Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Внутришкольная система методической поддержки учителей  в области использования информационно-коммуникационных технологий МБОУ "Токкинская ШИСОО им.П.П.Ощепкова"

статья

Автор: Павлова Анжелика Николаевна, учитель информатики, МБОУ "Токкинская школа - интернат среднего общего образования им.П.П.Ощепкова, село Токко Олекминского района Республики Саха(Якутия)



В раздел основное полное образование




Внутришкольная система методической поддержки учителей

в области использования информационно-коммуникационных технологий МБОУ «Токкинская ШИСОО

им.П.П.Ощепкова»


Информационно-образовательная среда как условие развития

образовательного учреждения и профессионального роста учителя в

условиях реализации ФГОС.

Аннотация:
• В работе представлено краткое описание технологий и сервисов, которые были апробированы и внедрены в практику работы МБОУ «Токкинской школы – интернат среднего общего образования» на протяжении последних трех лет. Они позволили нам в значительной мере повысить ИКТ компетентность педагогов, эффективность использования ИКТ в образовательном процессе, способствовали существенному изменению информационно-образовательного пространства школы, достижению нового уровня качества образования. • Павлова А.Н. • МБОУ «Токкинская школа –интернат среднего общего образования им.П.П.Ощепкова»


В профессиональную педагогическую ИКТ-

компетентность входят:
В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.


В МБОУ «Токкинская ШИСОО» ИОС представлена следующими основными компонентами: аппаратной, информационной, кадровой и регламентной

№п/

п

Направление деятельности ОУ

Краткое описание

Ожидаемый результат
1 Совершенст вование материально - технической базы, Создание серверов. Развитие школьной локальной сети: объединение компьютеров в учебных кабинетах в единую сеть .. Оборудование рабочих мест учителей компьютером и проекционным оборудованием. Локальная сеть – необходимое условие для формирования эффективной информационно- образовательной среды школы. Своего рода основа, фундамент для внедрения различных сетевых образовательных технологий. Школьная сеть представляет собой комплекс программно- технических решений. наличие, двух серверов со следующими ролями: o Контроллер домена (DNS,DHCP) o Прокси-сервер o Web-сервер o Файловый сервер К школьной локальной сети подключены не только кабинеты информатики, но и компьютеры всех учителей- предметников, администрации ОУ; создана среда, позволяющая организовывать различные единые школьные хранилища (ЦОР, фото, видео, аудио, CD/DVD), развивать сетевые технологии доступа к имеющимся хранилищам при организации всех видов учебной деятельности: подачи материала, организации электронных практикумов, виртуальных лабораторий, просмотра видео, прослушиванию аудиокниг, подготовки к ЕГЭ, контроля знаний и др.
Направления развития и совершенствования

информационно-образовательной

среды


Укрепление материально-технической базы (аппаратная компонента)
• Обеспечение рабочих мест учителей компьютерами и проекционным оборудованием; (все кабинеты) • Создание локальной сети с выделенными серверами • Увеличение доли кабинетов, оснащенных интерактивной доской (7 интерактивных досок)
Освоение и внедрение сетевых технологий и сервисов, позволяющих эффективно использовать

компьютерное оборудование и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) (информационная

компонента)
• приобретение серверного и другого программного обеспечения (ПО), позволяющего повысить эффективность школьных информационных процессов; • формирование и развитие локального хранилища ЦОР с доступом через школьный web-сервер на основе предоставляемых в свободном доступе ЦОР федерального центра информационно- образовательных ресурсов и других источников по всем школьным предметам с возможностью его использования; • формирование банка контрольно-измерительных материалов (включая КИМы по ЕГЭ и ГИА) по всем школьным предметам; • совершенствование сетевых технологий доступа через web-интерфейс ко всему многообразию имеющихся ЦОР (образы CD-дисков, хранилищу ЦОР иных типов) по принципу «единого окна»; • совершенствование и расширение личного информационного пространства учителя и образовательного учреждения на основе создания сайтов в локальной сети и в сети Интернет. •
Подготовка участников образовательного процесса к деятельности в условиях ИОС,

информационного общества (кадровая компонента)
• система методической поддержки учителей в области использования информационных технологий; • интеграция педагогических и информационно-коммуникационных технологий; • проектная деятельность учащихся на основе использования средств ИК-технологий;
Набор правил взаимодействия между различными компонентами информационно-образовательной

среды (регламентная компонента)
– локальные акты школы; – должностные обязанности работников ответственных за информатизацию; – приказы директора;

2

Освоение и

совершенств

ование

технологий

доступа к

образовател

ьному

контенту,

технологий

дистанцион

ного

взаимодейст

вия,

обучения

Создан

ие

школь

ного

Интра

нет-

сайта

Школьный Интранет-сайт - основа для

формирования информационно-насыщенной

образовательной среды школы, средство удобного

и эффективного доступа ко всему имеющемуся

образовательному контенту с любого школьного

компьютера по принципу «единого окна».

Интранет-сайт, в отличие от Интернет-сайта, не

имеет ограничений по объему и видам

размещаемой на нем информации и ограничен

только размером дискового пространства

школьных серверов.

В школе создана информационно-

образовательная среда,

способствующая активному

использованию ИК-технологий в

педагогической практике.
Органи зация единого хранил ища ЦОР на школьн ом сервере Хранение образов CD/DVD дисков медиатеки, ЦОРов других видов осуществляется на файловом сервере школы. Доступ учителей и учащихся к базе данных ресурсов с их подробным описанием планируется осуществляеть через школьный Интранет-сайт. На рабочем месте учителя и учеников установлена одна из бесплатных программ для монтирования образов. При активации ссылки на странице школьного сайта происходит быстрое монтирование образа CD в виртуальном приводе и его запуск. Учителя получают в распоряжение быстрый и эффективный доступ ко всем имеющимся в школе ЦОР. Такая среда в значительной мере способствует вовлечению в более эффективное использование ИКТ, ЦОР даже тех учителей, которые традиционно оказывали сопротивление, имели низкую мотивацию к использованию ИК- технологий. Изменяется информационно- образовательное пространство школы.

3

Кадровые

решения.

Введение в

практику

работы

внутришкол

ьной

системы

постоянной

методическо

й поддержки

учителей в

области

ИКТ.
Вовлечение учителей- предметников в работу по систематизации, обобщению и представлению опыта в форме сайта, стимулирование администрацией ОУ учителей имеющих, поддерживающих и использующих сайт в повседневной педагогической практике. Владение учителями технологией сайтостроения на основе использования простого в использовании конструктора школьных сайтов позволяет им создавать и размещать сайты не только в Интернет, но и ничем не ограниченные в объеме. Качественно изменяется информационно- образовательное пространство школы. В этом процессе реально участвуют учителя- предметники, а не один человек, который, в отличие от учителя, не может знать содержания, особенностей и методики преподавания каждого предмета, контента (и логики его построения), который необходим учителю в повседневной педагогической практике.
• Отметим, что одно только внедрение передовых информационных технологий, развитие и укрепление материальной базы школы не даст желаемого результата, пока не будут созданы условия способствующие развитию самого учителя в этой среде. Для того чтобы педагоги уверенно владели информационно-коммуникационными технологиями, грамотно и эффективно использовали компьютерное и проекционное оборудование, цифровые образовательные ресурсы, в Токкинской школе функционирует внутришкольная система постоянной методической поддержки учителей в области использования ИКТ.
Основные направления ее деятельности:
– проведение занятий с группами педагогов по совершенствованию и приобретению новых компетенций в области ИКТ в рамках постоянных краткосрочных и долгосрочных семинаров в соответствии с целевыми установками школы и потребностями учителей; – Оказание индивидуальной методической и консультативной помощи педагогам по вопросам использования средств информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности; – распространение имеющегося и приобретенного опыта применения ИК технологий в образовательной деятельности путем организации и проведения методическими объединениями, педагогами школы мастер-классов, деловых встреч, семинаров по вопросам методики и практического применения ИК-технологий; – изучение рынка полезных web-сервисов и образовательных технологий, доступных, свободно распространяемых ЦОР и ПО, другой информации. Изучение, ознакомление и обучение педагогов данным технологиям в целях дальнейшего использования в педагогической практике.
• Создание системы постоянной методической поддержки педагогических работников в области ИКТ, является одним из важных направлений деятельности администрации по созданию условий для успешной реализации проекта информатизации школы, творческого роста педагогов. Нормативно-правовая сторона системы регулируется внутренними локальными актами – положением, приказами директора школы. Ответственность за организационные мероприятия и постоянное функционирование системы возложена на заместителя директора, курирующего вопросы информатизации.
• Занятия в рамках семинаров проходят не только согласно расписанию, но и в любой другой день в форме индивидуальных консультаций. Время их проведения определяется режимом работы школьных кабинетов информатики , - как правило, по окончании учебных занятий. Занятия с группами педагогов проводит учитель информатики, учителя, имеющие положительный опыт использования ИКТ. Совместная деятельность директора, заместителя директора по информатизации и педагогического коллектива включает в себя разноплановую работу. Прежде всего, это постоянно действующие долгосрочные семинары, групповые занятия и индивидуальное консультирование, оказание методической и технической помощи учителям по всему спектру вопросов, связанных с информатизацией. В рамках системы методической поддержки, работа с учителями выстраивается по следующим направлениям:
– реализация долгосрочных и краткосрочных семинаров, курсов повышения квалификации для учителей школы по совершенствованию/приобретению новых компетенций в области ИКТ (сайт учителя-предметника, технология видеомонтажа, технология создания видеопрезентаций, технология использования сетевого тестирования, технология использования электронного журнала, организация дистанционного взаимодействия с учащимися и т.п.); – обучающие мастер-классы по инсталляции и методике приемам эффективного использования цифровых образовательных ресурсов); – обучающие мастер-классы по использованию ЦОР при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ГИА; – обучающие мастер-классы, обмен опытом между учителями по приемам эффективного использования интерактивной доски и проекционного оборудования; – подготовка специального раздела сайта и постоянное обновление коллекции аннотированных и систематизированных по предметным областям ссылок на образовательные ресурсы Интернет в помощь учителю, систематическое ознакомление учителей с новыми поступлениями в указанные разделы; – привлечение учителей к практике постоянного размещения на сайтах школы методических статей, описания проведенных образовательных событий, передового педагогического опыта;
• Помимо основных направлений деятельности системы, учителям постоянно, вне расписаний, оказываться консультативная и техническая помощь и по множеству других, «частных» вопросов, имеющих отношение к информатизации. Как показала практика, большинство педагогов школы удовлетворены результатами проделанной работы за последние три года. Об эффективности функционирования системы методической поддержки учителей в области ИКТ, администрация школы может в т.ч. и по результатам анкетирования, которое проводятся среди учителей не менее одного раза в год. Показатели эффективности сопровождения профессионального роста учителя, системы методической поддержки : – динамика роста качества обученности учащихся на основе используемых в тесной интеграции педагогических и ИК-технологий (результаты ЕГЭ, ГИА, олимпиад, конкурсов); – результаты участия учителей в профессиональных конкурсах – общий уровень информационной культуры и ИК-компетентности учителей и учащихся.
• Эффективное достижение новых образовательных результатов в качественно новом формате информационно-образовательной среды возможно только при готовности педагогических работников активно использовать современные ИКТ и Интернет-практики, вовлекать в этот процесс всех участников образовательного процесса и управлять качественно иным содержанием ресурсов. • Для анализа кадрового компонента проводится анкетирование и мониторинг ИКТ-компетентностей. • После анкетирования весь педагогический коллектив разбивается на группы по выявленным проблемам и по этим проблемам обучается в форме практических занятий, семинаров. Благодаря тьютору педагоги ОУ прошли курсы «ИКТ- компетентность педагога» и «Интерактивная доска» и имеют хорошие пользовательские навыки. • Работа над формированием и развитием ИКТ-компетентностей педагогов проводится систематически. • В штат школы введена новая должность – инженер по информатизации, который следит за техникой и помогает учителям по техническим вопросам.
Результаты анкетирования педагогов 0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20
Chart Title

Axis Title


Количество педагогов, прошедших подготовку в области
ИКТ -
технологий.

всего

Количество педагогов, прошедших подготовку в области
44 44,5 45 45,5 46 46,5 47 47 45

Доля педагогов использующих ИКТ:

Всего 90%

1 ступень- 100%

2-3 ступень -80%

всего учителей

1 ступень

2-3 ступени
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50
47

6

41

39

6

33

Заключение • ИКТ - компетентность учителя, как часть его профессиональной компетентности, определяет способность решать профессиональные проблемы, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, а компетентный педагог должен использовать ИКТ в образовательном процессе в системе. • Комплексное решение вопросов методической поддержки учителей, интеграция педагогических и ИК-технологий способствует достижению профессионального уровня ИКТ-компетентности учителей, достижению современного уровня качества образования.
Источники: Трубинина, Л.А. Программа информатизации школы /Л.А. Трубинина, Осина В.В.//Практика административной работы. – 2007. №8, стр. 19-21


В раздел основное полное образование