Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Литература.Подготовка к ЕГЭ"

Методическая разработка.

Автор: Прыймак Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Еланская СШ №2", Елань



В раздел основное полное образование



В помощь учащимся, которые сдают ЕГЭ по литературе. Структура экзамена. Экзамен длится 240 минут. 4 часа Часть 1 и 2 не более 2 часов, Часть 3 - около 2 часов
ЧАСТЬ I
 СЕМЬ заданий с КРАТКИМ ответом (В1 – В7)  ДВА задания с развёрнутым ответом (С1, С2). Рекомендуемый объём ответа – 5 -10 предложений С1. – развёрнутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении, тематике и проблематике фрагмента С2. – включение анализируемого материала в литературный контекст и написание развёрнутого рассуждения о связи проблематики данного фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков
Задание С1
С1. – развёрнутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении, тематике и проблематике фрагмента
Особенности:
ограниченный объём (5 -10 предложений) указание на объём условно (экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объёме) Максимальный балл – 3 балла Оценивается один критерий: точность и полнота ответа.
1.

Пример Сочинения С1:
С1: Что объединяет рассказчика и главного героя в их отношении к природе? Ответ: Я считаю, что рассказчика и главного героя романа, Печорина, в первую очередь сближает восхищение красотой природы. Оба относятся к ней с любовью, им нравится наблюдать за ней. Судьба Печорина нелегка, и именно природа помогает ему успокоиться, отвлечься от проблем, забыться на мгновенье. В данном произведении описание окружающей среды раскрывает характер и рассказчика, и главного героя. Они очень близки к природе, а значит и друг другу.
2 балла

Задание С2
С2. – включение анализируемого материала в литературный контекст и написание развёрнутого рассуждения о связи проблематики данного фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков
Особенности:
ограниченный объём (5 -10 предложений)
указание на объём условно (экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объёме) Максимальный балл – 3 балла Оценивается один критерий: точность и полнота ответа
НО:

5. Необходим литературный контекст
Чтобы получить максимальный балл, экзаменуемый должен назвать не менее
ДВУХ
произведений одного или разных писателей
или
назвать не менее
ДВУХ
авторов, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный приём и т.д.
ЧАСТЬ II
 ПЯТЬ заданий с КРАТКИМ ответом (В8 – В12)  ДВА задания с развёрнутым ответом (С3, С4). Рекомендуемый объём ответа – 5 -10 предложений С3. – развёрнутое рассуждение о тематике и проблематике предложенного стихотворения или стихотворного фрагмента С4. – включение анализируемого материала в литературный контекст и написание развёрнутого рассуждения о связи проблематики данного произведения или фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков
Задание С3
С3. – развёрнутое рассуждение о тематике и проблематике предложенного стихотворения или стихотворного фрагмента
Особенности:
ограниченный объём (5 -10 предложений) указание на объём условно (экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объёме) Максимальный балл – 3 балла Оценивается один критерий: точность и полнота ответа.
1.

Пример Сочинения С3
2. Ответ: «Для Некрасова поэт – в первую очередь должен быть деятельным гражданином. По мнению автора, поэт может и должен быть полезен для общества и государства. В образ «Всеобнимающей Любви» Гражданин вкладывает необходимость творить для всех (в том числе и «не имущих хлеба») и помогать. Также, по мнению Гражданина, истинный поэт должен пойти «в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь». Таким образом
«Всеобъемлющая Любовь» включает в себя и любовь к народу и к Родине и готовность постоять за него».
Задание С4
С4. – включение анализируемого материала в литературный контекст и написание развёрнутого рассуждения о связи проблематики данного фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков
Особенности:
1. ограниченный объём (5 -10 предложений) 2. указание на объём условно (экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объёме) 3. Максимальный балл – 3 балла 4. Оценивается один критерий: точность и полнота ответа
Задание С4 НО:

5. Необходим литературный контекст
 экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, то есть называет
не менее двух
произведений
одного
или
разных
писателей
или
называет
не менее двух
авторов, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием и т.д. (две и более позиций сопоставления), и дает содержательное обоснование для сопоставления, приводя необходимые аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют
= 3 балла

Пример С4
 С4: В каких стихотворениях русских поэтов звучат гражданские мотивы и в чём заключается сходство этих произведений с проблематикой «Поэта и Гражданина» Н.А. Некрасова?  Ответ: «Поэт и Гражданин» - одно из программных лирики Некрасова. В нем говорится о социальном назначении поэзии и гражданском долге поэта. Стихотворение схоже с пушкинским «Поэт и толпа» и «Пророк», в котором задается также главное назначение поэта «жечь сердца людей». Также схожие мотивы можно найти в гражданской лирике Лермонтова (стихотворение «Поэт»), в стихотворении Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии».
Часть 3.
Выбрать одну тему и написать сочинение.


В раздел основное полное образование