"Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности как условие развития познавательной и творческой деятельности учащихся"
карта инновационного педагогического опыта
Автор: Борзенкова Людмила Геннадьевна, заместитель директора по учебной работе, учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ № 2, город Покачи ХМАО-Югра
В раздел основное полное образование
1. Формальные параметры
1.1. Наименование педагогического опыта:
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности как условие развития познавательной и творческой деятельности учащихся».
1.2. Автор – разработчик педагогического опыта:
Учитель русского языка и литературы Борзенкова Людмила Геннадьевна.
1.3. Тип и вид представляемого образовательного учреждения:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Покачи.
1.4. Период формирования и функционирования педагогического
опыта:
2007-2012 г.г.
1.5. Адрес педагогического опыта:
628661, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, город Покачи, улица Мира, 9 телефон:8-34-669-7-30-78 1
2. Содержательные параметры
2.1. Актуальность педагогического опыта
XXI век. Век глобальной информатизации и компьютеризации. Компьютерные технологии проникают во все сферы жизнедеятельности. Обучая школьников с применением информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ), педагог даёт своим воспитанникам прекрасную возможность для развития личности. Президент России Д.А.Медведев, формулируя требования к современной школе в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», определил, что «главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Несомненно, что одним из важнейших направлений модернизации школьного образования на современном этапе является направление по внедрению средств ИКТ в учебно-воспитательный процесс
.
Актуальность опыта обусловлена противоречиями: - между низким уровнем мотивации обучающихся к обучению и высокими требованиями, предъявляемыми обществом к выпускнику; - между интересами обучающихся, возникающими в период ускорения научно-технического прогресса и содержанием материала, представленного в учебной литературе; - между знаниями, полученными на уроках, и способностью применять их в жизни, будущей профессиональной деятельности. Успех процесса обучения определяется уровнем учебной мотивации обучающихся, поэтому в своей работе, опираясь на диагностические исследования, интересы обучающихся, особенности возрастного развития, активно применяю ИКТ в учебно-воспитательном процессе
,
использование которых позволяет повысить учебную мотивацию, учит подрас тающее поколение жить в информационном мире, помогая находить и использо вать необходимые знания. Использование ИКТ помогает перейти от традиционного урока к современному уроку и дает возможности для развития само стоятельной деятельности обучающихся. Ученики должны самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим. Огромную роль в этом играет активное использование ИКТ в учебном процессе, поскольку это способствует повышению качества знаний, уровню воспитанности, общему развитию обучающихся и позволяет добиваться стабильности результатов. Есть множество педагогических технологий, которые когда-то были актуальны, но со временем ушли в прошлое. ИКТ, на мой взгляд,- технологии будущего. Они будут видоизменяться и модернизироваться, но останутся в школах навсегда, потому что в наше время расширение 2
информационного пространства – основная тенденция развития современного общества. На формирование опыта работы по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности оказали влияние следующие факторы: - изучение нормативно-правовых документов (Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Концепция модернизации российского образования, Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (далее – ФГОС) нового поколения), - изучение методической литературы по предметам, - опыт коллег, - курсы повышения квалификации по темам: «Использование ИКТ в деятельности учителя-предметника» и «Подготовка проекта на получение гранта»; - участие в работе ШМО и ГМО; - участие в муниципальном конкурсе «Мастер презентаций».
2.2. Содержательная форма представления педагогического опыта
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, формируя практические навыки, навыки самообучения, стимулируя самостоятельную работу, формируя ответственную деятельность. В своей работе я активно применяю современные образовательные технологии: ИКТ, технологию личностно-ориентированного обучения, элементы технологии проблемного обучения, технологию компьютерного урока. Эти технологии совершенствуют содержание, методы, организационные формы проведения уроков, внеклассных мероприятий, активизируют процесс обучения, способствуют развитию познавательной и творческой деятельности обучающихся, повышают темп урока. Мой педагогический опыт по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности содержит следующие материалы: - рабочие программы учебного курса русского языка для обучающихся 5-11-х классов (с обязательным выделением уроков с использованием ИКТ), составленные на основе ФГОС нового поколения; - рабочие программы учебного курса литературы для обучающихся 5- 11-х классов (с обязательным выделением уроков с использованием ИКТ), составленные на основе ФГОС нового поколения; - рабочие программы элективных курсов («Трудные случаи современной пунктуации», «Культура речи, или как научиться грамотно и красиво говорить», «Практическая стилистика», «Синтаксис сложного предложения»); - DVD-диски с учебными и художественными фильмами; 3
- электронные учебники: «Энциклопедия русской литературы», «Кирилл и Мефодий. Русский язык. 5-11 класс», « ЕГЭ по русскому языку», «Русский язык. Репетитор»; - методическая копилка готовых цифровых образовательных ресурсов (далее - ЦОРов); - методическая копилка разработанных мною и детьми ЦОРов: по русскому языку (5 класс: «Лексика», «Морфемика», «Синтаксис», «Фонетика», «Развитие речи», «Морфология», 6 класс: «Развитие речи», «Морфология», «Словообразование», «Лексика», 7 класс: «Морфология» «Развитие речи», 8 класс: «Синтаксис простого предложения», «Обособленные члены предложения», «Развитие речи», 9 класс: «Синтаксис сложного предложения», «Развитие речи», «Подготовка к ГИА», 10-11 класс: «Подготовка к ЕГЭ»; по литературе («Древнерусская литература», «Биографии писателей 18 века», «Биографии писателей 19 века», «Биографии писателей 20 века», «Истории создания произведений писателей 18 века», «Истории создания произведений писателей 19 века», «Истории создания произведений писателей 20 века»; по внеклассной работе («Литературно-музыкальные композиции», «Викторины», «Праздники»).
2.3. Инновационная направленность педагогического опыта
Современную школу невозможно представить без ИКТ, потому что они вносят разнообразие и дополняют традиционные средства обучения. Опыт использования ИКТ на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности дает ряд преимуществ: - повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы; - индивидуализация обучения; - рост объема выполненных на уроке заданий; - расширение информационных потоков при использовании Интернета; - освоение обучающимися современных информационных технологий. - возможность для обучающихся проявить свои творческие способности; - поиск новых, нетрадиционных форм и методов обучения; - стимуляция профессионального роста в освоении компьютера. На мой взгляд, применение ИКТ в учебном процессе способствует повышению качества обучения, эффективной организации познавательной деятельности обучающихся, интереса к учебной деятельности, развитию индивидуализации и дифференциации учебного процесса, развитию самостоятельности учащихся, сочетанию разных программных средств.
2.4. Методологическая база педагогического опыта
В основу уроков с использованием ИКТ положены базовые психолого-педагогические и методологические положения Л.С. Выготского, 4
исследования по использованию ИКТ в образовании Г. К. Селевко, психологические аспекты применения компьютера Е. С. Полат. При подготовке урока с использованием ИКТ учитываю следующие аспекты : - мотивационный аспект : учет индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся, выбор содержания, форм, темпов и уровней проведения урока, освоение обучающимися ИКТ; - содержательный аспект: создание ЦОРов по отдельным темам и разделам, тестов, домашних заданий; - учебно-методический аспект: использование ИКТ – это учебно- методическое сопровождение урока. При отборе учебного материала к уроку с использованием ИКТ соблюдаю дидактические принципы: - принцип научности, - принцип доступности, - принцип систематичности, - принцип последовательности, - принцип дифференцированного подхода. При проектировании урока использую готовые программные продукты (энциклопедии, обучающие программы); текстовый редактор Word, который позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал; электронные презентации, составленные при помощи Power Point . Проектирование компьютерных уроков я начинаю с составления тематического плана темы, в котором распределяю использование ИКТ, учитывая требования к урокам, содержание изучаемого материала, наличие, чередование и продолжительность использования компьютерных средств. Рассматриваю целесообразность их применения. Составляю план урока. Составляю презентацию и конспект урока. Компьютер выполняет функции источника учебной информации, наглядного пособия, тренажера, средства диагностики, контроля, средства подготовки текстов, графического редактора, средства подготовки выступлений. Возможности компьютера на уроках русского языка использую на всех этапах обучения. При изучении нового материала координирую и организую учебный процесс, чередуя методические приемы. На уроках закрепления изученного материала часто использую групповую форму работы с учетом дифференцированного подхода. При повторении изученного материала чаще всего использую тестирование или составляю презентацию с частичными схемами. Обучающиеся заполняют основы схемы самостоятельно на уроке, проверяют себя, ответ появляется на слайде, либо на интерактивной доске. Для проверки знаний обучающихся использую работу с текстом: на первом слайде дан текст, в котором пропущены орфограммы или пунктограммы, 5
после написания работы обучающиеся проверяют свою работу по следующему слайду и сами себе выставляют оценки. В качестве домашнего задания обучающиеся могут составить мини-презентацию по теме урока. На уроках контроля использую разнообразные тесты. Все ЦОРы по русскому языку систематизированы по параллелям: - 5 класс: «Лексика», «Морфемика», «Синтаксис», «Фонетика», «Развитие речи», «Морфология»; - 6 класс: «Развитие речи», «Морфология», «Словообразование», «Лексика»; - 7 класс: «Морфология» «Развитие речи»; - 8 класс: «Синтаксис простого предложения», «Обособленные члены предложения», «Развитие речи»; - 9 класс: «Синтаксис сложного предложения», «Развитие речи», «Подготовка к ГИА»; - 10-11 класс: «Подготовка к ЕГЭ». Активно использую ИКТ и на уроках литературы. Благодаря красочным иллюстрациям, аудио- или видеозаписям, урок получается ярким и содержательными. Одним из оптимальных средств использования ИКТ на уроках литературы является создание презентаций, которые служат прекрасным наглядным материалом, оживляют ход урока, пробуждают интерес обучающихся к литературным произведениям, позволяют представить жизнь и личность писателя. Презентации использую при изучении биографии писателя, истории создания литературного произведения и анализе текста художественного произведения. Чаще всего использую свои презентации или презентации, созданные обучающимися. Все ЦОРы по литературе и внеклассной работе систематизированы по разделам: «Древнерусская литература», «Биографии писателей 18 века», «Биографии писателей 19 века», «Биографии писателей 20 века», «Истории создания произведений писателей 18 века», «Истории создания произведений писателей 19 века», «Истории создания произведений писателей 20 века», «Праздники », «Викторины», «Игры», «Литературно- музыкальные композиции». На некоторых уроках прослушиваем музыкальные композиции, так как именно музыка позволяет создать нужный эмоциональный настрой. Просматривая на уроке видеофрагмент и видеофильм, после просмотра обсуждаем с учениками увиденного и сравниваем с текстом художественного произведения. Таким образом, методически оправданное использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности развивает познавательные навыки и творческие способности обучающихся, формирует у школьников умение работать с информацией, развивает коммуникативные способности 6
обучающихся, создаёт благоприятный психологический климат на уроках, способствует самоорганизации труда и самообразованию учителя и обучающихся.
2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта
Умелое использование ИКТ помогает развивать познавательные и творческие способности, самостоятельность обучающихся , помогает обучать и воспитывать ребёнка, обеспечивая высокую активность в учебном познании.
Цель опыта:
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся. Реализации данной цели помогают следующие
задачи
: - развивать способности обучающихся посредством использования мультимедийной продукции; - активизировать познавательную и творческую деятельность обучающихся; - создавать условия для оптимального развития познавательных и творческих способностей обучающихся; - использовать новые виды учебной деятельности обучающихся; - соотносить дидактические возможности и методические функции ИКТ с планируемыми образовательными результатами; - создавать условия для формирования умений и навыков поисковой работы в информационных ресурсах компьютерных средств.
2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта
Основными субъектами, вовлеченными в осуществление опыта по использованию средств ИКТ, являются учителя русского языка и литературы, учителя начальных классов, обучающиеся. При проведении уроков с использованием ИКТ обязательно учитываю возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Использование ИКТ в качестве инструмента означает появление новых форм мыслительной, творческой деятельности. ИКТ влияют на формирование и развитие психических структур человека, в том числе мышления. В свое время печатные материалы и технические средства массовой коммуникации привели к расширению возможностей человеческого познания, а ИКТ увеличивают потенциал мышления человека, вызывают определенные изменения в структуре мыслительной деятельности, так как основными являются символы, таблицы, графики, диаграммы, звуки, цветные изображения. Свою работу по использованию ИКТ считаю эффективной, так как обучающимся стараюсь прививать навыки мышления нового типа, определенным образом отличающегося от мышления, сформировавшегося 7
на основе пользования печатной информацией и средствами массовой коммуникации. В связи с использованием ИКТ пересмотру подвергаются представления не только о мышлении, но и о других психических функциях: восприятии, памяти, представлениях, эмоциях. Используя в своей работе ИКТ, опираюсь на следующие положения: - обучение работе по использованию ИКТ в работе учителя является частью содержания образования; - обучение работе по использованию ИКТ является методом формирования мышления; - использование ИКТ в работе расширяет возможности человеческого мышления в решении возникающих проблем; - ИКТ - инструмент решения проблем, его использование не самоцель.
2.7. Социальная направленность педагогического опыта
Стратегия модернизации образования Российской Федерации предполагает, что «основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной сферах». Вхождение человека в информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Одним из путей решения этой проблемы в нашей стране является проект «Информатизация системы образования», проводимый Правительством Российской Федерации. Понимаю, что компьютерная грамотность - важнейший элемент образования. Ученик должен понимать, как с помощью компьютера решить различные задачи, умело используя технические возможности. В соответствии с Концепцией информатизации общего образования одной из главных задач является формирование информационной компетентности. Одним из условий подготовки ИКТ-компетентных граждан является высокий уровень их информационной компетентности. Для подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе на уроках формирую у своих учеников умения, составляющие ИКТ–компетентность. Повсеместное проникновение средств ИКТ в общее среднее образование делает актуальной задачу сохранения здоровья учащихся в процессе обучения с использованием компьютерной техники. Организуя процесс обучения, выбираю меры по обеспечению здоровьесбережения, работаю в рамках апробированной программы нашей школы. Повышаю свой уровень знаний по здоровьесбережению, учитываю работоспособность школьников во время урока, чередую различные виды деятельности, сочетаю труд и отдых во время учебно-воспитательного процесса, провожу динамические паузы. 8
Используя на своих уроках ИКТ, не забываю о возможностях обучающегося, его физических и психических характеристиках. Использую ИКТ разумно, чтобы не страдало качество знаний и не ухудшалось здоровье школьников. Ведь одна из главных целей обучения с использованием ИКТ - подготовка здоровых членов современного общества, способных ориентироваться в информационных потоках и владеющих информационными технологиями.
2.8. Воспроизводимость педагогического опыта
Опыт распространяется на школьном и муниципальном уровнях. Рекомендуется для распространения на региональном уровне через обобщение опыта работы. Ограничений в использовании данного опыта нет. Апробирован на базе общеобразовательной школы в общеобразовательных классах в течение 3 лет. Формы распространения опыта: - проведение творческих отчетов; - проведение открытых уроков и мероприятий; - выступления на августовских конференциях, педагогических советах, заседаниях ШМО и ГМО, муниципальных практических семинарах; - публикация методической статьи в научно-методическом журнале; - работа в составе экспертных групп и комиссий; - участие в конкурсах профессионального мастерства.
2.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта
Материально-технические ресурсы: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, проигрыватель, телевизор, DVD-диски, учебные фильмы, сеть Интернета, ЦОРы. Программное обеспечение: рабочие программы учебного курса русского языка и литературы для 5-11 классов с учетом проведения уроков с ИКТ, составленные на основе ФГОС нового поколения; программы элективных курсов, компьютерные программы. Информационные ресурсы: учебно-методические комплексы по русскому языку и литературе для каждого года обучения, методическая и справочная литература, словари, энциклопедии, дидактический материал. Мотивационные ресурсы: cистема морального и материального поощрения, участие в конкурсах.
3. Результативные параметры
9
3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных
результатов
Благодаря опыту работы по использованию средств ИКТ, создана атмосфера сотрудничества, активизировались познавательная деятельность обучающихся к русскому языку и литературе, к творческой и проектной работе, повысилась качественная успеваемость обучающихся, многие становятся активными участниками, научно-практических конференций, внеклассных мероприятий, творческих конкурсов.
Результаты участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады
школьников по русскому языку и литературе
Таблица 1
Учебный год
Предмет
Участники
Класс
Место
2009/10 Русский язык Кузьмин Сергей 9-А 2 место 2009/10 Литература Кузьмин Сергей 9-А 3 место 2011/12 Русский язык Остапчук Александр 11-А 1 место
Результаты участия в Международной олимпиаде по основам наук
Уральского Федерального округа (количество обучающихся)
Таблица 2
Учебный год
Предмет
2006/07
2007/08
2008/09
2009/10
2010/11
Русский язык 12 16 17 8 5 Литература - - 2 5 4
Результаты участия в Молодежном предметном чемпионате г.Пермь
(количество обучающихся)
Таблица 3
Участники
Предмет
5-А класс
8-А класс
11-А класс
Русский язык 8 6 7
Результаты участия в научно-исследовательской работе
(муниципальный уровень)
Таблица 4
Учебный
год
Участник
Название работы
Класс
Результат
2006/07 Щербинина Татьяна «Библеизмы и гомеризмы в русской фразеологии» 9-А Диплом участника 2006/07 Косачев Константин «История развития словаря» 9-А Диплом участника 2006/07 Кордюков Олег «Мотив одиночества в судьбе и творчестве М.Ю.Лермонтова» 9-А Диплом участника 10
2010/11 Магомедова Анжела «Влияние англоязычных заимствований на лексический состав русского языка» 10-А Диплом участника 2010/11 Акинина Анастасия «Языковые приёмы создания рекламы как средство воздействия на покупателя» 10-А Грамота школы 2010/11 Борзенкова Маргарита Щеколенко Анна «Происхождение названий представителей животного мира» 8-А Грамота школы
Результаты участия в творческих конкурсах
(муниципальный уровень)
Таблица 5
Учебны
й год
Название конкурса
Участник
Клас
с
Результат
2006/07 Конкурс чтецов, посвященных Дню защитника Отечества Антоненко Наталья 6-А I место Сидорова Евгения 6-Б III место 2011/12 Конкурс сочинений юных корреспондентов «Нам сорок пятый выдал аттестаты» Мураховский Ярослав 6-А III место Нуретдинов Артур 6-А III место Кузьмин Сергей 9-А II место 2011/12 Конкурс сочинений «Что я знаю о чиновниках» Борзенкова Маргарита 8-А Победитель, благодарность Кириченко Наталья 8-А Участие 2011/12 Конкур сочинений о космосе Борзенкова Маргарита 8-А Диплом II степени, приз
3.2. Распространение педагогического опыта
Распространение опыта проводилось в рамках ШМО и ГМО учителей русского языка и литературы. С 2006 по 2011 г.г. руководила ШМО учителей русского языка и литературы. В 2006-2007, 2008-2010г.г. являлась руководителем ГМО учителей русского языка и литературы. В данное время возглавляю ГМО учителей русского языка и литературы. Проводила открытые уроки, мероприятия. Выступала на семинарах, конференциях. Принимала участие в профессиональных конкурсах. 11
Проведение открытых мероприятий (муниципальный уровень)
Таблица 6
Учебный
год
Название урока
Класс
Название
мероприятия
2006/07 «Русские поэты 19 века о родной природе» 6-Б Предметная неделя Урок-игра «Путешествие на остров Числительного» 6-А 6-Б Практический семинар 2007/08 Открытый урок чтения 6-А «Год русского языка» Буквы О,А в наречиях с ИЗ-, ДО-, С- 7-А Предметная неделя Буквы О,А в корнях -лож-, -лаг- 5-Б Предметная неделя Анализ рассказ Чехова «Хамелеон»» 7-Б Предметная неделя 2008/09 «Хлестаковщина. Это явление характерно для нашего времени» 8-А Практический семинар 2009/10 «Описание любимого уголка природы» 6-А Городская предметная неделя «У войны не женское лицо» 9-А 6-А Мероприятие к 65- летию ВОВ 2010/11 «Крещенные блокадой» 7-А Предметная неделя «Сначала Аз да Буки, а потом науки» 7-А Практический семинар
Выступления (на муниципальном уровне)
Таблица 7
Учебный
год
Название выступления
Название
мероприятия
2006/07 «Активизация познавательной деятельности учащихся» Заседание ГМО «Анализ литературного произведения» Мастер-классы лучших учителей РФ 2007/08 «Проблемное обучение на уроках» Педагогический совет «Использование альтернативных форм подготовки обучающихся к итоговой аттестации» Августовская конференция, работа круглого стола «Анализ литературного произведения» Заседание ГМО 2008/09 Презентация «Проблемное обучение на уроках» Практический семинар «Учебная презентация по Заседание ГМО 12
литературе» 2009/10 Презентация учебного проекта «Лермонтов в споре с судьбой» Практический семинар Презентация «Визитная карточка проекта» Практический семинар 2010/11 Презентация «Как создать ЦОР» Практический семинар 2011/12 Презентация «ФГОСы по филологии» Заседание ГМО
«
Создание современной системы непрерывного образования педагогов, подготовки и профессиональных кадров» Августовская конференция, работа круглого стола
Участие в конкурсах профессионального мастерства
(муниципальный уровень)
Таблица 8
Год
Название городского конкурса
Результат
2002 «Учитель года» III место 2004 «Учитель года» III место 2009 «Лучшая методическая разработка урока ПДД» II место 2011 «Мастер презентаций» III место Мой труд отмечен Грамотой Департамента образования ХМАО-Югры (2005г.), Грамотой управления образованием г.Покачи (2005г.), Дипломом участника энциклопедии «Одарённые дети - будущее России» (2008г.), Медалью «За вклад в развитие образования» в номинации «Российское образование», Грамотой Дома учителя УрФО за подготовку дипломанта второго этапа IV Олимпиады по основам наук (2008г.), Дипломом II степени муниципального конкурса «Лучшая методическая разработка урока по ПДД» (2009г.), Благодарственным письмом за подготовку победителя и призера муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников (2010г.), Благодарственным письмом за подготовку участника VII городского конкурса учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке» (2011г.), Дипломом III степени за участие в муниципальном конкурсе «Мастер презентаций» (2011г.), Благодарственным письмом за подготовку призёра муниципального конкурса «Мы не одни в космическом пространстве» (201г.).
3.3. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта
В 2008 году прошла курсовую подготовку по темам: «Подготовка проекта на получение гранта» и «ИКТ в работе учителя-предметника» и активно начала использовать ИКТ в своей практической деятельности. 13
Сравнительный анализ использования средств ИКТ на уроках
(процентное соотношение к общему количеству уроков)
Таблица 9
2008/09 учебный год
2009/10 учебный год
2010/11 учебный год
19,4 % (нагрузка – 20 часов) 42,6 % (нагрузка – 19 часов) 66,8 % (нагрузка – 18 часов)
Качественная успеваемость по русскому языку
в общеобразовательных классах
Таблица 10
Учебный год
Успеваемость
Качество
2006/07 100% 68% 2007/08 100% 64% 2008/09 100% 55% 2009/10 100% 63% 2010/11 100% 75%
Качественная успеваемость по литературе
в общеобразовательных классах
Таблица 11
Учебный год
Успеваемость
Качество
2006/07 100% 83% 2007/08 100% 71% 2008/09 100% 62% 2009/10 100% 68% 2010/11 100% 75%
Результаты итоговой аттестации в 9-х классах (в новой форме)
Таблица 12
Класс
Успеваемость
Качество
9-А 100% 70% 9-Б 100% 50%
Результаты итоговой аттестации в 9-х классах
по литературе (по выбору)
Таблица 13
Учебный год
Успеваемость
Качество
2009/10 100% 100%
Результаты государственного тестирования в 10-А классе
по русскому языку в рамках государственной аккредитации
образовательного учреждения
Таблица 14
Учебный год
Успеваемость
Средний балл
% выполнения
2010/11 100% 24 74,24% 14
3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта
Опыт моей работы творчески используют учителя русского языка и литературы Дюндик С.И., Форманчук Е.А.; учителя начальных классов Побрус И.Н., Порошина С.А.
Участие обучающихся в осуществлении педагогического опыта
(количество обучающихся)
Таблица 15
Учебный год
Уроки
Элективные курсы Внеурочная деятельность
2008/09 76 - 6 2009/10 54 25 24 2010/11 75 28 27
3.5. Публикация педагогического опыта в печати
В научно-методическом журнале «Образование Югории» (№3, 2011г.) опубликована моя статья
«
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы». В энциклопедии «Одарённые дети - будущее России» (2008г.) в номинации «Учитель» была опубликована статья о моей работе. Статья о моей работе «Герой моего времени» была напечатана в городской газете «Покачевский вестник» (2009г.). Отправила презентацию и разработку урока для участия в конкурсе Фестиваля педагогических идей «Открытый урок». Являюсь участником Всероссийского интернет-педсовета, с командой учителей школы «Микс» принимаю участие в конкурсе «Команда2команда». М.П. Директор МБОУ СОШ №2: (Л.А.Шабанова) 15
В раздел основное полное образование