Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Проект модели подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике и ИКТ"

статья

Автор: Арефьева Марина Анатольевна, учитель информатики, МАОУ СОШ № 56, г. Артемовский, Свердловской области



В раздел основное полное образование




Проект модели подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике и ИКТ

Автор:
Арефьева Марина Анатольевна, учитель информатики МАОУ СОШ № 56 г. Артемовский Информатика в нашей преподается с 5 по 8 класс – 1 час в неделю, 9-11 класс – 2 часа в неделю. Преподавание курса 7-11 ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:  Л. Босова, А. Босова// Уроки информатики в 5-7 классах//Методическое пособие// Москва. Бином. Лаборатория знаний + CD  Л. Босова// Учебник 5-6// Москва. Бином. Лаборатория знаний  Л. Босова //Рабочая тетрадь// Москва. Бином. Лаборатория знаний, 2007 Преподавание курса 7-11 ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:  учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 7, 8, 9, 10, 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний;  методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний; В 2014-2015 учебном году в 9-ых классов обучалось 57 учащихся, из них первоначально выбрали экзамен по информатике 4 учащихся, в итоге остался – один. При подготовке к итоговой аттестации возникли следующие
проблемы
: 1. выбор учащимися экзамена является неосознанным; 2. плохая информированность родителей о том, какие экзамены собирается сдавать ученик и уровень его подготовки по предмету; 3. высокий уровень самооценка учащихся; 4. для успешной сдачи необходим более продвинутый уровень знаний учащихся, т.е. необходима индивидуальная и дифференцированная работа по подготовке к экзамену. Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ГИА, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников основной школы. Возникает вопрос: что делать в данной ситуации учителю, как решить проблему? Анализируя собственный опыт работы по подготовке учащихся к
ОГЭ, первое, что предстоит сделать, познакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену. Систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной работы и рассмотреть возможные способы объяснения ученикам основных методов решения заданий. Основу экзамена составляют темы, которые очень хорошо формализуются:  Информация и информационные процессы  Информационные технологии  Алгоритмы и исполнители  Основы логики Анализируя учебный комплект под редакцией Н. Д. Угриновича, можно констатировать следующее, что в нем отсутствуют темы: «Работа с массивами», «Основы логики». Это усложняет процесс подготовки учащихся к ОГЭ. Используя эти примерные программы, успешно подготовить учащихся не представляется возможным, так как кодификатор не соответствует в полном объеме примерным программам. По данным программам подготовить учащихся к сдаче экзамена по информатике возможно, но при условии изучения недостающих тем в дополнительной форме (факультативы, элективные курсы, кружки). Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ОГЭ. Начиная с 8-го класса, в планы уроков вношу изменения, ориентированные на подготовку к ОГЭ практически на каждом уроке. Планы уроков заканчиваю пунктом "Примеры заданий из ОГЭ". Желательно при закреплении материала на уроке давать контрольные вопросы и задания в стандартном формате ОГЭ. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ознакомление учащихся и родителей дает гарантию адекватного выбора экзамена заинтересованность всех сторон в упешной сдаче экзамена Систематизация материала для подготовки учащихся к ОГЭ Создание или использование готовых тестовых заданий по разделам Использование видеоуроков для объяснения , тестирующих оболочек Знакомство с имеющимися методическими рекомендациями Изучение структуры демонстрационного варианта Анализ и коррекция рабочей программы
После прохождения какой-то темы, которая объединяет в себе несколько уроков, я провожу контроль знаний. Контроль состоит из заданий, подобных заданиям ОГЭ. Тестирование можно проводить в бумажном или электронном виде, тексты тестов и задания составляю, используя многочисленную литературу с готовыми текстами тестов по основным разделам базового курса. Стараюсь выбирать задания из имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения ОГЭ по информатике, из всевозможных демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов, а также из сборников для подготовки, допущенных Министерством образования и науки. Моя задача при подготовке к урокам — выбрать из имеющегося материала задания, соответствующие теме урока. Широкое использование систем тестового контроля не только позволяет подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но является несомненным подспорьем на уроках информатики. Такие тесты могут носить не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний. В сентябре в 9 классе провожу диагностический тест, который позволяет выявить проблемы в разных областях и показать ученику уровень его готовности к экзамену. С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности» ученика к ГИА следует проводить мониторинг каждого сдающего экзамен ученика. Таким образом, можно получить достоверную картину успехов каждого ученика, а ученик, свою очередь, узнает уровень своей подготовленности. При выборе учеником экзамена по информатике составляю индивидуальный маршрут, который позволяет отследить траекторию подготовки учащегося к итоговой аттестации.
Затем проводим разбор задания ОГЭ, изучаем способы решения, закрепляем практически. Для этого использую портал «Решу ЕГЭ», который позволяет индивидуализировать работу с каждым учащимся, проводить мониторинг деятельности. Итак, основной метод моей подготовки учащихся к ГИА – решение типовых и тренировочных заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться и довольно успешно подготовиться к итоговой аттестации.


В раздел основное полное образование