"Описание внешности хорошо знакомого человека"
конспект урока
Автор: Егорова Нина Александровна, учитель русского языка и литературы, МОУ "Лесно-Конобеевская средняя школа", с. Лесное Конобеево, Шацкий район, Рязанская область
В раздел основное полное образование
Урок развития речи: «Описание внешности хорошо знакомого человека».
Русский язык . 8-й класс.
Цели урока:
- систематизировать приобретенные учащимися знания об описании; - подготовить детей к самостоятельному сочинению-описанию внешности; - развивать в детях наблюдательность и внимание, способствовать обогащению речи учащихся портретной лексикой, учить выборке «портретной лексики». Оборудование: фотографии, портреты людей; героев из литературных произведений.
ХОД УРОКА
1.
Организационный момент, запись даты, темы урока.
2.
Вступительное слово учителя
1. Сегодня нам предстоит подготовиться к сочинению –описания внешности человека. Авторы учебника предлагают составить характеристику хорошо знакомого вам человека (вашего друга, сверстника, близкого). Описать его внешность. Первый шажок к написанию такого сочинения мы уже сделали в 7-ом классе (сочинение по картине В.Серова «Девочка с персиками», сочинение по картине Григорьева «Вратарь», описание внешности одноклассника, брата, сестры, мамы, отца…). Задание, конечно, не простое: ведь вам надо дать не просто описание внешности того или иного человека, а проникнуть во внутренний мир, то есть раскрыть его характер. Показать, как меняется лицо, выражение глаз, поступки человека в разных жизненных ситуациях. Например, в моменты радости, удивления, грусти. А что меняется во внешности, когда человек занимается любимым делом, спешит куда- то, отвечает на уроке, объясняет что-то и так далее? Думаю, мы справимся с работой. А начнем мы с литературной викторины. ЧЕЙ ЭТО ПОРТРЕТ?
«МЦЫРИ»
Он был, казалось, лет шести: Как серна гор, пуглив и дик, И слаб и гибок, как тростник. Но в нем учительный недуг Развил тогда могучий дух Его отцов.
«ПОЛТАВА»
Его глаза Сияют, лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен.
«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяна, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она очень мне понравилась.
Не могу не напомнить вам крохотный эпизод из повести А.С.Пушкина «Дубровский». «Исправник вынул из кармана довольно замаранный лист бумаги, развернул его с важностью и стал читать нараспев». «Приметы Владимира Дубровского, составление по сказкам бывших его дворовых людей. От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось». - И только, - сказал Кирилла Петрович - Только, - отвечал исправник - Поздравляю, господин исправник. Ай да бумага! По этим приметам не мудрено вам будет отыскать Дубровского. Да кто же не среднего роста, у кого не русые волосы, не прямой нос, да не карие глаза! Бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем Бог тебя свел». Надеюсь, вы сумеете избежать один из самых распространенных недочетов при написании сочинения подобного типа: сумеете выделить существенное, самое важное во внешности описываемого человека, найти свой подход – словом, «укажете особые приметы»! 2. Я предлагаю провести работу над заданиями карточек, где выписаны цитаты из различных художественных произведений, даны задания различного характера. Таким образом отобрать необходимый материал к сочинению.
Учитель:
мы приступаем к работе над тем материалом, с которым вы знакомились дома, попытаемся отобрать и записать в тетрадь необходимый для сочинения материал.
Глаза Карточка № 1
«Его глаза сияют» (А.С.Пушкин.) «За спиною его стояла девочка… щеки ее горели нестерпимо, еще сильнее, чем ее серые глаза» (К.Г.Паустовский.) - Отметить портретную лексику. (Ученик отмечает лексику, класс записывает в тетрадях - глаза сияют, глаза горят.) «На Таню глядели серые, как у матери, глаза. Они были раскрыты, постоянный блеск покрывал их поверхность, а в глубине ходили легкие тени, и, казалось, в них не было никакого дна» (Р. Фраерман.) «Ко всему этому, у него были быстрые блестящие глаза» (Д.Дефо.) «У Андерсена были серые сощуренные глаза» (К.Г.Паустовский.) «Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались старше лица» (А.Грин.) «Я часто встречал на улицах Батума низенького, очень быстрого человека со смеющимися глазами» (К.Г. Пауствоский.) Многообразна портретная лексика: писатели указывают на цвет глаз, состояние человека, не называя его; обращают внимание на продолжительность взгляда, величину глаз; подчеркивают характер человека.
Задание № 1
Подберите антонимы к данным словам: например, глаза сияют, горят – потухли; быстрый, блестящий взгляд – медленный, тусклый; сощуренные глаза – раскрытые; темные – светлые; смеющиеся – плачущие.
Учащиеся знакомятся с карточками, содержащими вопрос: «О чем может говорить взгляд?»
Карточка № 2
Безмолвный, безжизненный, блеклый, потухший, настороженный, мертвый, ненавидящий, немой, неподвижный (взгляд.) - О чем говорит такой взгляд? (Свидетельствует о горе человека, исключая из этого ряда блеклый взгляд: он может указывать на возраст человека.) - Укажите антонимы к словам: безмолвный, безнадежный - обнадеживающий, говорящий.
Карточка № 3
Бархатный, бездонный, горячий. Задорный, искрометный, лучистый, мерцающий, оживленный, понимающий, светлый, чудесный, энергичный, ясный, твердый взгляд. Какие определения указывают на характер человека? (задорный, энергичный, оживленный.) В каких определениях подчеркнуто сходство со светом, материалом, величиной? (Бархатный, бездонный, искрометный, лучистый, мерцающий, светлый.) В каких определениях даны оценки? (Чудесный.) Подберите синонимы к словам: чудесный, задорный. (Чудесный – прекрасный, задорный – живой.)
Карточка № 4 Цвет глаз.
Назовите цвет глаз. (Голубые, синие, стальные, серые, зеленые, карие, черные). «Глядя прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку».
Карточка № 5 Волосы, брови, овал лица.
Какими могут быть волосы по цвету? (белокурые, черные, каштановые, русые, седые, пепельные). Как называют людей по цвету волос? (Блондинами, брюнетами, шатенами.) Укажите форму, длину волос. (Волнистые, кудрявые, прямые, редкие, густые, жесткие, мягкие, длинные, короткие.)
Карточка № 6
Какими бывают брови у человека по цвету и форме? (черные, белесые, густые, редкие, круглые, длинные, вразлет, нависшие, как шнурки и так далее.)
Карточка № 7
Назовите овал лица, какое оно бывает? (Круглое, длинное, широкое, узкое, продолговатое.)
Карточка № 8 Нос.
Перед вами определения, которые употребляются для описания носа: большой, длинный, короткий, крошечный, крупный, маленький, массивный, огромный, увесистый, тяжелый, античный, горбатый, греческий, римский, классический, вздернутый, вислый, курносый, кривой, сплюснутый, клювом, крючком, пуговкой.
Карточка № 9 Походка.
Как можно сказать о походке? (Бесшумная, вихляющая, , военная , вялая, грузная, легкая, мужская, плывущая, твердая, скользящая, ровная, нетвердая, четкая, тяжелая, энергичная, юношеская.) Какая походка у балерины?
Как ходят пожилые люди?
Карточка № 10
Попробуйте назвать состояние человека по походке: беззаботная, беспечная , бодрая, важная, виноватая, вкрадчивая, гордая, ленивая. Уверенная, усталая. У А.М. Горького: «Двигалась она легко и плавно, точно большая кошка». «Дед с матерью шли впереди всех. Он был ростом под руку ей, шагал мелко и быстро; и она, глядя на него сверху вниз, точно по воздуху плыла».
Карточка № 11 Речь, манера говорить.
Речь человека… Какая она бывает? (Бесстрашная, бойкая, властная, вкрадчивая, грозная, отрывистая, певучая, проникновенная, сухая, трескучая, уверенная, холодная, сюсюкающая, тихая, шепелявая, звучная, картавая, плавная, сбивчивая, невнятная, ворчливая, задушевная, запальчивая, громкая, тихая, торопливая.)
О ком это и кто сказал?
«Говорила она как-то особенно выпевая слова, и всегда таинственно оглядываясь, точно собираясь бежать куда-то, спрятаться» (А.М.Горький). «Саша Яков говорил торопливо, тихо, захлебываясь словами, и всегда таинственно оглядываясь, точно собираясь бежать куда-то, спрятаться». (А.М.Горький)
3.
Отработка правильного употребления словосочетаний в предложении (устно)
Составь предложение, в котором будет описана внешность девочки зелеными
глазами, каштановыми волосами, круглым овалом лица. (Зеленоглазая,
круглолицая девочка с каштановыми волосами).
1. Мальчика с карими глазами, черными волнистыми волосами, длинным овалом лица. (Кареглазый длиннолицый мальчик с черными вьющимися волосами.) 2. Старика высокого, худого, глаза стальные, волосы седые. (Высокий, худой старик, седоволосый, со стальными глазами.) 3. Пожилой женщины – брюнетки, полной, с серыми глазами. (Полная, пожилая брюнетка с серыми глазами.) 4. Малыша – белые волосы, голубые глаза, розовые щеки, круглый овал лица. (Беловолосый, розовощекий малыш, с голубыми глазами на круглом лице.)
4.
Составление опорного сложного плана и его запись в тетрадь.
5.
Чтение учителем лучших сочинений предыдущих классов.
6.
Слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы постарались провести целенаправленную работу над деталями портрета, сформировать представление о таком виде описания, как описание внешности, отобрали и записали в рабочие тетради материал для описания общего впечатления о человеке. Описание внешности человека, так же, как и другие виды описаний, может быть написано в разговорном, деловом, научном, художественном, публицистическом стиле.
Задача разговорного стиля поделиться со слушателем своими впечатлениями о внешности какого-либо лица; деловое описание используется, например, при розыске пропавших детей, в судебной практике; описание внешности литературного героя – пример художественного описания; описание внешности современного студента, рабочего в газетном очерке нередко дается в обобщенном плане и носит публицистический характер… Следовательно, прежде всего надо самому себе ответить на такие вопросы: Кого именно я буду описывать? Какую задачу я ставлю? (Поделиться впечатлениями, сообщить об отличительных признаках, нарисовать внешность.) Что главное я скажу в своем сочинении? («Все примечательно во внешности такого-то человека»; «Как необычно выглядит такой-то, когда возбужден (отдыхает и так далее)»; «Во внешности такого-то особенное – это-то»; «Такой-то обаятелен (неприятен) и так далее).
7. Итог урока.
И последнее: хочу напомнить о необходимости четко выразить основную мыль! Предположим, вы хотите подчеркнуть веселый характер, нрав человека. Значит, все дело должно быть подчинено этой мысли: лексика при описании внешности, жизненные факты в которых раскрывается эта черта характера описываемой вами личности. Или – вы хотите написать о человеке сосредоточенном, серьезном, надежном. Лексика будет совсем другой. Не забудьте об авторской позиции, о «переходных» мостиках, попробуйте найти нужные лова для вступления. ВЕДЬ ХОРОШЕЕ НАЧАЛО – ПОЛОВИНА ДЕЛА.
8.
Домашние задание. Подготовить черновой вариант сочинения.
Сочинение «Мой дед» (образец)
Я хочу рассказать вам о своем дедушке. Мой дед, признаться, удивительный человек. Я отношусь к нему с некоторой иронией. А почему? – спросите вы меня. Слушайте. Вроде бы, обыкновенный старичок. Но не для меня. А что в нем особенного? У деда пышная шевелюра, в которую уже давно забрались седые волоски. Я ни разу не видел пожилого человека с такой «львиной» головой, как у моего деда. А глаза! Они у него необыкновенные, удивительные с лукавинкой и хитрецой, в них запрятана какая-то тайна, известная одному ему. Я часто заглядываю в них, стараясь разгадать ее, но не удается. Мы с дедом хорошо ладим, а каждый год осенью жизнь моя становится «сладкой». Удивились? А все дело в том, что именно осенью дедушка парит для меня сахарную свеклу. Я видел, как он над ней колдует. Сначала промоет каждую в горячей воде, потом очистит, порежет кусочками и – в чугунною И все с шутками-прибаутками. Ставит свеклу в печку, а на следующий день приходи, внучок, лакомись. Вы уже поняли, что дед у меня очень веселый человек. Он носит все тяготы жизни как- то легко, и это ему помогает. «Подумаешь, труба покосилась, беда велика, сейчас враз поставим на место!» А как начнет шуточные песни петь – от смеха валишься. Лицо его в эти минуты молодеет. Я тоже стараюсь деду не уступать, бывает подшучу над ним. Дед иногда обижается, но ведь я это не со зла! А он зыркнет на меня своими огромными глазами, прикрытыми густыми длинными ресницами – сразу замолчишь.
Вы бы знали, какой он у меня работящий и сильный. Еще бы! Один ходит в лес, дровишки заготавливать – сухостой. Однажды срубил тридцать деревьев за один раз. Радость разливалась по лицу ручейками, расправляя морщинки. А в последнее время дед весь зачитался. Даже бабушка на него ругается. Мол, ослепнешь! Но дедушка все равно каждый день находит время на книгу. Тогда он никого не слышит и не видит. Лицо становится сосредоточенным, внимательным. Я очень люблю своего дедулю, а он – меня.
В раздел основное полное образование