"Историческая жанр в изобразительном искусстве"
Методическая разработка
Автор: Куприна Татьяна Владимировна, учитель ИЗО и черчения, МОУСОШ №82, Забайкальский край, Могочинский район, п. Ксеньевка
В раздел основное полное образование
Тема урока: Историческая тема в искусстве. Творчество В.И.
Сурикова
Разработала: учитель изобразительного искусства и черчения, первой категории Куприна Татьяна Владимировна. __________________________________________________________________________________
Цели: Сформировать
представление о сложном мире исторической картины. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Сурикова. Воспитывать нравственное отношение к миру, интерес к истории, любовь к искусству. Формировать и развивать навыки работы с художественными материалами в технике рисунка и живописи. Развивать ассоциативно- образное мышление, творческую и познавательную активность.
Оборудование
: Репродукции картин: презентация, Автопортрет В.И.Сурикова 1879 год, «Утро стрелецкой казни» 1881год. ПЛАН УРОКА: 1. Беседа о значении и развитии исторического жанра, его отличительные особенности. 2. Знакомство с творчеством великого русского художника В.И.Сурикова на примере картин «Утро стрелецкой казни». 3. Подведение итогов занятия, сообщение домашнего задания.
Ход урока:
1.Кульминационный момент (Постановка темы урока) 2.Беседа «Сложный мир исторического жанра» «
Исторический жанр
— один из жанров изобразительного искусства, посвящается изображению значимых исторических событий, явлений и военных деятелей; в основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если историческое значение их признано современниками. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым, портретом, пейзажем. Особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным жанром, когда показываются исторические баталии, крупные сражения и военные события. Драматические столкновения народных сил, взгляд на народ как на движущую силу истории часто находили художественное выражение в историческом жанре.
В России исторический жанр получил дальнейшее развитие в XVIII—XIX вв. и был связан с появлением светского искусства, исторической науки, просветительскими идеями и классицизмом, пропагандистом которого выступала Академия художеств. Сегодня мы будем знакомиться с творчеством В.И.Сурикова, а помогут мне в этом наши историки. В искусстве и жизни Василия Ивановича все ярко, неповторимо, талантливо. Родился Суриков 12.01.1848 году в Сибири, в старинном городе Красноярске. Дед, отец – потомственные казаки, которые принимали участие в восстании под предводительством Ермака и пришли в Сибирь. Детство и юность художника прошли в Сибири. Суровая красота края и патриархальный, «допетровский» уклад жизни во многом определили круг впечатлений и образов, запечатленных на его полотнах. Когда Василию исполнилось двадцать лет, он отправился в Петербург и поступил в Академию художеств. За время учебы /1870-1875гг./ Василий испробовал себя в выполнении многих жанров изобразительного искусства, пока не выбрал тему исторического направления. Художник обращался к драматическим событиям периода Раскола и петровских реформ и как никто другой сумел сообщить дух подлинности. Ход русской истории на полотнах Сурикова завораживает сочетанием страшного и величественного. Народ- главный герой Суриковских полотен предстает в многообразии типажей, характеров и судеб. Василия Ивановича привлекают сильные характеры, яркие личности. Художник показывает, как в момент тяжких испытаний русский человек проявляет силу духа, мужество, нравственную выдержку, готовность к самопожертвованию. С 1881 по 1907 г.г. Суриков – член Товарищества передвижников. Ему удалось воплотить принципы реализма в исторической картине, преодолеть условность академического искусства. Умер В.И.Суриков в 06.03.1914 года. В Красноярске открыт Дом- музей В.И.Сурикова и сооружен ему памятник. Картины В.Сурикова отличаются общим холодным, голубовато - серебристо- синим цветовым тоном., с яркими переливами золота в различных украшениях, старинной одежде, предметах быта. Гордость русского искусства, русской культуры, картины В.Сурикова хранятся в Государственной Третьяковской галерее и в Государственном Русском музее.
«Утро стрелецкой казни» 1881 год-
первая большая работа художника. До ее появления на девятой передвижной выставке имя Сурикова мало кому было известно. Москва. Красная площадь. Лобное место. Вдали в утреннем голубоватом тумане на фоне бледно- серого неба виднеется храм Василия Блаженного. Справа строгие контуры кремлевских башен. В телегах, окруженные родными, близкими, сидят приговоренные к смерти стрельцы. В руках у каждого зажженные свечи. Последние минуты перед казнью, минуты, в которых раскрылось мужество и твердость, несгибаемость и упорство стрельцов, запечатлел Суриков в этой картине. Кто же такие стрельцы? (сообщение группы историков)
Мы невольно переносимся к великим событиям Петровской эпохи, положившей начало новому этапу в русской истории. Прогрессивные преобразования Петра 1 были смелой попыткой вывести Россию из рамок отсталости. Реформы Петра, рушившие вековые устои старой московской жизни, вызывали ожесточенный протест боярства, которое стремилось привлечь на свою сторону стрелецкое войско. Стрельцы – старое допетровское войско, которое Петр заменил регулярной армией, измученное постоянными войнами, недовольные длительной неуплатой жалования, притеснениями знати, подняли в 1698 году мятеж во главе с царевной Софьей, мечтавшей о самодержавной власти. На подступах к столице мятежные войска были разбиты. Сотни стрельцов по приказу Петра были схвачены и казнены в селе Преображенское под Москвой. Как же художник раскрыл драматическую страницу прошлого? …Огромная народная толпа заполнила площадь. Скоро начнется казнь. Печальной торжественностью последних минут проникнуты стрельцы. Они без страха встречают смерть, но каждый из них по-своему переживает ее приближение - кто с упрямой злобой, кто в тягостном раздумье, кто с тупой покорностью. Вот одного уже ведут на виселицу, должно быть, расставание с женой и сыном надломило его. Он едва идет, голова его опущена, руки бессильно повисли. Сброшены на землю кафтан и шапка, еще дымится фитиль, выпавшей из его рук свечи… В центре картины – стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь по старому русскому обычаю. А рядом старик с белой седой бородой. Сейчас наступит его очередь идти на казнь, он уже отдает горящую свечу солдату. Погружен в свою последнюю суровую думу чернобородый стрелец в красном, накинутом на плечи кафтане. Он даже не замечает, что его молодая жена с бледным, заплаканным, исстрадавшимся лицом тянет его за полу кафтана, пытаясь добиться прощального слова. Вот сидит на телеге стрелец с рыжей бородой в красной, лихо заломленной шапке. Связаны его руки, ноги забиты в колодки, но воля его несломлена. Он как бы воплощает возмущение и непокорность всей стрелецкой массы. Гордо поднята его голова, судорожно сжата в руках горящая свеча, отбрасывающая на его лицо тревожные блики. Взор, полный неукротимой ненависти, устремлен в сторону Петра. Сильный, несломленный, внутренне напряженный, этот стрелец является живым воплощением бунтарского духа. Стоящие с Петром иностранцы с любопытством, страхом и удивлением смотрят на происходящее событие. Сам Петр с гневным, решительным взором выражает несокрушимую уверенность. Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты - «начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни» / А.С.Пушкин/
Вопрос:
А теперь, ознакомившись с творчеством В.И.Сурикова, скажите:
- Какие сочетания красок преобладают в его картинах?
Ответ:
Холодные, голубовато- синие, с яркими переливами золота в различных украшениях, старинной одежды.
Вопрос:
Расскажите о своих чувствах, которые вы испытали познакомившись с произведениями Сурикова?
Ответ:
Гордость за свой народ, за его могучий дух., Мастерство и талант Сурикова, и через года заставляет любого русского человека испытывать это чувство. Радость от общения с прекрасным.
Вопрос:
Многолетний, титанический труд Сурикова вложен в его произведения. Где в повседневной жизни используются работы великого русского художника?
Ответ:
На выставках картин в Третьяковской галерее Государственном Русском музее.
2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
Задание: Изобразить эскиз зажжённой свечи.
3.Итог занятия:
- С каким жанром изобразительного искусства вы познакомились на этом уроке? - Назовите имя автора знаменитых «Утро стрелецкой казни». -Где в основном В.И.Суриков брал натуры для своих известных картин?
Домашнее задание:
Найти репродукцию картины В.И. Сурикова, где изображается зажженная свеча, в тетради сделать описание этой картины.
В раздел основное полное образование