"Роль Управляющего совета школы в социализации и адаптации детей мигрантов"
статья
Автор: Тополь Вера Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, МБОУ "СШ №1", город Нижневартовск, ХМАО-Югра
В раздел основное полное образование
Роль
Управляющего
совета
школы
в
социализации и адаптации детей мигрантов Тополь Вера Николаевна , заместитель директора по учебно - воспитательной работе МБОУ « СШ № 1» В последние годы в связи с усилением процесса миграции населения в стране возросло количество детей мигрантов . Школы сталкиваются с проблемой социальной адаптации детей мигрантов . К факторам , влияющим на социальную адаптацию детей мигрантов , относится ближайшее социальное окружение : сверстники , школа и семья . От их влияния зависит характер адаптации , её продолжительность и результат . Наша школа – школа № 1 с 2011 года является пилотной площадкой по реализации Программы по социализации и адаптации детей из семей мигрантов . В реализации данной программы участвует администрация , педагогический коллектив , Управляющий совет школы . В управляющий совет , как правило , входят представители от каждого класса , поэтому члены управляющего совета знакомы с проблемами адаптации детей мигрантов . В связи с этим роль Управляющего совета в решении данного вопроса достаточно ответственна - это объединение интересов всех участников образовательного процесса , это диалог и опыт работы с общественными институтами , родительской общественностью , школьным обществом . В своей работе Управляющий совет и педагогический коллектив школы придерживается следующих постулатов : при организации образовательного процесса необходимо учитывать разные факторы , так как трудно определить какие - то единственные подходы в обучении , адаптации и социализации детей - мигрантов
:
- изначальное знание русского языка ; - уровень общей культуры семьи ; - планы на дальнейшее обучение ребенка ; - принадлежность родного языка семьи к той или иной языковой группе . Обучение в школе ведется по общеобразовательным программам , реализующим федеральный государственный образовательный стандарт начального общего , основного общего образования и ГОС . В нашей школе обучаются дети 26 национальностей , каждый восьмой ученик - из семьи мигрантов . Для обучения в школу , как правило , поступают дети - билингвы , они владеют как русским , так и родным языком .
Незнание языка в основном матерями детей мигрантов не позволяет им помочь ребёнку в усвоении учебной программы , а интерес успехами ребёнка заканчивается , как только уровень знания языка школьника становится выше уровня знания языка отца . Родители - мигранты , также , как и их дети , испытывают трудности от пребывания в новой для них среде , поэтому стараются не идти на контакт , каждая мигрирующая семья отличается повышенной тревожностью , связанной с изменением условий проживания , низким материальным достатком , отсутствием постоянного места проживания , а иногда и работы . В связи с чем возрастает роль школы в помощи и поддержке не только ребёнка , но и семьи . Управляющий совет обладает возможностью в решении некоторых проблем мигрантов . Поэтому повышение образовательного и культурного уровня родителей мигрантов мы решаем через беседы с ними , организовывая посещение родителями детей мигрантов учебных занятий , тематических классных часов , внеклассный и внешкольных мероприятий . На заседании Управляющего совета рассматривался вопрос : « Особенности мировоззрения и религий семей мигрантов ». Это позволило всем участникам образовательного процесса выстроить позитивное сотрудничество в рамках учитель - ученик - родитель . Перспективным направлением в социализации и адаптации детей мигрантов в данном направлении мы считаем расширение сотрудничества с диаспорами Азербайджана и республик Средней Азии . Управляющий совет принял участие в работе дискуссионной площадки « Русский язык как средство сохранения духовных и культурных традиций в полиэтнической среде », проводимой в рамках II международной конференции « Развитие образовательных , культурных и научных связей с соотечественниками , проживающими за рубежом . Содействие сохранению российской духовной и культурной среды » (27.11.2014 г .) Управляющий совет школы пытается помочь в решении детско - родительского и межсемейного общения мигрантов . Это направление реализуется посредством привлечения родителей к помощи своему ребенку в выполнении каких - либо творческих заданий или в подготовке и проведении мероприятий . С участием Управляющего совета в школе проходят поликультурные праздники . Они имеют три характерных направленности : - способствующие формированию толерантных отношений ( это спортивные праздники , веселые старты « Дружба », круглые столы ); - формирующие активную гражданскую позицию ( субботники , « Дни здоровья », сбор макулатуры , акция « Вахта памяти », фестиваль военно - патриотической песни « Дорогами поколений »); - воспитывающие позитивное отношение к многообразию культур ( фестиваль « В дружбе народов – единство России », ярмарка « Дары осени », акция « Аллея первоклассников »). Во время подготовки к мероприятиям , помощь родителей необходима ребенку в процессе поиска информации , в оформлении национальных
гостиных , при приготовлении блюд национальной кухни , подборе национальных костюмов . Непосредственно во время самого праздника родители принимают участие в работе своего и других классов , оказывают необходимую моральную поддержку своему ребенку во время творческого выступления . После завершения основного общешкольного мероприятия , совместная деятельность продолжается в классах . Таким образом , оказывая поддержку своему ребенку , родители сами оказываются в поликультурной и многонациональной среде . Школа выступает посредником , средой для благоприятной совместной деятельности представителей различных культур , в ходе чего происходит изменение и формирование толерантных отношений как внутри семей , так и между ними . Во время мероприятий , проходящих на территории школы , родители общаются с семьями разных национальностей , знакомятся с их нравами и культурой . Вовлеченные в общую совместную деятельность , дети и родители разнонациональных семей стремятся к одной цели , помогают друг другу , советуются , ищут точки соприкосновения , поддерживают благоприятную эмоциональную атмосферу . Мы понимаем , что современный педагог должен быть подготовлен к работе с детьми из семей мигрантов , так как успешность социальной адаптации детей мигрантов может гарантироваться только тогда , когда создана единая образовательная среда . Данная проблема обсуждалась на одном из расширенных заседаний Управляющего совета . В процессе обсуждений пришли к единому выводу , что педагогу так же необходимо определённые знания для успешной организации обучения детей мигрантов . Возможность обучаться предоставил Педагогический университет «1 сентября ». Педагогический университет «1 сентября » предлагает дистанционный курс « Обучение русскому языку как неродному ». Данная тема дистанционного курса определена в школе как внутрикорпоративная для учителей предметов гуманитарного цикла . Подведу итог вышесказанному . Безусловно , успешность адаптации детей мигрантов в культурное пространство можно гарантировать только тогда , когда создано единое воспитательно - образовательное пространство « семья – школа ». Опыт нашей школы показывает , чем теснее осуществляется связь семьи и школы , тем эффективнее педагогический результат . Взаимодействие школы и семьи позволяет реализовать основные педагогические условия , обеспечивающие социальную адаптацию ребёнка из семьи мигрантов : - взаимная толерантность , уважение культурных отличий открытость и принятие педагогами и родителями общих основ воспитания ; - деятельностный подход , использование активных методов обучения , обеспечивающих освоение детьми и родителями ценностей и социальных норм , способов поведения , воспитание дружеских взаимоотношений ; - обеспечение психолого - педагогической , социальной поддержки семьи .
Семья и школа – два важнейших института воспитания ребёнка , социальная адаптация пройдёт быстрее и безболезненнее , если они будут сотрудничать .
социализации и адаптации детей мигрантов Тополь Вера Николаевна , заместитель директора по учебно - воспитательной работе МБОУ « СШ № 1» В последние годы в связи с усилением процесса миграции населения в стране возросло количество детей мигрантов . Школы сталкиваются с проблемой социальной адаптации детей мигрантов . К факторам , влияющим на социальную адаптацию детей мигрантов , относится ближайшее социальное окружение : сверстники , школа и семья . От их влияния зависит характер адаптации , её продолжительность и результат . Наша школа – школа № 1 с 2011 года является пилотной площадкой по реализации Программы по социализации и адаптации детей из семей мигрантов . В реализации данной программы участвует администрация , педагогический коллектив , Управляющий совет школы . В управляющий совет , как правило , входят представители от каждого класса , поэтому члены управляющего совета знакомы с проблемами адаптации детей мигрантов . В связи с этим роль Управляющего совета в решении данного вопроса достаточно ответственна - это объединение интересов всех участников образовательного процесса , это диалог и опыт работы с общественными институтами , родительской общественностью , школьным обществом . В своей работе Управляющий совет и педагогический коллектив школы придерживается следующих постулатов : при организации образовательного процесса необходимо учитывать разные факторы , так как трудно определить какие - то единственные подходы в обучении , адаптации и социализации детей - мигрантов
:
- изначальное знание русского языка ; - уровень общей культуры семьи ; - планы на дальнейшее обучение ребенка ; - принадлежность родного языка семьи к той или иной языковой группе . Обучение в школе ведется по общеобразовательным программам , реализующим федеральный государственный образовательный стандарт начального общего , основного общего образования и ГОС . В нашей школе обучаются дети 26 национальностей , каждый восьмой ученик - из семьи мигрантов . Для обучения в школу , как правило , поступают дети - билингвы , они владеют как русским , так и родным языком .
Незнание языка в основном матерями детей мигрантов не позволяет им помочь ребёнку в усвоении учебной программы , а интерес успехами ребёнка заканчивается , как только уровень знания языка школьника становится выше уровня знания языка отца . Родители - мигранты , также , как и их дети , испытывают трудности от пребывания в новой для них среде , поэтому стараются не идти на контакт , каждая мигрирующая семья отличается повышенной тревожностью , связанной с изменением условий проживания , низким материальным достатком , отсутствием постоянного места проживания , а иногда и работы . В связи с чем возрастает роль школы в помощи и поддержке не только ребёнка , но и семьи . Управляющий совет обладает возможностью в решении некоторых проблем мигрантов . Поэтому повышение образовательного и культурного уровня родителей мигрантов мы решаем через беседы с ними , организовывая посещение родителями детей мигрантов учебных занятий , тематических классных часов , внеклассный и внешкольных мероприятий . На заседании Управляющего совета рассматривался вопрос : « Особенности мировоззрения и религий семей мигрантов ». Это позволило всем участникам образовательного процесса выстроить позитивное сотрудничество в рамках учитель - ученик - родитель . Перспективным направлением в социализации и адаптации детей мигрантов в данном направлении мы считаем расширение сотрудничества с диаспорами Азербайджана и республик Средней Азии . Управляющий совет принял участие в работе дискуссионной площадки « Русский язык как средство сохранения духовных и культурных традиций в полиэтнической среде », проводимой в рамках II международной конференции « Развитие образовательных , культурных и научных связей с соотечественниками , проживающими за рубежом . Содействие сохранению российской духовной и культурной среды » (27.11.2014 г .) Управляющий совет школы пытается помочь в решении детско - родительского и межсемейного общения мигрантов . Это направление реализуется посредством привлечения родителей к помощи своему ребенку в выполнении каких - либо творческих заданий или в подготовке и проведении мероприятий . С участием Управляющего совета в школе проходят поликультурные праздники . Они имеют три характерных направленности : - способствующие формированию толерантных отношений ( это спортивные праздники , веселые старты « Дружба », круглые столы ); - формирующие активную гражданскую позицию ( субботники , « Дни здоровья », сбор макулатуры , акция « Вахта памяти », фестиваль военно - патриотической песни « Дорогами поколений »); - воспитывающие позитивное отношение к многообразию культур ( фестиваль « В дружбе народов – единство России », ярмарка « Дары осени », акция « Аллея первоклассников »). Во время подготовки к мероприятиям , помощь родителей необходима ребенку в процессе поиска информации , в оформлении национальных
гостиных , при приготовлении блюд национальной кухни , подборе национальных костюмов . Непосредственно во время самого праздника родители принимают участие в работе своего и других классов , оказывают необходимую моральную поддержку своему ребенку во время творческого выступления . После завершения основного общешкольного мероприятия , совместная деятельность продолжается в классах . Таким образом , оказывая поддержку своему ребенку , родители сами оказываются в поликультурной и многонациональной среде . Школа выступает посредником , средой для благоприятной совместной деятельности представителей различных культур , в ходе чего происходит изменение и формирование толерантных отношений как внутри семей , так и между ними . Во время мероприятий , проходящих на территории школы , родители общаются с семьями разных национальностей , знакомятся с их нравами и культурой . Вовлеченные в общую совместную деятельность , дети и родители разнонациональных семей стремятся к одной цели , помогают друг другу , советуются , ищут точки соприкосновения , поддерживают благоприятную эмоциональную атмосферу . Мы понимаем , что современный педагог должен быть подготовлен к работе с детьми из семей мигрантов , так как успешность социальной адаптации детей мигрантов может гарантироваться только тогда , когда создана единая образовательная среда . Данная проблема обсуждалась на одном из расширенных заседаний Управляющего совета . В процессе обсуждений пришли к единому выводу , что педагогу так же необходимо определённые знания для успешной организации обучения детей мигрантов . Возможность обучаться предоставил Педагогический университет «1 сентября ». Педагогический университет «1 сентября » предлагает дистанционный курс « Обучение русскому языку как неродному ». Данная тема дистанционного курса определена в школе как внутрикорпоративная для учителей предметов гуманитарного цикла . Подведу итог вышесказанному . Безусловно , успешность адаптации детей мигрантов в культурное пространство можно гарантировать только тогда , когда создано единое воспитательно - образовательное пространство « семья – школа ». Опыт нашей школы показывает , чем теснее осуществляется связь семьи и школы , тем эффективнее педагогический результат . Взаимодействие школы и семьи позволяет реализовать основные педагогические условия , обеспечивающие социальную адаптацию ребёнка из семьи мигрантов : - взаимная толерантность , уважение культурных отличий открытость и принятие педагогами и родителями общих основ воспитания ; - деятельностный подход , использование активных методов обучения , обеспечивающих освоение детьми и родителями ценностей и социальных норм , способов поведения , воспитание дружеских взаимоотношений ; - обеспечение психолого - педагогической , социальной поддержки семьи .
Семья и школа – два важнейших института воспитания ребёнка , социальная адаптация пройдёт быстрее и безболезненнее , если они будут сотрудничать .
В раздел основное полное образование