"Начало славных дел Петра"
методическая разработка урока
Автор: Максименко Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания, МБОУ "СОШ им. П.Н. Бережнова села Нижняя Покровка Перелюбского района Саратовской области", Саратовская область, Перелюбский район село Нижняя Покровка
В раздел основное полное образование
НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I
Аудитория 10 класс Учитель: Максименко Ольга Николаевна
Цели урока
: образовательные: - Рассмотреть исторические условия вступления Петра на престол, - Выявить необходимость преобразований и условия для их проведения развивающие: -учить умению самостоятельно работать с учебной и методической литературой; - логически выстраивать аргументацию собственной позиции; - работать в паре; - развивать умение самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений, давать анализ и критическую оценку историческому источнику воспитательные: - воспитывать потребность заниматься самостоятельной интеллектуальной деятельностью, работать в малых группах -воспитание патриотизма, гражданственности, высокой нравственности.
Задачи урока
Образовательные: сформировать представление о реформаторской деятельности Петра I, определить цели и итоги реформирования. Развивающие: развивать коммуникативные навыки учащихся, умение работать в малых группах, навыки критического мышления, умение давать оценку изучаемым историческим событиям. Воспитательные: воспитывать интерес к истории России. Применение здоровьесберегающих технологий. Чтобы не наблюдалось переутомляемости на уроке
Оборудование для учителя:
Учебник Данилов А.А.., Косулина Л.Г., Брант М.Ю. «Россия и мир. Древность. Средневековье, новое время» , Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сахаров А.Н. История России Конец XVII – XIXвек., презентация, отрывки из текста Истории Костомарова «Детство и юность Петра», Карта «Россия в XVII в.»
Оборудование для обучающихся:
Учебник Данилов А.А.., Косулина Л.Г., Брант М.Ю. «Россия и мир. Древность. Средневековье, новое время», Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сахаров А.Н. История России Конец XVII – XIX век, презентация, отрывки из текста Истории Костомарова «Детство и юность Петра» Карта «Россия в XVII в.»
Тип урока
: изучение нового материала.
Проблемный вопрос:
Почему результаты борьбы за власть на рубеже XVII – XVIIII вв. имели исключительно важное значение в истории России?
Понятийный аппарат
: Боярская Дума, стрелецкое войско, «потешные полки», бунт. ХОД УРОКА:
Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность и самое главное ее последствия для судеб России и Европы, вызывает споры до сих пор. Действительно, времена не выбирают, в них живут и умирают. Многие историки делят историю России на периоды до его правления и после него. Тема раздела «Россия в эпоху Петра Великого». Каждый русский князь или царь получал по своим делам прозвище: Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый, Иван Калита, Иван Грозный, Всеволод Большое Гнездо. А вот Петру какое бы прозвище дали вы?
Какие ассоциации вызывает у Вас это имя? Что Вы знаете об этом правителе и его делах?
Составление кластера
Тема сегодняшнего урока - «Начало правления Петра I» Основные задачи урока: 1. Рассмотреть причины, повлиявшие на формирование личности Петра I 2. Выявить необходимость преобразований и условия для их проведения; 3. Выяснить условия прихода к власти Петра I Технологичекие этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Петр I Европеизация страны Реформы: военная, экономические, культурные Выход к Балтийскому морю Провозглашение империи
I. Постановка цели и мотивация Почему результаты борьбы за власть на рубеже XVII – XVIIII вв. имели исключительно важное значение в истории России? актуализация имеющихся знаний, представлений; пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме; обучающиеся определяют направления в изучаемой теме. Сообщение темы и цели урока Актуализация имеющихся знаний у учащихся Давайте вспомним, какие новые явления происходили в экономическом, политическом, культурном плане в нашей стране в данный период. Докажите мне, что XVII век подготовил преобразования в России, которые воплотил в жизнь Петр. Учащиеся вспоминают, что им известно по данному вопросу и составляют кластер Преобразования XVII века А Б В Г Проверяем наши догадки, : Задание. Распределите по сферам жизни общества изменения, которые происходили в России в XVII в. и создавали условия для петровских преобразований Сферы жизни общества: А — экономика, Б — социальная сфера, В — политическая сфера, Г — духовная сфера: 1. Развитие ремесла, мелкотоварного производства 2. Отмена местничества (1682) 3. Политика протекционизма (покровительства национальной промышленности и торговле) 4. Развитие мануфактурного производства 5. Укрепление самодержавия; 6. Сближение поместного и вотчинного землевладения; 7. Обмирщение сознания; 8. Начало формирования всероссийского рынка 9. Прекращение созыва земских соборов; 10. Указ о белых и черных слободах. 11. Закрепощение крестьян (1649 г.); 12. Утверждение самодержавия (соборное уложение – титул “самодержец”); 13. Уменьшение роли боярской думы (малая дума); 14. Тайный приказ; 15. Окончательно сложилась приказная система – бюрократия – чиновники поддержка государя 16. Попытка некоторых представителей высших слоев общества устроить свою жизнь по западному образцу
Предположите, почему результаты борьбы за власть имели исключительно важное значение для истории России? 17. Появление первых мануфактур, развитие мелкотоварного производства Борьба за власть Выбор пути развития России II. Осмысление содержания организация активной работы с текстом удовлетворение познавательных «запросов» 1. Мы с вами знаем, что характер человека закладывается в детстве. Поэтому на формирование личности будущего царя большое влияние оказали его детские годы. С ними нас познакомит Васильева Анастасия а вы из рассказа Насти составьте кластер .(рассказ сопровождается презентацией ) 2. Приход к власти Петра I сопровождался борьбой за власть двух враждующих боярских группировок - Нарышкиных и Милославских. В результате бунта 1682 г. царями провозгласили Петра и Ивана, правительницей — Софью. 1. Учащиеся по ходу рассказа составляют кластер 2. Задание 2: приложение 2 Прочитать документы о стрелецких бунтах и составить таблицу. Работа в парах, обсуждение и коллективная проверка. Два стрелецких бунта 1682 г Линии сравнения 1689 г Причины бунта Повод Участники Требования восставших
?
В результате второго стрелецкого бунта 1689 г. Петр стал самостоятельным правителем. В 1689 г. Петр женился на боярыне Лопухиной. По обычаям того времени это означало, что царь стал совершеннолетним и мог править самостоятельно. Но Софья не захотела отдавать власть, она начала подговаривать стрельцов поднять восстание против Петра. Но патриархальные традиции сыграли против регентшы: факт нахождения женщины во главе государства люди того времени не принимали. Да и противников у Софьи было достаточно. С помощью “потешных” полков Пётр арестовал Софью и заключил в Новодевичий монастырь. Теперь Петр стал правителем России, хотя формально его соправителем до 1696 г. являлся Иван, который по слабости здоровья на власть никогда не претендовал. Давайте узнаем о этих бунтах по подробнее в разделитесь на 2 группы прочитайте дополнительный материал и заполните таблицы Проверка таблиц
Физминутка
Руководители Результаты Слушают учителя делают записи в тетрадях отвечают на вопросы учителя
2. Начало самостоятельного правления Петра и третий стрелецкий бунт 1698 Приложение 3 III. Рефлексия соотнесение старых и новых представлений; обобщение изученного материала; определение направлений для дальнейшего изучения темы. IV. Домашнее задание
§ 27 – 28,
29
1. Обращение к проблемному вопросу урока: Почему результаты борьбы за власть на рубеже XVII – XVIIII вв. имели исключительно важное значение в истории России? 2. Существовала ли альтернатива исторического развития России на рубеже XVII – XVIIII вв.? Вот мы с вами выяснили как Пётр пришёл к единоличному правлению, но так как у нас сегодня урок по здоровье сберегающим технологиям. Вспомните что Пётр разрешил употреблять в России, хотя за это в правление его отца наказывали битьём розгами по пяткам 3. Подведение итогов урока, выставление оценок 1. Обращение к кластеру, составленному на стадии вызова, дополнение его. Работа в парах, затем коллективная проверка. Борьба за власть Альтернатива исторического развития Петр Софья Европеизация Патриархальная России Россия 2. Тест «Начало правления Петра» Приложение 4 3. Задание: Напишите Синквейн на тему «Петр I» Индивидуальная работа. За курение табака Задание по выбору: Написание мини-эссе «Что такое Петр? Чудо или чудовище?» Написать письмо от имени стрельца-участника одного из
стрелецких бунтов.
приложение 1
Петр – сын Алексея Михайловича от второго брака Натальей Нарышкиной. Родился 30 мая 1672 г. От первого брака с Марией Милославской родилось 13 детей, среди которых были Федор, Иван и Софья. В 1676 г. Алексей Михайлович умер, передав престол старшему из сыновей – Федору Михайловичу, юноше болезненному и хилому. Федор правил недолго – в конце апреля 1682 года он умер. При правление Федора Петра обучали грамоте и он вместе с матерью находился при дворе. Федор был не только старшим братом Петра , но также был его крёстным отцом и как умел, заботился о мальчике. После смерти Фёдора образование юного царевича прекратилось . и на совете высших сановников государства трона решается не в пользу следующего по старшинству сына А.М. – Ивана, а 10-летнего Петра. Это неожиданное решение вызвано как активными интригами Нарышкиных, вошедших вслед за молодой царицей во дворец, так и тем обстоятельством, что живой, здоровый мальчик много выигрывал в сравнении со своим старшим братом Иваном, как бы несшим на себе черты вырождения. Возможно, что осознание этого факта, помимо политической борьбы, повлияло на ответственное решение Боярской думы нарушить традицию передачи трона по прямой мужской нисходящей линии от старшего к младшему. Однако группировка Нарышкиных недооценила противника. Милославские во главе с властной. честолюбивой царевной Софьей сумели возбудить недовольство стрельцов и с их помощью 15 мая 1682 года совершить кровавый переворот. Приложение 1. На престоле утвердился триумвират: к Петру присоединился Иван, а сопровительницей на правах регенши была провозглашена Софья – стиуация для Петра в политическом смысле вполне тупиковая. . Вдовая царица Наталья Кирилловна со всеми домочадцами выехала из Кремлевского дворца и поселилась в Преображенском. Все эти события, совершавшиеся независимо от воли и желаний Петра, стали как бы фоном начальных лет жизни будущего реформатора России, и они же определили многое из того необычайного, что впоследствии составило его яркую индивидуальность. Кремль XVII века – мир условностей, традиций, замкнутая система, в целом мало способствовашая развитию индивидуальности. А Петр как бы оказался выброшенным из этой системы. Он появлялся на церемониях, но чувство ненависти, исходившее от родственников по отцу, еще больше отдаляло его от русской старины. И так, Петр I был возведен на трон 10-летним мальчиком в 1682 г. Но последующие события, связанные со стрелецким бунтом, установлением двоевластия и практически приходом к власти царевны Софьи (в качестве регента) привели ктому, что Петр не был допущен к власти. Его не допускали ко двору, практически не готовили к занятию государственными делами, он не получал хорошего образования – но он очень хотел учиться, искал любые возможности приобрести новые знания и в конце концов начал знакомиться с европейской наукой. Это очень важное обстоятельство: рядом с Преображенским находилась Немецкая слобода – Кукуй, своеобразная модель Европы. Петр познакомился с соседями, иностранцы стали его друзьями и учителями. Где сновную массу времени непоседливый опальный царь проводил, маршируя со своими сверстниками из потешных полков под началом иноземных и отечественных офицеров да посещая Немецкую слободу. В слободе у Петра завелось много приятелей, среди которых выделялся швейцарец Франц Лефорт. Он много
рассказывал Петру о Европе, о европейских армиях, о флоте. Изредка Петра возили в Москву на торжественные церемонии, где он сидел с братом Иваном на двухместном троне, а сестрица Софья шептала через дырочку в спинке трона царям правильные ответы.
Приложение 2
1 группа
Стрелецкий бунт
По смерти царя Федора Алексеевича (1682 г.) Боярская дума и патриарх провозгласили царем Петра. Царица Наталья Кирилловна (Нарышкина) и ее братья стали реальными правителями России. Но скоро они были оттерты от власти. Стрельцы, не получавшие жалованья в течение нескольких лет и терпевшие произвол начальства, были готовы к мятежу. Софья направила их гнев в «нужное русло», обещая, что «законный царь Иван» выплатит им жалованье и восстановит справедливость. Обещания подкреплялись подарками. 15 мая 1682 г. среди москвичей разнесся слух: «Нарышкины удавили царевича Ивана». Стрельцы с оружием бросились в Кремль. Они требовали расправы с ненавистными им боярами, среди которых значились дяди царя Петра. Царица Наталья Кирилловна велела поставить на перила красного крыльца Грановитой палаты Петра и Ивана. Но толпа засомневалась: не подменные ли? Софье пришлось доказывать «подлинность» братьев. Но бунт уже набрал силу. На копья с высокого крыльца полетел воспитатель Натальи Кирилловны боярин Матвеев, только-только вернувшийся из ссылки. Погиб один из Нарышкиных, отец и сын Долгорукие, многие другие люди встретили свою смерть или были избиты. Маленький царь Петр ничем не выдал своего волнения, но он был страшно напуган, впоследствии у него стали дергаться лицо и рука. Царь возненавидел Москву и стрельцов на всю жизнь. А стрельцы тогда уже слушали лишь себя. Они требовали сделать царями обоих братьев (при этом Иван считался бы главным), они требовали своих денег; дарования привилегий и защиты «старой веры», т.к. многие из них были тайными и явными противниками никониан.
Хованский
Боярская дума, патриарх, цари Иван и Петр, царевна Софья, объявленная стрельцами регентом при братьях, — на короткий срок все стали заложниками восставших. Этот период вошел в историю под названием «хованщина», по имени популярного в стрелецких полках князя Хованского, которого Софья, по требованию стрельцов, поставила во главе Стрелецкого приказа. Софья пошла навстречу требованиям стрельцов. Они получили удержанное жалованье, новые привилегии и звание «надворной пехоты». На Красной площади в честь их подвигов установили мраморный столп. Но терпеть власть стрельцов над собой правительница не собиралась. Вскоре °на уехала на богомолье с братьями и Натальей Кирилловной в Троице-Сергиев монастырь. Руководя оттуда, собрала дворянское ополчение. Потом тайно захватила Хованского. Пытками его вынудили признаться, будто желал насильно выдать Софью замуж за своего сына, царей истребить и так захватить власть. Хотясреди бояр Хованский и слыл надменным, строптивым и честолюбивым человеком, но вряд ли его планы шли так далеко... Но повод, чтобы казнить Хованского с сыном, правительница получила. Потеряв вождя, стрельцы не знали, что им делать, и решили просить милости у царевны. Зачинщики были наказаны, остальные приведены к покорности. Столп на Красной площади был разбит.
Опальный царь
Что же до Петра и его окружения, то они были
удалены от дел. Царь Петр жил в подмосковных селах — Преображенском и Семеновском. Никита Зотов учил его грамоте. Но основную массу времени непоседливый опальный царь проводил, маршируя со своими сверстниками из потешных полков под началом иноземных и отечественных офицеров да посещая Немецкую слободу. В слободе у Петра завелось много приятелей, среди которых выделялся швейцарец Франц Лефорт. Он много рассказывал Петру о Европе, о европейских армиях, о флоте. Изредка Петра возили в Москву на торжественные церемонии, где он сидел с братом Иваном на двухместном троне, а сестрица Софья шептала через дырочку в спинке трона царям правильные ответы. Два стрелецких бунта 1682 г Линии сравнения 1689 г Причины бунта Повод Участники Требования восставших Руководители Результаты
2 группа
Переворот в пользу Петра
(1689 г.)
По мере взросления Петра правительница Софья становилась все более враждебной к сводному брату. Время ее «законного» регентства заканчивалось, назревало столкновение. Сторонники Петра 1 в Преображенском открыто возмущались сосредоточению власти в руках женщины при совершеннолетних царях. (Напомним, что совершеннолетними в то время считали женатых людей. Царь Иван был женат, в 1689 г. сыграли свадьбу и 17-летнего Петра.) В окружении Софьи горячие головы искали способ избавиться от Петра. Он был главным соперником царевны. Слабоумный и болезненный Иван, наоборот, предполагал опеку над собой. Глава стрелецкого приказа Федор Шакловитый советовал Софье убить Петра, но любимец Софьи Василий Голицын считал подобный шаг мерзким и удерживал от него правительницу. Слухи о возможном нападении на Петра дошли до тайных приверженцев молодого царя, и они поспешили сообщить ему о том. В ночь на 8 ав- густа 1789 г. в Преображенское прискакал гонец с вестью: стрелецкие полки идут к резиденции опального царя. Перепуганный Петр умчался в Тро-ице-Сергиев монастырь. На следующий день туда стали съезжаться верные ему вельможи, подошли потешные полки. Между тем весть оказалась ложной. В ту ночь Софья не предприняла никаких враждебных Петру действий. Но конфликт уже разгорелся и мог кончиться лишь победой кого-то одного — Петра или его сестры. В лагере Софьи не было единства. Многие стрельцы, служилые иноземцы, дворяне начали уходить к законному властителю России. Они не на- мерены были ради Софьи проливать кровь. Тогда Софья решила помириться с братом и послала в Троице-Сергиев монастырь патриарха. Но па- триарх перешел на сторону Петра, и это окончательно подорвало авторитет регентши. Царевна осталась без поддержки, была свергнута и
заточена в Новодевичий монастырь. Федора Шакловитого взяли в розыск и после пыток казнили. Василия Голицына, по ходатайству его родственников, преданно служивших при дворе Петра, отправили с сыном в ссылку. Два стрелецких бунта 1682 г Линии сравнения 1689 г Причины бунта Повод Участники Требования восставших Руководители Результаты
Приложение 3
После свержения Софьи власть перешла в руки родственников Петра, Нарышкиных. Петр сразу не стал принимать непосредственного участия в управлении страной – он продолжал заниматься потешными войсками, строил небольшие суда на Переяславском озере, веселился и пировал с друзьями. Даже после рождения сына Петр не стал жить по правилам русской старины – он мечтает о русском флоте, о европейских обычаях, о превращении своей страны в современную державу. Но долгое время он не принимал никакх решительных мер. Правда, знакомиться со своми владениями начал: в 1691 году он побывал в Архангельске (показать на карте). Здесь он впервые вышел в открытое море. И это ему очень понравилось!!! Корабли стали судьбой Петра, были с ним во сне и на яву. Это первое важное событие, котрое повлияло на становление Петра Наверно, здесь Петр принял решение строить флот. Но Белое море полгода сковано льдами, и царь обратил внимание на Азовское море. Азов для России того времени практически недоступен, это часть Османской империи – значит, чтобы строить флот, надо отвоевать Азовское море у Турции. Важным вторым событием того времени становятся Азовские походы. 1695 первый Азовский поход был неудачен для России так как взять Азов Пётр не смог. Крымчаки и турки по морю доставляли в Азов оружие и боеприпасы, подкрепление, продовольствие. У Петра флота не было, пресечь действия врага на море он не мог. На следующий год в городе Воронеж, в верховьях реки Дон Пётр построил флот. В 1696 г. Царь с помощью флота взял Азов Итак, Петр вышел к Азову, но это не означало победы России над Турцией, в одиночку воевать было сложно. Нужны союзники.в 1697 г Пётр под именем простого дворянина Петра Михайлового отправился в составе Великого посольства за границу. Пётр побывал в Германии, Голландии, Англии. Там он посещал университеты, музеи, театры, заводы, научные лаборатории. В Голландии Пётр научился строить корабли. В Англии Пётр освоил медицину. Союзников для войны с Османской империей царь не нашёл. Нашлись союзники для войны со Швецией: Дания Саксония и Речь Посполитая. 1. Когда состоялось Великое посольство? 2. Какова цель Великого посольства?
3. Почему Петр поехал под чужим именем? 4. Какие страны посетило Великое посольство? 5. Каково значение посольства? Учитель: Пока Петр был за границей, в 1698 г. В Москве произошло восстание стрельцов. Они хотели вернуть к власти Софью. Петр поспешил в Москву. Восстание было подавлено до его приезда. Но Петр лично учавствовал в казнях стрельцов. Он расформировал стрелецкие полки, объявил первый в истории России рекрутский набор – отныне стрельцов должны были заменить солдаты регулярной армии. Началась подготовка к войне со Швецией, (при рассказе обращение к картине В.Сурикова “Утро стрелецкой казни”)
Приложение 4
ТЕСТ «НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I»
Вариант 1
1. Кто был фаворитом царевны Софьи? 1) П. Гордон 2) В.В. Голицын 3) Г.Г. Ромодановский 4) А.С. Матвеев 2. Кому принадлежит дипломатическая заслуга заключения вечного мира России с Польшей? 1 ) Г. Ромодановскому 2 ) П. Шафирову 3 ) В. Голицыну 4 ) И. Мазепе 3. Где постоянно находился Петр Алексеевич и все семейство Нарышкиных во время регентства Софьи? 1) В Троице-Сергиевом монастыре 2) В с. Преображенское 3) В с. Коломенское 4) В Тушине 4. Первой женой Петра 1 была: 1) Е. Лопухина
2) Е. Стрешнева 3) А. Захарьина-Юрьева 4) Е. Глинская 5. О событиях какого года идет речь в отрывке из сочинения русского историка? «Старая Русь тут встала и вскрылась перед Петром со всей своей многовековой работой и ее плодами. Когда … кремлевский дворец превратился в большой сарай и по нему бегали и шарили одурелые стрельцы, отыскивая Нарышкиных, а потом буйствовали по всей Москве… то духовенство молчало, творя волю мятежников, благословляя двоевластие, бояре и дворяне попрятались, и только холопы боярские вступились за попранный порядок… С тех пор московский Кремль ему опротивел и был осужден на участь заброшенной барской усадьбы». 6. Что назвали «потешными полками» 1) Дворянское ополчение 2) Полки «иноземного» строя 3) Полки, состоявшие из новобранцев 4) Отряды, созданные для забав молодого царевича Петра
ТЕСТ «НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I»
Вариант 2
1. Восстановите последовательность событий: А . Расправа со стрельцами и прекращение мятежа, названного хованщиной Б . Объявление о соправлении двух царей при регентстве Софьи В . Начало мятежа стрельцов в Москве – хованщины Г. Первый крымский поход русских войск во главе с В.В. Голицыным 2. Кто стал главой Посольского приказа в 1682г.? 1) А.С. Матвеев 2) В.В. Голицын 3) Л.К. Нарышкин 4) И.А. Хованский 3. Кто был учителем и воспитателем Петра 1? 1 ) В. Голицын 2 ) П. Гордон 3 Н. Зотов
) 4 ) А. Меньшиков 4. Кто был главой Стрелецкого приказа и сторонником Софьи, казненным из-за попытки мятежа в 1689г.? 1 ) И. Хованский 2 ) И. Мазепа 3 ) Ф. Шакловитый 4 ) Г. Ромодановский 5. Как называется период, о котором идет речь в отрывке из сочинения немецкого путешественника? «Оба они, правда, сидят на троне, но ни один из них ничего не решает, а царевна обдумывает все с магнатами, после чего решение публикуется – опять же от имени обоих царей…» 6. Что произошло в результате стрелецкого восстания 1682г.? 1) К власти пришел царевич Иван V 2) Произошла смена правящей династии 3) Власть фактически оказалась в руках царевны Софьи Алексеевны 4) Началось самостоятельное правление Петра I
В раздел основное полное образование