Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Профессия. Квалификация. Специальность. Должность"

Конспект занятия

Автор: Милютина Галина Александровна, воспитатель, Абаканское СУВУ, Абакан



В раздел основное полное образование





«Профессия. Квалификация. Специальность. Должность
»

Цели:
углубить представление воспитанников о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду; побуждать воспитанников к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Форма проведения
: час общения.
Ход воспитательного часа

I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»
Вступительное слово воспитателя. - Ребята, скоро вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами? (Воспитанники дают ответы.) - Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии. Квалификация - это уровень профессионального мастерства. Должность - это место, занимаемое человеком в организации. Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
1. Игра «Визитка»
Слово воспитателя. - Многие люди в наше время оставиляют свои визитки. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. записаны профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике. В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят: «Артист в своем деле».

2. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»
- Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы. Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии». Вторая группа - «Самые отважные профессии». Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны». Четвертая группа - «Самые забытые профессии».
3. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Воспитатель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете? Воспитатель. Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
4. Мини-лекция «Формула профессии»
- Что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину? А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»? Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины: 1. хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа; 2. могу - это все, что мне по силам, по способностям; 3. надо - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
5. Демонстрация осознанного выбора профессии

«Это мой выбор!»
- Как же работает формула осознанного выбора профессии? Сейчас мы узнаем.). Хочу быть... Могу быть... Сейчас везде требуются... - Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии? - Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
6.

Знаешь ли ты:
1.Как называются профессии твоих родителей? 2. Какие учебные заведения они заканчивали? 3.Кем собираются стать твои друзья? 4. Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием? 5.Занимаешься ли ты углубленно каким-либо учебным предметом? 6.Можешь ли ты перечислить учебные заведения, имеющиеся в вашем городе? 7.Читаешь ли ты книги о профессиях? 8.Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях? 9.Помогаешь ли ты родителям в их работе? 10.Бывал ли ты на встречах с представителями каких-либо профессий? 11.Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию? 12.Говорили ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию? 13.Знаешь ли ты, чем различаются понятия «сфера деятельности» и «вид деятельности»? 14.Обращался ли ты в центр профориентации или к школьному психологу по поводу выбора профессии? 15.Занимался ли ты дополнительно – с репетитором или самостоятельно, чтобы лучше освоить какой-либо школьный предмет? 16.Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности? 17.Готов ли ты сделать профессиональный выбор? 18.Выполнял ли ты тест на выявление своих способностей к какой-либо
профессии? 19.Занимался ли ты в УПК по специальности, близкой к той, о которой мечтаешь? 20.Знаешь ли ты, какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда? 21.Как ты думаешь, человеку с профессиональным образованием легче найти работу, чем выпускнику общеобразовательной школы? 22.Знаешь ли ты, чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной деятельности? 23.Умеешь ли ты искать информацию о профессиях и о состоянии рынка труда? 24.Работал ли ты когда-либо в свободное время? 25.Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального выбора? 26.Считаешь ли ты, что профессионализм приходит к специалисту с годами? 27.Обращался ли ты в службу занятости, чтобы узнать, какие профессии сейчас нужны, а какие – нет? 28.Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе? 29.Зависит ли материальное благополучие от уровня образования и профессионального мастерства? 30. Зависит ли материальное благополучие от опыта работы?
А теперь подсчитай все ответы «да».
К этой сумме прибавь по полбалла за каждый вопросительный знак. Ответы «нет» не считаются.
21-30 баллов.
Ты - молодец! Задался целью и уверенно к ней идешь. Выбрать профессию тебе будет гораздо легче, чем другим. Ты практически готов сделать этот серьезный шаг.
11-20 баллов.
Что же неплохо. Ты активно занимаешься самообразованием - заботишься о своем будущем. Но его явно недостаточно для правильного выбора профессии. Похоже, ты упустил кое-что необходимое для этого. Не волнуйся, у тебя еще достаточно времени, чтобы наверстать упущенное.
Тестирование «Ты и твоя профессия»

- А сейчас вы узнаете, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не очень подходят. В нашем тесте всего 5 вопросов. Пожалуйста, запишите в столбик числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б) или в). 1. Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы: а) выспаться; б) посмотреть телевизор вместе с семьей; в) оказаться в кругу друзей. 2. Из трех подарков вы предпочли бы: а) удочку, набор для вышивания; б) коньки или лыжи; в) турпутевку или билет на интересное представление. 3. Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку; б) с семьей или друзьями; в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей. 4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то: а) почувствовали бы полную свободу; б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом; в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх. 5. В свое свободное время вы любите: а) читать , посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать; б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор; в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино. - А теперь подсчитаем количество набранных баллов. На доске нарисована таблица- подсказка, как следует оценивать ваши ответы. (Воспитанники подсчитывают баллы.)
- Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотохозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ. - А те, кто набрал от 8 до 12 очков, наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии. - Те, у кого оказалось от 12 до 15 очков, тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве - в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера. - Этот тест - только очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В конечном счете все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию.
7. Заключительное слово воспитателя.

8. Подведение итогов (рефлексия).


В раздел основное полное образование