Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

" Школа без вредных привычек "

Творческая работа

Автор: Лебедева Лариса Владимировна, учитель биологии и экологии, МОУ СОШ № 41, город Саратов



В раздел основное полное образование



«МОУ «СОШ 41» Творческая работа на тему:
« Школа без вредных привычек »
Работу выполнила- Лебедева Лариса Владимировна - учитель биологии и экологии . САРАТОВ 2016 Содержание

Введение

Цель и задачи работы

А) Теоретическая часть
1. Профилактика алкоголизма 2. Нет курению ! 3. Жизнь без наркотиков 4. Здоровый образ жизни 5. Здоровьесберегающие технологии 6. Школа без вредных привычек
Б) Практическая часть

Заключение

Список использованных источников

Введение

Употребление алкоголя и наркотиков, табакокурение детьми и подростками стали широко распространенным и открыто обсуждаемым явлением современной жизни. Вредные привычки, к сожалению, нередко сопровождают жизнь не только школьников, но и взрослых людей. Именно поэтому дети, видя недостойное поведение своих старших товарищей или членов семейства, стараются в чем-то подражать им, не задумываясь о том, что поступают плохо. Подростки постепенно отдаляются от родителей, становятся не управляемыми со стороны взрослых. Если раньше вредными привычками страдали подростки более старшего возраста, то в настоящий момент это характерно для учеников средней школы. Чем же привлекают ребят столь пагубные привязанности? Скорее всего, подросткам хочется выглядеть так, как выглядят взрослые. Вредные привычки позволяют им в какой-то степени чувствовать себя свободными и независимыми. Каждый школьник знает о том, что такое здоровый образ жизни, но почему-то некоторых ребят он совершенно не привлекает. У подростков преувеличенные представления о резервах собственного здоровья, своих физических возможностях и неоправданный оптимизм в отношении здоровья в будущем. Все больше учителей начинают понимать, что предупреждение социально- негативных заболеваний – важная задача школы. Поэтому в данной работе я большое внимание уделила вопросам профилактики вредных привычек.
Цель работы
: обмен опытом работы по профилактике вредных привычек.
Задачи:
1. Рассмотреть вопросы профилактики алкоголизма, табакокурения и наркомании. 2. Раскрыть понятие – здоровый образ жизни. 3 Познакомить с технологиями здоровьесбережения, мною используемыми. 4. Показать свою работу по профилактике вредных привычек.
Основная часть.


1 Профилактика алкоголизма
Очень актуальна в наши дни проблема употребления алкоголя. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его. Вред алкоголя очевиден. Доказано, что при попадании алкоголя внутрь организма, он разносится по крови ко всем органам и неблагоприятно действует на них вплоть до разрушения. При систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь – алкоголизм. Алкоголизм опасен для здоровья человека, но он излечим, как и многие другие болезни. Особого внимания заслуживает проблема пьянства среди подростков. Основными принципами побуждающими их к первому знакомству с алкоголем являются желание "быть как все" в компании друзей и просто любопытство. Большое значение в воспитании у подростка правильного отношения к алкоголю имеет семья. Пример родителей убеждает лучше всяких слов.
2. Нет курению!
Другая важная социальная проблема общества – это курение, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также – сохранить своё здоровье от продуктов курения, поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек курил сам. Ни для кого не секрет, насколько опасно курение, однако же, во всём мире ежедневно выкуривается около 15 миллиардов сигарет. По оценкам, в США на лечение болезней, связанных с курением, уходит 50 миллиардов долларов в год.
Что касается курения среди подростков‚ то в данной ситуации притягательным фактором является желание выглядеть взрослым‚ т.е. имеет место подражание‚ лишь затем привычка укореняется и вступают в действие факторы зависимости. Медицинская статистика сделала вывод, что подавляющее большинство курильщиков - людей недостаточно волевые. Да, они понимают, что табак вреден, соглашаются, что необходимо бросить курить, но продолжают курить. Работа по профилактике табакокурения среди подростков должна начинаться, когда стереотипы поведения и мышления ещё не сформировались. Когда ещё нет стойкой табачной зависимости. Только в случае такого подхода, можно надеяться на какой-то положительный результат. Профилактика табакокурения среди подростков – это не только профилактика никотиновой зависимости, но и профилактика сохранения здоровья всей нации, это реальная возможность увеличить продолжительность жизни, предотвратить развитие распространённых заболеваний сердечно-сосудистой системы, хронических бронхо-лёгочных заболеваний, рака лёгких и других болезней. Чтобы профилактика табакокурения среди подростков была полной, она должна проводиться в двух направлениях: 1)Первичная профилактика табакокурения; 2)Вторичная профилактика табакокурения. Первичная профилактика табакокурения. Меры первичной профилактики направлены на предотвращение начала курения. Первичная профилактика табакокурения среди подростков должна осуществляться на уровне семьи и школы. В семье закладываются основы ведения здорового образа жизни, родители формируют у детей правильное (негативное) отношение к вредным привычкам. Школа также выполняет данные функции. На уровне школы должны проводиться не только просветительные мероприятия, рассказывающие о вреде курения, но и наглядные демонстрации последствий курения. Вторичная профилактика табакокурения. Данное направление профилактики способствует прекращению курения у тех подростков, которые уже курят.
Чтобы меры вторичной профилактики оказались действенными нужно выявить индивидуальные особенности курения каждого конкретного подростка. Только после этого дальнейшая профилактическая работа будет эффективной. К методам вторичной профилактики можно отнести индивидуальную консультацию психолога и обучение подростков методам релаксации. На индивидуальной консультации психолог должен помочь подростку сформировать твёрдую мотивацию к отказу от курения. Знание методов релаксации поможет подростку руководить своим эмоциональным состоянием, научит расслабляться в различных стрессовых ситуациях. Это будет способствовать более лёгкому отвыканию от привычки – снимать эмоциональное напряжение курением.
3. Жизнь без наркотиков.
Употребление наркотических средств и незаконная торговля ими в последнее время во многих странах мира приняли катастрофические размеры. Hаpкомания захватила во многих странах даже подростков. Особенностью подростковой наркомании в нашей стране стала токсикомания – изменение состояния психики при помощи бытовых химических средств (бензин‚ растворители‚ клей "Момент" и т.д.). Hаpяду с уже всемирно известными наркотическими препаратами за последние 10 лет во многих странах увеличилось число наркоманов, употребляющих так называемые психотропные наpкотики. В этом отношении самыми опасными оказались амфетамины и глюциногены, ЛСД, не являющиеся, в отличие от других психотропных препаратов, медицинскими и представляющие исключительную опасность для человека. В основу профилактики вредных привычек подростков положен возрастной принцип, с подростками проводятся беседы о вреде курения, алкоголизма, наркотиков. Более с старшими детьми ведутся беседы о свойствах наркотиков их влиянии на организм. В беседах с младшими детьми идет ориентировка на здоровый образ жизни.
В работе с подростками стараюсь сформировать у учащихся четкие представления о наркомании как о тяжелом, порой неизлечимом заболевании, быстро приводящем к смерти. Особое внимание уделяется вредному действию наркотических и токсических средств на психику и механизмах формирования физической зависимости. Подросток в силу психологических особенностей лучше воспринимает наглядные способы пропаганды. Любые откровенно назидательные формы, поучения он встречает скептически, как посягательство на свободу, попытку «влезть в душу».
4. Здоровый образ жизни.
Человек - биосоциальное живой организм. С одной стороны, человек является неотъемлемой частью живой природы, а с другой - развитие и воспитание людей невозможно вне человеческого общества. Природная среда дает здоровье и материал для трудовой деятельности. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. От чего зависит здоровье человека ? Здоровье людей на 50% зависит от образа жизни, на 17-20% - от социальных и природных условий, на 17- 20% - от особенностей наследственности человека и на 8-9% - от здравоохранения. Поэтому смело можно сказать, что наше здоровье – в наших руках. Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья, это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в
состоянии здоровья. Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека. В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Базовыми составляющими здорового образа жизни являются : • воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; • окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье; • отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоядом, табакоядом) и нелегальными. • питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов; • движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей; • гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи; • закаливание.
5. Здоровьесберегающие технологии.
В своей учебной и внеучебной деятельности я использую различные здоровьесберегающие технологии: - Охрана и пропаганда здорового образа жизни. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Если научить человека со школьных
лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. - Технология личностно- ориентированного подхода в обучении. Личностно- ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи : создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
-
Педагогика сотрудничества. Эта технология позволяет создавать все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Проявление гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно- воспитательного процесса, такие как любовь к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений- правом ребенка на свободный выбор, на ошибку, а собственную точку зрения – способствуют формированию здоровой психики и , как следствие высокого уровня психологического здоровья.
5. Школа без вредных привычек.
Профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни – важные задачи школы. Поэтому я, как учитель биологии и экологии и классный руководитель, в своей учебной и внеурочной деятельности особое место уделяю данной проблеме. На уроках биологии и экологии регулярно проводятся мною :
- беседы о влиянии алкоголя, табака, наркотиков на организм человека, а особенно - подростков; - просмотры документальных фильмов по данной тематике; - проекты о вредных привычках; - конкурсы презентаций и плакатов; - викторины; - эссе о здоровом образе жизни; - игры и т.д. Так же богата и внеклассная работа : - участие в межрегиональной социальной акции « Юности- чистые легкие…»- 2014 г. ( 3 место в конкурсе компьютерного творчества- презентация « Жизнь без сигарет.» - Попека Дмитрий 8 В класс, 3 место в конкурсе художественного творчества « Курение – приговор здоровью !»- Давыдов Рустам 8 Б класс, победа в конкурсе литературного творчества в номинации « Здоровье нации»); - участие в городском конкурсе экологического плаката « Экология большого города»- 2014 г ( сертификат участия – Базаева Виктория, Елизарова Оксана- 8 Б класс); - участие в районном конкурсе презентаций « Защитим родную природу»- 2014 г. ( сертификат участия- Легкий Никита, Ахмедов Асим 9 А класс в номинации « Культура здоровья»); - участие в региональном конкурсе творческих работ « Нет наркотикам»- 2014 -2015 уч.год ( 1 место за разработку плаката социальной рекламы ориентированной на здоровый образ жизни « Жизнь это счастье- цени каждый день !», 3 место за разработку плаката социальной рекламы ориентированной на здоровый образ жизни « Мы за здоровый образ -жизни !» - Соболь Ирина 9 Б класс);
- участие в региональном конкурсе творческих работ « Нет наркотикам»- 2014 -2015 уч.год ( 1 место за разработку плаката социальной рекламы ориентированной на здоровый образ жизни « Жизнь это счастье- цени каждый день !», 3 место за разработку плаката социальной рекламы ориентированной на здоровый образ жизни « Мы за здоровый образ -жизни !» - Соболь Ирина 9 Б класс); - участие во всероссийском конкурсе экологических плакатов Экоцентра « Воробьевы горы»- « Добрее к природе- 2014» 2014-2015 уч.год ( сертификат участия – Базаева Виктория 9 Б класс в номинации « Чистый воздух – каждому!»; - посещение Центра атомной энергетики; - лекторий музея К. Федина по данной тематике;
- встречи с работниками ГУЗ «Саратовский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и ИЗ» и профилактические беседы ; - анкетирование ; - проведение Дня здоровья и спортивных мероприятий ; - походы на природу и т.д.
Практическая часть.
В школе было проведено анкетирование среди обучающихся 7,9,10-х классов. Всего участвовало 102 ученика.
Курение
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% Курите ли вы в школе? Курите ли вы вне школы? Пробовали хотя бы раз курить?
0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% 80,00% 90,00% 100,00% Влияет ли курение на организм человека? Да Нет
Алкоголь
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% Употребляете ли вы алкогольные напитки? Да Нет
0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% 80,00% Пробовали хотя бы один раз: Шампанское Вино Водку Пиво 0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% 80,00% 90,00% 100,00% Влияет ли алкоголь на организм человека? Да Нет

Наркотики
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% Анкета по наркотикам Да Нет
Заключение.
Каждый человек волен сделать свой выбор, по какому пути ему идти. Идти по пути получения удовольствий от каждодневной упорной работы по совершенствованию своих духовных и физических качеств, по пути укрепления своего здоровья и создания условий для благополучной взрослой жизни. Или идти по ложному пути получения удовольствий от приема наркотических веществ, а значит, по пути быстрого уничтожения своего здоровья и своего будущего благополучия. Главная задача школы и педагогов, чтобы подросток сделал правильный выбор жизненного пути и понял, что благополучная жизнь человека не совместима ни с курением, ни с пьянством, ни с употреблением наркотических веществ. Здоровый и счастливый человек свободен от этих
пороков. На основании моих исследований, можно сделать вывод о том, что наша школа проводит работу по профилактике вредных привычек на высоком уровне. За последние годы только одна ученица была замечена с алкоголем в вечернее время. В заключении хотелось сказать : сколько бы школа не работала в этом направлении, многое зависит от семьи.


Список использованных источников
И. Д. Зверев Книга для чтения по анатомии физиологии и гигиене человека. М. Просвещение 1989 г. А. Г. Макеева Не допустить беды. М. Просвещение 2003 г. Б.Т. Величковский, В.И. Кирпичев, И.Т. Суравегина М. Новая школа 1997 г.


В раздел основное полное образование