Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Потомки столыпинской реформы в Западной Сибири"

Педагогический проект

Автор: Скуратов Дмитрий Владимирович, руководитель военно-исторического музея, ОГБОУ КШИ "Северский кадетский корпус", город Северск Томской области



В раздел основное полное образование



Департамент общего образования Томской области Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Кадетская школа – интернат «Северский кадетский корпус»
ВТОРАЯ ВСЕРОССИЙСКАКЯ НАУЧНО -

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Организация проектной деятельности в образовании

в рамках ФГОС»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«
Потомки Столыпинской реформы в Западной

Сибири»
Автор проекта: Скуратов Дмитрий Владимирович, руководитель военно – исторического музея учитель истории и обществоведения ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус».
Северск - 2015


Содержание
1. Аннотация проекта Исследовательская экспедиция «Потомки Столыпинской реформы в Западной Сибири». 2. .Обоснование необходимости реализации проекта Исследовательская экспедиция «Потомки Столыпинской реформы в Западной Сибири». 3. .Цель проекта Исследовательская экспедиция «Потомки Столыпинской реформы в Западной Сибири». 4. Целевые группы проекта Исследовательская экспедиция «Потомки Столыпинской реформы в Западной Сибири». 5. Масштаб проекта Исследовательская экспедиция «Потомки Столыпинской реформы в Западной Сибири». 6. Механизм реализации деятельности по проекту Исследовательская экспедиция «Потомки Столыпинской реформы в Западной Сибири». 7. Дальнейшее развитие проекта. Механизм тиражирования результатов проекта Исследовательская экспедиция «Потомки Столыпинской реформы в Западной Сибири». 8. Перечень расходов.
Приложения.
2

1.

Аннотация проекта Исследовательская экспедиция

«Потомки

Столыпинской реформы в Западной Сибири».
История большой страны сплетается из историй миллионов семей. Через судьбы простых людей, которые прошли войны, революции, реформа. Это наши предки, простые люди, жившие в селах и городах России, своим трудом создавали богатства державы, проливали кровь в войнах и катаклизмах. Они жили в этой стране, это их радости и беды, будни и праздники и есть то, из чего растёт большая история. Но если большая история остается в документах, на основании которых пишутся исследования, то семейная история, как правило, устная. Умирает человек, помнивший те или иные события – и очередная страничка истории семьи теряется навсегда. Понимание, что знать свои корни нужно, приходит слишком поздно. Проблеме сохранения устной истории посвящен проект Исследовательская экспедиция «Потомки Столыпинской реформы в Западной Сибири», осуществляемый ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус» и Томским областным краеведческим музеем им. М.Б. Шатилова. Проект предполагает создание мобильного выставочного комплекса, состоящего из нескольких элементов: 1. Сборной и трансформируемой копии «столыпинского вагона»; 2. Подлинных и копийных музейных предметов; 3. Мультимедийного оборудования, которое позволяет не только демонстрировать разнообразные виртуальные материалы, но и усиливать эффект выставки. Идея реализации проекта существовала давно. Дело в том, что каждый второй житель города Томска и Томской области прибыл сюда именно в XX столетии. Его предки были крестьянами, которые, покинув родные места, по своему желанию в поисках лучшей доли или по воле влась имущих, отправились в Сибирь. Причем добровольных переселенцев было не меньше половины. «
Потомки Столыпинской реформы в Западной Сибири»
- так назван образовательный проект ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус» и Областного краеведческого музея. Историко – образовательный проект сопровождают Акуличева Людмила Анатольевна, Скуратов Дмитрий Владимирович, учителя истории и обществоведения Северского кадетского корпуса и Назаренко Татьяна Юрьевна, старший научный сотрудник Областного краеведческого музея, кандидат исторических наук. В проекте участвуют кадеты: Абалешев Георгий, 8А класс, Вахрушев Иван, 8А класс, Гордиенко Артемий, 8А класс, Гриднев Александр, 8А класс, Куприянов Сергей, 8А класс, Курзенев Андрей, 8А класс, Мысин Александр, 8А класс, Плотников Иван, 8А класс, Черноталов Иван, 8А класс, Шеремет Константин, 8А класс, Умаров Илья, 8А класс, Батухтин 3
Андрей, 10 класс, Семенов Вячеслав, 10 класс, Худяков Андрей , 10 класс, Гилязутдинов Ринат, 10 класс. Проект успешно стартовал в начале 2014 – 2015 учебного года. Работа над проектом началась с посещения кадетами Северского кадетского корпуса выставки, экспонируемой в Областном краеведческом музее, которая посвящена 100-летию «Столыпинского переселения крестьян в Сибирь». Участники проекта многое узнали о переселении в Сибирь. Сибирь осваивалась уже более трёхсот лет, но результаты и к концу XIX века всё ещё были весьма незначительны по отношению к её возможностям. Надежда правительства на заселение Сибири при помощи ссыльнопоселенцев оказалась неоправданной. Некоторое оживление наступило в середине ХIХ века после открытия месторождений золота и серебра. Кардинальное изменение в переселенческом деле произошло с началом строительства Сибирской железной дороги. В 1891 году был создан под председательством цесаревича Николая II «Комитет Сибирской железной дороги». Рабочих рук в Сибири для ее строительства не было, и переселение приняло массовый характер. Переселенцы шли из черноземных губерний России и Украины, Поволжья, Черноморского и Каспийского побережья, Белоруссии и Балтийского края. Кроме крестьян, на строительстве железной дороги работали солдаты, казаки, ссыльные и арестанты. Если в начале строительства (1891 г.) работали 9600 человек, то в разгар его (1895 - 1997 гг.) – 84 - 89 тысяч человек. В рабочих руках нуждалось не только строительство Транссиба, но и все отрасли, связанные с обеспечением строительства: сельскохозяйственное производство, производство транспортных средств (телеги, сани и пр.), одежды, обуви для строителей, строительство жилья, производство шпал и заготовка топлива для подвижного состава. По мере продвижения строительства железной дороги от Челябинска на Восток к Омску, Ново – Николаевску (ныне – Новосибирск, авт.) и далее возрастает и число самовольных переселенцев, доля которых в общей численности достигает до 75 %. Переселение, бесспорно, способствовало хозяйственному освоению новых территорий, развитию их производительных сил в сельском хозяйстве, промышленности и в других отраслях. Все это стало возможным благодаря решительной деятельности С. Ю. Витте. Аграрные преобразования, инициированные П. А. Столыпиным, предусматривали организацию массового переселения крестьян из европейской части России в Сибирь, на Дальний Восток, в Северный Казахстан. С этой целью в 1906 году было реорганизовано 4
Переселенческое управление. В Сибири и на Дальнем Востоке выделялись специальные переселенческие районы, в каждом из которых создавались переселенческие организации, имевшие землеотводные, гидротехнические и дорожные партии, склады сельскохозяйственной техники, агрономические отделы, свои школы и больницы. На Сибирской магистрали были выделены два района (Западный и Восточный) по организации передвижения переселенцев. После 1906 года переселение крестьян в Сибирь осуществлялось более организованно. В инструкции Переселенческого управления указывалось, что вновь приезжающие должны селиться на специально отведенных для них свободных участках земли, а не в селах старожилов. В обжитых районах между «новоселами» и «старожилами», «заимщиками» (имевшими заимки) в первый период проведения реформы, пока еще не был отлажен механизм «водворения», возникали конфликты по поводу земли, лугов и пастбищ. Быстрый рост переселения потребовал учета использования земель и изъятия излишков. Старожилы, осевшие на хороших местах, не хотели их терять. Среди них к началу Столыпинской реформы было немало весьма крепких хозяев. Они нуждались в рабочих руках, и новоселы часто становились у них батраками. Так, крестьянин Сорокин в деревне Карасук имел запасы хлеба до 100 тысяч пудов и 8 тысяч голов скота. Его состояние оценивалось свыше 1 миллиона рублей. Переселявшиеся в Сибирь крестьяне селились на государственных или кабинетских землях на правах пользования, а не собственности. Поэтому, изыскивая земли для переселенцев, землеустроители исходили не столько из соображений рационального ведения хозяйства, сколько из наличия земельных излишков на освоенных старожилами территориях. Процесс вживания был сложным. Переселенцы встретились с непривычными для них климатическими и погодными условиями. Для Сибири характерно погодное непостоянство - устойчивые и продолжительные зимние холода, возвратные весенние и осенние ранние заморозки, а также засухи, повторяющиеся примерно через три года на четвертый, а наиболее сильные — через 10 лет, часто бывают двухгодичными. Такие сильные засухи наблюдались в 1891 и 1892, 1900 и 1901, 1910 и 1911 годы. В рамках образовательного проекта Назаренко Татьяна Юрьевна, старший научный сотрудник Областного краеведческого музея, кандидат исторических наук, провела с кадетами несколько занятий по методике устного опроса граждан с целью установления корней крестьян, 5
переселившихся в Сибирь в ходе Столыпинской реформы, аудио фиксации результатов устных опросов потомков Столыпинского переселения. Цель проекта – популяризация исследовательского самодеятельного туризма в ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус» и создания условий для комплексного развития личности, гражданственности и патриотического самосознания, активизации проектно-исследовательской и творческой деятельности кадет. Главная задача историко – образовательного проекта «
Потомки

Столыпинской реформы в Западной Сибири»
состоит в установлении исторически достоверной информации обо всех особенностях переселения крестьян в Сибирь, жизни и быте крестьян в поселениях. Задачами проекта являются: - развитие навыков проектно-исследовательской работы обучающихся с историко-культурным наследием Томской области, - развитие навыков фотодела и видеосъемок у обучающихся, навыков обработки и представления результатов исследовательской деятельности. Первая этнографическая экспедиция состоялась 24 октября 2014 года в посёлок Кижирово Томской области, где кадеты попробовали себя в качестве этнографов. Составлены этнографические отчеты, которые опубликованы на сайте «Сибиряки вольные и невольные» (sib.tomskmuzeum). В декабре 2014 года состоялась этнографическая экспедиция в город Асино. Ожидаемый результат от реализации проекта – информационное заполнение тематического сайта «Сибиряки вольные и невольные». Этот интернет-ресурс позволит представлять пользователям разнообразный контент (тексты, фотографии, аудио – и видеофайлы) по рассматриваемой проблематике, а его содержание макро- и микроуровни общественной жизни: с одной стороны – архивные документы и материалы, исследования профессиональных историков, социологов, антропологов, литературные произведения; с другой – личные истории и их обсуждение. Завершением работы над проектом послужит сборник этнографических материалов, исследовательских работ кадет, подготовленных по результатам этнографических экспедиций. Продолжительность реализации проекта – сентябрь 2014 года – декабрь 2015 года. Стоимость проекта – 150 (сто пятьдесят) тысяч рублей. 6

2.

Обоснование необходимости реализации проекта

Исследовательская экспедиция «Потомки Столыпинской

реформы в Западной Сибири».
Переселение – это всегда серьезный риск, ставящий под угрозу не только имущественное благополучие переселенца, но, зачастую и саму жизнь. Добровольные переселенцы приняли на себя ответственность за происходящие в их жизни события. Те условия, в которых герои нашего проекта начинали новую жизнь, поражают современного человека, избалованного благами цивилизации. То, что эти люди не только выжили и прижились на новом месте, но и значительно повлияли на развитие экономики региона, вызывает уважение. Об этих людях молчит большая история. Непосредственных участников переселения чаще всего уже нет в живых, но их дети ещё в состоянии рассказать о родителях, о месте, где они выросли, такое, что не записано ни в одной книге и чего нет ни в одном архивном документе. Пройдет ещё десятилетие – и рассказывать будет некому. Многие посёлки и деревни, основанные ими, сейчас существуют, другие почти прекратили своё существование или вовсе исчезли с карт Томской области. Только в памяти потомков ещё хранятся их имена, истории, помнятся места, где стояли исчезнувшие дома предков… Чтобы сохранить то, что ещё осталось, и необходим этот проект.
3.

Цель проекта Исследовательская экспедиция «Потомки

Столыпинской реформы в Западной Сибири».
Цель проекта – популяризация исследовательского самодеятельного туризма в ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус» и создания условий для комплексного развития личности, гражданственности и патриотического самосознания, активизации проектно-исследовательской и творческой деятельности кадет. Главная задача историко – образовательного проекта «
Потомки

Столыпинской реформы в Западной Сибири»
состоит в установлении исторически достоверной информации обо всех особенностях переселения крестьян в Сибирь, жизни и быте крестьян в поселениях. Задачами проекта являются: - развитие навыков проектно-исследовательской работы обучающихся с историко-культурным наследием Томской области, - развитие навыков фотодела и видеосъемок у обучающихся, навыков обработки и представления результатов исследовательской деятельности. 7

4.

Целевые группы

проекта Исследовательская экспедиция

«Потомки Столыпинской реформы в Западной Сибири».

Группа этнографов:
1. Абалешев Георгий, 8А класс, 2. Вахрушев Иван, 8А класс, 3. Гордиенко Артемий, 8А класс, 4. Гриднев Александр, 8А класс, 5. Куприянов Сергей, 8А класс, 6. Курзенев Андрей, 8А класс, 7. Мысин Александр, 8А класс, 8. Черноталов Иван, 8А класс, 9. Шеремет Константин, 8А класс, 10.Умаров Илья, 8А класс, 11.Батухтин Андрей, 10 класс, 12.Семенов Вячеслав, 10 класс, 13.Худяков Андрей , 10 класс, 14.Гилязутдинов Ринат, 10 класс.
Группа анализа, обработки информации, новостного пополнения

сайта, подготовки к изданию сборника проектно-

исследовательских работ:

1.
Назаренко Татьяна Юрьевна, старший научный сотрудник Областного краеведческого музея, кандидат исторических наук.
2.
Плотников Иван, 8А класс,
3.
Акуличева Людмила Анатольевна, учитель истории и обществоведения.
4.
Скуратов Дмитрий Владимирович, руководитель военно- исторического музея, учителя истории и обществоведения Северского кадетского корпуса
5.

Масштаб проекта Исследовательская экспедиция «Потомки
8

Столыпинской реформы в Западной Сибири».

Всероссийский

6.

Механизм реализации деятельности по проекту

Исследовательская экспедиция «Потомки Столыпинской

реформы в Западной Сибири».

Опросник для всех и каждого.

(Методика этнографического исследования)

Вместо вступления.
История большой страны сплетается из историй миллионов семей. Через судьбы простых людей прошли войны, революции, реформы. Это наши предки, простые русские люди, жившие в селах и городах России, своим трудом создавали богатства державы, проливали кровь в войнах и катаклизмах. Они жили в этой стране, это их радости и беды, будни и праздники и есть то, из чего растет большая история. Но если большая история остается в документах, на основании которых пишутся исследования, то семейная история, как правило, устная. Умирает человек, помнивший те или иные события – и очередная страничка истории семьи теряется навсегда. Многое ли вы можете рассказать о том, как жили ваши бабушки и дедушки, где они работали, что любили и о чем заботились? Сможете ли вы сказать, кем были ваши прадеды и прабабки? Назовете ли имена ваших пра-прадедов и пра-прабабушек? Понимание, что знать свои корни нужно, приходит слишком поздно. Пожалуйста, найдите время, поговорите со старшими членами семьи. Запишите их рассказы. Ваши дети, когда повзрослеют, будут вам очень благодарны.
Часто нам говорят: мы бы расспросили, но не знаем, как и о чем

спрашивать! Поверьте, в этом нет ничего сложного.
Полная картина складывается из следующих блоков: 1. Родословная семьи. Родственные связи. 2. Трудовые будни. Кто и где работал. 3. Повседневная жизнь. Материальная сторона: дом, хозяйство, доход, одежда, еда. 4. Повседневная жизнь. Духовная сторона: идеалы и религия, друзья, знакомые, досуг, будни и праздники. 9
5. Большая история и история малая. Основные события истории страны в истории семьи.
Родословная семьи и трудовые будни.
Если вы хотите рассказать историю семьи, и не знаете, с чего начать, начните с самого простого. Личность рассказчика, родственники его поколения. Спросите у человека, который вам рассказывает историю семьи о нем самом. Когда родился, где, есть ли у него братья и сестры, двоюродные братья и сестры. Кто его муж или жена? Есть ли у него дети и сколько. Основные этапы биографии рассказчика. Где он родился, в какой школе учился? Далеко ли от дома находилась его школа? Нравилось ему учиться или нет? Какое профессиональное образование и где он получил? Где работал? Нравилась ли ему работа или нет? Интересы рассказчика, его личность, хобби. Спросите, чем рассказчик любил заниматься в детстве? С кем дружил? Во что играл один или с друзьями? Чем они занимались в рамках внеклассной работы? Чем рассказчик увлекался в молодости? С кем дружил во время обучения профессии? Как познакомился со своим будущим супругом? Спросите его про свадьбу, рождение детей. Спросите, чем он увлекался в зрелые годы, чем увлекается сейчас? Родители рассказчика и родственники их поколения. Спросите о том, кто были его родители, когда и где они родились, где жили до того, как поселились в этом месте? Какое у них было образование, где они работали? Были ли у родителей братья или сестры и где эти люди жили, когда выросли? Бабушки и дедушки рассказчика, родственники их поколения. Спросите то же самое о бабушках и дедушках человека. Когда (примерно) эти люди родились, где жили раньше, чем занимались? Довелось ли человеку общаться с собственными бабушками и дедушками? А если нет, то почему? Дальние предки рассказчика. Если вам расскажут еще и о прабабушках и прадедушках, даже если просто назовут их имена – это замечательно. Но даже если о них ничего не помнят, то вы можете узнать имена прадедов по отчествам бабушек и дедушек. 10

Итак, у вас есть достаточно информации для того, чтобы нарисовать

родословное дерево. Переходим дальше.

Повседневная жизнь. Материальная сторона: дом, хозяйство, доход,

одежда, еда.
Дом рассказчика. Внешний вид жилого помещения и правила поведения в нем. Особое внимание уделите дому человека. Как выглядел дом, в котором он жил? Что было в нем необычного с точки зрения современного человека? Казался ли дом необычным, или у соседей все было примерно так же? Сколько комнат было в доме, какая мебель стояла, что в доме разрешалось делать, а за что могли наказать? Как украшали дом и кто это делал? Спросите, были ли в доме иконы, в каком месте дома они находились? Прятали ли их, или не прятали? Дом рассказчика. Двор и надворные постройки. Что находилось во дворе? Был ли огород и что в нем росло? Особо расспросите про домашних животных. Были ли коровы, овцы, свиньи, козы, лошади? Сколько их было? Ремесла. Были ли в семье или в населенном пункте охотники? Рыболовы? Кузнецы? Мельники? Кто делал мебель? Посуду? Шил одежду? Доходы семьи Спросите, считали ли родители себя бедными или богатыми? Из чего складывался доход семьи? Были ли это деньги, или это было то, что они сделали сами, вырастили на огороде? Получили от колхоза зерном или чем-нибудь другим? На что хватало имеющихся средств? Если надо было купить что-то дорогое, откуда брали деньги? Говорили ли старшие о налогах? Если убивали поросенка, отдавали ли его часть государству? Помогал ли рассказчик в детстве родителям, и как рано он начал помогать? Одежда. Спросите, во что одевались родители? Какая прическа была у мамы? Носила ли она платок, а если носила – то все время, или в определенных случаях? Во что одевался рассказчик в детстве? Была ли у него любимая одежда? Что он носил зимой, летом? Как одевались дети и взрослые в будни и по праздникам? Еда. Кто готовил еду? Сколько раз в день ели? Что готовили на праздники? Какая еда была любимой? 11
Населенный пункт. Спросите, как выглядел населенный пункт, в котором вырос человек. Сколько улиц было? Как они располагались? Были ли там река, озеро, пруд? Откуда брали воду для питья, приготовления посуды, стирки? Был ли колодец, и как он выглядел? Если это сельский населенный пункт – спросите, был ли там колхоз или совхоз, как он назывался? Спросите, слышали ли они от старших слово «отруб» или «хутор», и что это такое? Была ли в населенном пункте больница? Если нет, то как лечили заболевших? Где рожали женщины? Было ли в населенном пункте какое-нибудь предприятие, даже маленькое? Кому оно принадлежало? Была ли в населенном пункте церковь? Если была, то что с ней стало? Если не было – куда ходили верующие? Какие памятники и кому есть в населенных пунктах?
Повседневная жизнь. Духовная сторона: идеалы и религия, друзья,

знакомые, досуг, будни и праздники.
Идеалы и религия. Были ли члены вашей семьи верующими? Если да, то веровали ли они в открытую или скрывали? Были ли в вашей семье комсомольцы, коммунисты? Праздники. Какие праздники праздновали в семье, и любил ли их данный человек? Если любил, то почему? Если не любил – тоже почему? Как принято было вести себя на праздник? Как отмечали 1 мая и 7 ноября? День рождения? Были ли особые праздники, например, в честь окончания сева? Религиозные праздники? Будни. Друзья и знакомые. Спросите, что делал рассказчик в обычный день? Как рано вставал? Что делал до учебы или работы? Что делал после учебы или работы? Кто были его друзья? Как они проводили время вместе? О чем разговаривали?
Ответы на эти вопросы дадут представление о быте семьи, ее

занятиях, достатке, об укладе жизни соседей, а также о населенном

пункте. История повседневности – это очень важная часть

исторического знания. Тут нет мелочей. Вдруг вам расскажут

деревенский анекдот? Или местную легенду? Или быличку о

домовом, лешем, водяном, заложном покойнике, колдуне? Это очень

интересно.
12

Большая история и история малая: основные события истории

страны в истории семьи.
История нашей страны в XX веке была очень бурной. Обратите внимание на следующие моменты. Русско-Японская война 1904-1905 гг. Столыпинская реформа (с 1906 года). Первая Мировая война (1914-1918 гг.) Октябрьская социалистическая революция и Гражданская война (1917- 1922). Период стабилизации и НЭПа (1920-е гг.). Коллективизация и культурная революция (1930- 1932 г.) Массовые репрессии (1927-1953). Советско-финнская война (1939-1940). Великая Отечественная война (1941-1945). Оттепель (1956-1960-е гг.). Война в Афганистане и локальные войны. Примечание: если вы не согласны с оценкой событий рассказчиком – промолчите. Вам интересно их мнение. Русско-Японская война. 1 Мировая война. Спросите, участвовал ли в семье кто-нибудь в этих войнах? Имеются ли награды за эти войны? Письма с фронта? Слышал ли рассказчик, как старшие обсуждали события на фронте?
Переселенческое

движение и

Столыпинская

реформа.
Обратите внимание – столыпинскими переселенцами можно назвать только тех, кто переселился после 1906 года, но в принципе, не важно, является ли переселенец столыпинским. Если люди поселились в Сибири в конце XIX – начале XX века, спросите, не являются ли они переселенцами? Спросите, когда семья переселилась? Спросите, не помнят ли люди, как они переселялись в Сибирь? На чем и как долго ехали? Все ли доехали до места? Не умер ли кто по дороге? Брали ли ссуды и что на них покупали? Жили ли в старом населенном пункте, или селились на совершенно новом месте? Строили ли землянки или сразу дома? Были ли люди, которым не понравилось, и они уехали? Вернулись ли они назад, за Урал, или переехали в какой-то другой населенный пункт в Сибири?
Октябрьская

революция и

Гражданская

война.
Спросите, как рассказчик относится к Октябрьской социалистической революции? К Гражданской войне? Были ли в их населенном пункте участники Гражданской войны? Есть ли памятник участникам Гражданской войны?
Период после

гражданской

войны. НЭП.

События

культурной

революции.
Были ли в населенном пункте какие-нибудь предприятия? Когда? Кто их создал? Кто на них работал? Что такое ликбез? Был ли он в населенном пункте? Закрывали ли церковь? Как относились к этому сам человек и его близкие? 13

Коллективизация

и антикулацкие

кампании.

Массовые

репрессии
Как организовывали колхозы? Раскулачивали ли членов семьи или односельчан? Спросите, знает ли, за что людей раскулачивали? Арестовывали ли в вашем населенном пункте в 1930-е годы? Позже? За что? Особо обратите внимание, если людей раскулачивали. Спросите, откуда и куда их вывезли? На чем везли, как долго? Чем кормили во время дороги? Как доехали люди до места? Как обустраивались на месте? Помнят ли о том, сколько надо было сделать, чтобы не наказывали? Как работали в годы Великой Отечественной? Как относились к ним вольные? Те же вопросы следует задавать сосланным немцам, полякам, украинцам, литовцам, эстонцам, латышам.
Великая

Отечественная

война.
Если кто-то воевал, спросите, где? Спросите, помнит ли он что-нибудь из своей боевой биографии? Особенно обратите внимание на тружеников тыла времен Великой Отечественной войны. Где работали люди населенного пункта во время Великой Отечественной войны? Сколько лет было человеку в годы Великой Отечественной, и что он делал для фронта? Если человек был школьником и говорит, что нигде не работал, спросите, не шили ли они кисеты бойцам, не собирали ли лекарственные травы и т.д? Не было ли в населенном пункте эвакуированного предприятия? Как жили в годы Великой Отечественной? Когда вы почувствовали, что жить стало легче? Есть ли в населенном пункте памятник участникам Великой Отечественной? Кто позаботился, чтобы его поставили?
Послевоенное

время.

Хрущевская

оттепель, время

Л.И. Брежнева.
Как жили после войны? Где работали? Были ли налоги? Спросите о том, что такое трудодни, и что давали за них в колхозах? Укрупняли ли колхоз в 1960- е? Остался ли после этого населенный пункт или люди из него уехали? Стал ли колхоз совхозом? Что производили? Какие фермы, предприятия и т.д. были в населенном пункте? Есть ли они сейчас? Если нет, то когда их не стало? Что сейчас стало с населенным пунктом?
Афганская война

и локальные

конфликты.
Спросите рассказчика, где он воевал? С кем? Кто были его друзья? Как был устроен быт солдат? Попросите рассказать о боевых действиях, в которых он участвовал. Поинтересуйтесь, имеются ли у него ранения? Есть ли у него боевые награды? 14

Блок 1. Личность респондента и его семья. Информация, важная для

исследователя.

Фамилия, имя, отчество. (Для женщин – также указать девичью). Год

рождения. Адрес, контактный телефон, электронный адрес, страница в

социальных сетях, другие контакты. (Рабочая информация, не

для

общего доступа). Место рождения. Семейное положение, супруги, дети.

Образование, профессия, социальный статус.
Маргарита Александровна Криулько, в девичестве – Федосеева, родилась 28 февраля 1937 года. Место рождения – Соликамский солезавод, пос. Усть-Боровая, в настоящее время – район г. Соликамска, так и записано в паспорте. Там проживала до 17 лет. Окончила среднюю школу и продолжила обучение 10 классов. Имеет одного ребенка – сына Юрия. У того двое детей: дочь Юлия, 1981 года рождения и сына Николая – 1992. Юлия замужем, есть правнук Егор, который родился в 2008 году. Проживает г. Томск, Герцена 15, кв.13. Телефоны 8-3823-53-21-96, 8-913- 822-1026
История ветви Федосеевых.

Место рождения, имена и даты рождения, профессия и

образовательный уровень родителей, бабушек и дедушек, прабабушек

и прадедушек. Количество детей в каждом поколении. По мере

возможности – имена и контактные данные родственников.
Родители По материнской линии. Федосеев Александр Алексеевич, род. 1898 году в с. Пакча Чердынского района Соликамской губернии. Принадлежал к купеческому сословию. Маргарита Александровна была 4-й ребенок в семье. Валентина родилась в 1924 году Лидия родилась в 1926. Надежда, 1931 год, Маргарита, 1937 год. Мама – Вера Константинова, в девичестве также Федосеева. Они с отцом были не родственники, однофамильцы. Так же жили в селе Пакча 15
Чердынского района, также принадлежали к купеческому сословию. Про лавку или какое-либо хозяйство сказать не может, кроме присутсвия огорода. Но говорили о пароходике, коорый не то принадлежал деду, не то нет. Он ходил по р. Колве, на которой стоит с. Пакча, Колва впадает в Вишеру, та – в Каму и так можно дойти до Волги. Ходили до самой Астрахани. Мамины родители – Константин Михайлович родился 1878 году, умер в 1944. Бабушка Анастасия Ивановна – 1880-1926 годы. Дети Константина Михайловича и Анастасии Ивановны Федосевых. 1. Николай. 1898 год. 2. Владимир, 1900 3. Александр, 1902 г.р. 4. Вера – 1903 г.р. мама респондента. 5. Капитолина, 1905 г.р., умерла молодой от аборта. 6. Александра, 1907 г.р., 7. Иван 8. Михаил, 1911 г.р. 9. Константин, 1913 10.Степан 1915, 11.Василий 1917 г.р. Часть детей умерла в младенческом возрасте. Другие - уже взрослые. Маргарита Александровна помнит, как погиб ее дядя Иван. Это было незадолго до войны, ей было 4 года. Дядя Иван очень ее любил, она потому и запомнила смерть его. Иван работал на Соликамском бумажном комбинате сварщиком. Перед самой войной на комбинате произошел взрыв, и ему цепью разбило голову, так, что даже мозг было видно. Люди говорили, что взрыв произвели диверсанты, говорили мало. Эта информация явно болшее поздняя, от взрослых. Сама Маргарита помнит отчетливо, как выносили из дома гроб, а она держалась за его край и бежала за ним. Николай жил в Кунгуре, работал на обувной фабрике. Кем он там был – неизвестно, но никак не меньше мастера. Он был женат и имел 3 детей. Дядя Владимир учился в Казани в кадетском корпусе. В годы Гражданской войны он служил у Колчака. В районе Чердыни и Пакчи шли бои. После боя убитых – и красных, и белы, свозили в Пакчу на кладбище и похоронили в братской могиле. Могила эта сохранилась, она ухожена, стоит памятник борцам за Советскую власть, однако, лежат там и белогвардейцы. Маргарите Александровне об этом дяде в 16
детсве ничего не рассказывали, она рассказала о нем уже в 1960-е годы. Говорила, что ребята, которых свозили в могилу, были все ей хорошо знакомы, пакчинские. Одного она любила, но он погиб. Потомки дяди Александра живут в Чердыни. Они люди веселые, легкие на подъем, спокойные, порядочные, трезвые. Деда по отцовской линии, Алексея Ивановича, родившегосмя в 1871 году и умершего где-то в период с 1924 по 1930 годы Маргарита Александровна знает хуже. Бабушку (иени ее Маргарита Александровна не помнит), она видела несколько раз. Помнит, что не смотря на возраста под 90 лет она была стройная, статная, и по характеру – «гром-баба» По отцовской линии дети: Евпраксия, возможно, старшая из всех. Николай Степан Михаил, Александр, отец Маргариты Александровны Анна. У Николая была дочка Надежда, которая переехала в Томск. Она уехала от мужа, который на войне был ранен в голову, потерял глаз. Не то в силу последствий ранения, не то по характеру, он был груб и жесток, обижал жену. У Надежды есть дети, они живут в Томске. У этой семьи был дом, 2 этажа, так как изначально все жили вместе, все дети. Папа был младший и дом должен был отойти к нему. Интересно, что не смотря на сословие (купеческое) и на явную зажиточность, наличие в семье белогвардейского военнослужащего, никто в семье не был репрессирован. О семье родителей Маргариты Александровны. Детство Маргариты Александровны. Мама и папа Маргариты Александровны поженились в Январе 1924 года (еще тогда Ленина хоронили) и уехали работать на Печору. Пока дети не пошли, работали там. До Печеры добирались санным путем. Папа работал механиком Жили они в поселке Щельяюр, там родились 17
двое старших детей. После рождения двоих детей родители вернулись в Пакчу, но там не было работы. Тогда отец купил дом, раскатал его на бревна и сплавил в Соликамск, вернее, в пригородный поселок. Там они поставили дом в северной части поселка Усть-Боровая, названном так по р. Боровице, притоку Камы). Интересно, что позже место у этого дома было занято заводом, дом снова раскатали и поставили на другом месте. Первоначально дом стоял недалеко от пристани. Отец устроился работать на Бумажный комбинат, на буксирный пароход «Бумажник». Пароход был колесный и транспортировал лес для комбината, из леса делали бумагу. На этом пароходе папа работал до 1947 года, пока не начала сказываться серьезная болезнь. Потом перешел работать механиком на лесозавод, и работал там до смерти в 1954 году. Мама работала на подсобных работах: на момент смерти папы – завхозом в детском саду. Детство пришлось на военное время. В школу пошла в 1944 году, Маргарита Александровна потом закончила 10-летнюю школу. Вере Константиновне доучиться не удалось. У Федосеевых произошло несчастье: сгорел дом. К тому же умерла бабушка Маргариты Александровны. И на семейном совете было решено, что Веру надо взять из гимназии, чтобы она занималась хозяйством. Так ей не довелось учиться. Но она высоко ценила образование, заботилась, чтобы дети получили образование. В 1940-е годы образование в 8-10 классах было платное – 75 рублей за полугодие, а высшее – 300 рублей в год). Но мама, отказывая во многом, настаивала на том, чтобы дети учились. Школа стояла в Усть-Боровой – единственная на весь поселок. Она находилась рядом с закрытой церковью. «Мы в перемену бегали в церковь и залезали наверх» От дома Федосевых до школы было довольно далеко «Никогда не приходилдось учиться, чтобы близко». В поселке была только семилетняя школа. По окончании семилетней школы, пошла учиться дальше. Десятилетка была одна на весь город. «То, что мы учились – это была заслуга мамы». Учились мы все хорошо. Валя закончила с отличием эвакуированный из Ленинграда Ленинградский педагогический институт им. Плеханова (уточнить). Лида поехала в Пермь и там закончила фармакологический институт. Надя также закончила в Перми институт, учитель математики и физики. В 1954 году Маргарита Александровна поехала поступать в Пермь и не поступила. Ей было стыдно возвращаться домой, она уехала к дяде и закончила Лесотехнический техникум. В Томск приехала в 1957 году, 5 февраля, по распределению. Работала в «Сплавконтору» Мечтала отработать 2 года, как полагается и уехать. Но на новом месте к ней очень душевно отнеслись. Дали угол, выдали валенки. 18
Птом познакомилась со своим будущим мужем: Николаем Ивановичемм Криулько. Он работал в Сплавконторе, был Секретарем комсомольской организации. В 1958 году они поженились.
Кто рассказывал респонденту о семье? Был ли это сам переселенец

или его дети? В каком возрасте был сам респондент? Степень

достоверности информации?
Семья не слишком интересовалась собственной историей, однако, Маргарита Александровна - исключение. В ее записной книжке записаны родственники, их даты рождения.
Место вселения.

Как было организовано поселение? Было ли там общинное

землевладение или хутора? Как распределялась земля: брали, кто

сколько хотел, или всей деревней распределяли наделы? Много ли

было земли?
Село Пакча было выстроено в 2 улицы – они тянулись вдоль реки Колвы, на много километров. Места эти очень красивы, богатейшая природа.
Как возникло название населенного пункта? Что оно означает?
Жили в пос. Усть-Боровой, который так назывался по протекающей там реке Боровице (притоке Камы). Сейчас это часть города Соликамска.
Как строили постоянные дома? Где брали лес? Возводили дм силами

семьи или звали соседей на помощь?
Когда родители Маргариты Александровны не нашли в Пакче работу, ее отец решил ехать на завод в Соликамск. Они купили дом в пакче, сплавили его до Усть-Боровой и поставили его на новом месте. Потом этот дом еще раз разбирался и переносился на новое место.
Как был организован быт по переселении?

Была ли школа? Если нет - где была и ходили ли туда дети из вашей

деревни?
Вера Константиновна Федосеева имела неполное гимназическое образование. До революции (и после, кстати) три ее сестры учились в 19
Чердынской женской гимназии. Александр Федосеев закончил в той же Чердыни Реальное училище. Ходили за 5 км до Чердыни учиться. Вере Константиновне доучиться не удадлось. У Федосеевых произошло несчастье: сгорел дом. К тому же умерла бабушка Маргариты Александровны. И на семейном совете было решено, что Веру надо взять из гимназии, чтобы она занималась хозяйством. Так ей не довелось учиться. Но она высоко ценила образование, заботилась, чтобы дети получили образование. В 1940-е годы образование в 8-10 классах было платное – 75 рублей за полугодие, а высшее – 300 рублей в год). Но мама, отказывая во многом, настаивала на том, чтобы дети учились. Школа стояла в Усть-Боровой – единственная на весь поселок. Она находилась рядом с закрытой церковью. «Мы в перемену бегали в церковь и залезали наверх» От дома Федосевых до школы было довольно далеко «Никогда не приходилдось учиться, чтобы близко». В поселке была только семилетняя школа. По окончании семилетней школы, пошла учиться дальше. Десятилетка была одна на весь город. «То, что мы учились – это была заслуга мамы». Учились мы все хорошо. Валя закончила с отличием эвакуированный из Ленинграда Ленинградский педагогический институт им. Плеханова (уточнить). Лида поехала в Пермь и там закончила фармакологический институт. Надя также закончила в Перми институт, учитель математики и физики. В 1954 году Маргарита Александровна поехала поступать в Пермь и не поступила. Ей было стыдно возвращаться домой, она уехала к дяде и закончила Лесотехнический техникум. В Томск приехала по распределению .
Личное хозяйство.

8.

Имелся ли огород? Его размеры

и что на нем выращивали?
Был огород. Он сильно выручал семью во время войны – на нем росла картошка. Удобряли огород коровьим навозом, корова была своя.
9.

Как оценивался достаток семьи

до революции: (жили бедно, на

жизнь хватало, как все жили,

достаточно жили, были

богатыми)?
20
Семья была зажиточной. Вспоминают, что все дети маминой семьи имели в доме свою комнату, дети могли учиться в гимназии. По отцовской линии дед тоже имел двухэтажный дом, отец закончил реальное училище.
Какую скотину держали? Сколько? Что случалось, если пала лошадь

или корова? Какой скот держали после коллективизации?
Держали корову, кур.
Дом: из чего сделан? Сколько

этажей (Имелся ли подклет?

Первый этаж? Был ли он жилой,

или в нем размещались

хозяйственные помещения?) План

дома: сколько жилых помещений?
По отцовской и по материнской линии – двухэтажные дома с большим количеством комнат. Каждый ребенок имел свою комнату.
Состав семьи: наличие бабушек-

дедушек, проживающих вместе со

взрослыми детьми? Жили ли

женатые братья в одном доме? По

соседству?
В Усть-Боровой с семьей Александра Федосеева и его жены жили 2 холостых дяди – братья Веры Константиновны. Дядя Степан был холост, так как был еще молодым. Он работал на Бумажном комбинате. Когда началась война, ему было 24 года. Его призвали на фронт. Он вернулся с войны и уже тогда женился. Дядя Иван был разведен. Некогда он жил отдельно, в другом городе, неизвестно, официально ли он был женат или они с той женщиной жили вместе. Но только эта женщина его бросила. После этого он переселился к сестре. Но в целом семья разделилась, взрослые дети жили отдельно.
Блок 3. Семейная история и «большая» история
.
Как отразилась на жизни семьи

Гражданская война? На жизни

населенного пункта?
В семье Веры Константиновны Федосеевой брат Владимир служил в армии Колчака. Он закончил Казанский кадетский корпус и, видимо, выполнял долг солдата Российской армии. Он погиб в боях под с. Пакча. 21
Парней из Пакчи, красных и белых, свозили в село и хоронили в общей могиле. Там же похоронен парень, который нравился Вере Константиновне. О дяде-белогвардейце Маргарита Александровна узнала, уже будучи взрослой. Ей рассказала мама. Это было в 1960-х годах. Репрессиям семья Федосеевых не подвергалась.
Кто из членов семьи был призван

на фронт в годы ВОВ? Когда? Из

односельчан? Где работали члены

семьи в годы ВОВ? Как был

организован быт: длительность

рабочего дня, выходные, питание,

отопление домов и рабочих

помещений? Как организовывался

досуг? Продавали ли в город

продукты питания, выращенные в

частных хозяйствах? Обменивали

ли продукты на предметы быта?
Когда началась война, Маргарите было 4 года. Первоначально дом стоял недалеко от пристани, 4-летняя Маргарита хорошо помнит, как во время войны призывники из Пакчи прибывали на пристань. Родные и знакомые заходили в дом Федосеевых. Но застолий не устраивали. Настроение у взрослых было мрачное. Дядя Степан, брат матери Маргариты Александровны, был холост, так как был еще молодым. Он работал на Бумажном комбинате. Когда началась война, ему было 24 года. Его призвали на фронт. Он вернулся с войны и уже тогда женился. Во время войны он считал себя удачливым: выходя из боя, он часто отмечал, что шинель пробита в нескольких местах, но сам он цел. Был ранен. По возвращении с войны он привез племяннице небольшой подарок – немецкие цветные карандаши в картонной коробке. Военное время Маргарита Александровна помнит довольно неплохол. Помнит, что вечерами в поселке, в целях экономии, отключали свет, и семья сидела при лучине. В школу она пошла в 1944 году. Тетради у нее были самошитые из каких-то бухгалтерских бланков. В школе детям младших классов давали суп. Чтобы его есть, мы носили из дома посуду – жестяную миску и ложку. Так же давали по 1 столовой ложке сахарного песку. Маргарита сшила холщовый мешок и складывала в него сахар, а выходные пила с сестрой чай. Сестра была старше, поэтому сахар и суп не получала. Чай был «не заводской», а из липы. 22
На семью выдавали карточки. Причем, если, допустим, в этот месяц по карточкам не было товара, то можно было получить на них товар в следующий месяц. Однажды сестра Надя рассердилась и поругалась с мамой, что она не съедает своей порции хлеба. Мама отдала ей карточки и сказала управляться самостоятельно. Та, естественно, все карточки быстро израсходовала. В семье потом вспоминают: пришла к ним гостья и спросила Надю, как у той дела. А девочка думала только о хлебе и ответила: «Скоро будут выходные, мама напечет шанег, я выправлюсь» Взрослые смеялись. Во время войны сильно помогал огород при доме. Дома также держали корову, и удобряли огород навозом. Во время войны на огороде не было сорняков. Дело в том, что рядом в бараке жили немцы, которых Маргарита Александровна называет эвакуированными из Поволжья (ТН – нет достоверных сведений, что немцы были депортированные). Они жили бедно. Именно они выдергивали сорняки на огороде и делали из них еду, вплоть до котлет. От такой еды они сильно опухали. Но дефицита картошки не было. В семье также сильно выручала соль. Огород Федосеевых выходил на Солезаводы. Там выкачивали воду из- под земли и выпаривали соль. После выпаривания оставался серый соленый осадок. Его выбивали (кусками) и выбрасывали. Дети забирались на территорию завода, подбирали эти куски, толкли и меняли на муку, зерно. Зерно давали курам, а муку пускали на шаньги. Вообще-то, Маргарита Александровна не помнит, чтобы в войну она сильно голодала, скорее – нехватку отдельных продуктов, например, хлеба. Картошка выручала. На вопрос о том, не боялись ли они лазать на территорию завода за солью, Маргарита Александровна сказала, что это было доступно не всем детям - им повезло с огородом, выходившим прямо на заводской забор. К тому же эту соль все равно выбрасывали, на была серая, страшная. Но ее можно было есть, давали коровам.
Ветвь Криулько.
Николай Иванович Криулько, родился в 1930 году в пос. Успенка, труженик тыла. Муж респондента Маргариты Александровны Криулько. Умер в 20…. Родственники Н.И. Криулько по второй линии рассказывали, что в Успенку переселились из Белоруссии Иван Степанович с 7 братьями. Ивана Ивановича Криулько, отца Н.И. привезли в возрасте 2 лет из Белоруссии. То есть время переселения – примерно 1889 год. Иван 23
Степанович, возможно, был старший из братьев. И вполне вероятно, что не все братья жили в одной деревне. В Покровке тоже жили Криулько. Возможно, еще и в Троицкой. Отец его, Иван Иванович Криулько, родился в 1897 году, жил в Успенке умер в Кижирово в 1967 году. Потомок белорусских переселенцев. Мать, Надежда Кондратьевна Криулько, в девичестве Сикора. Потомок украинских переселенцев. Умерла рано, похоронена в Успенке, могила уничтожена во время пожара на кладбище. Иван Иванович Криулько был женат вторым браком. В семье Ивана Ивановича Криулько было 6 детей:
1.
Клавдия (Осиненко), похоронена в Петропавловке.
2.
Наталья (похоронена в Асино)
3.
Павел (похоронен в Рубцовске)
4.
Нина
5.
Таисья (Похоронена в Асино, есть дети Любовь и Татьяна)
6.
Галина (живет в Ново-Кусково, ее фамилия Примайчук. Живет возле храма, телефон 8-38-241-4-52-76). Иван Иванович Криулько 1897-1967 гг. участвовал в Гражданской войне, сражался на стороне красных. В семье сохранилось воспоминание, что новобранцы были собраны в Томске, но до отправки было время и им дали на сутки увольнительную. Ивану Ивановичу так хотелось еще раз увидеть родную деревню, что он из Томска по берегу побежал домой и бежал всю ночь. Повидался с родными и побежал обратно. Иван Иванович был худой, очень высокий и очень крепкий человек. У него были огромные кулаки и огромные ступни ног. Никакие валенки не годились ему по размеру. Ему выдавали две пары, он отрезал у одной пары носок и притачивал к ним головку от другой пары. В валенках он ходил очень долго, поскольку пока летом привозили обувь его размера, ходить он мог только в этих валенках. Иван Иванович принимал участие в Великой Отечественной войне. Отец был неграмотный и умел писать только три буквы - чтобы подпись сам поставить. Однако, после возвращения с войны он был выбран председателем колхоза. Вполне справлялся. У него была великолепная память, он помнил не только детали, но и даты, Поскольку тогда жители деревень паспортов не имели и уехать из деревни было очень трудно, то он выправил своим детям справки, чтобы они уехали учиться. 24
Он очень держался за свою деревню и был предпоследним человеком, который уехал из Успенки. Сначала хотел ехать в Петропавловку, купить там дом, но не поладил с местными, не нравилось, что люди пьют. Купил дом в Кижирово. Дом Ивана Ивановича в Кижирово был «на две половины» - попросили нарисовать план – МА нарисовала классический пятистенок. Отметила, что в Успенке дом был такой же. Очень удивилась, что печка стояла слева от входа, хотя второе жилое помещение было справа от входа и рациональнее было бы поставить печку не у наружной, а у внутренней стены. Также отметила, что стол размещался по диагонали от печки. Устье печки расоплагалось к противоположной от входа стене, голбчика не было – печь стояла вплотную к стене. Кровать стояла справа от входа. Мебель была простая – печь, стол, кровать и полки вдоль стен, лавки. Интересно, что жили в первом помещении, с печью, вторая комната пустовала – дед надеялся, что Николай переедет к нему и будет жить, но Николай уже не хотел в деревню. С дедом жила тетя Шура – его вторая жена, мачеха Николая, так как первая жена умерла очень рано. Хозяйство было очень большим - много овец, поросята, корова. Держали огромный огород. Николай Иванович Криулько в годы Великой Отечественной был подростком. Он жил в родном поселке Успенка, работал в колхозе «Маяк» и за хороший труд был премирован – получил живого ягненка. Мать плакала неделю от радости. После того, как отец смог выправить сыну справку, чтобы он поехал учиться, Николай уехал в Самусьский затон и закончил там ФЗО (фабрично-заводское обучение) Став механиком, работал на заводе в Самуськах. Потом (после армии?) оказался в Томске, работал в Сплавконторе. Женился на Маргарите Александровне Федосеевой. Она настояла на продолжении обучения. Закончил вечернюю школу («Я почему настояла на обучении? Пошли мы в отпуск, поехали отдыхать своей компанией. И тут я поняла, насколько он выделяется. У меня уже ребенок был. Я ему говорю: «Или ты идешь учиться, или я ухожу». А он сидел с соседями – у нас квартира была на Черемошниках отдельная – и встал, говорит: «Значит, пойду». Школа была возле Речвокзала. Вот он ушел, а я с ребенком следом. Посмотрела – учится. Больше не проверяла). Николай Иванович получил образование, хотя учился весьма посредственно. О деревне «Успенка» 25
Впервые М.А. Криулько увидела ее в 1959 году. Деревня к этому времени уже разъезжалась. Иван Иванович уезжал предпоследний, после него уехала только его теща от второго брака, мама тети Шуры Криулько. Она похоронена в Кижирово, как и Иван Иванович. Бабушка эта жила одна, имела коня, огород. Была очень крепкая. Мать Никлая умерла рано, похоронена в Успенке. Могила потеряна после пожара. Когда я последний раз была на месте Успенки, никаких признаков деревни уже не было – все распахано и засеяно. В Успенку ездил Николай Иванович – он все стремился объединить своих родственников, братьев-сестер. Деревня эта была большой, благоустроенной. Там была снеговая речка, так перегородили русло и там было озеро. Дом считался Николая, он его продал. Его перевезли в Томск и он долго стоял где-то на Средне-Кирпичной. Дом был пятистенок. В Томске на Средне-Кирпичной живет сестра Николая. Родня Николая была малограмотной. Бабушка его все время звала Николая к себе, он писал письма на фронт. В Успенке жили представители разных наций: белорусы, украинцы, поляки, были и русские. Иван Иванович считал нацию по той стране, где родился. Он родился в Белоруссии – белорус, жена – украинка, а сын – русский. «Я как пришла в деревню – не понимала, о чем они говорят, был свой говор, все языки слились воедино!» Вообще - в Сибири жил отец Ивана Иваноича Криулько, на кладбище в Кижирово есть еще его брат Осип Иванович, рядом лежит его теща Прасковья. А вторую жену звали Александра. У Осипа Ивановича был сын Иван, он жил в Кижирово и переехал на Почтовый. Вроде бы сейчас они живут на Каштаке. Иван и Людмила – историки. Клавдия жила в Петропавловке. Мы эту деревню не любили – ощущение запустения, жители пьют. В Петропавловке жила Клавдия и ее дети. Наталья уже умерла – она пила и скончалась от цирроза печени, по всей видимости. У этой семьи вообще были проблемы с печенью. Сейчас в Петропавловке живет сын Клавдии Сергей. Фамилия их – Осиненко. Он зарабатывает на жизнь, заготавливая шишки, рубя осину и т.д. 26
Белорусское происхождение сказывалось и в пищевых предпочтениях: любили картошку, жаренную в большом количестве сала. Прямо текло с картошки. Маргарита Александровна не любила такую картошку, и свекор был уверен, что она «татарка». Николай Иванович Криулько очень хотел, чтобы родственные свяхзи не потерялись. Регулярно возил свою родню на место бывшей деревни. Очень любил на Троицу ездить на кладбище в Самуськи – ради общения с потомками жителей Успенки. Место рождения, имена и даты рождения, профессия и образовательный уровень родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Количество детей в каждом поколении. По мере возможности – имена и контактные данные родственников. 1. Кто рассказывал респонденту о переселении? Был ли это сам переселенец или его дети? В каком возрасте был сам респондент? Степень достоверности информации?
Место вселения.

1.

Кто из семьи респондента был

переселенцем? Откуда и куда он

переселился, когда, в каком

возрасте? Переселялся один или с

родственниками? Переселялись ли

в этой группе его родственники по

боковым линиям, односельчане?
Родственники Н.И. Криулько по второй линии рассказывали, что в Успенку переселились из Белоруссии Иван Степанович с 7 братьями. Ивана Ивановича Криулько, отца Н.И. привезли в возрасте 2 лет из Белоруссии. То есть время переселения – примерно 1889 год. Иван Степанович, возможно, был старший из братьев. И вполне вероятно, что не все братья жили в одной деревне. В Покровке тоже жили Криулько. Возможно, еще и в Троицкой.
2.
Что заставило переселиться?
3.
Переселялись наобум или предварительно посылали ходока? Кто был этот человек? 27

4.
Были ли люди, которые возвращались на родину? Почему?
5.
Селились ли сразу на месте постоянного проживания, или в каком-то другом населенном пункте, который после оставили?
6.
Поселились на новом, ранее незанятом месте или подселились куда-либо? Был этот населенный пункт старым или создан несколькими годами ранее другими переселенцами? Из каких мест были другие переселенцы?
7.
Как было организовано поселение? Было ли там общинное землевладение или хутора? Как распределялась земля: брали, кто сколько хотел, или всей деревней распределяли наделы? Много ли было земли?
8.
Как возникло название населенного пункта? Что оно означает?
9.
Как назывались части поселения (улицы, концы, порядки, хутора и т.д.) и почему они так назывались? Особенности местной топонимики (как назывался лес в окрестностях, части ландшафта, местные заведения?
Как была организована дорога?
1. Как добирались до Сибири? Ехали поездом (докуда?), по воде (откуда и докуда?), на своих подводах? Сколько времени занял переезд? Есть ли воспоминания о том, как был организован быт в дороге? Уточнить, сколько человек ехало в вагоне? Было ли организовано питание? Медицинская помощь? 2. В какое время года выехали и приехали? Что брали с собой в первую очередь? Брали ли сельскохозяйственный инвентарь, 28
лошадей? Предметы одежды? Утварь? 3. Получали ли ссуды? Какие? На что их хватало? 4. Как строили постоянные дома? Где брали лес? Возводили дм силами семьи или звали соседей на помощь? 5. Как было организовано водоснабжение? Помогали ли организовать водоснабжение?
Как был организован быт по переселении?
6. Как далеко находились дома соседей? 7. В каких отношениях находились с соседями? Помогали ли им в хозяйственных работах? Были ли среди соседей более богатые или более бедные? Почему они были богаче/беднее остальных? 8. Был ли в населенном пункте храм? Если не было – где венчались, крестили детей, отпевали покойников? 9. Была ли школа? Если нет - где была и ходили ли туда дети из вашей деревни? 10.Был ли медицинский пункт? Если не было – то как решались проблемы в случае заболевания? Родов? Был ли человек, который оказывал медпомощь или каждый справлялся сам? 11.Была ли лавка? Кто ее держал? 12.Были ли какие-то присваивающие промыслы (для нужд семьи или товарные): охота, рыбная ловля, сбор ягод и грибов? В лесу было много ягод, грибов. Их собирали уже после того, как деревни не стало. Клюкву брали кружками, насыпали буквально большие крапивные мешки. Черника, брусника, малина. Их брали по ягодке и набирали ведро. 29
Деревня эта (Успенка) была большой, благоустроенной. Там была снеговая речка, так перегородили русло и там было озеро
Переселенцы и старожилы.
3. Имелись ли отличия от старожилов в сельскохозяйственных навыках, инвентаре, приемах обработки почвы, выращиваемых культурах? 4. Были ли споры между переселенцами и старожилами, а если были – из-за чего: земельные владения? Бытовые привычки? Из-за девушек? Другие? 5. Особенности языка переселенцев: наличие слов, привычных в местах выхода (полонизмы, украинизмы), наличие особенностей выговора (акцент, особенности произношения)? В Успенке жили представители разных наций: белорусы, украинцы, поляки, были и русские. Иван Иванович считал нацию по той стране, где родился. Он родился в Белоруссии – белорус, жена – украинка, а сын – русский. «Я как пришла в деревню – не понимала, о чем они говорят, был свой говор, все языки слились воедино!» 6. Носили ли одежду, привезенную с места выхода? Какую? Как воспринимали эту одежду коренные сибиряки? 7. Было ли желание отделиться от выходцев из других мест, старожилов? Отдельные места поселения? Отдельные кладбища? Особо обратить внимание в случае неправославных переселенцев.
Личное хозяйство.
8. Какие жилища строили по приезде? Как долго в них жили? 30
9. Сразу ли заводили собственное хозяйство, или нанимались к старожилам в батраки? Когда создали свое хозяйство? 10.Что входило в усадьбу: жилье, хозяйственные постройки, огород – если можно – нарисовать план дома и усадьбы) Дом Ивана Ивановича в Кижирово был «на две половины» - попросили нарисовать план – МА нарисовала классический пятистенок. Отметила, что в Успенке дом был такой же. Очень удивилась, что печка стояла слева от входа, хотя второе жилое помещение было справа от входа и рациональнее было бы поставить печку не у наружной, а у внутренней стены. Также отметила, что стол размещался по диагонали от печки. Устье печки расоплагалось к противоположной от входа стене, голбчика не было – печь стояла вплотную к стене. Кровать стояла справа от входа. Мебель была простая – печь, стол, кровать и полки вдоль стен, лавки. Интересно, что жили в первом помещении, с печью, вторая комната пустовала – дед надеялся, что Николай переедет к нему и будет жить, но Николай уже не хотел в деревню. Бабушка эта (теща Ивана Ивановича Криулько, мать его второй жены) жила одна, имела коня, огород. 11.Далеко ли от дома располагались поля? 12.Хорошая ли была земля? Пахали ли все время одно и то же поле, или время от времени их переделяли между односельчанами? 13.Чем обрабатывали поля? Были ли в семье сельскохозяйственные машины? Были ли они в деревне? 14.Имелся ли огород? Его размеры и что на нем выращивали? 15.Как оценивался достаток семьи до революции: (жили бедно, на жизнь хватало, как все жили, достаточно жили, были богатыми)? 16.Какую скотину держали? Сколько? Что случалось, если пала лошадь или корова? Какой скот держали после коллективизации? 31
17.Было ли домашенее производство? Какое? 18.Были ли какие-нибудь товарные промыслы: производство леса, мебели, одежды? 19.Дом: из чего сделан? Сколько этажей (Имелся ли подклет? Первый этаж? Был ли он жилой, или в нем размещались хозяйственные помещения?) План дома: сколько жилых помещений? 20.Какая мебель стояла в доме? Кто ее делал? Сам хозяин, умелец на заказ или покупали? 21.Украшали ли дом вышивками или ковриками? Кто их изготавливал?
Повседневная жизнь. Семья.
2. Одежда: Как одевались мужчины и женщины? Изменилась ли одежда по переезде? Какая одежда считалась повседневной, а какая - праздничной? Была ли одежда особо модная? Была ли одежда, которую стеснялись носить? 3. Прически: отличалась ли прическа холостых и женатых мужчин, замужних и незамужних женщин? Покрывали ли замужние женщины голову или могли ходить с непокрытой головой? 4. Питание? Сколько раз в день ели? Что ели? Какая еда готовилась на праздники? Национальные блюда? Принято ли было употреблять спиртное в будни? На праздники? 5. Состав семьи: наличие бабушек- дедушек, проживающих вместе со взрослыми детьми? Жили ли женатые братья в одном доме? По соседству? 6. Организация работы: как распределялись обязанности в семье? Кем? Как проводилось 32
свободное время? Какие праздники справлялись? Как? 7. Сколько детей бывало в семьях? Как менялось отношение к ребенку по мере его взросления? В семье Ивана Ивановича Криулько было 6 детей:
1.
Клавдия (Осиненко), похоронена в Петропавловке.
2.
Наталья (похоронена в Асино)
3.
Павел (похоронен в Рубцовске)
4.
Нина
5.
Таисья (Похоронена в Асино, есть дети Любовь и Татьяна)
6.
Галина (живет в Ново-Кусково, ее фамилия Примайчук. Живет возле храма, телефон 8-38-241-4-52-76). С какого возраста ребенок считался взрослым? Что он должен был уметь к этому возрасту? 8. Принято ли было взрослым сыновьям жить с родителями или отселяться? Какой авторитет был у родителей взрослых детей? 9. Супружеские отношения. Как распределялись обязанности по дому между супругами? Какое было положение женщины в семье? Как относились к незамужней девушке? Во сколько считалось приличным вступать в брак? Какое положение было у молодой женщины? Как строились отношения между мужем и женой? Осуждалось ли грубое поведение мужа по отношению к жене? Как относились к мужчине, который переселялся в дом жены? Какое поведение супругов люди одобряли? Осуждали? Как менялся статус женщины по мере взросления ее детей? 10.Какие семейные праздники справлялись? 33
11.Что делали, когда рождался ребенок? Праздновались ли дни рождения у людей? 12.Как играли свадьбы? Что делали, когда человек умирал: отпевание, похороны, поминки, уход за могилой. 13.Какие праздники справлялись всем селом и как (церковные, советские, производственные)?
Блок 3. Семейная история и «большая» история
. 4. Были ли в семье респондента участники Первой мировой войны? Брали ли на эту войну людей из их населенного пункта? 5. Как отразилась на жизни семьи Гражданская война? На жизни населенного пункта? 6. Как изменилась жизнь населенного пункта и семьи в первые годы Советской власти? Помнят ли в семье продразверстку? Организовывались ли частные предприятия в годы НЭПа? 7. Помнятся ли в семье события культурной революции? Организации ликбезов? Изб- читален? Закрытия церквей? Принимали ли участие в этих событиях члены семьи? Односельчане? Как относились к этим событиям и участникам закрытий церквей в семье? В населенном пункте? 8. Когда в населенном пункте проводили коллективизацию? Какой колхоз был в населенном пункте? Как к нему относились в семье? 9. Были ли раскулаченные в семье? В деревне? За что раскулачили? Были ли случаи убийства активистов? Как относились к активистам в семье? 34
10.Кто из членов семьи был призван на фронт в годы ВОВ? Когда? Из односельчан? Где работали члены семьи в годы ВОВ? Как был организован быт: длительность рабочего дня, выходные, питание, отопление домов и рабочих помещений? Как организовывался досуг? Продавали ли в город продукты питания, выращенные в частных хозяйствах? Обменивали ли продукты на предметы быта? 11.Как был организован быт населенного пункта после войны? Когда в населенном пункте почувствовали, что жить стало легче? 12.Какие реорганизации колхозов/совхозов пережил населенный пункт? Где работали люди в 1950-е, 1960-е, 1970-е годы? 13.Изменения быта в годы Перестройки? Где стали работать люди после закрытия колхозов/совхозов. Чем заняты сейчас? 14.Как оцениваете состояние населенного пункта сейчас?
Северский Кадетский корпус – наш партнер по проекту «Сибиряки

Вольные и невольные»

(По материалам сайта Томского областного краеведческого музея)
18 сентября на выставке «Сибиряки вольные и невольные» состоялась экскурсия кадет Северского кадетского корпуса. 16 человек – учащиеся 8 и 10 классов и их руководители – учителя истории Акуличева Людмила Анатольевна и Скуратов Дмитрий Владимирович – не просто гости нашего музея. Они – наши партнеры по проекту «Сибиряки вольные и невольные». В течение учебного года сотрудники музея и северские кадеты планируют серию однодневных этнографических экспедиций в села Томского и Шегарского района, работу в Кемеровской области, пос. Самусь, д. Орловки - то есть по месту жительства воспитанников СКК. По результатам экспедиций планируется сделать несколько публикаций на сайте учебного учреждения и проекта «Сибиряки вольные и невольные». Но, прежде чем приступить к этой захватывающей 35
деятельности кадетам предстоит постигнуть азы полевой работы этнографа. Получить систематическую информацию по проблематике исследования. Так что экскурсия была первым методическим занятием для наших юных коллег. Кадетам выставка понравилась. Они с интересом рассматривали этнографические предметы и старались вспомнить, где уже встречали их в жизни. А музейным работникам понравилась военная дисциплина и серьезность в отношении к порученному заданию, которую продемонстрировали юноши. Томский областной краеведческий музей рассчитывает на то, что наметившееся сотрудничество с Северским кадетским корпусом станет постоянным.
Отчет об этнографической экспедиции
27 октября 2014 года сотрудники Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова и воспитанники Северского кадетского корпуса предприняли однодневную этнографическую экспедицию в пос. Кижировово (основан в 1870-е годы) и Петропавловка. Задачей экспедиции было провести разведку боем: выяснить имена людей, живших в Кижирово до Отечественной войны, уточнить планировку населенного пункта и определить старую часть деревни, установить возможные контакты с потенциальными респондентами. Кадеты под руководством научного сотрудника ТОКМ обследовали кладбище и записали фамилии людей, чьих однофамильцев предстоит искать в Самуськах, Кижирово, Северске. Удалось поговорить с родственниками погребенных, в результате записаны адреса двух респондентов. Выяснилось, что в группе кадетов был праправнук родившегося в 1832 году Антона Ивановича Шумиловского Иван Вахрушев, который получил индивидуальное задание взять интервью у бабушки. Обследование застройки д. Кижирово показало, что все старые дома находятся на одной улице, вытянутой вдоль реки. Таким образом, выяснили первоначальный тип застройки – однорядную планировку. В завершение поездки кадеты побывали в бывшем волостном селе Петропавловском, нашли место, где раньше стояла церковь, школа, проехали по улицам старой части села, обнаружили на площадке возле бывшей церкви безымянный памятник, по словам жителей Пертопавловки, поставленный партизану – борцу за Советскую Власть в годы Гражданской войны. Впереди - работа по поиску бывших жителей Кижирова, интервью с выявленными респондентами. Сотрудники ТОКМ планируют поиск информации о селе в Архиве. А в планах экспедиций – пос. Орловка. 36

Отзывы учащихся 8 «А» класса СКК об этнографической экспедиции

в д. Кижирово 27.10.14

Беленченко Александр:
«Мне очень понравилось в Кижирово. Было весело когда мы ходили по деревне вдоль реки и искали людей. Там было много красивых деревянных домов. В начале экспедиции мы замёрзли, потому что возле реки было очень холодно, но в следующий раз мы оденемся еще теплее. Я немного расстроен тем, что не записал ни одного умершего до 1950 года, но общие впечатления от поездки замечательные»
Мысин Александр:
«Мне все очень понравилось кроме того, что я сначала замерз. И в нашем ряду в котором мы должны записывать, не было ни одного человека которые умерли до 1950 года и мы пошли по другим рядам. Мне понравилось, что мы прогулялись по деревне и посмотрели на стены домов. Нашли несколько домов-крестовиков и смещенные дома. Людей мы вообще не нашли. Находили костры, машины, слышали музыку, но людей же мы не видели вообще. Только когда мы уезжали, мы увидели 2 мужиков, но я не слышал о чем с ними говорила Татьяна Юрьевна»
Вахрушев Иван:
«27 ноября состоялась экспедиция кадет «СКК» под руководством Назаренко Т.Ю. Мы поехали в деревню Кижирово, не далеко от пос.Самусь. По приезду в деревню мы пошли на кладбище. Записывали людей живущих до Великой Отечественной Войны. На этом кладбище похоронены мои прапрадедушки, я был удивлен, когда узнал, что они самые старые на этом кладбище. Прошлись по деревне и немного перекусили, и поехали в деревню Петропавловку. Нашли старые дома, пообщались с местными поселенцами (взяли интервью). Мне очень понравилась эта экспедиция и я хочу, чтобы такие встречи бывали чаще  !»
Шеремет Константин:
«Мы ездили в экспедицию. Сначала мы побывали на кладбище, на нем мы искали могилы людей, которые родились до 1941 года. Я был в паре с Ильей Умаровым. Мы нашли примерно 10-13 могил. После кладбища мы пошли искать старые дома. Мы обошли вокруг деревни и нашли очень мало старых домов. На улице было очень холодно и мы все 37
очень замерзли. Дальше мы поехали в Петропавловку. Там мы нашли старую, заброшенную школу. Из машины мы больше не выходили. Мы поехали обратно в Северск. Экспедиция была очень интересная и мне очень понравилось. Я хочу поехать еще раз».
Гордиенко Артемий:
«В понедельник мы с классом отправились в этнографическую экспедицию в деревню Кижирово, в тот день на улице стоял мороз и сильный ветер, поэтому мы не смогли составить полную опись захоронений. Я узнал много нового, сначала мы посетили местное кладбище, где изучали могилы людей, после этого мы отправились по деревне и рассматривали дома, узнали о разных видах домов. Когда все замерзли мы пошли в автобус где согрелись. Этот день мне понравился  !»
Плотников Иван:
«Этнографическая экспедиция мне очень понравилась. В следующий раз надо будет взять с собой шарфы и горячую еду».
7.

Дальнейшее развитие проекта. Механизм тиражирования

результатов проекта Исследовательская экспедиция «Потомки

Столыпинской реформы в Западной Сибири».

Для развития проекта Исследовательская экспедиция «Потомки

Столыпинской реформы в Западной Сибири» необходимо в апреле –

августе 2015 года совершить следующие этнографические экспедиции:

1.

Этнографическая экспедиция в деревни Петропавловку,

Самусь, Подгорное ЗАТО Северск Томской области;

2.

Этнографическая экспедиция в деревни Успенка, Покровка

Мельниково Шегарского района;

3.

Этнографическая экспедиция в село Парабель Парабельского

района Томской области;

4.

Этнографическая экспедиция в город Колпашево Томской

области.
Ожидаемый результат от реализации проекта – информационное
заполнение тематического сайта «Сибиряки вольные и невольные»
(sib.tomskmuzeum). Этот интернет-ресурс позволит представлять пользователям разнообразный контент (тексты, фотографии, аудио – и видеофайлы) по 38
рассматриваемой проблематике, а его содержание макро- и микроуровни общественной жизни: с одной стороны – архивные документы и материалы, исследования профессиональных историков, социологов, антропологов, литературные произведения; с другой – личные истории и их обсуждение.
Завершением работы над проектом послужит сборник

этнографических материалов, исследовательских работ кадет,

подготовленных по результатам этнографических экспедиций
.
В настоящее время уже опубликована рабочая тетрадь краеведа-

исследователя.

Список использованной литературы
1. Бардина П.Е.Быт и хозяйство русских сибиряков Томского края. Северск, 2009.432 с. 2. Громов Г.Г. Методика этнографических экспедиций. М.,1966. 3. Изучаем народные традиции. Программы и вопросники/Сост. П.Е. Бардина, В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина, Н.А. Тучкова. Вып. 1. Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2004. 36 с. 4. Назаренко Т.Ю. Рабочая тетрадь краеведа – исследователя. ОГУК «Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова» - Томск, 2014 г. – 24 с. 5. Читая Г.С. Принципы и метод полевой этнографической работы // Советская этнография. 1957. № 4. 6. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М.: Наука, 1987. 558 с. 39


В раздел основное полное образование