"Календарно-тематическое планирование уроков русского языка (10-11 кл.) для классов социально-гуманитарного профиля"
Методическая разработка
Автор: Малахоева Елна Петровна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ № 289, Город Заозёрск, Мурманская область
В раздел основное полное образование
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка (профильный уровень)
для 10-11 класса социально-гуманитарного профиля. Всего 210 часов (по 105 часов в каждом
классе из расчёта 3 часа в неделю) на 2015-2016, 2016-2017 гг. Учитель Е.П.Малахоева
10 класс
№
Дата
Тема урока
К-во
часов
Введение в науку о языке (24 час.+ (7 культ.)+1 К/д+1ч. деньзн.)=26ч.
1 01.09 День знаний 1резерв 2 03.09 Язык как общественное явление. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в современном мире. 1 3 03.09 Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных национально- культурных ценностей русского народа 1 к. 4 08.09
Р/Р Урок-конференция
Русский язык в контексте русской культуры. 1к. 5 10.09
Р/Р Урок-конференция
Русский язык в контексте русской культуры. 1к. 6 10.09 Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные
.
1 7 15.09 Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая. 1 8 17.09 Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур 1 к. 9 17.09 Русистика как наука о русском языке; ее основные разделы. Общее представление о развитии русистики. 1 10 22.09
Р/Р Урок-конференция «
Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития современной русистики
»
1 11 24.09 Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. 1 12 24.09 Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки. 1 13 29.09 Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения). Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма. 1 14 01.10
К/Р №1 Административный контрольный диктант (входной)
1резерв 15 01.10 Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах 1 16 06.10 Диалекты как историческая база литературных языков 1 к. 17 08.10 Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Важнейшие словари РЛЯ 1 18 08.10 Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). 1 19 13.10 Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка.
Словарный диктант
1 20 15.10
Урок-практикум.
Работа с нормативными словарями РЛЯ 1 21 15.10 Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. 1 22 20.10 Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы 1 23 22.10
Урок-практикум
. Классификация речевых ошибок 1 24 22.10
Урок-практикум.
Редактирование текстов разных стилей и жанров, содержащих отклонения от литературной нормы 1 25 27.10 Динамика языковой нормы. Работа с орфоэпическим и акцентологическим словарями («Словник») 1
26 29.10 Основные тенденции развития нормы в современном русском языке. 1 27 29.10 Активные процессы в области произношения и ударения. Работа с орфоэпическим и акцентологическим словарями («Словник») 1 28 10.11 Активные процессы в лексике и грамматике. Работа со словарями паронимов, синонимов, антонимов; грамматическим словарём 1 29 12.11
Р/Р
Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития 1 30 12.11 Русский речевой этикет в сравнении с этикетом страны изучаемого иностранного языка 1к. 31 17.11
Р/Р
Русский речевой этикет в сравнении с этикетом страны изучаемого иностранного языка
.
Особенности речевого этикета в официально- деловой, научной и публицистической сферах общения.
Устное
выступление «Русский речевой этикет»
1к. 32 19.11
К/Р № 2 по теме «Нормы современного русского языка»
1
Языковая система (69 час. в 10 кл.)
33 19.11 Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами. 1
Синонимия в системе языка (5 час)
34 24.11 Синонимия в системе языка 1 35 26.11 Синонимия в системе языка 1 36 26.11 Синонимия в системе языка 1 37 01.12 Синонимия в системе языка 1 38 03.12 Синонимия в системе языка
Тест
1
Фонетика (9 час+1 час К/р излож.)=10 ч.
39 03.12 Классификация фонетических единиц русского языка 1 40 08.12 Звук речи и фонема. 1 41 10.12 Позиционные чередования звуков речи 1 42 10.12 Ударение в русском языке. Орфоэпические нормы. Устная работа над орфоэпическими нормами («Словник) 1 43 15.12 Интонационные особенности русской речи.
Словарный диктант
1 44 17.12 Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации 1 45 17.12
К/Р № 3 Изложение текста (сжатое, описание) с творческим заданием
1резерв 46 22.12 Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи 1 47 24.12 Изобразительные средства фонетики русского языка 1 48 12.01.16 Изобразительные средства фонетики русского языка.
Тест
1
Лексика и лексикология (14 час+(3 культ.)
49 14.01 Слово – основная единица языка 1 50 14.01 Системные отношения в лексике русского языка. Многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы 1 51 19.01 Лексика русского языка с точки зрения её происхождения 1 52 21.01 Активный и пассивный словарный запас 1 53 21.01 Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления. 1 54 26.01 Отражение в современном русском языке культуры других народов. 1к. 55 28.01 Стилистическая дифференциация лексики. Лексические нормы.
Тест
1 56 28.01 Слова с национально-культурным компонентом значения 1 к. 57 02.02 Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания 1 58 04.02 Фразеологические единицы русского языка: пословицы и поговорки, крылатые выражения. 1 59 04.02 Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Работа со словарём фразеологизмов. 1 60 09.02 Национальная специфика русской фразеологии 1 к.
61 11.02
Р/Р Лексический анализ текста
1 62 11.02 Лексические средства выразительности речи 1 63 16.02 Лексические средства выразительности речи 1 64 18.02
Урок-практикум.
Лексические средства выразительности речи 1 65 18.02
К/Р № 4 по теме «Лексика»
1
Морфемика и словообразование (9 час.+ 2 час. сочин.)=11 ч.
66 25.02 Морфемы корневые и аффиксальные 1 67 25.02 Морфемы словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем 1 68 01.03 Система современного русского словообразования 1 69 03.03 Продуктивные способы образования частей речи в русском языке 1 70 03.03 Продуктивные способы образования частей речи в русском языке
Тест
1 71 10.03 Продуктивные способы образования частей речи в русском языке 1 72 10.03 Продуктивные способы образования частей речи в русском языке. 1 73 17.03
Р/Р Сочинение по тексту публицистического стиля (обучающее)
1резерв 74 17.03
Р/Р Сочинение по тексту публицистического стиля (обучающее)
1резерв 75 15.03 Словообразовательные средства выразительности речи. 1 76 22.03 Словообразовательные средства выразительности речи. 1
Морфология (9 час.+ 1 К/р Лингв. ан.)=10 ч.
77 24.03 Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений. 1 78 24.03 Проблема классификации частей речи в русистике. Переходные явления в области частей речи. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Устная работа над грамматическими нормами 1 79 05.04 Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. 1 80 07.04 Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи.
Тест
1 81 07.04 Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. 1 82 12.04
К/Р № 5 Лингвистический анализ текста
1резерв 83 14.04 Служебные части речи и их грамматические признаки. 1 84 14.04 Служебные части речи и их грамматические признаки. 1 85 19.04 Морфологические средства выразительности речи. Морфологические нормы 1 86 21.04 Морфологические средства выразительности речи.
Тест
1
Правописание: орфография и пунктуация (15 час.+2час. К/р+2)=19ч.
Язык. 87 21.04 Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: правописание морфем 1 88 26.04 Слитные, дефисные и раздельные написания 1 89 28.04 Слитные, дефисные и раздельные написания.
Тест
1 90 28.04 Употребление прописных и строчных букв. 1 91 03.05 Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов. 1 92 05.05 Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации. Знаки препинания в конце предложений; знаки препинания внутри простого предложения 1 93 05.05 Знаки препинания между частями сложного предложения.
Словарный
диктант
1 94 10.05
Урок-практикум
. Знаки препинания между частями сложного предложения 1 95 12.05
К/Р № 6 Контрольная работа в формате ЕГЭ (тестовые задания 1-24)
1резерв 96 12.05
К/Р № 6 Контрольная работа в формате ЕГЭ (тестовые задания 1-24)
1резерв 97 17.05 Знаки препинания при передаче чужой речи; знаки препинания в связном 1
тексте. 98 19.05 Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста 1 99 19.05 Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.
Тест
1 100 24.05 Трудные случаи орфографии и пунктуации 1 101 26.05 Трудные случаи орфографии и пунктуации. 1 102 26.05
К/Р № 7 Контрольный диктант
1 103 31.05
Анализ диктанта. Орфографический и пунктуационный разбор
1 104 Резерв 1 105 Резерв 1 *В 10 классе 8 часов добавлено из резерва + 2 (уроки № 104,105)=10 час
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка (профильный уровень)
для 10-11 класса социально-гуманитарного профиля. Всего 210 часов (по 105 часов в каждом
классе из расчёта 3 часа в неделю) на 2016-2017 гг. Учитель Е.П.Малахоева
11 класс
№
Дата
Тема урока
К-во
часов
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
(60 час+2час. Соч.публ.+1 К/Д из резерва)=63 ч.
1
Р/Р
Речь и речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное 1 2
Р/Р
Вербальные и невербальные средства общения 1 3
Р/Р
Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства) 1 4
Р/Р
Официальные и неофициальные ситуации общения 1 5
Р/Р
Правила успешного речевого общения 1 6
Р/Р
Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. 1 7
К/Р №1. Административный контрольный диктант (входной)
1резерв 8
Лабораторная работа
. «Изучение структуры и содержания заданий демоверсии КИМ ЕГЭ 2016 года» 1 9
Р/Р
Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь. Правила ведения дискуссии. 1 10
Р/Р
Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности. Подготовка к дискуссии 1 11
Р/Р
Подготовка к дискуссии: выбор темы, аргументов в защиту своей позиции, подбор цитат 1 12
Р/Р Дискуссия «Мешает ли канцелярит общаться?»
1 13
Р/Р
Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике (говорение).
Полемика «Победит ли
электронная книга бумажную?»
1 14
Р/Р
Особенности монологической речи в различных сферах общения. Решение коммуникативно-ситуативных задач 1 15
Р/Р
Текст как продукт речевой деятельности 1 16
Р/Р. Практическая работа.
Особенности рассуждения как типа речи. Типологический анализ текста - рассуждения. 1 17
К/Р № 2. Контрольное изложение текста - рассуждения
1 18
Р/Р
Анализ изложения. Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста 1 19
Р/Р Практическая работа.
Особенности повествования и описания как типов речи (текста). Типологический анализ текста-повествования и текста-описания 1 20
Р/Р
Особенности эссе как жанра 1 21
Р/Р Обучение умению написания эссе.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров 1 22
Р/Р
Обучение умению написания эссе.
Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста. 1 23
Р/Р Практическая работа
. Редактирование собственного текста (эссе). Основные приёмы редакторской правки текста 1 24
Р/Р Практическая работа
. Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров.
Использование различных видов чтения
в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста 1 25
Р/Р Практическая работа
. Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста 1
26
Р/Р К/Р № 3. Контрольное сочинение-рассуждение по
тексту публицистического стиля. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. 1 27
Р/Р К/Р № 3. Контрольное сочинение-рассуждение по
тексту публицистического стиля. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. 1 28
Р/Р
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций. 1 29
Р/Р
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций. 1 30
Р/Р
Реферат как разновидность учебно-информативных текстов научного стиля.
Подготовка к написанию реферата по русскому языку
1 31
Р/Р
Реферат как разновидность учебно-информативных текстов научного стиля.
Подготовка к написанию реферата по русскому
языку
1 32
Р/Р
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. 1 33
Р/Р
Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи 1 34
Р/Р Создание устного высказывания
на интересующую учащихся тему: «Что значит быть современным?», «О чём мечтает современный подросток?» и др. 1 35
Р/Р
Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Научный стиль и его разновидности. Средства, создающие стиль 1 36
Р/Р К/Р № 4 Сочинение-рассуждение по тексту научного стиля
1 37
Р/Р К/Р № 4 Сочинение-рассуждение по тексту научного стиля
1 38
Р/Р
Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Сфера употребления, основные жанры научного стиля 1 39
Р/Р
Рецензия как жанр научно-информативного подстиля 1 40
Р/Р Написание рецензии
на книгу для юношества Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» 1 41
Р/Р
Доклад как жанр собственно научного стиля 1 42
Р/Р Подготовка докладов
по предметам гуманитарного и естественно- научного циклов. Сходство и отличие подходов (интегрированный урок) 1 43
Р/Р
Тезисы как жанр научно-информативного подстиля 1 44
Р/Р Составление тезисов
учебно-научной статьи (по выбору учащихся) 1 45
Р/Р
Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. 1 46
Р/Р
Совершенствование культуры официально-делового общения (письменная форма). Официально-деловые документы: заявление, доверенность, резюме, деловое письмо, объявление, инструкция 1 47
Р/Р
Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности 1 48
Р/Р
Написание деловых документов различных жанров: резюме 1 49
Р/Р
Написание деловых документов различных жанров: резюме 1 50
Р/Р
Написание деловых документов различных жанров: деловое письмо 1
51
Р/Р
Написание деловых документов различных жанров: объявления, инструкции. 1 52
Р/Р
Совершенствование культуры официально-делового общения (устная форма). Язык и стиль делового общения в официальных учреждениях. Деловой этикет 1 53
Р/Р
Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. Решение коммуникативно- ситуативных задач 1 54
Р/Р.
Овладение культурой публичной речи (говорение). Основные жанры публичной речи. 1 55
Р/Р К/Р № 5 Сочинение-рассуждение по тексту публицистического
стиля
1резерв 56
Р/Р К/Р № 5 Сочинение-рассуждение по тексту публицистического
стиля
1резерв 57
Р/Р
Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. 1 58
Р/Р
Виды аргументации. Аргументы к человеку и др. 1 59
Р/Р
Виды аргументации. 1 60
Р/Р
Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. 1 61
Р/Р
Составление плана, тезисов устного выступления.
Устное
выступление «Почему нужно хорошо учиться?»
1 62
Р/Р
Совершенствование культуры разговорной речи (говорение). Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования 1 63
Р/Р
Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. 1
Языковая система (42 часа в 11 кл.)
Система функциональных разновидностей современного
русского языка (15 час+1 резерв)=16 ч.
64 Лингвистические особенности научных текстов и их основных жанров. Лингвистический анализ и стилистическая правка текстов научного стиля 1 65 Лингвистические особенности официально-деловых текстов и их основных жанров.
Лингвистический анализ и стилистическая правка
текстов официально-делового стиля 1 66 Лингвистические особенности публицистических текстов и их основных жанров.
Лингвистический анализ и стилистическая правка
текстов публицистического стиля 1 67 Разговорная речь и её особенности, сферы использования, назначение. Признаки разговорной речи.
Лингвистический анализ и
стилистическая правка
текстов разговорного стиля 1 68 Р/Р Устная работа над орфоэпическими нормами («Словник»). Технические средства коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.). Решение коммуникативно-ситуативных задач 1резерв 69
К/Р № 6. Лингвистический анализ текстов разных стилей и жанров
1 70
К/Р № 6. Лингвистический анализ текстов разных стилей и жанров
1 71 Язык художественной литературы и литературный язык 1 72 Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям. 1 73 Средства словесной образности 1
74 Средства словесной образности 1 75 Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. 1 76 Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.
Тест
1 77 Художественный текст как объект лингвистического анализа 1 78
Р/Р. Лингвистический анализ художественного текста
1 79
Р/Р. Лингвистический анализ художественного текста
1
Синтаксис (19 час+2час. К/с.+1час.К/р+1 п/р+1тест+2К/р)=26 ч.
80 Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи. 1 81 Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний. 1 82 Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль 1 83 Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.
Тест
1 84 Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения 1 85 Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений 1 86 Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь 1 87
К/Р № 7. Контрольное сочинение по тексту (формат задания № 25
ЕГЭ)
1резерв 88
К/Р № 7. Контрольное сочинение по тексту (формат задания № 25
ЕГЭ)
1резерв 89 Синонимия синтаксических конструкций. 1 90 Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения 1 91 Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико- синтаксическая единица текста 1 92 Абзац как композиционно-стилистическая единица текста 1 93 Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа 1 94
К/Р № 8 Контрольная работа по теме «Синтаксис»
в форме тестовых заданий по типу ЕГЭ 1резерв 95 Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и др. 1 96 Изобразительные средства синтаксиса 1 97 Изобразительные средства синтаксиса 1 98 Изобразительные средства синтаксиса 1 99 Изобразительные средства синтаксиса.
Тест
1резерв 100
Практическая работа.
Изобразительные средства синтаксиса в публицистике и художественном тексте 1резерв 101 Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты) 1 102 Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации 1 103 Этимология как раздел лингвистики. Исторический комментарий к различным языковым явлениям, в том числе в области синтаксиса 1 104
К/Р № 9. Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ
1резерв 105
К/Р № 9. Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ
1резерв
*В 11 классе 11 часов добавлено из резерва
В раздел основное полное образование