Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Рабочая программа курса "Русский язык. 10-11 класс для классов социально-гуманитарного профиля"

Мтодическая разработка

Автор: Малахоева Елена Петровна, учиель русскоо языка и литературы, МОУ СОШ № 289, Город Заозёрск, Мурманская область



В раздел основное полное образование



1 Министерство образования и науки Мурманской области
муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

№ 289 с углублённым изучением отдельных предметов»
«УТВЕРЖДАЮ» директор школы _______________ И.В Кондратенко «____» ________________2015 г.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 10 -11 класс

(профильный уровень, для классов социально-гуманитарного профиля)

на 2015-2016, 2016-2017 гг.
Разработчик Малахоева Елена Петровна, учитель русского языка высшей квалификационной категории Обсуждена и согласована на Принята на методическом методическом объединении совете школы Протокол № 6 от Протокол № 8 от «26» мая 2015г. « 31 » мая 2015г.
2
Заозёрск, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа
Рабочая программа курса «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах социально-гуманитарного профиля на профильном уровне. Срок реализации – 2 года. Рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами: - примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень); - федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; - требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень)
Рабочая программа:
- построена с учётом принципов научности, доступности, системности и преемственности; - способствует развитию предметных компетентностей обучающихся по русскому языку; - обеспечивает реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку; - учитывает возрастные особенности обучающихся.
Программа реализует следующие основные функции:
- информационно-методическую; - организационно-планирующую; - контролирующую.
Информационно-методическая
функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения.
Организационно-планирующая
функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по русскому языку на каждом этапе.
Контролирующая функция
заключается в том, что программа может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов. Программа служит ориентиром при тематическом планировании курса. Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся остается за учителем.
3 Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Структура документа
Примерная программа по русскому языку для профильного (филологического) уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела:
пояснительную записку
;
основное содержание
с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса;
требования
к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми
4 школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения. Содержание обучения русскому языку на профильном отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
– углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция
– совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы. За время обучения в 10-11 классах учащиеся напишут 5 сочинений по тексту, 2 изложения, произведут 6 лингвистических и 1 лексический анализ текста; запланировано 12 практикумов. Кроме того, запланировано написание эссе, докладов, тезисов, рецензии, деловых документов и реферата; проведение 2-х конференций и большое количество устных выступлений (темы выступлений см. в приложении).
Культуроведческая компетенция
– осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения. Независимо от избранной теории и методики обучения определенное внимание должно уделяться каждой из названных компетенций. В то же время профильный курс русского языка должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования, поэтому приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся. В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения. Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной
5 составляющей курса является лингвистический анализ текста. Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков
Основные содержательные линии
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций; • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции. Первая содержательная линия представлена в программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения:
«Речь и речевое общение», «Речевая деятельность (устная и письменная)», «Функциональные разновидности

языка.
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц:
«Введение в науку о языке», «Языковая система: «Синонимия в системе языка», «Фонетика», «Лексика и лексикология»,

«Морфемика и словообразование», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в программе разделом
«Язык и культура»,
изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа. В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально- культурном феномене.
Резервные часы (21 час) распределены
по классам следующим образом:
10 класс (10 часов)

Номер урока

Дата

Тема урока

Количество часов
1 01.09 День знаний 1резерв 14 01.10 К/Р №1 Административный контрольный диктант (входной) 1резерв 45 17.12 К/Р № 3 Изложение текста (сжатое, описание) с творческим заданием 1резерв 73 17.03 Р/Р Сочинение по тексту публицистического стиля (обучающее) 1резерв 74 17.03 Р/Р Сочинение по тексту публицистического стиля (обучающее) 1резерв 82 12.04 К/Р № 5 Лингвистический анализ текста 1резерв
6 95 12.05 К/Р № 6 Контрольная работа в формате ЕГЭ (тестовые задания 1-24) 1резерв 96 12.05 К/Р № 6 Контрольная работа в формате ЕГЭ (тестовые задания 1-24) 1резерв 104 Резерв 1 105 Резерв 1
11 класс (11 часов)
7 К/Р №1. Административный контрольный диктант (входной) 1резерв 55 Р/Р К/Р № 5 Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля 1резерв 56 Р/Р К/Р № 5 Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля 1резерв 68 Р/Р Устная работа над орфоэпическими нормами («Словник»). Технические средства коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.). Решение коммуникативно-ситуативных задач 1резерв 87 К/Р № 7. Контрольное сочинение по тексту (формат задания № 25 ЕГЭ) 1резерв 88 К/Р № 7. Контрольное сочинение по тексту (формат задания № 25 ЕГЭ) 1резерв 94 К/Р № 8 Контрольная работа по теме «Синтаксис» в форме тестовых заданий по типу ЕГЭ 1резерв 99 Изобразительные средства синтаксиса. Тест 1резерв 100 Практическая работа. Изобразительные средства синтаксиса в публицистике и художественном тексте 1резерв 104 К/Р № 9. Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ 1резерв 105 К/Р № 9. Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ 1резерв
Цели обучения русскому языку на профильном уровне
Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей: 
воспитание
гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; 
развитие и совершенствование
способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования; 
углубление знаний
о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; 
овладение умениями
опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
7 
применение
полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения
.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на профильном (филологическом) уровне среднего (полного) общего образования в объеме 210 часов. В том числе: в Х классе – 105 часов, ХI классе – 105 часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности, передача содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование свой позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступление (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты:
знать/понимать
– перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь
– перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и в повседневной жизни.
Учебно-тематический план

Название (основное содержание) раздела

Примерная

программа

Рабочая

программа

10 класс

11 класс

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(210 час.) 210 (189+21) 210 105 105
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
(60 час)
60

63

-

60+3

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ:
(119 час)
119

137

85

34

1.

ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЯЗЫКЕ
24
26
24+2 -
8 2.
ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА (80 Ч.) (ИЗ НИХ):
80
111
69 42
А) СИНОНИМИЯ В СИСТЕМЕ ЯЗЫКА
5 5 5 -
Б) ФОНЕТИКА
9 10 9+1 -
В) ЛЕКСИКА И ЛЕКСИКОЛОГИЯ
14 14 14 -
Г) МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
9 11 9+2 -
Д ) МОРФОЛОГИЯ
9 10 9+1 -
Е) СИНТАКСИС
19 26 - 19+7
Д) ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ И ПУНТУАЦИЯ
15 19 15+4 -
Е) СИСТЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАЗНОВИДНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
15 16 - 15+1
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
(10час)
10

10

10

-

РЕЗЕРВ

21

-

(10)

(11)

ИТОГО

210

210

105

105



Контроль уровня усвоения учащимися содержания образования. 10

класс



п/п

Номер

урока

Тема

Форма, вид работы

Форма, вид

контроля

Сроки,

неделя
1 4-5 Р/Р Урок-конференция « Русский язык в контексте русской культуры» Контроль устной речи. Говорение. Аудирование. Текущий. Устная 2 2 10 Р/Р Урок-конференция «Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития современной русистики» Контроль устной речи. Говорение.Аудирование Текущий. Устная 3 3 14 К/Р №1 Административный контрольный диктант Контрольная работа. Текущий 5
9 (входной) (резерв) Диктант. Письменная 4 19 Словарный диктант Письменная. Словарный диктант Текущий (0,25 часа) 7 5 31 Устное выступление «Русский речевой этикет» Контроль устной речи. Говорение. Аудирование. Текущий. Устная 11 6 32 К/Р № 2 по теме «Нормы современного русского языка» Контрольная работа Тест. Письменная Промежуточный 11 7 38 Синонимия в системе языка. Тест Тест. Письменная Текущий (0,25 часа) 13 8 43 Словарный диктант Письменная. Словарный диктант Текущий (0,25часа) 15 9 45 К/Р № 3 Изложение текста (сжатое) с творческим заданием (резерв) Контрольная работа. Изложение. Письменная Текущий 15 10 48 Изобразительные средства фонетики русского языка. Тест Тест. Письменная. Тематический (0,25ч) 17 11 55 Лексические нормы. Тест Тест. Письменная. Промежуточный (0,25ч) 19 12 61 Р/Р Лексический анализ текста Развитие речи. Анализ текста. Письменная Тематический 21 13 65 К/Р № 4 по теме «Лексика» Контрольная работа. Письменная Тематический 22 14 70 Продуктивные способы образования частей речи в русском языке. Тест Тест. Письменная Текущий (0,25ч) 24 15 80 Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Тест Тест. Письменная Текущий (0,25ч) 28 16 82 К/Р № 5 Лингвистический анализ текста (резерв) Контрольная работа. Анализ текста. Письменная Итоговый 29 17 86 Морфологические средства выразительности речи. Тест Тест. Письменная Тематический (0,25ч) 30 18 89 Слитные, дефисные и раздельные написания. Тест Тест. Письменная Текущий (0,25ч) 31 19 93 Словарный диктант Письменная. Словарный диктант Текущий (0,25ч) 32
10 20 95-96 К/Р № 6 Контрольная работа в формате ЕГЭ (тестовые задания 1-24) (резерв) Контрольная работа Тест. Письменная Итоговый 33 21 99 Сочетание знаков препинания. Тест Тест. Письменная Промежуточный (0,25ч) 34 22 102 К/Р № 7 Контрольный диктант Контрольная работа. Диктант. Письменная Итоговый 35
Контроль уровня усвоения учащимися содержания образования. 11 класс



п/п

Номер

урока

Тема

Форма, вид работы

Форма, вид

контроля

Сроки, неделя
1 7 К/Р №1 Административный контрольный диктант (входной) (резерв) Контрольная работа. Диктант. Письменная Текущий. Устная 2 12 Р/Р Дискуссия «Мешает ли канцелярит общаться?» Контроль устной речи. Говорение. Аудирование Текущий. Устная 3 13 Р/Р Полемика «Победит ли электронная книга бумажную?» Контроль устной речи. Говорение. Аудирование Текущий. Устная 4 17 К/Р № 2. Контрольное изложение текста - рассуждения Контрольная работа. Изложение. Письменная Итоговый 5 26-27 Р/Р К/Р № 3. Контрольное сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля. Контрольная работа. Сочинение. Письменная Текущий 6 34 Р/Р Создание устного высказывания на интересующую учащихся тему: «Что значит быть современным?», «О чём мечтает современный подросток?» и др. Контроль устной речи. Говорение. Аудирование.Устная Текущий. Устная 7 36-37 Р/Р К/Р № 4 Сочинение-рассуждение по тексту научного стиля Контрольная работа. Сочинение. Письменная Текущий 8 40 Р/Р Написание рецензии на книгу для юношества Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» Письменная речь. Рецензия Тематический
11 9 55-56 Р/Р К/Р № 5 Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля (резерв) Контрольная работа. Сочинение. Письменная Текущий 10 61 Р/Р Составление плана, тезисов устного выступления. Устное выступление «Почему нужно хорошо учиться?» Контроль устной речи. Говорение. Аудирование. Текущий. Устная 11 69-70 К/Р № 6. Лингвистический анализ текстов разных стилей и жанров Контрольная работа. Анализ текста. Письменная. Итоговый 12 76 Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. Тест Тест. Письменная Тематический (0,5 часа) 13 78-79 Р/Р. Лингвистический анализ художественного текста Урок развития письменной речи. Анализ Тематический 14 83 Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Тест Тест. Письменная Тематический (0.5 часа) 15 87-88 К/Р № 7. Контрольное сочинение по тексту (формат задания № 25 ЕГЭ) (резерв) Контрольная работа. Сочинение. Письменная Итоговый 16 94 К/Р № 8 Контрольная работа по теме «Синтаксис» в форме тестовых заданий по типу ЕГЭ (резерв) Контрольная работа. Тест. Письменная Итоговый 17 99 Изобразительные средства синтаксиса. Тест Тест. Письменная Тематический (0,25ч) 18 104-105 К/Р № 9. Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ (резерв) Контрольная работа. Тест. Письменная Итоговый
Типы уроков:

Традиционные:
урок усвоения новых знаний, урок закрепления знаний, урок выработки ЗУН (урок-практикум), комбинированный урок, урок обобщения и систематизации знаний, урок развития речи, урок проверки и оценки ЗУН (урок контроля ЗУН).
Нетрадиционные:
урок-исследование, урок-лекция с элементами эвристической беседы, урок-исследование, урок-дискуссия, урок- конференция.
Формы обучения:
фронтальная, работа в группах, работа в парах, индивидуальная.
12
Предметное содержание учебного процесса
: монопредметный
Ведущий вид деятельности:
практико-ориентированный
Методы и приёмы обучения:
-лингвостилистический анализ и эксперимент, -анализ примеров авторедактирования писателей-классиков, стилистической правки текста на основе определения классификационного характера речевых ошибок и способов их устранения; -метод наблюдения за языковыми средствами в тексте;
-
обобщающая беседа по изученному материалу; -различные виды разбора: орфографический, пунктуационный, фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий; -конструирование слов по словообразовательной модели; -словарная работа как средство обогащения и совершенствования лексического запаса учащихся; -лексико-грамматические упражнения; - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта); - составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устного сообщения, доклада); -написание сочинения по прочитанному тексту; -написание творческих работ в жанре эссе, рецензии, рассказа; -наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; -изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; -письмо под диктовку, в том числе графический диктант; -комментирование орфограмм и пунктограмм.
Предметные результаты (обучающийся научится):
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; -разные виды разбора (орфографический, пунктуационный, фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий); - лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; - разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное.
Информационная переработка устного и письменного текста:
- составление плана текста, выступления - пересказ текста по плану, - пересказ текста с использованием цитат, - переложение текста,
13 -продолжение текста, - составление тезисов. -докладирование; -рецензирование; -аннотирование; -реферирование.
Создание письменных текстов
разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; - продуцирование текстов по аналогии с использованием заданных языковых средств, имеющих определенную стилистическую нагрузку; -наблюдение примеров авторедактирования писателей-классиков; -саморедактирование; -взаиморецензирование; - редактирование текстов, подготовленных учителем; -составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; -работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами (в том числе предоставленными в электронном виде), справочной литературой, словарями, средствами массовой информации; -письмо под диктовку; -комментированное письмо; -выполнение различных лексико-грамматических упражнений; -выполнение заданий тренировочного характера в форме тестов; -составление таблиц, схем, алгоритмов действий.
Говорение:
- овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания;
-
создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения; - работа над орфоэпическими, акцентологическими, грамматическими нормами русского языка; - создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; - участие в диалогическом и полилогическом общении, в дискуссии, полемике; - анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка.
Аудирование (слушание):

14 - овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; - адекватное понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; - оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(189 час)
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ
(119 час)
Введение в науку о языке
(24 час). Язык как общественное явление. Русский язык в Российской Федерации. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России * 1 . Русский язык в современном мире. Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные
.
Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая. Русистика как наука о русском языке; ее основные разделы. Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития современной русистики. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки. Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения). Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма. Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах. Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка. Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке. 1 Основные компоненты Обязательного минимума содержания для школ с русским и для школ с родным (нерусским) языком обучения едины. Специфические для школ с родным (нерусским) языком обучения темы отмечены в программе знаком *
15 Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития. Современные нормативные словари, справочники, пособия.
Языковая система
(80 час). Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами.
Синонимия в системе языка
(5 час).
Фонетика
(9 час). Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке. Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи. Изобразительные средства фонетики русского языка. Сходства и различия фонетической системы родного и русского языков. *
Лексика и лексикология
(14 час). Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации. Общая лексика русского языка и языков народов России. * Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Лексические средства выразительности речи. Сходства и различия лексической системы родного и русского языков.*
Морфемика и словообразование
(9 час). Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем. Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке. Словообразовательные средства выразительности речи.
Морфологя
(9 час). Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений. Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. Морфологические средства выразительности речи.
16 Сходства и различия морфологической системы родного и русского языков. *
Синтаксис
(19 час). Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи. Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний. Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения. Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа. Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п. Сходства и различия синтаксической системы родного и русского языков. * Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты). Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации. Этимология как раздел лингвистики. Исторический комментарий к различным языковым явлениям.
Система функциональных разновидностей современного русского языка
(15 час). Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров. Разговорная речь и ее особенности. Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов. Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям. Средства словесной образности. Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. Художественный текст как объект лингвистического анализа.
Правописание: орфография и пунктуация
(15 час). Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов. Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного
17 предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания. Трудные случаи орфографии и пунктуации.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
(60 час) Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения. Правила успешного речевого общения. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности. Перевод с родного языка на русский. * Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике. Особенности ведения диалога в ситуации межкультурной коммуникации. * Особенности монологической речи в различных сферах общения. Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др. Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий. Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально- делового общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-
18 делового характера. Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции. Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо- просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п. Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
(10 час) Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Диалекты как историческая база литературных языков. Русский язык в контексте русской культуры. Слова с национально-культурным компонентом значения. Национальная специфика русской фразеологии. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в современном русском языке культуры других народов. Русский речевой этикет в сравнении с этикетом страны изучаемого иностранного языка. Русский речевой этикет в сравнении с принятым в родной культуре. *
Резерв времени – 21 час
использован на уроки по написанию сочинений, изложений, докладов, деловых бумаг, выполнению работ по лингвистическому анализу текстов разных стилей и жанров, устным выступлениям учащихся (см. КТП).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать
 функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;  системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;  понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
19  компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;  основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
 проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;  разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;  проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;  оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;  объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
 использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;  извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;  владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
 создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;  применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;  применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;  соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:  осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;  углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;  совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;  увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
20  развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;  удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;  самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Технологии, используемые в работе:
- объяснительно-иллюстративная; - технология эффективной речевой деятельности; - технология формирования текстовой компетентности; - технология формирования информационной культуры (модель «Непрерывное формирование информационной культуры учащихся»); - Интернет-технологии (использование ЦОР сети Интернет); - элементы технологии применения средств ИКТ в предметном обучении, - технология «Портфель ученика (портфолио)»; - элементы технологии обучения как учебного исследования; - элементы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).
Учебно-методический комплект
1. Львова С.И. Русский язык и литература. Русский язык.10 класс : учебник для общеобразовательных организаций (базовый и углублённый уровни) / С.И. Львова, В.В. Львов. – 2-е изд. – М. : Мнемозина, 2015. – 415, (8) с. : ил. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ (основной учебник). 2. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10-11 класс : учебник для общеобразовательных учреждений – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 464 с. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ (дополнительный учебник). 3. Справочники, словари, энциклопедии по русскому языку. 4. Таблицы демонстрационные к основным теоретическим понятиям. 5. КИМ по русскому языку в формате ЕГЭ 2015,2016гг. 6. Сборники для подготовки к ЕГЭ под ред. И.П.Цыбулько ( 2015г.)
НОРМЫ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)


Ниже приводится фрагмент нормативного документа, определяющего критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, уровень владения которыми выявляется в письменных работах выпускников основной школы. (Документ в полном объёме опубликован в сборнике “Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы”. — М., Просвещение 2008.)
21 Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Грамотность оценивается по числу допущенных

учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических (…)
Пределом для выставления оценки «4» являются 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок до конца первого полугодия), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия темы; - правильность фактического материала; - последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Пределом для выставления оценки «4» являются 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок до конца первого полугодия), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Кроме того, содержание сочинения по тексту оценивается по критериям ЕГЭ (см. демоверсию 2015 года)



ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ В ФОРМЕ ТЕСТОВ

Оценка контрольных работ в форме тестов
производится по формуле: сумма баллов, набранная обучающимся, делится на сумму баллов за всю работу и умножается на 100%. «2» - менее 51% выполнено; «3» - 52-69%; «4» -70-79%; «5» - 80-100%.
22
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5»
ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4»
ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3»
ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2»
ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, нелогично и неуверенно излагает материал.
Отметка «1»
ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ



Обучающие работы
(различные упражнения и диктанты неконтрольного характера)
оцениваются более строго
, чем контрольные работы. При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объём работы; 4) чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчёркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определённого умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК

23

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествовавших оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости. При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми).
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. в 2-х т. М.,1997г. 2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000 3. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978. 4. Горшков Л.И. Русская словесность. - М., 1996г. 5. Граудина Л. К. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 555 с. 6. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М., 2003. 7. Кожинов М.Н. «Стилистика русского языка». - М.,1993. 8. Львов М.Р. Основы теории речи. - М., 2000. 9. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. 10. Малышев А.А. Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. - М.,1999. 11. Нефёдова И. Ю. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Языковые нормы», М.: АСТ : Астрель, 2008. – 126 с 12. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.,1968. 13. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1994. 14. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. - М.,1996. 15. Соловьёва Н. Н. Какое слово выбрать? Лексические и грамматические нормы русского литературного языка /М.: ООО «Издательство Оникс»: «Издательство «Мир и Образование», 2008. – 128 с. 16. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М.,1995 17. Цыбулько И.П. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львов, В.А. Коханова. – М.: Эксмо, 2009 18. Единый государственный экзамен 2009: Контрольно-измерительные материалы: Рус. яз. / В.И. Капинос (рук.), С.И. Львова, Л.И. Пучкова и др.; М-во образования РФ. – М.: Просвещение, 2009
24
ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛАМ:

Фонетика, орфография, словообразование, морфология, синтаксис
1. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. — Л., 1993. 2. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 3-е изд., дораб. — М., 1997. 3. Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника.) — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1982. 4. Волгина Н. С., Светлышева В. Н. Орфография и пунктуация: Спра вочник. — М., 1993. 5. Виды разбора на уроках русского языка. — 2-е изд., перераб. — М., 1984. 6. Гольцова Н. Г., Рупосова Л. П. Практикум по русскому языку. Орфография. — М., 1978; Пунктуация. — М., 1986. 7. Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфогра фия. — 4-е изд., испр. и доп. — М., 1983. 8. Колесников Н. П. Словарь двойных согласных. — М., 1990. 9. Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф. П. Филина. — М., 1981. 10. Милославский И. Г. Как разобрать и собрать слово. — М., 1993. 11. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. (Любое издание.) 12. Орфографический словарь русского языка. (Последнее издание.) 13. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р. И. Аванесо-ва. — 2-е изд. — М., 1985. 14. Панов Б. Т., Текучёв А. В. Школьный грамматико-орфографиче ский словарь русского языка. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1991. 15. Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — М., 1987. 16. Правила русской орфографии и пунктуации. — 2-е изд. — М., 1962. 17. РозенталъД. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского язы ка. — 4-е изд., стереотипн. — М., 1985. 18. Розенталъ Д. Э. Управление в русском языке: Словарь-справоч ник. Для работников печати. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1986. 19. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? // Справоч ное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. — М., 1980. 20. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. — М., 1983. 21. Словарь-попутчик: Малый толково-этимологический словарь иностранных слов. — М., 1994. 22. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд., перераб. — М., 1991. 23. ФедоренкоЛ. П., Лотарев В. К. Практикум по орфографии и пунк туации. — М., 1979. 24. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. — М., 1994. 25. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Снова в мире слова. — М., 2001.
Лексика
26. Александрова 3. Е. и др. Словарь синонимов русского языка. — М., 1993. 27. Алекторова Н. М. и др. Учебный словарь синонимов русского язы ка. - М., 1994.
25 28. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. — 2-е изд., стереотипн. — М., 1980. 29. Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современно го русского языка. — М., 1994. 30. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. — М., 1979. 31. Зимин В. И. и др. Учебный словарь синонимов русского языка. — М., 1994. 32. Иванов В. В., Смолицкая Г.П., Галанова Е. И., Василевская И. А. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 3-е изд., перераб. — М., 1994. 33. Комлев Н. Г. Словарь новых иностранных слов (с переводом этимо логии и толкованием). — М., 1995. 34. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — 2-е изд., перераб. — М., 1987. 35. Поспелов Е. М. Школьный топонимический словарь. — М., 1988. 36. Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших лов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII— XX вв. — М., 1996. 37. Энциклопедический словарь: Славянская мифология / Под ред. Петрухина и др. — М., 1995.
Фразеология
38. Ашукин И. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литературные цитат ы. Образные выражения. — 4-е изд., доп. — М., 1987. 39. Бабкин А. М., Шендецов В. В. Словарь иноязычных выражений и лов. — Т. 1—2. — 2-е изд., перераб. и доп. — Л., 1981, 1987. 40. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь усского языка. — 3-е изд., перераб. — М., 1994. 41. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. — 4-е изд., стереотипн. — М., 1986.
Текст и стили речи
42. Власенков А. И. Русская словесность: Интегрированный курс русс кого языка и литературы: 9—11 кл. — М., 1997. 43. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. — М.,1995. 44. Львова С. И. Уроки словесности. — М., 1996. 45. МихальскаяА. А. Основы риторики: Мысль и слово. — М., 1996. 46. Павловский А. И. Популярный библейский словарь. — М., 1994. 47. Сопер П. Л. Основы искусства речи. — М., 1992. 48. Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим мик роскопом. — М., 1987.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. словарь ударений русского языка: Ок. 76000 словарных единиц. – М.: Русс. Яз., 1993. – 927 с. 2. Баш Л.М., Боброва А.В. современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология. Из. 3-е, дополненное. – М.: Цитадель-трейд, 2002. – 960 с. 3. Введенская Л.А. Культура речи. – М., 2003. 4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001. 5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1981.
26 6. Лекант П.А., Самсонов Н.Б. Справочник школьника по русскому языку. 5-9 классы. – М.: «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2003. 7. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка: Более 2500 антоним. пар/Под ред. Л.А. Новикова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: ТЕРРА, 1997. – 480 с. 8. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 1990. 9. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: Ок. 25000 единиц/И.Л. Резниченко. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 1182 с. 10. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке/Под ред. И.Б. Голуб. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Айрис- пресс, 2003. – 368 с. 11. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений 10-11 кл. – М., 1996. 12. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М.,1995. 13. Филиппова А.В., Романова Н.Н. Публичная речь в понятиях и упражнениях: Справочник: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М: «Академия», 2002. – 160 с. 14. Шанский Н.М. Занимательный русский язык: Ч. 1. – М.: Дрофа, 1996. – 320 с. – (Хочу всё знать). 15. Шанский Н.М. Занимательный русский язык: Ч. 2. – М.: Дрофа, 1996. – 208 с. – (Хочу всё знать). 16. Штрекер Н.Ю. Русский язык. Культура речи. – М., 2003. 17. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М., любое издание 18. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., любое издание 19. Сборники для подготовки к ЕГЭ под ред. И.П.Цыбулько (2015 г.)
27
ПРИЛОЖЕНИЕ

Список тем для устных выступлений
1. «Как научиться слушать и слышать собеседника?» 2. «Победит ли электронная книга бумажную?» 3. «Культура письменного общения в Интернете» 4. «Русский речевой этикет» 5. «Всегда ли уместна разговорная речь?» 6. «Почему важно хорошо учиться?»
Тема дискуссии по русскому языку:
«Мешает ли нам канцелярит общаться?»
Темы конференций по русскому языку:
1.
«
Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития современной русистики
»
». 2. «Русский язык в контексте русской культуры».
Список тем для докладов
1. Язык как общественное явление. Русский язык в Российской Федерации. 2. Русский язык в современном мире. 3. Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. 4. Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. 5. Языки естественные и искусственные. 6. Русистика как наука о русском языке; ее основные разделы. Общее представление о развитии русистики. 7. Деятельность Института русского языка имени В.В.Виноградова 8. В.И.Даль как собиратель русских слов. 9. С.И.Ожегов и его деятельность по составлению толкового словаря русского языка. 10. М.Р.Львов и его Школьный словарь антонимов русского языка. 11. Д.Э.Розенталь и его деятельность по составлению справочников и учебников по русскому языку. 12. Шанский Н. М., Боброва Т. А. как составители Этимологического словаря русского языка.


В раздел основное полное образование