развитие, обладающего способностью генерировать собственные варианты, принимать решения в условиях неопределенности, готовностью к постоянному совершенствованию своих качеств, диалогу и продуктивной совместной деятельности с другими людьми, умеющего сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье. Как продолжение, целью своей работы считаю дать ученику определенную сумму знаний, но не только. Еще надо и научить учиться, развивать интерес к предмету и вообще к учению.
Задачи
, которые я перед собой ставлю: 1) работать над созданием педагогической среды, ориентированной на развитие у учащихся познавательных интересов и мотивации к учению, формирование ключевых компетенций; 2) выстраивать индивидуальные траектории развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга, включающего изучение динамики и прогнозирование продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития; 3) организация творческой работы учащегося, воспитания у них потребности в
самостоятельном углублении знаний и интереса к исследовательской учебной деятельности; 4) подготовить учащегося к осознанному выбору профессии, привить навыки самостоятельной работы; 5) совершенствовать формы организации учебной деятельности. В своей деятельности я придерживаюсь и использую следующие современные концепции:  Теория активизации учения Т. И. Шамовой. Сущность принципа активности в обучении. Активизация учения — мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учащихся на достижение конкретных целей обучения и воспитания.  Теория индивидуализации обучения И. Э. Унт. В понимании индивидуализации обучения И.Э.Унт опирается на необходимость правильного и исчерпывающего отражения, во-первых, общих черт уче- та индивидуальных особенностей детей и, во-вторых, охвата, по возмож- ности, всех форм и методов учета этих особенностей.  Теория личностно (индивидуально) - ориентированного обучения Е. В. Бондаревской, , А. В. Петровского, Ю.К.Долженко. На уроках и во внеурочное время для активизации познавательной деятельности учащихся применяю различные формы организации, каждый урок разрабатываю с учетом эффективного использования времени учащихся, целесообразно использую подобранные методические приемы, методы и средства . Качество образования учащихся в современной педагогике чаще всего определяется посредством
понятия компетенции
. Данный подход обусловлен требованием постиндустриальной эпохи, общеевропейской тенденцией интеграции экономики и системы высшего образования, определяется проходящей в последнее десятилетие сменой образовательных парадигм, предписан «Федеральной целевой программой развития образования на 2006- 2010 гг.». Компетенция понимается мною как осведомленность человека в какой-либо области, владение умениями и навыками. Путем анализа предметных образовательных сфер и их соотношения с социокультурной ситуацией я пришла к выводу, что необходимо выделить и отрабатывать следующие типы
предметных компетенций: ценностно-смысловая; социально-трудовая; коммуникативная; культуроведческая. Разные виды компетенций не существуют независимо друг от друга, они координируются в процессе социальных практик, дополняют одна другую и входят как компоненты в структуру личности. Компетентностный подход к обучению учащихся для меня представляется самым перспективным в условиях реформирования системы образования. На сегодняшний день существует немало проблем в преподавании русского языка и литературы, поскольку результаты обучения проявляются не только на школьных экзаменах, но и на вступительных, где далеко не все выпускники могут логично излагать свои мысли, обосновывать выводы, поддерживать диалог на заданную тему, грамотно писать. Поэтому, на мой взгляд, школьное обучение языку не должно сводиться к тому, чтобы подготовить грамотного ученика в узком понимании этого термина, что практически ограничивается натаскиванием в овладении орфографических навыков и умений. Необходимы действенные усилия по переходу от информативно-рецептивных методов обучения к поисково-эвристическим с активным участием самих учащихся. Таким образом, деятельность современного учителя невозможна без
использования современных образовательных технологий
в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. Педагогическое творчество чаще всего состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно “просеивает”, отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения. Мною были изучены следующие технологии: проектная деятельность, формирования критического мышления, проблемного преподавания, информационные технологии. Элементы вышеназванных технологий внедряются мною в образовательный процесс в урочной и внеурочной деятельности. Для формирования целостной картины мира у учащихся стараюсь использовать элементы интегрированных уроков, в основу которых положена связь с такими видами искусства как кино, театр, живопись, музыка и т.д. Также осуществляются межпредметные связи с такими учебными предметами как история, информатика и др. Педагогическая диагностика уровня развития учащихся также осуществляется на основе индивидуальной образовательной программы, являющейся
траекторией развития личности учащегося через систему личностно- ориентированного мониторинга. Для эффективности учебно-воспитательного процесса и для достижения вышеуказанных целей необходим постоянный поиск новых форм и методов организации учебной и внеклассной работы мной разработан элективный курс для учащихся 9 классов «Орфографический практикум» В рамках реализации программы «Одаренные дети» привлекаю ребят: 1. К участию в олимпиадах по предмету 2. Организую исследовательскую деятельность учащихся; 3. Организую проектную деятельность учащихся Результативность работы определяется также степенью участия учеников в школьных, муниципальных, окружных и всероссийских конкурсах. За последние 4 года мои ученики приняли участие в олимпиадах, научно- практических конференциях, конкурсах, мероприятиях. Участие в мероприятиях значительно раскрывает творческий потенциал учащихся.
2011 -2012 уч.год
- участие во Всероссийской олимпиаде «Олимпус» Результат: русский язык - Слинько Лена 3-е место
2012 -2013 год
районная олимпиада по предмету Результат: русский язык - Слинько Лена 1-е место
2012-2013 уч.год
– участие во Всероссийской олимпиаде «Олимпус» Результат : Русский язык - Ветрова Лиза , Слинько Лена – 7 место Литература Слинько Лена – 5 место
2013- 2014 уч.год -
участие во Всероссийской олимпиаде «Олимпус» Результат: Литература - Слинько Лена 5 место Русский язык - Ветрова Лиза 7 место
2014-2015 уч.год
– участие во Всероссийской олимпиаде «Олимпус» Результат: Русский язык – Слинько Лена 7 место Одна из актуальных проблем современной методики обучения русскому языку и литературе – развитие активной самостоятельной работы учащихся, создание условий для их самовыражения и саморазвития. Во время занятий обеспечиваю формирование у школьников важных умений: планировать свое время, ориентироваться в материале, выполнять работу в определенной
последовательности, работать с книгой, справочной литературой, составлять план и тезисы своего высказывания. Личностное развитие учеников заключается в формировании их нравственных взглядов и убеждений, а следовательно, направляю содержание коммуникативной части занятий на обсуждение важных для старшеклассников явлений современного общества, его требований к выпускникам школ, престижной профессии, направлений подготовки специалистов в вузах; больше использую иноязычный материал, связан с историей, культурой, жизнью России, его народа. Ведь разнообразное сочетание всех форм работы: индивидуальной, самостоятельной, парной, групповой представляет собой важное средство повышения качества обучения и воспитания школьников, позволяет лучше учитывать их индивидуальные различия, сферу интересов. На своих уроках всегда применяю нетрадиционные формы работы: диспут, экскурсии, интересные игры. Работа в группах помогает им учиться, кроме русского языка, еще и искусству общения, превращая урок в урок - экскурсию, урок - конференцию, урок - телемост. Наилучшего результата достигаю, проводя нестандартные уроки: урок-конференция, урок-диспут, дискуссия, урок-путешествие, КВН, викторина. Изучение русского языка и литературы требует значительных усилий со стороны учащихся, формируя такие качества, как трудолюбие, настойчивость, внимательность, самостоятельность, любознательность. Опыт работы с детьми показывает, как важно уделять значительное внимание созданию благоприятной психологической обстановки, позволяющей раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, сформировать учебно-познавательную и коммуникативную компетенции. В ходе занятий и во внеурочной деятельности я демонстрирую ученикам свою открытость для общения, стараюсь подтвердить то «ощущение» знаний, которое высказывает ученик, побуждаю ученика играть активную роль и быть уверенным в себе. Ученики активно участвуют в разговоре, выдвигают свои собственные предложения. При этом я стараюсь избегать категоричных суждений, утверждений и двусмысленных вопросов, задавать наводящие и перспективные вопросы, обеспечивать обратную связь. Педагогические программные средства применяю для организации индивидуальной работы учащихся на уроке, для иллюстрации нового материала, для моделирования уроков с учетом особенностей класса: информационные, демонстрационно-моделирующие, тестовые программные средства, «репетиторы». Интернет-ресурсы в учебном процессе использую как источник получения информации, способ общения, инструмент участия в проектах. Свою задачу в работе по этому направлению вижу в том, чтобы научить учащихся правильно пользоваться информационным полем, критически оценивать Интернет источники. Используя в учебно-воспитательном процессе новейшие информационные технологии, пришла к выводу, что ИКТ - не только мощный источник
информации, но и действенное средство развития творческого, интеллектуального потенциала школьников. Это свободное пространство для общения, широкое поле для проявления самостоятельности ребят в овладении знаниями, вовлечение творческого потенциала каждого ученика, атмосфера сотрудничества с учителем и одноклассниками, глубокое усвоение материала, а, следовательно – результативный способ формирования компетентной личности, гражданина современного информационного общества. Ведь учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью стали активнее, увереннее на уроках, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, активно участвуют в деятельности школьных, районных научно- практических конференциях, в конкурсах исследовательских работ разного уровня . Важным направлением своей педагогической деятельности я считаю как изучение опыта работы коллег, так и представление собственного на школьном, муниципальном, республиканском уровне, участие в различных конкурсах.
2011-2012 уч.год
- конкурс «Учитель года» - 1 место в районе конкурс «Учитель года» - 1 место в Республике
2012-2013 уч.год
– конкурс лучших учителей - 2013 в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» Результат: победитель конкурса
2014 -2015 уч.год –
муниципальный конкурс "Лучший учитель русского языка и литературы" - 2 место
МОИ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.
За много лет работы в школе я пришла к выводу в том, что невозможно научить ребенка без активного участия его в процессе обучения. Я согласна с высказыванием о том, что научить ученика нельзя, ученик может только научиться сам, а учитель должен помочь в этом. В любом классе есть ученики со средними способностями (а их большинство в классе) и 2-3 ученика, которые не могут усвоить весь материал. Ученики с хорошими способностями обычно являются добросовестными, трудолюбивыми и работать с ними – одно удовольствие. Самая многочисленная категория – это ученики со средними способностями,
которые при определенных условиях обучения могут быть хорошо обученными или, наоборот, потеряют всякий интерес к учебе и перестанут учиться вовсе. Вот эта группа учащихся и заставила меня совершенствовать методы преподавания, отдавая приоритет самостоятельности в изучении материала, личностно-ориентированном подходе к каждому ученику, развивающему обучению. В своей работе считаю главным развитие личности ученика, его самоутверждение в коллективе, создание атмосферы творчества и созидания на уроке. Психологической основой моей работы является мотивация учебной деятельности посредством создания интереса к предмету изучения. Стимулирование интереса осуществляется за счет способов организации урока и методов повторения, закрепления и контроля изученного материала. Основными принципами обучения и воспитания в моей работе являются: целенаправленность обучения и воспитания, связь с жизнью, принцип научности, доступности, последовательности в изучении материала, принцип наглядности, прочности результатов образования, воспитания и развития. Стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Госстандарту образования по русскому языку и литературе, а с теми, кто проявляет особый интерес к предмету, заниматься на более высоком уровне. Стараясь следить за качеством усвоения программного материала, применяю различные виды контроля знаний учащихся, как-то: тестирование (что является ступенькой подготовки к ГИА, ЕГЭ), контрольные самостоятельные работы, зачеты, вводные и итоговые контрольные задания. Мне очень импонирует высказывание А. Эйнштейна: «Образование - это то, что остается, если забыть все, чему научили в школе». Постоянно вспоминаю эти слова и, переворачивая страницу каждого прожитого дня, каждого пройденного урока, убеждаюсь, что достичь профессионального мастерства можно тогда, если опираться на следующих принципах: принцип веры, развития личности, достижение цели. Учителю суждено быть поисковиком, изобретателем, а значит, нужно полностью осознать сущность изменений, которые приносит новое время, чтобы подготовить человека к жизни в нынешнем веке. От способности педагога дать достойный ответ на вызовы XXI века будут зависеть судьбы миллионов.


В раздел основное полное образование