"Педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни у старших подростков средствами ГТО"
статья
Автор: Рустамова Елена Николаевна, студентка, СГПИ (филиал) ПГНИУ, город Соликамск, Пермский край
В раздел основное полное образование
Педагогические условия формирования культуры здорового образа
жизни у старших подростков средствами ГТО
Важность здоровья и его ценность для человека очевидна. Здоровье является одним из компонентов благополучия и счастья человека, важнейшим условием социального и экономического развития страны. Не менее значимым выступает процесс формирование культуры здорового образа жизни, который необходимо осуществлять с детства. Формирование культуры здорового образа жизни осуществимо при использовании самых разных средств, одним из которых выступает физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), с 1 сентября 2014 года признанный на уровне Президента РФ В.В. Путина программной и нормативной основой физического воспитания населения. Вопросы формирования культуры здорового образа жизни у старших подростков средствами ГТО рассмотрены в исследованиях А.И. Апиной, Ю.И. Биктугановой, А.Г. Вихревой, Л.Н. Сухановой и др. Все это представило для нас научный интерес и определило цель исследования, состоящую в теоретическом обосновании и практическом определении педагогических условий формирования культуры здорового образа жизни старших подростков средствами ГТО. Культура здорового образа жизни представляет собой сложное системное образование, которое включает несколько составляющих: осознание человеком здоровья как ценности, развитие устойчивой мотивации к его сохранению и укреплению, знание сущности здоровья как системы и его компонентов, владение умениями и навыками сохранения, укрепления здоровья и самоконтроля его состояния. Культура здорового образа жизни имеет большое значение для человека, определяя его активное состояние, которое требует проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения. Все это в совокупности должно приводить к сохранению и укреплению здоровья человека и к поддержанию необходимого уровня работоспособности.
Формирование культуры здорового образа жизни необходимо начинать с детства. В сфере формирования культуры ЗОЖ подрастающего поколения есть ряд проблем. Это: - и необходимость реализации работы в детском и подростковом возрасте как наиболее эффективном для усвоения норм и ценностей ЗОЖ, - и необходимость сохранения и укрепления здоровья как личная и социально значимая проблема, - и поиск эффективных средств формирования культуры ЗОЖ подрастающего поколения, - и определение самого понятия «культура здорового образа жизни». Но особенно это значимо для подростков. Именно подростковый возраст характеризуется, с одной стороны, тенденцией к ухудшению состояния здоровья и прекращением в определенной степени заботы о нем, с другой стороны, возможностями подросткового возраста в формировании установок культуры ЗОЖ, становлении осознанного понимания необходимости заботы о здоровье, гибкости в плане усвоения норм и правил культуры ЗОЖ, поддержании своего здоровья на оптимальном уровне. Культура здорового образа жизни старших подростков обуславливается их психолого-педагогическими особенностями. На здоровье старших подростков, а точнее на его ухудшение, влияют ряд факторов: пассивный образ жизни, неправильное питание, плохая экологическая ситуация, неразвитость психологической сферы личности и другие. Качественно изменить такое положение вещей способен процесс формирования культуры ЗОЖ старших подростков. В результате проведенного исследования мы сформулировали определение этого понятия. Так, культура здорового образа жизни старших подростков представляет собой системное образование, которое предполагает осознание подростками здоровья как ценности, знание ими сущности здоровья как системы и его компонентов,
владение умениями и навыками здоровьесберегающей деятельности, самоконтроля состояния своего здоровья. Для успешного формирования культуры ЗОЖ старших подростков существует множество средств, одним из которых в современных условиях выступает комплекс ГТО. Педагогическими условиями эффективности и результативности этого процесса, как показал анализ литературы по теме исследования, выступают: - последовательность, поэтапность всей работы; - использование разнообразных форм и методов работы (организация самостоятельной физической активности, овладение системой необходимых знаний и умений, комплексное развитие основных двигательных качеств как условия сдачи норм ГТО, совершенствование двигательных качеств, умение создать необходимые условия для выполнения физических упражнений, ознакомление с психологическими основами физической культуры, изучение вопросов профилактики травматизма, организации работы по подготовке к выполнению норм ГТО с младшими школьниками и др.); - выполнение самостоятельных творческих заданий (тесты для развития двигательных качеств, ведение дневника самоконтроля, составление и выполнение комплекса упражнений и др.). Полученные теоретические выводы были проверены в ходе опытно- экспериментального изучения процесса формирования культуры здорового образа жизни у старших подростков средствами ГТО, которое проводилось в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты) в период с сентября 2015 г. по март 2016 г. на базе малокомплектной МОУ «Кушмангортская основная общеобразовательная школа» Чердынского района Пермского края. По результатам проведенного констатирующего эксперимента были сделаны выводы о наличии у старших подростков представлений о ЗОЖ и неготовности изменения собственного жизненного уклада, о наличии проблем в состоянии здоровья и отсутствии заботы о нем, а также о наличии проблем в
следовании принципам ЗОЖ, обусловленных внутренними и внешними причинами. Эти выводы стали основой для проведения дальнейшего исследования. В формирующем эксперименте была разработана Программа по формированию культуры ЗОЖ старших подростков средствами ГТО и проведена ее апробация. Работа в рамках данной программы предполагает: - формирование у подростков основных знаний о культуре ЗОЖ; - становление устойчивой жизненной позиции по сохранению и укреплению здоровья; - совершенствовании знаний о здоровьесбережении, об индивидуальных особенностях развития организма; - получение знаний о способах организации учебно-тренировочного процесса комплекса ГТО. Для реализации поставленной Программы используются разнообразные методы (беседа, диалог, демонстрация, информирование, убеждение, поощрение и др.), формы (личный пример; тренировка; спортивно-массовая работа и др.) и средства (физические упражнения, утренняя гимнастика; соревнования) формирования культуры ЗОЖ старших подростков средствами ГТО. Результативность реализации данной программы доказана в ходе контрольного эксперимента. Проведение контрольного эксперимента позволило сделать несколько выводов. У старших дошкольников, принимавших участие в исследовании, сформировано представление о сущности здоровья, о культуре здорового образа жизни, о сохранения и укрепления здоровья, о комплексе ГТО и его сущности, об особенностях организации и проведения самостоятельных занятий по физической подготовке. Эффективности формирования культуры здорового образа жизни у старших подростков средствами ГТО способствуют такие педагогические условия, как:
- осуществление мониторинга уровня сформированности культуры здорового образа жизни старших подростков; - поэтапность и целенаправленность работы; - ориентированность работы на результат в виде достижения нормативов ГТО, предусмотренных для возрастной ступени 15-16 лет; - использование разнообразных методов и форм работы (организация самостоятельной физической активности, ознакомление с психологическими основами физической культуры, изучение вопросов профилактики травматизма, организации работы по подготовке к выполнению норм ГТО с младшими школьниками и др.). Литература 1. Апина, А.И., Суханова, Л.Н. Пути формирования физкультурной самостоятельности учащихся в рамках подготовки к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Текст] / А.И. Апина, Л.Н. Суханова // Актуальные проблемы и подходы к внедрению ВФСК «Готов к труду и обороне»: Материалы Всероссийской научно- практической конференции / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2014. – 138 c. 2. Биктуганова, М.Ю. Терентьев, А.Е. Условия внедрения и пропаганды всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в процессе организации духовно-нравственного воспитания в системе высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / Ю.И. Биктуганова и др. // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 9 // Режим доступа. 3. Биктуганова, Ю.И., Вихрева, А.Г. Значение подготовки и сдачи нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) при реализации программы Свердловской области «Подготовка молодежи к военной службе в Свердловской области до 2020 года»
[Текст] / Ю.И. Биктуганова и др. // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 9. – С.10-14.
В раздел основное полное образование