"Развитие профессиональной компетентности учителя"
статья
Автор: Александрова Любовь Юрьевна, учитель информатики, МАОУ "СОШ № 19", город Краснотурьинск, Свердловская область
В раздел основное полное образование
Развитие профессиональной компетентности учителя
Современная российская школа живет в условиях модернизации об- разования, которая, по сути, является процессом внедрения разнообразных инноваций. Особый статус приобретает инновационный процесс в связи с внедрением и началом реализации федеральных образовательных стан- дартов. Необходимое условие их реализации – освоение педагогами новых целевых ориентаций образовательного процесса, развитие и преобразование профессиональной компетентности педагогических работников. Есть разные пути развития профессиональной компетентности учителя: - самообразование; - методическое сопровождение в школе; - курсы повышения квалификации; - изучение педагогического опыта лучших учителей; - стажировки; - инновационная деятельность, освоение новых педагогических техно- логий. Одним из эффективных способов повышения педагогического мастер- ства является самообразование. Педагогу необходимо самостоятельно рабо- тать над техникой и культурой умственного труда, умением оптимально ре- шать профессиональные проблемы. В педагогической теории выделяют- ся четыре уровня самообразования: низкий, средний, высокий, наивысший. Низкий уровень характеризуется спонтанным, внесистемным самооб- разованием, подверженным внешним обстоятельствам. Средний закреплен на фоне интереса к новой информации, процессу познания, удовлетворению своих познавательных потребностей. Педагогов высокого уровня отличает систематическое целенаправленное самообразование. Наивысший уровень самообразования характерен для учителей, которым данный вид деятельно- сти представляется постоянной жизненной потребностью, и он носит, чаще всего, исследовательский характер. МАОУ «СОШ №19» Александрова Любовь Юрьевна учитель
Данный путь развития профессиональной компетентности, безусловно, должен придерживаться плана и иметь поэтапный характер. Помимо самообразования, в систему непрерывного профессионально- го образования педагога входит деятельность научно-методических школь- ных объединений, способствующих развитию профессиональной компетент- ности учителя через различные формы работы: проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания; участие в «круглых столах», совещаниях, методических семинарах, заседаниях по во- просам методики обучения и воспитания; посещение открытых уроков и вос- питательных мероприятий коллег; изучение и реализация требований норма- тивно-правовых документов, передового педагогического опыта; проведение предметных недель и методических дней. Педагоги имеют возможность повышать свою квалификацию на специ- альных краткосрочных курсах (понятие «повышение квалификации» тол- ковый словарь С.И. Ожегова трактует как «процесс образования, реализуе- мый с помощью лекционных занятий»). Целью таких курсов является приоб- ретение новых знаний и навыков, обмен опытом. Спецкурсы позволяют педа- гогам ответить на вопросы, касающиеся преподавательской деятельности или воспитательного процесса; ознакомиться с новыми образовательными зако- нами и требованиями к реализации воспитательно-образовательного процес- са; приобрести новые знания о педагогических методах, о новых способах обучения детей. Выделяют четыре направления профессионального обучения педаго- гов: - развитие и формирование управленческих умений учителя; - изучение и систематизация нормативно-правовых документов; - определение индивидуальной схемы самосовершенствования; - оказание помощи в подготовке к прохождению аттестации или вне- дрение в практическую деятельность нового инновационного проекта. МАОУ «СОШ №19» Александрова Любовь Юрьевна учитель
Благодаря курсам повышения квалификации, педагог повышает уро- вень профессионализма в педагогической деятельности; делится своим опы- том с другими учителями; перенимает интересные методы и приемы препо- давания; узнаёт новую информацию о нормативно-правовых документах; раскрывает собственный потенциал. Существенным ресурсом развития профессиональной компетентности является изучение педагогического опыта лучших учителей. Педагогическая энциклопедия трактует понятие «передовой педагоги- ческий опыт» как практику, содержащую в себе элементы творческого поис- ка, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Сего- дня есть много возможностей познакомиться с опытом работы лучших учи- телей. Например, фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна» предлагает учителям оценить уровень своего профессионализма, участвуя в целом ряде конкурсов профессионального мастерства: - конкурс «Учитель-исследователь»; - конкурс-тендер «IT - учитель года»; - конкурс «Первый учитель»; - всероссийский педагогический конкурс разработок внеклассных ме- роприятий «Новые идеи»; - творческий конкурс учителей «Педагогика творчества»; - всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года»; - конкурс классных руководителей «Самый классный классный»; - конкурс классных руководителей и воспитателей «Учитель-настав- ник». Современным и эффективным методом развития профессиональной компетентности учителя являются стажировки. В их основу закладывается практико-ориентированный характер, подразумевающий замену лекций практическими формами организации обучения (экскурсии, мастер-классы, обменом опытом на рабочем месте, наставничество), выполнение должност- МАОУ «СОШ №19» Александрова Любовь Юрьевна учитель
ных обязанностей либо решение профессиональных задач на рабочем месте, практические конференции, совещания, проекты. В современных условиях такими базами стажировки могут стать ре- сурсные центры, научно-образовательные консорциумы, образовательные, научные и иные организации, обладающие необходимым инновационным опытом по организации образовательного процесса и реализации современ- ных технологий. Стажировка имеет индивидуальный характер независимо от того, про- ходит ее педагог индивидуально или в группе слушателей. Каждая стажиров- ка имеет индивидуальный план и индивидуальные задания, которые направ- лены на решение конкретных профессиональных задач совершенствования профессионального мастерства (профессионального развития) исследова- тельского либо прикладного характера. Стажировку организуют на базе образовательных, научных и иных ор- ганизаций, имеющих опыт инновационной деятельности и высокие результа- ты в том или ином направлении образовательной деятельности. Именно та- кие образовательные организации могут стать стажировочными площадками и организовать эффективное распространение и обмен передовым педагоги- ческим опытом, демонстрировать результаты внедрения современных об- разовательных, воспитательных, информационных технологий. По результатам прохождения стажировки педагогам выдают документ о повышении квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы, аналогичный удостоверениям о повышении квалификации. Таким образом, объективная необходимость совершенствования про- фессиональной компетентности учителя и его подготовки к деятельности в условиях реализации инновационных моделей школы требует от педагога самосовершенствования, саморазвития; активного участия в жизни школы, насыщенного и продуктивного сотрудничества с коллегами. МАОУ «СОШ №19» Александрова Любовь Юрьевна учитель
В раздел основное полное образование