"Подготовка, организация и проведение учений (тренировок) по Гражданской обороне"
методическая разработка
Автор: Кудря Сергей Иванович, преподаватель-организатор ОБЖ, ФГБ СУВУ "Специальное профессиональное училище закрытого типа Костромской области", п. Бычиха, Костромской район, Костромская область
В раздел основное полное образование
Министерство образования и науки РФ
ФГБ СУВУ для детей и подростков с девиантным поведением
Специальное профессиональное училище закрытого типа Костромской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»
Тема:
«Подготовка,
организация
и
проведение
учений
(тренировок)
по
Гражданской
обороне в Костромском СПУ ЗТ»
Выполнил: преподаватель- организатор ОБЖ
Кудря С.И.
Бычиха 2016 г.
В Костромском спец. ПУ в соответствии с требованиями директивных органов создана система Гражданской обороны (см. структуру ГО СПУзт). Руководящий состав ГО СПУзт в своей работе по проведению учений руководствуется нормативными документами о задачах подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (см. нормативные документы с целями и задачами). В соответствии с планом основных мероприятий по Гражданской обороне на очередной год преподаватель ОБЖ (уполномоченный на решение задач в области ГО училища) заблаговременно разрабатывает всю необходимую документацию, в соответствии с планом ГО училища проводит инструктажи руководящего состава, педагогов, сотрудников, воспитанников по подготовке к учениям, действиям при выполнении нормативов, соблюдению мер безопасности, проводит инструктивно-методические занятия по всем вопросам, выносимым для отработки на учения.
Разрабатываемая документация
1. Приказ директора училища о проведении учений по Гражданской обороне (прилагается). 2. План проведения учений по Гражданской обороне (легенда учений Прилагается). 3. Письмо начальнику Главного управления МЧС России по Костромской области полковнику Сычеву Д.В. с просьбой направить для оказания помощи в организации учений пожарных и демонстрации «Куба жизни» для спасения потерпевших (прилагается). 4. Письмо руководителю поисково-спасательной службы Костромской области Сибатову Р.С. с просьбой направить в училище для оказания практической помощи в организации учений спасателей, демонстрации МТБ и ее возможностей ( прилагается). 5. Письмо командиру 1065 гв. артполка ВДВ гвардии полковнику Коблову А.Н с просьбой выделить группу десантников для создания шумо-дымового эффекта при захвате училища террористами согласно легенды учений. 6. Алгоритм действий руководителя учений (прилагается). 7. Приказ директора училища «Об итогах учений по Гражданской обороне» (прилагается). 8. Статья в средства массовой информации и на сайт училища «День Гражданской обороны в Костромском СПУзт» ( прилагается). 9. Письмо начальнику ГУ МЧС России по Костромской области Сычеву Д.В. с благодарностью о помощи в проведении учений по ГО (прилагается). 10. Письмо командиру 1065 г. артполка ВДВ полковнику Коблову А.Н. с благодарностью о помощи в проведении учений по ГО (прилагается). 11. Состав участников учений по ГО (прилагается).
Методика выполнения учебных вопросов
выносимых для практической отработки в ходе учений
Учебный вопрос № 1
ЭВАКУАЦИЯ (ВЫХОД) ИЗ ГОРЯЩЕГО ЗДАНИЯ
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРАХ
При пожаре необходимо: не паниковать; действовать в соответствии с планом эвакуации; немедленно покинуть здание, используя для этого основные и запасные выходы, наружные и внутренние лестницы. При этом не следует пользоваться лифтом; сообщить о пожаре в пожарную охрану. Назвать точный адрес, свою фамилию. Организовать встречу прибывающих подразделений; если очаг пожара небольшой, до прибытия пожарной команды попытайтесь потушить его имеющимися подручными средствами; сохранять самообладание, способность быстро оценивать обстановку и принимать правильные решения. Стремиться подавить растерянность и панику в себе и окружающих; проходя через горящие помещения, накрыться с головой мокрой материей (покрывалом, одеялом, пледом), через задымленные помещения двигайтесь ползком или пригнувшись – меньше вероятности задохнуться в дыму; если на вас загорелась одежда, не пытайтесь бежать, а постарайтесь сбить пламя, перекатываясь на полу, или, если есть возможность, затушите водой (снегом, землей); из нижних этажей зданий эвакуироваться можно самому через окна или балконы, используя подручные средства: веревки, багажные ремни, связанные простыни, занавески; для защиты от продуктов горения (угарного, углекислого газов) дышите через влажный палаток, ткань; при выходе из здания по задымленной лестничной клетке продвигайтесь вдоль стены; перед тем как открыть дверь в задымленное или горящее помещение, встаньте сбоку от нее под защиту стены или перегородки и осторожно открывайте ее. Опасно входить в задымленную зону при видимости менее 10 метров; помните, что маленькие дети от страха прячутся в укромные места – под стол, под кровать, в шкаф, забиваются в угол. Окликните их а найдя, эвакуируйте из горящего (задымленного) помещения, соблюдая меры безопасности; после эвакуации из горящего здания построиться по группам, классам в центре спортгородка (вне зоны действий поражающих факторов
пожара), произвести перекличку. При отсутствии воспитанников педагогам принять меры к спасанию.
Норматив выхода: -
спальный корпус – 90 секунд - школа – 60 секунд - мастерские – 50 секунд
Учебный вопрос № 2
ПРОТИВОГАЗ. НАДЕВАНИЕ ПРОТИВОГАЗА.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАРАЖЕННОЙ МЕСТНОСТИ В ПРОТИВОГАЗЕ
Противогаз – это индивидуальное средство защиты, предназначенное для защиты от попадания внутрь организма, на кожу лица радиоактивных, отравляющих и бактериальных средств. Противогаз основан на принципе фильтрации вдыхаемого воздуха. Состоит: - фильтрующе-поглощающая коробка - лицевая часть - сумка для переноски - коробка с незапотевающими пленками а) Фильтрующе-поглощающая коробка. Служит для очистки вдыхаемого воздуха от радиоактивных, отравляющих и бактериальных средств. поглотитель (для задержания паров ОВ) фильтр (для задержания частиц пыли и дыма) б) Лицевая часть: - резиновая шлем-маска - очковый узел - клапанная коробка - обтекатели Противогаз ГП-5, его шлем-маска бывает 5 ростов. (макушка, подбородок) длина окружности до 63 см. – 1 63,5-65,5 – 1 66,0-68,0 – 2 68,5-70, 5 – 3 > 71,5 – 4 Противогаз носят в положении: - походном - боевом В боевое положение противогаз переводится по команде «Газы». По этой команде: - необходимо задержать (затаить) дыхание - закрыть глаза - снять головной убор - вынуть шлем-маску
- приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением руки вверх и назад натянуть ее на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел пришелся против глаз - сделать полный выдох - открыть глаза - возобновить дыхание - надеть головной убор Отработка норматива по надеванию противогаза В походное положение противогаз переводится по команде «Противогаз снять». Пользование поврежденным противогазом 1. Если шлем-маска порыва незначительно, то в месте порыва ее надо плотно прижать ладонью к лицу. 2. При большом порыве: - затаить дыхание - закрыть глаза - снять шлем-маску и отвинтить ее от коробки - взять горловину коробки в рот - зажать пальцами нос - дышать через коробку, не открывая глаза. 3.Пробоины в коробке можно замазать глиной, хлебным мякишем. Нормативы Надевание противогаза ГП-5 «5» - 8 секунд «4» - 9 секунд «3» - 10 секунд Надевание противогаза на пораженного «5» - 15 секунд «4» - 16 секунд «3» - 17 секунд Примечание: а) оценка снижается на балл если: - обучаемый не закрыл глаза - не затаил дыхание - имеются большие складки на шлем-маске - шлем-маска закаталась под подбородком б) оценку «неуд» - если воспитанник порвал шлем-маску.
Преодоление зараженной местности в противогазе
Проводится в виде эстафеты двух команд Длина дистанции 50 м.
Побеждает та команда, которая придет первой. Внимание: - инструктаж воспитанников обязателен - отстранить от выполнения этого соревнования всех воспитанников, имеющих какое-либо недомогание или слабое здоровье предупредить всех участников этапа, что при новом недомогании или трудности при выполнении норматива необходимо сойти с дистанции, снять противогаз, снаряжение, доложить руководителю учений и немедленно обратиться к медику за помощью
Учебный вопрос № 3
ОСТАНОВКА АРТЕРИАЛЬНОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ
В зависимости от вида поврежденного сосуда различают кровотечения: - артериальное, - венозное, - капиллярное. Помните: любые кровотечения представляют опасность для жизни раненого. При артериальном кровотечении кровь вытекает пульсирующей струей. По цвету кровь алая. Такое кровотечение может быть массивным и быстро приводит к обескровливанию организма. Наиболее эффективен в этом случае метод наложения кровоостанавливающего жгута.
Правила наложения кровоостанавливающего жгута
Используется стандартный ленточный жгут Эсмарха (при его отсутствии – матерчатая лента, ремень). Конечность обнажить, приподнять - определить место наложения жгута – выше места повреждения, но как можно ближе к нему, - обязательное условие – наложить повязку из бинта или мягкой ткани, - под раненую конечность подвести жгут, умеренно растянуть его, наложить и фиксировать по повязке. Последние ходы жгута накладывать на предыдущие. Конец жгута зафиксировать. Внимание: необходимо проследить, чтобы кровотечение было остановлено, но слабая пульсация была сохранена. - написать записку, в которой указать: - дату - время наложения жгута - Ф.И.О. кто наложил жгут
- записку закрепить булавкой или подсунуть под жгут - раненую конечность приподнять, утеплить Внимание: жгут может находиться на конечности не более: летом – 2 часов зимой – 1 часа - срочно госпитализировать! - Периодически, через 30 минут следует расшнуровать (ослабить) жгут на несколько секунд до появления нескольких капель крови. Затем наложить жгут снова, но выше предыдущего положения. Внимание: зимой пострадавшую и перевязанную жгутом Эсмарха конечность утеплить, чтобы избежать обморожения. Помните: при неправильном наложении жгута или при превышении времени нахождения его на конечности происходит омертвение тканей, гибель соответствующего сегмента.
Учебный вопрос № 4
ПЕРЕНОСКА ПОСТРАДАВШЕГО
Переноска пострадавшего может осуществляться на: - носилках - самодельных санях (волокушах) - стуле - в люльке с помощью шеста и подвязанного к нему одеяла, простыни - на руках - за спиной и др.
Учебный вопрос № 5
ИСКУССТВЕННАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ ЛЕГКИХ И
НЕПРЯМОЙ МАССАЖ СЕРДЦА
Сердечно-легочная реанимация (СЛР) включает непрямой массаж сердца и искусственное дыхание, используется при многих неотложных состояниях (сердечных приступах, утоплении, клинической смерти и т.п.), при которых происходит остановка дыхания и прекращается сердцебиение. Вовремя проведенное СЛР позволяет спасти жизнь пострадавшему.
Непрямой массаж сердца
Освободить грудь и живот от стесняющей одежды Положение рук спасателя: Руки спасателя при проведении непрямого массажа сердца должны находиться выше конца мечевидного отростка грудины на расстоянии 3-4 см. Ось основания кисти должна совпадать с осью грудины. Основание Второй кисти должно находиться на тыле первой под углом 90 градусов. Пальцы кистей должны быть выпрямлены.
Метод проведения непрямого массажа сердца Кисти рук спасателя расположены согласно п.2. Глубина продавливания 3-4 см. Частота толчков (сжатий грудины) должна быть 100 раз в минуту, т.е. несколько менее двух толчков в одну секунду. Необходимо соблюдать частоту и ритм нажатий. Искусственная вентиляция легких Способ изо рта в рот. Запрокинуть голову, зафиксировать ее в правильном положении. Сделать: - глубокий вдох, - прижать рот ко рту пострадавшего, - обеспечить полную герметичность, - двумя пальцами зажать нос пострадавшему, - сделать сильный вдох воздуха в рот пострадавшему Режим реанимации одним спасателем (2:15) Используя для отработки действий по «реанимации пострадавшего» одним спасателем в соотношении 2:15 (ИВЛ + непрямой массаж сердца), т.е. после двух вздохов следует пятнадцать компрессионных толчков грудины. В течение одной минуты выполняется 5-6 циклов. Внимание! Реанимационные действия выполнять до тех пор, пока не произойдет оживление человека или не прибудут на место происшествия медики.
Учебный вопрос № 6
Самоспасатель «Шанс – Е». Назначение.
Руководство к применению
Универсальный фильтрующий малогабаритный самоспасатель «Шанс-Е» предназначен для индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от 12 лет и старше от токсических продуктов горения (в т.ч. окиси углерода) при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Самоспасатель «Шанс-Е» является средством спасения однократного применения. Самоспасатель имеет универсальный размер капюшона и в Предварительной подгонке не нуждается. Время защитного действия – 30 минут. Масса изделия не более 650 г (без упаковки).
Руководство к применению
1. Вынуть герметичный пакет и разорвать его по месту насечки. 2. Вставить руки в отверстие эластичного воротника и растянуть воротник.
3. Надеть капюшон на голову, чтобы гарантированно перекрывались нос и рот человека. 4. Подтянуть регулировочную резину до плотного прилегания полумаски к лицу. 5. Быстро покинуть опасную зону. Время перевода изделия в рабочее положение не более 20 секунд
Учебный вопрос № 7
ТУШЕНИЕ ГОРЯЩЕЙ ОДЕЖДЫ НА ВОСПИТАННИКЕ
Реквизит: - манекен человека – 2 шт. - факел – 1 шт. - дизельное топливо – 1 литр - спички – 1 кор. - накидки из плотной ткани – 4 шт. Тушение горящей одежды на воспитаннике сопряжено с определенным риском для здоровья воспитанников (спасателей). Успех выполнения норматива заключается не в скорости действий, а в их продуманности, четкости и точности. Это достигается заблаговременной теоретической подготовкой (просмотр учебного видеофильма, теоретического объяснения), практической отработкой своих действий воспитанниками без применения открытого огня. И только после уяснения и доведения действий учеников до автоматизма можно приступать к отработке норматива по тушению горящей одежды на воспитаннике. Руководитель поочередно поджигает манекены ( 50 гр. дизтоплива выливается на спину манекена, а затем факелом поджигается сам манекен). После этого руководитель спрашивает поочередно каждого спасателя «Готов»?» и только после получения ответа «Готов!» дает команду «Потушить горящую одежду на воспитаннике!» По этой команде спасатели подходят к пострадавшим, разворачивают накидки, держа их двумя руками перед собой на уровне плеч, «прицеливаются», набрасывают накидки на горящий манекен и своим телом прижимают их (накидки) к очагу воспламенения. При этом руками спасателей накидки подбиваются под бока пострадавших, исключая доступ воздуха (кислорода) к огню и сильно прижимаются. Огонь потушен. Особое внимание при соблюдении мер безопасности надо обратить на открытые участки тела спасателей (руки, лицо). Задача – не допустить ожогов спасателей. Для этого должны быть выделены 2 человека с накидками для страховки.
Учебный вопрос № 8
УГРОЗА ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА
Участникам учений по Гражданской обороне неожиданно поступает вводная «Террористы заминировали училище. Готовится теракт со взрывом всех зданий и сооружений СПУ ЗТ». Воспитанники и сотрудники училища по команде руководителя эвакуируются за пределы территории СПУ ЗТ. При этом необходимо проявлять бдительность и «не споткнуться» о взрывное устройство. Алгоритм действия воспитанника, если на глаза попался подозрительный, явно оставленный без присмотра, предмет (мешок, сумка, коробка и т.п.) из него торчат провода, слышен звук тикающих часов, то Ваши действия: отойдите на безопасное расстояние; жестом и голосом предупредите окружающих о возможной опасности; немедленно сообщите об обнаруженном предмете педагогам, работникам режимной службы (при их отсутствии по телефону 01») и действуйте только в соответствии с полученными рекомендациями; до приезда милиции, работников ФСБ, других специалистов не подходите к подозрительному предмету и не предпринимайте самостоятельных действий по его обезвреживанию.
Учебный вопрос № 9
ТУШЕНИЕ ОЧАГА ВОЗГОРАНИЯ ОГНЕТУШИТЕЛЕМ
Для тушения пожаров применяются пожарные машины, пожарные мотопомпы, огнетушители. Огнетушители предназначены для тушения пожаров в начальной стадии их возгорания. Они бывают жидкостные, пенные, углекислотные, порошковые. В училище имеются пенные и порошковые огнетушители. На учениях и используются порошковые огнетушители (ОП). Марка ОП-1, ОП-2, ОП-5, ОП-10 (цифра обозначает массу в кг). Продолжительность действия огнетушителя: ОП-1 – 10 сек., ОП-2 – 10 сек., ОП-5 – 15 сек., ОП-10 – 20 сек. Порошковый огнетушитель предназначен для тушения всех видов возгораний и электрических установок под напряжением. Для приведения огнетушителя в действие необходимо: - выдернуть чеку, - направить огнетушитель на очаг возгорания, - нажать на спусковой рычаг, - в рабочем положении огнетушитель следует держать вертикально.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ЗАДАЧАХ ПОДГОТОВКИ
НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧС
-
Положение
«О
подготовке
населения
в
области
защиты
от
чрезвычайных
ситуаций
природного
и
техногенного
характера»
утверждено постановлением Правительства РФ от 04.09.03 г. № 547»
3. Основными задачами защиты от чрезвычайных ситуаций являются: а) Обучение населения : - правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, - приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, - правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты» 7. Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения … учений и тренировок»
- Письмо «О мерах по развитию нормативной правовой базы в области
защиты от ЧС, совершенствованию защиты работников и обучающихся
образовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций» Министерства
образования РФ от 27 мая 2004 г. № 40-51-9/02:
«… организовать и обеспечить: 2. В целях повышения эффективности защиты работников и обучающихся образовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций: - осуществление мероприятий по повышению защищенности образовательных учреждений от угроз природного, техногенного характера и террористических проявлений - осуществление первичных мер пожарной безопасности - сокращение сроков проведения эвакомероприятий совершенствование обучения учащихся общеобразовательных учреждений в области безопасности жизнедеятельности в процессе осуществления курса ОБЖ
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ УЧЕНИЙ
I. НАКАНУНЕ ДНЯ УЧЕНИЙ:
- инструктаж участников учений о мерах безопасности накануне дня учений, - распределение воспитанников по двум командам для усиления момента состязательности, достижения более высоких результатов на всех этапах учений, - подготовка необходимого реквизита для проведения учений
II. В ДЕНЬ УЧЕНИЙ:
- дежурная служба внезапно подает вводную команду «Пожар!… Горит спальный корпус… Эвакуация через центральный вход». - воспитанники действуют в соответствии с имеющимися знаниями, планом эвакуации и требованиями педагогов, которые организуют выход детей из горящего здания. Внимание! По лестничным маршам передвигаться не спеша. Педагоги отвечают за соблюдение воспитанниками мер безопасности. - выйдя из горящего здания, воспитанники строятся по группам (классам) в центре спортивного городка. Педагоги проверяют воспитанников по списку, обеспечивая 100 % явку,
руководитель учений:
- коротко подводит итоги первого этапа учений по выходу из горящего здания, - объявляет план учений, - проводит инструктаж о мерах безопасности перед каждым очередным этапом учений - согласно плана учений отрабатывает с воспитанниками каждый вопрос, вынесенный на учения, - подводит итоги учений, определяет команду победительницу, наиболее отличившихся воспитанников, не забывает и о тех, кто действовал неумело. Лучшие награждаются призами, - организуется чаепитие с пирогами для всех участников и судей. Примечание: педагоги и др. сотрудники училища привлекаются руководителем учений к судейству, обеспечению воспитанниками мер безопасности.
III. НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ УЧЕНИЙ
- разбор итогов учений на совещании у начальника ГО – директора училища - издание приказа по итогам учений - распределение воспитанников по двум командам для усиления момента состязательности, достижения более высоких результатов на всех этапах учений,
- подготовка необходимого реквизита для проведения учений
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства РФ № 547 от 04.09.03 г. «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». 2. Положение «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденное Постановлением Правительства РФ № 547 от 04.09.03 г. 3. Письмо Министерства образования РФ от 27 мая 2004 г. № 40-51-9/02 «О мерах по развитию нормативной правовой базы в области защиты от ЧС, совершенствованию защиты работников и обучающихся образовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций». 4. Памятка Главного Управления ГО и ЧС администрации Костромской области о действиях населения в ЧС. 5. Учебники ОБЖ 4-10 класс Смирнов А.Т., Литвинов Е.Н., Фролов М.П., Издательство АСТ., 2014г. 6. Информационный научно-методический журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» 2013-2014 гг., Издательство «Русский журнал».
Оглавление
1. Структура Гражданской обороны Костромского спец. ПУ - 1 лист 2. Нормативные документы о задачах подготовки населения в области защиты от ЧС - 1 лист 3. Разрабатываемая документация: на - 17 листах
а) Приказ директора училища о проведении учений по Гражданской обороне - 4 листа б) План проведения учений по Гражданской обороне (легенда учений) - 3 листа в) Письмо начальнику Главного управления МЧС России по Костромской области полковнику Сычеву Д.В. с просьбой направить для оказания помощи в организации учений пожарных и демонстрации - 1 лист «Куба жизни» для спасения потерпевших (прилагается). г) Письмо руководителю поисково-спасательной службы Костромской области Сибатову Р.С. с просьбой направить в училище для оказания практической помощи в организации учений спасателей, демонстрации МТБ и ее возможностей - 1 лист д) Письмо командиру 1065 гв. артполка ВДВ гвардии
полковнику Коблову А.Н с просьбой выделить группу десантников для создания шумо-дымового эффекта при захвате училища террористами согласно легенды учений. - 1 лист е) Алгоритм действий руководителя учений - 1 лист ж) Приказ директора училища «Об итогах учений по Гражданской обороне» - 3 листа з) Статья в средства массовой информации и на сайт училища «День Гражданской обороны в Костромском СПУзт - 3 листа и) Письмо начальнику ГУ МЧС России по Костромской области Сычеву Д.В. с благодарностью о помощи в проведении учений по ГО - 1 лист к) Письмо командиру 1065 г. артполка ВДВ полковнику Коблову А.Н. с благодарностью о помощи в проведении учений по ГО - 1 лист л) Состав участников учений по ГО - 1 лист 4. Методика выполнения учебных вопросов выносимых для на – 12 листах практической отработки в ходе учений: - учебный вопрос № 1 « Эвакуация (выход) воспитанников из горящего здания. Правила безопасного поведения при пожарах» - учебный вопрос № 2 «Противогаз. Надевание противогаза. Преодоление зараженной местности в противогазе» - учебный вопрос № 3 «Остановка артериального кровотечения» - учебный вопрос № 4 «Переноска пострадавшего» - учебный вопрос № 5 «Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца» - учебный вопрос № 6 «Самоспасатель «Шанс – Е». Назначение. Руководство к применению» - учебный вопрос № 7
«
Тушение горящей одежды на воспитаннике» - учебный вопрос № 8 «Угроза террористического акта» - учебный вопрос № 9 «Тушение очага возгорания огнетушителем» 5. Литература. – 1 лист
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»
Тема:
«Подготовка,
организация
и
проведение
учений
(тренировок)
по
Гражданской
обороне в Костромском СПУ ЗТ»
Выполнил: преподаватель- организатор ОБЖ
Кудря С.И.
Бычиха 2016 г.
В Костромском спец. ПУ в соответствии с требованиями директивных органов создана система Гражданской обороны (см. структуру ГО СПУзт). Руководящий состав ГО СПУзт в своей работе по проведению учений руководствуется нормативными документами о задачах подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (см. нормативные документы с целями и задачами). В соответствии с планом основных мероприятий по Гражданской обороне на очередной год преподаватель ОБЖ (уполномоченный на решение задач в области ГО училища) заблаговременно разрабатывает всю необходимую документацию, в соответствии с планом ГО училища проводит инструктажи руководящего состава, педагогов, сотрудников, воспитанников по подготовке к учениям, действиям при выполнении нормативов, соблюдению мер безопасности, проводит инструктивно-методические занятия по всем вопросам, выносимым для отработки на учения.
Разрабатываемая документация
1. Приказ директора училища о проведении учений по Гражданской обороне (прилагается). 2. План проведения учений по Гражданской обороне (легенда учений Прилагается). 3. Письмо начальнику Главного управления МЧС России по Костромской области полковнику Сычеву Д.В. с просьбой направить для оказания помощи в организации учений пожарных и демонстрации «Куба жизни» для спасения потерпевших (прилагается). 4. Письмо руководителю поисково-спасательной службы Костромской области Сибатову Р.С. с просьбой направить в училище для оказания практической помощи в организации учений спасателей, демонстрации МТБ и ее возможностей ( прилагается). 5. Письмо командиру 1065 гв. артполка ВДВ гвардии полковнику Коблову А.Н с просьбой выделить группу десантников для создания шумо-дымового эффекта при захвате училища террористами согласно легенды учений. 6. Алгоритм действий руководителя учений (прилагается). 7. Приказ директора училища «Об итогах учений по Гражданской обороне» (прилагается). 8. Статья в средства массовой информации и на сайт училища «День Гражданской обороны в Костромском СПУзт» ( прилагается). 9. Письмо начальнику ГУ МЧС России по Костромской области Сычеву Д.В. с благодарностью о помощи в проведении учений по ГО (прилагается). 10. Письмо командиру 1065 г. артполка ВДВ полковнику Коблову А.Н. с благодарностью о помощи в проведении учений по ГО (прилагается). 11. Состав участников учений по ГО (прилагается).
Методика выполнения учебных вопросов
выносимых для практической отработки в ходе учений
Учебный вопрос № 1
ЭВАКУАЦИЯ (ВЫХОД) ИЗ ГОРЯЩЕГО ЗДАНИЯ
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРАХ
При пожаре необходимо: не паниковать; действовать в соответствии с планом эвакуации; немедленно покинуть здание, используя для этого основные и запасные выходы, наружные и внутренние лестницы. При этом не следует пользоваться лифтом; сообщить о пожаре в пожарную охрану. Назвать точный адрес, свою фамилию. Организовать встречу прибывающих подразделений; если очаг пожара небольшой, до прибытия пожарной команды попытайтесь потушить его имеющимися подручными средствами; сохранять самообладание, способность быстро оценивать обстановку и принимать правильные решения. Стремиться подавить растерянность и панику в себе и окружающих; проходя через горящие помещения, накрыться с головой мокрой материей (покрывалом, одеялом, пледом), через задымленные помещения двигайтесь ползком или пригнувшись – меньше вероятности задохнуться в дыму; если на вас загорелась одежда, не пытайтесь бежать, а постарайтесь сбить пламя, перекатываясь на полу, или, если есть возможность, затушите водой (снегом, землей); из нижних этажей зданий эвакуироваться можно самому через окна или балконы, используя подручные средства: веревки, багажные ремни, связанные простыни, занавески; для защиты от продуктов горения (угарного, углекислого газов) дышите через влажный палаток, ткань; при выходе из здания по задымленной лестничной клетке продвигайтесь вдоль стены; перед тем как открыть дверь в задымленное или горящее помещение, встаньте сбоку от нее под защиту стены или перегородки и осторожно открывайте ее. Опасно входить в задымленную зону при видимости менее 10 метров; помните, что маленькие дети от страха прячутся в укромные места – под стол, под кровать, в шкаф, забиваются в угол. Окликните их а найдя, эвакуируйте из горящего (задымленного) помещения, соблюдая меры безопасности; после эвакуации из горящего здания построиться по группам, классам в центре спортгородка (вне зоны действий поражающих факторов
пожара), произвести перекличку. При отсутствии воспитанников педагогам принять меры к спасанию.
Норматив выхода: -
спальный корпус – 90 секунд - школа – 60 секунд - мастерские – 50 секунд
Учебный вопрос № 2
ПРОТИВОГАЗ. НАДЕВАНИЕ ПРОТИВОГАЗА.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАРАЖЕННОЙ МЕСТНОСТИ В ПРОТИВОГАЗЕ
Противогаз – это индивидуальное средство защиты, предназначенное для защиты от попадания внутрь организма, на кожу лица радиоактивных, отравляющих и бактериальных средств. Противогаз основан на принципе фильтрации вдыхаемого воздуха. Состоит: - фильтрующе-поглощающая коробка - лицевая часть - сумка для переноски - коробка с незапотевающими пленками а) Фильтрующе-поглощающая коробка. Служит для очистки вдыхаемого воздуха от радиоактивных, отравляющих и бактериальных средств. поглотитель (для задержания паров ОВ) фильтр (для задержания частиц пыли и дыма) б) Лицевая часть: - резиновая шлем-маска - очковый узел - клапанная коробка - обтекатели Противогаз ГП-5, его шлем-маска бывает 5 ростов. (макушка, подбородок) длина окружности до 63 см. – 1 63,5-65,5 – 1 66,0-68,0 – 2 68,5-70, 5 – 3 > 71,5 – 4 Противогаз носят в положении: - походном - боевом В боевое положение противогаз переводится по команде «Газы». По этой команде: - необходимо задержать (затаить) дыхание - закрыть глаза - снять головной убор - вынуть шлем-маску
- приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением руки вверх и назад натянуть ее на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел пришелся против глаз - сделать полный выдох - открыть глаза - возобновить дыхание - надеть головной убор Отработка норматива по надеванию противогаза В походное положение противогаз переводится по команде «Противогаз снять». Пользование поврежденным противогазом 1. Если шлем-маска порыва незначительно, то в месте порыва ее надо плотно прижать ладонью к лицу. 2. При большом порыве: - затаить дыхание - закрыть глаза - снять шлем-маску и отвинтить ее от коробки - взять горловину коробки в рот - зажать пальцами нос - дышать через коробку, не открывая глаза. 3.Пробоины в коробке можно замазать глиной, хлебным мякишем. Нормативы Надевание противогаза ГП-5 «5» - 8 секунд «4» - 9 секунд «3» - 10 секунд Надевание противогаза на пораженного «5» - 15 секунд «4» - 16 секунд «3» - 17 секунд Примечание: а) оценка снижается на балл если: - обучаемый не закрыл глаза - не затаил дыхание - имеются большие складки на шлем-маске - шлем-маска закаталась под подбородком б) оценку «неуд» - если воспитанник порвал шлем-маску.
Преодоление зараженной местности в противогазе
Проводится в виде эстафеты двух команд Длина дистанции 50 м.
Побеждает та команда, которая придет первой. Внимание: - инструктаж воспитанников обязателен - отстранить от выполнения этого соревнования всех воспитанников, имеющих какое-либо недомогание или слабое здоровье предупредить всех участников этапа, что при новом недомогании или трудности при выполнении норматива необходимо сойти с дистанции, снять противогаз, снаряжение, доложить руководителю учений и немедленно обратиться к медику за помощью
Учебный вопрос № 3
ОСТАНОВКА АРТЕРИАЛЬНОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ
В зависимости от вида поврежденного сосуда различают кровотечения: - артериальное, - венозное, - капиллярное. Помните: любые кровотечения представляют опасность для жизни раненого. При артериальном кровотечении кровь вытекает пульсирующей струей. По цвету кровь алая. Такое кровотечение может быть массивным и быстро приводит к обескровливанию организма. Наиболее эффективен в этом случае метод наложения кровоостанавливающего жгута.
Правила наложения кровоостанавливающего жгута
Используется стандартный ленточный жгут Эсмарха (при его отсутствии – матерчатая лента, ремень). Конечность обнажить, приподнять - определить место наложения жгута – выше места повреждения, но как можно ближе к нему, - обязательное условие – наложить повязку из бинта или мягкой ткани, - под раненую конечность подвести жгут, умеренно растянуть его, наложить и фиксировать по повязке. Последние ходы жгута накладывать на предыдущие. Конец жгута зафиксировать. Внимание: необходимо проследить, чтобы кровотечение было остановлено, но слабая пульсация была сохранена. - написать записку, в которой указать: - дату - время наложения жгута - Ф.И.О. кто наложил жгут
- записку закрепить булавкой или подсунуть под жгут - раненую конечность приподнять, утеплить Внимание: жгут может находиться на конечности не более: летом – 2 часов зимой – 1 часа - срочно госпитализировать! - Периодически, через 30 минут следует расшнуровать (ослабить) жгут на несколько секунд до появления нескольких капель крови. Затем наложить жгут снова, но выше предыдущего положения. Внимание: зимой пострадавшую и перевязанную жгутом Эсмарха конечность утеплить, чтобы избежать обморожения. Помните: при неправильном наложении жгута или при превышении времени нахождения его на конечности происходит омертвение тканей, гибель соответствующего сегмента.
Учебный вопрос № 4
ПЕРЕНОСКА ПОСТРАДАВШЕГО
Переноска пострадавшего может осуществляться на: - носилках - самодельных санях (волокушах) - стуле - в люльке с помощью шеста и подвязанного к нему одеяла, простыни - на руках - за спиной и др.
Учебный вопрос № 5
ИСКУССТВЕННАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ ЛЕГКИХ И
НЕПРЯМОЙ МАССАЖ СЕРДЦА
Сердечно-легочная реанимация (СЛР) включает непрямой массаж сердца и искусственное дыхание, используется при многих неотложных состояниях (сердечных приступах, утоплении, клинической смерти и т.п.), при которых происходит остановка дыхания и прекращается сердцебиение. Вовремя проведенное СЛР позволяет спасти жизнь пострадавшему.
Непрямой массаж сердца
Освободить грудь и живот от стесняющей одежды Положение рук спасателя: Руки спасателя при проведении непрямого массажа сердца должны находиться выше конца мечевидного отростка грудины на расстоянии 3-4 см. Ось основания кисти должна совпадать с осью грудины. Основание Второй кисти должно находиться на тыле первой под углом 90 градусов. Пальцы кистей должны быть выпрямлены.
Метод проведения непрямого массажа сердца Кисти рук спасателя расположены согласно п.2. Глубина продавливания 3-4 см. Частота толчков (сжатий грудины) должна быть 100 раз в минуту, т.е. несколько менее двух толчков в одну секунду. Необходимо соблюдать частоту и ритм нажатий. Искусственная вентиляция легких Способ изо рта в рот. Запрокинуть голову, зафиксировать ее в правильном положении. Сделать: - глубокий вдох, - прижать рот ко рту пострадавшего, - обеспечить полную герметичность, - двумя пальцами зажать нос пострадавшему, - сделать сильный вдох воздуха в рот пострадавшему Режим реанимации одним спасателем (2:15) Используя для отработки действий по «реанимации пострадавшего» одним спасателем в соотношении 2:15 (ИВЛ + непрямой массаж сердца), т.е. после двух вздохов следует пятнадцать компрессионных толчков грудины. В течение одной минуты выполняется 5-6 циклов. Внимание! Реанимационные действия выполнять до тех пор, пока не произойдет оживление человека или не прибудут на место происшествия медики.
Учебный вопрос № 6
Самоспасатель «Шанс – Е». Назначение.
Руководство к применению
Универсальный фильтрующий малогабаритный самоспасатель «Шанс-Е» предназначен для индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от 12 лет и старше от токсических продуктов горения (в т.ч. окиси углерода) при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Самоспасатель «Шанс-Е» является средством спасения однократного применения. Самоспасатель имеет универсальный размер капюшона и в Предварительной подгонке не нуждается. Время защитного действия – 30 минут. Масса изделия не более 650 г (без упаковки).
Руководство к применению
1. Вынуть герметичный пакет и разорвать его по месту насечки. 2. Вставить руки в отверстие эластичного воротника и растянуть воротник.
3. Надеть капюшон на голову, чтобы гарантированно перекрывались нос и рот человека. 4. Подтянуть регулировочную резину до плотного прилегания полумаски к лицу. 5. Быстро покинуть опасную зону. Время перевода изделия в рабочее положение не более 20 секунд
Учебный вопрос № 7
ТУШЕНИЕ ГОРЯЩЕЙ ОДЕЖДЫ НА ВОСПИТАННИКЕ
Реквизит: - манекен человека – 2 шт. - факел – 1 шт. - дизельное топливо – 1 литр - спички – 1 кор. - накидки из плотной ткани – 4 шт. Тушение горящей одежды на воспитаннике сопряжено с определенным риском для здоровья воспитанников (спасателей). Успех выполнения норматива заключается не в скорости действий, а в их продуманности, четкости и точности. Это достигается заблаговременной теоретической подготовкой (просмотр учебного видеофильма, теоретического объяснения), практической отработкой своих действий воспитанниками без применения открытого огня. И только после уяснения и доведения действий учеников до автоматизма можно приступать к отработке норматива по тушению горящей одежды на воспитаннике. Руководитель поочередно поджигает манекены ( 50 гр. дизтоплива выливается на спину манекена, а затем факелом поджигается сам манекен). После этого руководитель спрашивает поочередно каждого спасателя «Готов»?» и только после получения ответа «Готов!» дает команду «Потушить горящую одежду на воспитаннике!» По этой команде спасатели подходят к пострадавшим, разворачивают накидки, держа их двумя руками перед собой на уровне плеч, «прицеливаются», набрасывают накидки на горящий манекен и своим телом прижимают их (накидки) к очагу воспламенения. При этом руками спасателей накидки подбиваются под бока пострадавших, исключая доступ воздуха (кислорода) к огню и сильно прижимаются. Огонь потушен. Особое внимание при соблюдении мер безопасности надо обратить на открытые участки тела спасателей (руки, лицо). Задача – не допустить ожогов спасателей. Для этого должны быть выделены 2 человека с накидками для страховки.
Учебный вопрос № 8
УГРОЗА ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА
Участникам учений по Гражданской обороне неожиданно поступает вводная «Террористы заминировали училище. Готовится теракт со взрывом всех зданий и сооружений СПУ ЗТ». Воспитанники и сотрудники училища по команде руководителя эвакуируются за пределы территории СПУ ЗТ. При этом необходимо проявлять бдительность и «не споткнуться» о взрывное устройство. Алгоритм действия воспитанника, если на глаза попался подозрительный, явно оставленный без присмотра, предмет (мешок, сумка, коробка и т.п.) из него торчат провода, слышен звук тикающих часов, то Ваши действия: отойдите на безопасное расстояние; жестом и голосом предупредите окружающих о возможной опасности; немедленно сообщите об обнаруженном предмете педагогам, работникам режимной службы (при их отсутствии по телефону 01») и действуйте только в соответствии с полученными рекомендациями; до приезда милиции, работников ФСБ, других специалистов не подходите к подозрительному предмету и не предпринимайте самостоятельных действий по его обезвреживанию.
Учебный вопрос № 9
ТУШЕНИЕ ОЧАГА ВОЗГОРАНИЯ ОГНЕТУШИТЕЛЕМ
Для тушения пожаров применяются пожарные машины, пожарные мотопомпы, огнетушители. Огнетушители предназначены для тушения пожаров в начальной стадии их возгорания. Они бывают жидкостные, пенные, углекислотные, порошковые. В училище имеются пенные и порошковые огнетушители. На учениях и используются порошковые огнетушители (ОП). Марка ОП-1, ОП-2, ОП-5, ОП-10 (цифра обозначает массу в кг). Продолжительность действия огнетушителя: ОП-1 – 10 сек., ОП-2 – 10 сек., ОП-5 – 15 сек., ОП-10 – 20 сек. Порошковый огнетушитель предназначен для тушения всех видов возгораний и электрических установок под напряжением. Для приведения огнетушителя в действие необходимо: - выдернуть чеку, - направить огнетушитель на очаг возгорания, - нажать на спусковой рычаг, - в рабочем положении огнетушитель следует держать вертикально.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ЗАДАЧАХ ПОДГОТОВКИ
НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧС
-
Положение
«О
подготовке
населения
в
области
защиты
от
чрезвычайных
ситуаций
природного
и
техногенного
характера»
утверждено постановлением Правительства РФ от 04.09.03 г. № 547»
3. Основными задачами защиты от чрезвычайных ситуаций являются: а) Обучение населения : - правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, - приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, - правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты» 7. Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения … учений и тренировок»
- Письмо «О мерах по развитию нормативной правовой базы в области
защиты от ЧС, совершенствованию защиты работников и обучающихся
образовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций» Министерства
образования РФ от 27 мая 2004 г. № 40-51-9/02:
«… организовать и обеспечить: 2. В целях повышения эффективности защиты работников и обучающихся образовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций: - осуществление мероприятий по повышению защищенности образовательных учреждений от угроз природного, техногенного характера и террористических проявлений - осуществление первичных мер пожарной безопасности - сокращение сроков проведения эвакомероприятий совершенствование обучения учащихся общеобразовательных учреждений в области безопасности жизнедеятельности в процессе осуществления курса ОБЖ
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ УЧЕНИЙ
I. НАКАНУНЕ ДНЯ УЧЕНИЙ:
- инструктаж участников учений о мерах безопасности накануне дня учений, - распределение воспитанников по двум командам для усиления момента состязательности, достижения более высоких результатов на всех этапах учений, - подготовка необходимого реквизита для проведения учений
II. В ДЕНЬ УЧЕНИЙ:
- дежурная служба внезапно подает вводную команду «Пожар!… Горит спальный корпус… Эвакуация через центральный вход». - воспитанники действуют в соответствии с имеющимися знаниями, планом эвакуации и требованиями педагогов, которые организуют выход детей из горящего здания. Внимание! По лестничным маршам передвигаться не спеша. Педагоги отвечают за соблюдение воспитанниками мер безопасности. - выйдя из горящего здания, воспитанники строятся по группам (классам) в центре спортивного городка. Педагоги проверяют воспитанников по списку, обеспечивая 100 % явку,
руководитель учений:
- коротко подводит итоги первого этапа учений по выходу из горящего здания, - объявляет план учений, - проводит инструктаж о мерах безопасности перед каждым очередным этапом учений - согласно плана учений отрабатывает с воспитанниками каждый вопрос, вынесенный на учения, - подводит итоги учений, определяет команду победительницу, наиболее отличившихся воспитанников, не забывает и о тех, кто действовал неумело. Лучшие награждаются призами, - организуется чаепитие с пирогами для всех участников и судей. Примечание: педагоги и др. сотрудники училища привлекаются руководителем учений к судейству, обеспечению воспитанниками мер безопасности.
III. НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ УЧЕНИЙ
- разбор итогов учений на совещании у начальника ГО – директора училища - издание приказа по итогам учений - распределение воспитанников по двум командам для усиления момента состязательности, достижения более высоких результатов на всех этапах учений,
- подготовка необходимого реквизита для проведения учений
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства РФ № 547 от 04.09.03 г. «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». 2. Положение «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденное Постановлением Правительства РФ № 547 от 04.09.03 г. 3. Письмо Министерства образования РФ от 27 мая 2004 г. № 40-51-9/02 «О мерах по развитию нормативной правовой базы в области защиты от ЧС, совершенствованию защиты работников и обучающихся образовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций». 4. Памятка Главного Управления ГО и ЧС администрации Костромской области о действиях населения в ЧС. 5. Учебники ОБЖ 4-10 класс Смирнов А.Т., Литвинов Е.Н., Фролов М.П., Издательство АСТ., 2014г. 6. Информационный научно-методический журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» 2013-2014 гг., Издательство «Русский журнал».
Оглавление
1. Структура Гражданской обороны Костромского спец. ПУ - 1 лист 2. Нормативные документы о задачах подготовки населения в области защиты от ЧС - 1 лист 3. Разрабатываемая документация: на - 17 листах
а) Приказ директора училища о проведении учений по Гражданской обороне - 4 листа б) План проведения учений по Гражданской обороне (легенда учений) - 3 листа в) Письмо начальнику Главного управления МЧС России по Костромской области полковнику Сычеву Д.В. с просьбой направить для оказания помощи в организации учений пожарных и демонстрации - 1 лист «Куба жизни» для спасения потерпевших (прилагается). г) Письмо руководителю поисково-спасательной службы Костромской области Сибатову Р.С. с просьбой направить в училище для оказания практической помощи в организации учений спасателей, демонстрации МТБ и ее возможностей - 1 лист д) Письмо командиру 1065 гв. артполка ВДВ гвардии
полковнику Коблову А.Н с просьбой выделить группу десантников для создания шумо-дымового эффекта при захвате училища террористами согласно легенды учений. - 1 лист е) Алгоритм действий руководителя учений - 1 лист ж) Приказ директора училища «Об итогах учений по Гражданской обороне» - 3 листа з) Статья в средства массовой информации и на сайт училища «День Гражданской обороны в Костромском СПУзт - 3 листа и) Письмо начальнику ГУ МЧС России по Костромской области Сычеву Д.В. с благодарностью о помощи в проведении учений по ГО - 1 лист к) Письмо командиру 1065 г. артполка ВДВ полковнику Коблову А.Н. с благодарностью о помощи в проведении учений по ГО - 1 лист л) Состав участников учений по ГО - 1 лист 4. Методика выполнения учебных вопросов выносимых для на – 12 листах практической отработки в ходе учений: - учебный вопрос № 1 « Эвакуация (выход) воспитанников из горящего здания. Правила безопасного поведения при пожарах» - учебный вопрос № 2 «Противогаз. Надевание противогаза. Преодоление зараженной местности в противогазе» - учебный вопрос № 3 «Остановка артериального кровотечения» - учебный вопрос № 4 «Переноска пострадавшего» - учебный вопрос № 5 «Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца» - учебный вопрос № 6 «Самоспасатель «Шанс – Е». Назначение. Руководство к применению» - учебный вопрос № 7
«
Тушение горящей одежды на воспитаннике» - учебный вопрос № 8 «Угроза террористического акта» - учебный вопрос № 9 «Тушение очага возгорания огнетушителем» 5. Литература. – 1 лист
В раздел основное полное образование