"Шесть шагов к успеху" (Задание 25 на ЕГЭ)
Методическая разработка
Автор: Полякова Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ Комсомольская средняя общеобразовательная школа, пгт. Комсомольск Тисульского района Кемеровской области
В раздел основное полное образование
ЕГЭ-2016
Задание 25
Советы по подготовке
к сочинению…
«ШАГИ» работы:
1.Определите
тему текста и напишите небольшое
вступление (1-2 пр-ия), отразив эту тему.
2. Сформулируйте одну из
проблем, поставленных
автором текста, «соедините» её с предыдущим
вступлением.
3. Прокомментируйте найденную в тексте проблему (т.
е. докажите, что она действительно есть ПО ТЕКСТУ);
можно использовать незначительное цитирование.
4. Покажите
позицию автора текста (т. е.
способы
решения проблемы, которые предлагает
САМ автор );
вновь возможно цитирование.
5. Напишите,
согласны или не согласны
вы с точкой
зрения автора. Объясните, почему. Свой ответ
аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или
читательский опыт (учитываются первые
два
аргумента).
6. Закончите сочинение небольшим (1-2 пред-ия) образно-
обобщающим заключением, ещё раз обратившись к теме
текста.
Как написать вступление…
ВИДЫ:
«Именительный темы»
1. Пишу ключевое слово проблемы.
2. Ставлю многоточие.
3. Пишу ассоциации, связанные с этим словом.
4.Формулирую проблему («Именно этой проблеме…»).
ЭТО ВСЕ ОДИН АБЗАЦ!!!
«Вопросы-стимулы»
1. Пишу 2-3 вопроса, созвучных проблеме.
2. Делаю клише «Именно ответам на эти вопросы
посвящает свой текст автор…».
«Картина»
1. Пишу 2-3 назывных (в них есть только
подлежащее) распространенных предложения,
которые бы рисовали картину по проблеме.
2. Заявляю проблему.
« Название»
Я назвал бы этот текст ……., потому что проблема,
поднятая …….., посвящена…….
Кстати! Лучше не начинать сочинение с фраз: «В
этом тексте говорится…», «Передо мной лежит
текст…»…
Формулируем проблему…
Ещё раз о проблеме…
ТЕМА – то, о чем говорится в тексте.
ПРОБЛЕМА –
это основной вопрос, который
рассматривает автор в этом тексте.
Тема – чтение книг. Проблема – потеря
интереса к чтению художественной литературы. Т.Е.
проблема словно «вытекает» из темы!
Виды проблем:
философские (н-р, жизни и смерти, цели в жизни…);
социальные (неравноправия, бедности…);
политические (н-р, взаимоотношения между народами,
странами…);
научные (н-р, происхождения человечества, изменения
климата на планете…);
экологические (н-р, загрязнения окружающей среды);
нравственно-этические (добра и зла, взаимопонимания,
одиночества…).
Проблему можно формулировать в виде
1) вопроса; 2) конструкции со словами «проблема», «вопрос».
Н-р: Как долго человек может быть один? Именно эта проблема –
в центре внимания писателя А.Иванова…Или: Разве может быть
любовь односторонним процессом? Можно ли любить без
взаимности? Именно эти вопросы волнуют писателя А.Иванова.
Или: …Именно над проблемой заставляет задуматься писатель.
Типовые конструкции:
1.В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания…
(кого?)….. актуальная проблема…….(чего?).
2. Предложенный текст посвящен проблеме…..
Комментируем проблему
Это не пересказ текста!
Толкование, пояснительные замечания
С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ!
Сделать это можно, ответив на след.
вопросы:
1.На какие стороны проблемы обращает наше внимание
писатель?
2. Что особенно его волнует и тревожит, что он
подчеркивает, выделяет?
Комментарий – это «переходный мостик» от
формулировки проблемы к изложению авторской позиции
по заявленной проблеме.
Типовые конструкции для передачи действий
автора
Автор:
обращает наше внимание, выделяет, замечает, высказывает интересное предположение, особо останавливается на…….., анализирует, подробно комментирует, затрагивает, касается, ссылается на, приводит примеры…
НЕ ЗАБЫВАЕМ О ТЕКСТЕ!
Формулируем авторскую позицию
Это ответы на вопросы:
Что хотел сказать автор?
Какова была цель его высказывания?
Ради чего он это всё написал?
Как он сам относится к поставленной проблеме?
Какие мысли, чувства, переживания являются для автора
главными, ключевыми?
Чему учит текст?..
АВТОР ОТНОСИТСЯ К ПОДНЯТОЙ ПРОБЛЕМЕ…
- положительно, отрицательно, неоднозначно
- двойственно, скептически, иронически
…Позиция автора по затронутым
вопросам очевидна….
Типовые конструкции для выражения
авторской позиции:
АВТОР
Иронизирует над кем \ чем?
Осуждает кого \ что?
Разделяет мнение …
Возражает кому \ в связи с чем?
Опровергает что?
Критикует, обвиняет, разоблачает кого?
Отстаивает что?
Доказывает что?
Убеждает кого в чем?
Призывает к….
Открыто заявляет о своей гражданской позиции…
Высказываем своё мнение…
1.Мнение высказываем по ПОДНЯТОЙ проблеме!
Этически корректно! (1 балл терять не надо…)
2.Аргументы (2!!!) – доказательства, объяснения, примеры.
3. ВАШЕ мнение – маленький текст внутри всего сочинения
«С»:
- тезис (ваша позиция по проблеме с долей эмоций!);
- собственно 2 аргумента;
- вывод (общий итог).
ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ
С мнением, позицией, доводами автора трудно не
согласиться…
Нельзя не согласиться с мнением автора…
Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения…
Я разделяю позицию автора…
Используем конструкции
Вводные (безусловно...)
Деепр. обороты (Оценивая авторскую позицию, можно
сказать… Размышляя над позицией автора, хочется
отметить… Разделяя точку зрения автора, хочется
добавить…)
Приведем пример… Сошлемся, например, на…
Возьмем в качестве примера… Сравним… Сопоставим…
Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда…
Никто не будет отрицать, что…
Никто из нас не будет возражать против того…
Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту
авторской позиции. Во-первых,…
Ярчайшими примерами тому могут служить не только…, но и…
ИСПОЛЬЗУЕМ:
1.
Реальные факты из жизни окружающих,
достойные
подражания или крайнего осуждения.
2.
Свои собственные наблюдения и выводы.
3.
Предположительные примеры (
что могло бы быть при
определенных условиях).
4.
Пословицы, поговорки, афоризмы, отражающие традиционно-
исторический опыт народа, его мудрость.
В этом случае
деточка не просто приводит пословицу, ведь это еще не
аргумент, а раскрывает, комментирует её, объясняет её связь
с тезисом.
5.
Примеры из художественной, исторической, научно-
популярной литературы.
6.
Примеры из художественных фильмов, периодической печати,
теле- и радиопередач.
7.
Свои суждения, почерпнутые при изучении школьных
предметов, н-р, истории, права, обществознания.
Заключение
В заключение хочу подчеркнуть…
В заключение хотелось бы отметить…
В заключение хотелось бы ещё раз обратить
внимание на…
Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
Итак,…
Следовательно,…
Таким образом,…
В конце работы
цитату из исходного текста лучше не
использовать. А вот цитату-заготовку вставить можно! Это
может быть пословица или поговорка, известное
высказывание, афоризм. После цитаты даём небольшой
комментарий к цитате.
Приём «Отклик»
: «Прочитав этот текст,
начинаешь с новой силой понимать…»; «Когда я
прочитал этот текст, то подумал о том, что…»
В раздел основное полное образование