"Развитие социальной компетенции на уроках физической культуры"
спортивные игры на уроках физической культуре
Автор: Попоудин Александр Анатольевич, учитель физической культуры, Школа-интернат №30 ОАО"РЖД", г.Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
В раздел основное полное образование
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК
СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ.
Попоудин А.А.
,
учитель физической культуры школы-интерната №30 ОАО «РЖД» г.Комсомольск-на –Амуре. Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Одной из важнейших задач образования является сохранение здоровья школьников. Поэтому наша задача наравне с решением педагогических задач должна сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в разделе "Новые социальные требования к системе российского образования" говорится, что "…школа — в широком смысле этого слова — должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно- экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности…". Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, активные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Предполагается, что эта задача будет решена, если за период обучения в школе учащийся будет подготовлен к умению жить в обществе, то есть приобретет необходимые социальные компетенции. Анализируя понятие "компетенция", можно отметить, что при всей многоаспектности трактовок, компетенция — это личностное качество и опыт по отношению к деятельности в заданной сфере. Компетенция ученика
предполагает набор определенных личностных качеств. Компетенция — это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, которая необходима для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Социальная компетенция — знания, умения, навыки, необходимые для жизни в обществе. Социальная компетенция: – сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки; – способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей; – социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе; – развитие личностных качеств, саморегулирование. В сложном процессе становления личности немало зависит от того, как учащийся адаптируется в мире людей, как найдет свое место, где он может чувствовать себя хорошо, может реализовывать свои потенциальные возможности и получать удовольствие от этой реализации. Среди старших школьников можно встретить неуверенных в себе, болезненно застенчивых или, напротив, очень агрессивных, излишне подвижных. И то и другое мешает не только окружающим, но и им самим. Очень много причин порождают то или иное состояние подростка. Многие из этих причин только обозначены в науке, другие исследованы подробнее. Что-то удается скорректировать в учебно-воспитательном процессе, а что-то остается прежним. Но бесспорно, что наибольших результатов удается достигнуть, если сам учащийся активен в процессе своего становления. При проведении уроков физической культуры выяснилось, что учащиеся наиболее включены в занятия при организации и проведении спортивных игр, изучении их правил.
Спортивные игры традиционно популярны среди людей всех возрастов благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Практически во всех образовательных учреждениях спортивные игры включены в учебные программы. Они широко практикуются во внеклассной и внешкольной работе. Особенности спортивных игр определяются спецификой соревновательной деятельности, которая и отличает их от других видов спорта. Соревновательное противоборство в игре происходит по установленным правилам с использованием присущих только конкретной игре соревновательных действий — приемов игры (техники). При этом обязательным является наличие соперника. В командных играх выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены. Как бы хорошо не играл отдельный спортсмен, если команда проиграла, то проиграл и он. И наоборот, как бы плохо спортсмен не играл, если команда выиграла, то выиграл и он. Такая специфика командных игр определяет ряд требований к участникам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. Следовательно, в игре вырабатываются коллективизм, способность жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективный интерес в каждый момент состязания. Воздействие коллектива на участника игры может быть весьма жестким, сильным, действенным, что способствует развитию соответствующих личностных качеств. Таким образом, можно сказать, что в игре физические, эмоциональные, умственные качества учащихся включаются в творческий процесс, при котором учащиеся вступают в социальное взаимодействие, а значит, должны обладать социальной компетенцией. Основными критериями социальной компетенции учащихся, проявляемой в спортивных играх, будут:
Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками; Готовность (то есть обладание кругом соответствующих умений) следовать правилам игры; Готовность (то есть обладание кругом соответствующих умений) систематически приобретать новые знания и умения и делиться ими с другими; Умение адекватно реагировать на мнения, позиции, отношения других членов команды; Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива; Умение целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры; Умение пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками; Умение использовать своеобразность функций, закрепленных за игроком. Проектирование урока физической культуры проходит в несколько этапов: Анализ ситуации, определение целей и постановка задач. При этом необходимо совместить задачи физического развития учащихся и задачи развития их социальной компетенции. Объединение этих задач в ходе проведения уроков физкультуры, по моему мнению, является новизной и особенностью этих уроков. Определение последовательности шагов в работе учителя и учащихся на уроке. Подбор форм, средств и методов взаимодействия педагога и детей на каждом этапе урока. Для решения задач, поставленных на уроке, выбираются преимущественно групповые и командные формы организации деятельности учащихся в каждой из частей урока
(подготовительной, основной, заключительной). Непосредственное проведение урока и сравнение полученных результатов с тем, что планировалось. Выявление положительных и отрицательных моментов проведенного урока. Уровень готовности учащихся оценивается по двум направлениям: физическая культура и социальная компетентность. В физической культуре это — методическая, физическая и технико- тактическая подготовленность, а в социальной компетенции следующие критерии: Умеет сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровой, учебной, трудовой, общественно-полезной деятельности; Умеет выражать свои потребности, переживания, состояния с использованием устной и письменной речи; Умеет удовлетворять свои потребности и желания в соответствии с правилами, обычаями, традициями; Умеет предвидеть потребности, желания, поступки других людей; Умеет адекватно реагировать на мнения, позиции, отношения других людей; Готов (то есть обладает кругом соответствующих умений) следовать правилам, обычаям, традициям в повседневной жизни; Готов (то есть обладает кругом соответствующих умений) систематически приобретать новые знания; Готов соответствовать требованиям к себе как обучающемуся. Внесение изменений в последующую работу в соответствии с выявленными недочетами. По итогам работы можно отметить, что школьники научились взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне нее. Участвуя в играх и соревнованиях, расширили круг друзей, приобрели опыт общения с малознакомыми людьми, поняли, что отношения в процессе состязаний и вне них могут существенно различаться.
Принимая установки учителя на игру как более опытного и знающего человека, научились прислушиваться к словам старших, не отвергать их мнение и советы. Желание лучше проявить себя в игре мотивировало учащихся овладевать новыми умениями и навыками, которые они перенесли и в другие виды деятельности. В неформальном общении подростки передают эти умения друг другу. В игре постоянно происходит моделирование ситуации, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость оценить ситуацию, выбрать необходимое действие. Выработалась психологическая стойкость: умение контролировать свои эмоции, выслушивать и правильно воспринимать критику товарищей, учителя в свой адрес. Участие в спортивных играх позволило развить физические качества: быстроту, силу, ловкость, гибкость, выносливость. Практика показала, что игра — это сильнейшее средство социализации учащихся, включающая в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на его формирование.
В раздел основное полное образование