"Образ жизни и внешнее строение земноводных"
Урок биологии в 7 классе.
Автор: Шевченко Татьяна Петровна, учитель биологии, МБОУ "СОШ № 4" ЭМР Саратовской области, Энгельс
В раздел основное полное образование
Учитель биологии МБОУ «СОШ№4» ЭМР Саратовская область
Шевченко Татьяна Петровна.
Урок биологии в 7классе .
Тема «Образ жизни и внешнее строение земноводных»
Тип урока:
изучение нового материала с компьютерной поддержкой.
Цель урока:
раскрыть особенности внешнего строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше.
Задачи урока:
• познавательная: изучение образа жизни и внешнего строения земноводных как первых наземных животных; • развивающая: развитие умения сравнивать и обобщать, формирование умения работать с демонстрационным мультимедийным материалом; • воспитывающая: воспитание бережного отношения к живому, формирование любви к природе.
Оборудование:
таблица, фонограмма с записью голосов лягушки, демонстрационный мультимедийный материал.
Ход урока
I.
Вступительное слово учителя
. Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок, должны угадать, о ком пойдет речь. Итак, подсказка первая — эти животные служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им построено два памятника. Подсказка вторая — слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в теплом помещении). Третья подсказка — многих представителей держат в аквариумах и террариумах — для красоты. Четвертая подсказка — это загадка. В Токио ей не напрасно Памятник стоит прекрасный! Героиня не могуча, Но зелена и прыгуча, Ротик — тот еще у ней — Хоть завязочки пришей! Итак, речь действительно пойдет сегодня о лягушках, наиболее известных животных из класса земноводных. Это необычные животные. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить. Необычность этих животных состоит уже в том, как к ним относятся люди. У одних они вызывают брезг- ливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и взрослые, и дети. Вот послушайте, как о них отзываются: Гадкая лягушка с холодной и мокрой кожей, с лупоглазой мордочкой и перепончатыми лапами... Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб.(Альфред Брем) Я беру на себя задачу защищать земноводных, а сделать я это смогу в том случае, если мы познакомимся с особенностями строения и образа жизни лягушек, их ролью в природе и жизни человека. Звучит запись голосов лягушек. Записывается тема урока на доске и в тетрадь.
II.
Стадия «Вызов», «мозговая атака».
Я знаю, что вы очень любознательные ребята, смотрите телепередачи, читаете книги, и вы уже имеете некоторое представление о лягушках. Я предлагаю вам обратиться к таблице «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Знаю Хочу знать Узнал В течение трех минут в первую графу запишите, что вам известно о лягушках. Положите ручки, прочитайте по очереди, не повторяясь, кто что записал. Выслушиваются ответы детей, учитель заполняет первую графу таблицы на доске. Молодцы! Вы много рассказали. А насколько верны были ваши утверждения, мы проверим на следующих этапах урока. А что бы вы хотели узнать о земноводных? Свои вопросы записываем во вторую графу. Как вы считаете, за что же люди не любят лягушек, жаб и им подобных. (Холодные, скользкие, некрасивые и т.п.). Пересаживаемся к компьютеру, открываем папку «Земноводные». Обратите внимание на изображения этих удивительных животных. Рассмотрите их. Все признаки земноводных, которые могут вызывать у людей непри- язнь и отвращение, являются необходимыми приспособлениями к среде обитания. Учитель говорит о том, что земноводные — первые наземные позвоночные, и приспосабливаться им пришлось ко многому: условия жизни в водной и воздушной средах различаются очень сильно.
Далее в ходе беседы проводится сравнительная характеристика этих сред обитания. К концу беседы ученики должны сформулировать вывод: земноводные — необычные животные, так как являются первыми наземными позвоночными, не сумевшими окончательно порвать связь с водой. Пересядьте за парты и откройте учебник. Рассмотрите представителей класса земноводных, прочтите их названия по вашему желанию. Для выявления приспособленности лягушек к средам обитания организуется работа в группе. Учащиеся выполняют лабораторную работу «Среды обитания и особенности строения лягушки» (рис. 2). Новые сведения записываются учащимися в третью графу таблицы. Затем учащимся предлагается задание: самостоятельно познакомиться с материалом компьютерного диска, самостоятельно заполнить таблицу о приспособлениях земноводных к жизни в воде и на суше. Далее идет обсуждение записанного, сравнение с выводами на компьютере. Пересаживаемся за рабочие места. Кто желает обобщить и дать связанный рассказ? Ответ ученика. Формулируется три основных вывода: 1. Лягушка — животное необычное. У нее можно обнаружить черты приспособленности к обитанию в воде и на суше. 2. Благодаря этой особенности весь класс получил название «Земноводные». 3. Второе название этого же класса — «Амфибии», что в переводе с греческого языка означает «двоякодышащие». Учитель рассказывает о том, что каждую группу животных изучает определенная биологическая дисциплина, и предлагает подумать, как будет называться наука о земноводных, если лягушка на греческом языке — «батрахос». (Батрахология.) Учащиеся делают записи определений новых терминов в тетрадь. • Земноводные — это поистине удивительные создания. Если бы животным давали патенты за изобретения, то амфибии по праву первыми бы их получили. Земноводные первыми из позвоночных научились дышать с помощью легких и вдохнули полной грудью живительный воздух нашей планеты (правда, в процессе дыхания у амфибий участвует и кожа). • Амфибии первыми встали на ноги. До этого на Земле ни у кого из позвоночных просто не было ног. Ноги земноводных имеют суставы и закреплены в теле с помощью поясов конечностей. • Земноводные научились поворачивать голову — у них есть шейный отдел позвоночника, правда, состоящий из одного позвонка. • Они первыми начали мигать, чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания, у них появились подвижные веки. • Лягушки — первые «слюнтяи» планеты. Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу, потребовалась смазка — слюна. Однако она не содержит пищеварительных ферментов. • Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появился новый орган — среднее ухо, закрытое гибкой мембраной (барабанной перепонкой) и снабженное специальными косточками для усиления и передачи возникающих колебаний. Учитель рассказывает, что некоторые признаки земноводных давно заинтересовали ученых-биоников. На основе этих особенностей были сконструированы электронные приборы (например, электронная модель глаза для слежения за движущими самолетами) и ряд других предметов. Один из них находится у меня в черном ящике. В конструкцию этого предмета за основу была взята особенность строения задней конечности лягушки. Впервые сконструирован в 1929 г. французом Луи де Корле. Что это за предмет? (Ласты для подводного плавания.) У лягушки есть еще одно качество, которое представляется очень интересным в настоящее время, так как оно может открыть перед человеком огромные возможности по завоеванию Мирового океана. Пока мы его не можем использовать. Что это за качество? В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что это способность к кожному дыханию. Возможно, когда-нибудь будут созданы костюмы из полупроницаемых мембран, которые, как кожа лягушки, смогут извлекать кислород, растворенный в воде. Тогда водолазам не потребуется специальная аппаратура с запасом воздуха. Учитель продолжает разговор о том, что живая природа с незапамятных времен служила человеку источником вдохновения в его стремлении к техническому прогрессу, и неслучайно в 1960 г. на базе естественных и инженерно-технических наук родилась наука бионика. На доске записана расшифровка слова бионика: бионика = биология + техника. После краткого обсуждения формулируется определение, которое записывается в информационный лист. Бионика — наука, изучающая возможности применения в технике принципов организации и работы живых организмов. Учитель рассказывает о том, что земноводные — объект научной и экспериментальной работы. Они помогли людям сделать ряд важнейших научных открытий. Учитель отмечает, что благодарное человечество поставило лягушкам два памятника: в Парижском университете (Сорбонне), по настоянию крупного естествоиспытатели Клода Бернара, и в Токио (Япония), по инициативе студентов. Но лучшей наградой лягушкам за все, что они сделали для человека, было бы гуманное к ним отношение. Я надеюсь, что сегодняшний урок изменит ваше отношение к этим необычным животным.
III. Стадия «Рефлексия».
Завершая знакомство с необычными особенностями позвоночных, учитель предлагает записать выводы
по уроку на информационном листе. Отдельные учащиеся зачитывают свои записи: некрасивые, первые наземные животные, слюнтяи, объекты для биоников и экспериментальной работы. Мы рассмотрели целый блок вопросов, а теперь вернемся к первой графе нашей таблицы и обсудим, верны ли были ваши предположения.
IV. Итоги урока.
Учащиеся вместе с учителем проверяют, на все ли вопросы ответили на уроке, какие вопросы переносятся на следующие занятия. Учитель подводит итог урока. Помните, творения природы так удивительно хрупки, и оттого, насколько разумно и бережно мы будем сегодня к ним относиться, зависит не только развитие мысли человека, но и самой жизни. И как призыв к охране, бережному отношению ко всему живому на планете на-доску вывешивается плакат с изображением рук человека, охраняющих планету и все живое на ней, в том числе и земноводных. Знаменитый натуралист Альфред Брем писал: «Тот, кто по заблуждению или по непростительной шалости убивает столь полезное животное, только доказывает свою необразованность и свое невежество, о чем можно только сожалеть». Заканчивается урок словами норвежской пословицы: «Кто дружен с лягушкой, тому она приносит золото». Так будем же дружить с лягушками и вместе их беречь!
V. Домашнее задание.
1. Опираясь на знания, полученные на уроке, составить кроссворд. 2. Создать свой проект «Памятник лягушке», оформить в виде презентации, защитить его. 3. Подготовить по различным источникам информации сообщение о каком-либо представителе земноводных.
В раздел основное полное образование