Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Роль школьной библиотеки в системе воспитательной работы современной школы".

Методическая разработка

Автор: Дунаева Татьяна Борисовна, педагог-библиотекарь, ГБОУ "Школа№41 имени Г.А.Тарана", Москва



В раздел основное полное образование




Педагог-библиотекарь Дунаева Татьяна Борисовна

ГБОУ «Школа№41 имени Г.А.Тарана» г. Москва

Роль школьной библиотеки в системе воспитательной работы современной школы.
В библиотеке дифференцированный подход к каждому читателю. Библиотекарь помогает в формировании направленности разных читательских интересов: - Учебная (в помощь школьной программе, «деловое чтение» учебной литературы); - Художественная (чтение художественной литературы по «программе» и «досуговое»); - Профессиональное (чтение учителей в помощь самообразованию, учебе, подготовке к урокам, (методика), чтение литературы для проведения классных часов). Школьная библиотека обслуживает всех членов школьного сообщества: учащихся, учителей, родителей, выпускников. Для работы со всеми этими группами требуются особые навыки общения и взаимодействия.
Основные направления деятельности школьной библиотеки
. Работа с внутрибиблиотечной документацией цией Повышение квалификаци Совместная работа с ОМЦ Работа по пропаганде ББЗ Работа с учебным фондом Работа с основным фондом Воспитательная работа Информационная работа
Школьная

библиотека

Информационная работа. • Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогов. • Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием учащихся. • Информационное обслуживание родителей. Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогов: • Составление заказа на УМЛ • Методический бюллетень • Участие в проведении предметных недель • Оформление выставок • Участие в работе метод.совета школы (подбор материала при работе над метод.темой школы, при подготовки пед.советов, заседаний МО ) Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием учащихся. • Обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале • Обслуживание читателей по МБА • Подбор литературы для написания проектов, рефератов, докладов, сообщений ит.д. • Оказание помощи в подготовки к общешкольным и классным мероприятиям. Информационное обслуживание родителей. • Предоставление информации о пользовании библиотекой их детьми • Оформление выставок для родителей на актуальные темы • Выступление на родительских собраниях. Воспитательная работа • Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя (обучение пользованию книгой и др.носителями) • Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы (беседы, диспуты, викторины, литературно-музыкальные композиции, БУ и др.) • Популяризация литературы библиотечными формами работы. • Создание актива школьной библиотеки. • Совместная работа с детскими библиотеками, педагогическими классами, психологической службой школы, школьным музеем. Межбиблиотечная связь. • Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского. • Библиотека Московского городского Дворца детского(юношеского) творчества.
• Центральная Городская Детская Библиотеке им. А.П.Гайдара. • Библиотека №193 им. А.А.Ахматовой • Библиотека № 202 им. Ю.А.Гагарина • Муниципальная библиотека «Внуково» Совместная работа с ОМЦ • Обсуждение проекта плана работы школьной библиотеки на текущий год с учетом главной темы года и знаменательных дат. • Получение рекомендаций по оформлению выставок, стендов и т.д • Посещение совещаний, на которых решаются вопросы участия библиотеки в УВП. • Посещение и организация семинаров. • Творческая деятельность уч-ся. В своей работе я использую различные формы работы, но особое внимание уделяется проектной деятельности учащихся, так как путь к книге через собственное творчество – старый и очень эффективный путь, весьма востребованный в эпоху «нечтения». В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности. Требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни ученому, ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся. Перефразируя слова академика СИ. Вавилова «....современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка». Следовательно, возникает потребность в специальных посредниках между документами и потребителями. И в качестве таких посредников выступают библиотеки. На базе школьной библиотеки был разработан тематический план по информационной грамотности. Тематический план работы кружка «Информина» (развитие ИГ у уч-ся 5-7 кл.) (1 раз в неделю по 1,5 ч.; 51 час в год)
№ пп

Наименование тем

Всег

о

часо

в

1
Введение. Информационная культура школьника. 1,5
2
Тема 1. Понятие "информация". Информационное общество. Информационные ресурсы. 1,5
3
Тема 2. Типы и виды документов, используемых в учебном процессе 1,5
4
Тема 4. Библиотека как центр информационного обеспечения учебной деятельности (абонемент, читальный зал, отдел хранилищ, медиатека) Выбор книг в библиотеке. Открытый доступ к книжному фонду: порядок расстановки книг в фонде, полочные разделители. 4,5
Закладки. Книжные выставки. Практикум. Подготовить викторину «Информина» для нач.школы
5
Тема 5. Информационные ресурсы школьной библиотеки. Справочно-поисковый аппарат школьной библиотеки (алфавитный и систематический каталоги, справочные издания, картотеки) Библиографическое описание документа. Практическое занятие. «Объясни этот набор слов» Экскурсия в районную библиотеку. 4,5
6
Тема 6.Методы работы с книгой. Структура книги как инструмент информационной деятельности. Обложка (переплет), титульный лист. Корешок, предисловие и послесловие, оглавление (содержание), аннотация. Художественное оформление книги. Иллюстрации. Роль иллюстрации в восприятии текста. Знакомство с отдельными справочными и энциклопедическими изданиями для школьников. Понятие о периодической печати. Практическое занятие по поиску информации «Восстанови логическую цепочку». 6
7
Тема 7. Система обслуживания в библиотеках на основе новых информационных технологий. Современные носители информации. Возникновение нетрадиционных носителей информации. Информация на пластинках, аудиокассетах, видеокассетах. Роль компьютера в хранении и распространении информации. Практическое занятие по поиску информации «Правда ли это?». 4,5
8
Тема 8. Работа с информационными ресурсами. Информация на традиционных носителях. Основные виды изданий, типы литературы, типы справочных изданий. Особенности использования информационных ресурсов на электронных носителях. Методы работы с информацией. Способы чтения. Научно-справочный аппарат книги. Оценка информационных ресурсов. Анализ текста. Практическое занятие «Найди ошибку» 4,5
9
Тема 9. Поиск информации. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Виды каталогов. Алфавитно-предметный указатель. Систематическая картотека. Предметные картотеки. Информационно-поисковые системы. Методика составления ключевых слов. 4,5
10
Тема 10. Поиск информации в библиотеках. Структура библиотечных фондов. Принципы расстановки литературы в фонде. Полочные разделители. Электронные библиотеки. Особенности систематизации информации в электронных библиотеках. Поисковый запрос. Ключевое слово. Практическое занятие «Использование 1С: Школа для подготовки д.з.» 6
11
Тема 11. Выполнение мини-проектов; оформление мини- проекта в целом, списка использованной литературы и библиографических ссылок 12

Итого

51
Наша библиотека стремится создать условия для полноценного удовлетворения запросов учащихся, учителей, используя при этом различные формы: выставки, викторины, обзоры, выпуски рекламных изданий, пополнение тематических папок, картотек. Фонд библиотеки открыт для свободного доступа. Читатели могут сами выбирать на полке справочные пособия по различным разделам школьной программы. К услугам читателя предложены тематические картотеки: «Книги обо всем на свете», «Школьнику о вредных привычках», «Люблю тебя, мой край родной». «Экология - зона тревоги». Большим спросом пользуются тематические папки: «Поэты серебряного века», «В помощь классному руководителю», «Они должны жить», «Великой победе посвящается». Услугами библиотеки пользуются не только учащиеся, но и конечно же учителя — предметники, классные руководители. С большим интересом они пользуются рубрикой «Для Вас педагоги» - где представлены новинки методической литературы. Помощь библиотекаря самая разнообразная - подбор материалов к уроку, участие в подготовке выставок и бесед, обзоров и викторин. Традиционно в нашей школе проходят предметные недели, и библиотека принимает активное участие в этих мероприятиях: например, к «Неделе английского языка» - представлена книжная выставка и ее обзор «Английские писатели нашего детства». К «Неделе математики» - обзор литературы «Занимательная математика» и книжная выставка «Математика – царица всех наук» Библиотека в современной школе должна быть информационным и культурным центром для уч-ся, родителей и учителей.


В раздел основное полное образование